На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций:
сравнению и обобщению.
Характер общения с учениками строится с учетом возрастных особенностей и на основе сотрудничества.
Каждый структурный этап урока не только способствует усвоению знаний, умений и навыков, но и обеспечивает развитие интеллектуальных
важнейших качеств учащегося: внимания, памяти, мышления, речи.Разработка урока по русскому языку. Цель урока: формирование осознанного определения имени существительного по признакам (одушевлённое или неодушевлённое, единственное или множественное число, собственное или нарицательное)
русский 20.11.12.doc
Учитель начальных классов
Хон Алена Вилориевна
Класс: 3
Предмет: русский язык
Тема: Имя существительное.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Цель урока: формирование осознанного определения имени существительного по признакам
(одушевлённое или неодушевлённое, единственное или множественное число, собственное или
нарицательное)
Задачи урока:
1. Закрепить и систематизировать знания учащихся об имени существительном.
2. Ввести в активный словарь термины: имя существительное, часть речи, одушевлённое или
неодушевлённое, единственное или множественное число, собственное или нарицательное.
3. Развивать устную и письменную речь. Расширять активный слов запас.
4. Воспитывать интерес учащихся к русскому языку, внимательное отношение к речи.
5. Привитие любви и уважения к родному дому, семье и близким.
Оборудование: таблички, карточки, картинки.
План урока
1 . Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Минутка чистописания. Запись пословицы в тетради
4. Развитие речи.
5. Работа в тетрадях. Задание: подобрать однокоренные слова к слову дом.
6. Что вы уже знаете об этой части речи? Назовите имена существительные.
7. Физкультминутка
Классификация существительных.
8. Роль существительных в речи и предложении.
9. Обобщение – по этажам “дома”.
10. Общий вывод об имени существительном как части речи.
11. Выставление оценок. Итог урока.
Ход урока:
1 . Организационный момент.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
2. Сообщение темы и цели урока.
На доске запись: Мой дом моя крепость.
Учитель: Как вы думаете, почему так говорят?
Какой частью речи является слово дом? Крепость?
Правильно, это имена существительные. Сегодня на уроке русского языка мы будем закреплять
знания об имени существительном.
А что такое имя существительное?
Всему название дано,
И зверю и предмету
Вещей вокруг полным полно,
А безымянных нету,
И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
У каждого слова своя работа, одни, называют предметы, другие – их признаки, третьи –
действия. Имя существительное – всё, что существует. А части речи живут в большой стране,
которая называется МОРФОЛОГИЯ. У каждой части речи свой дом. И вот сегодня мы будем
строить дом имени существительному.
Каждый дом имеет фундамент.
Сегодня мы повторим изученную часть речи существительное. (На доске появляется запись:
Имя существительное – часть речи. Обозначает предмет.)
У каждого из нас есть дом. И не только у нас, но и у всех животных, птиц есть дома. Дом – это
начало начал, с ним связано наше детство, дома нас всегда любят и ждут.
3. Минутка чистописания. Запись пословицы в тетради
4. Развитие речи.
Учитель: Ребята, расскажите нам немного о своем доме.
Какой он у вас? Назовите предметы, которые нас окружают дома. На какие вопросы они
отвечают?
(Появляется запись: Имена существительные отвечают на вопросы кто?что?)
5. Работа в тетрадях. Задание: подобрать однокоренные слова к слову дом.
(Домик, домище, домовой и.т.д.). Работа над словообразованием имен существительных с
уменьшительноласкательным значением.
Кто у вас в доме самые близкие люди?(Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра.)
Давайте, назовем их ласково. С помощью, каких суффиксов образовались эти слова?
(Вывод: с помощью суффиксов образуются новые слова.)
6. Что вы уже знаете об этой части речи? Назовите имена существительные.
А почему слова отвечают на разные вопросы? Да, живые и неживые. А правильно сказать
одушевлённые и неодушевлённые.
Это первый этаж нашего дома.
Физкультминутка: Игра на внимание “Хлопок – молчок”
(игра проводится стоя). Учащиеся хлопают, если услышат одушевлённые имена
существительные.
Кот, мяч, воробей, дом, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха,
платок.
7. Классификация существительных.
А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?
Поиграем в группы слов
Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом)
Пёс, петух, корова, кошка … животные.
Кукла, мячик и гармошка … игрушки.
Лук, редиска, огурцы … овощи.
Молоток, топор, щипцы … инструменты.
Платье, юбка и рубашка … одежда.
Бак, стакан, кастрюля, чашка … посуда.
Василек, ромашка, роза … цветы.
Ветер, дождик и морозы … явления природы.
Подбери ещё названия: (самостоятельно записать по рядам) фруктов, мебели и тканей,
профессий, рек и городов. Кто работать сам готов? фрукты …
мебель … профессии …
ткани … реки …
города …
Итак, что же могут обозначать имена существительные?
Это еще один этаж нашего дома.
8. Роль существительных в речи и предложении.
Работа по учебнику. Упр. 213.
Всё ли понятно в тексте? Почему? Потому что не понятен смысл предложения. Что нужно
сделать, чтобы было понятно о ком и о чем говорится?
Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.
Разбор каждого предложения. Почему в первом предложении вставили слово …? Найдите основу предложения, подчеркните.
На какой вопрос отвечает подлежащее? Что обозначает? Какой частью речи является?
Подпишите часть речи над подлежащими в 1, 2, 4 предложении.
Какой вывод можно сделать? Имя существительное, которое в предложении отвечает на
вопрос кто? или что? является подлежащим и несет главную мысль в предложении.
Какое слово вы вставили в третьем предложении? На какой вопрос оно отвечает? Это имя
существительное, но является ли оно главным членом предложения? Имена существительные,
которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения.
Они служат для смысловой окраски предложения.
Третий этаж нашего дома (роль в предложении)
9. Обобщение – по этажам “дома”.
Так что же такое имя существительное?
Но впереди у нас большая работа, изучить четвертый этаж нашего дома. Этим мы займемся на
следующих уроках.
10.Дети делают общий вывод об имени существительном как части речи.
Что такое имя существительное? Часть речи
На какие вопросы отвечает? кто? что?
Что обозначает? предмет
Как изменяется? По числам, по родам, по падежам.
На какие две группы различаются? Собственные и нарицательные.
Чем еще занимались на уроке? Строили дом У каждого из нас есть семья. В семье каждого из нас есть близкие и родные люди.
Мы должны всегда помнить, любить и защищать их.
11. Выставление оценок. Итог урока.
Вот у вас на партах лежат стикеры. Напишите на них самые теплые слова о своем доме.
За работу на уроке…
Спасибо за урок. животные
игрушки
овощи
инструменты
одежда
посуда
цветы явления
природы
Конспект урока 3 класс имя существительное
Конспект урока 3 класс имя существительное
Конспект урока 3 класс имя существительное
Конспект урока 3 класс имя существительное
Конспект урока 3 класс имя существительное
Конспект урока 3 класс имя существительное
Конспект урока 3 класс имя существительное
Конспект урока 3 класс имя существительное
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.