Древнеиндийская цивилизация является одной из наиболее древних и самобытных цивилизаций Востока. История этой страны исчисляется тысячелетиями.
Исторические данные сообщают, что Индия была заселена в глубокой древности в долине реки Инд. Древний народ, положивший начало великой цивилизации, назывался индцы. С раннего времени в Индии развивались науки и культура, возникла письменность. Древние индцы достигли высокого уровня сельского хозяйства, что обусловило быстрое развитие общества. Они выращивали сахарный тростник, ткали тончайшие ткани, занимались торговлей.
Верования индцев были такими же многообразными, как и их культура. Они почитали различных богов и Веды, обожествляли животных и поклонялись брахманам – хранителям сакральных знаний, которых приравнивали к живым божествам.
Благодаря своим многочисленным достижениям Индия имела огромное историческое значение даже в древности.
ИНДИЯ.docx
Класс: 5 Урок истории: ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Раздел: Древняя Индия и Китай.
Тема: Природа и люди Древней Индии.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид урока: Урокпутешествие.
Цель урока: Познакомить обучающихся с новой страной – Индией, её
природными особенностями , верованиями и занятиями населения Индии.
Задачи урока:
формирование представлений о местоположении, природных условиях
и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и
понятиями
развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение
кругозора; продолжить работу по формированию умения работать с
историческим источником и учебником
воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства.
Форма организации деятельности:
фронтальная,
индивидуальная
Структура урока
1. Организационный этап.
2. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
3. Изучение новой темы:
местоположение Индии;
природные условия Индии;
занятия жителей Древней Индии
верования индийцев.
4. Подведение итогов
5. Объяснение домашнего задания
Оборудование учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2011г;
компьютер;
мультимедийный проектор;
презентация, киноотрывок;
отрывки из документа "Диодор Сицилийский. Историческая
библиотека" по количеству групп;
отрывки из поэма «Махабхарата» для каждого ученика ;
плакат с кораблём, паруса, карта Индии, Египта, Междуречья,
Финикии, Палестины, магниты цветные;
план работы для каждой группы;
«Волшебный сундучок» : пакетики с символами Индии сахара, чая,
пряностей, хлопчатник, рис;
раздаточный материал для каждого ученика для игры «Размытое
письмо», «бутылка»
Методы
словесный,
наглядный,
практический.
Предполагаемый результат:
1. Освоение программного материала по теме "Природа и люди Древней
Индии" учащимися класса.
2. Расширение кругозора.
3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
ХОД УРОКА.
1.Организационныймомент.
( до урока обучающиеся делятся на группы и расходятся по своим рабочим
местам) 1.Приветствие.
Друзья мои, звенит звонок
И рада я начать урок
Нас впереди открытья ждут,
Итак, вперёд и в добрый путь!
2. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим путешествовать по Древнему миру и
познакомимся с древнейшей цивилизацией, но прежде давайте вспомним с
какими государствами вы уже познакомились. Для этого я раздам каждой
группе карточку, прочитайте её внимательно и попытайтесь ответить, о каком
государстве в ней рассказано, а так же покажете его на карте.(выполнение
задания 2 минуты ( приложение 1.), называют государства и показывают его
на карте: Египет, Финикия, Палестина, Междуречье.)
3.Мотивация.
Учитель. Молодцы. Теперь я вижу, что мы можем отправлять в путешествие.
Поплывём мы с вами вот на этом корабле. Но куда? На этот вопрос вы мне
ответите сами, после просмотра киноотрывка. ( просмотр киноотрывка из к/ф
«Садко») Вывешивается карта Индии
Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем
знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают:"Индия").
4.Подготовка к активному усвоению новых знаний .
Учитель: Тема нашего путешествия "Природа и люди Древней Индии".
(Презентация слайд №1 ). Запишите число и тему в тетрадь (На доске –карта
Индии.)( на слайде №2 схема –опора для постановки цели урока)Как вы
считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
(Дети сами высказывают предположения:"Где находится Индия, какие
главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители
Древней Индии").
Учитель: Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы в нашем
путешествии: (Презентация Слайд № 3) раздаются по 2 планаопоры для
каждой группы(раздаются план-опоры на столы по 2 на
путешествия:
ГПлан путешествия:
• Географическое положение Древней Индии.
• Природные особенности Индии.
• Занятия населения Древней Индии.
• Верования индийцев.
Внимание мы отправляемся в страну чудес(слайд №4) именно так называли её
греки, а почему мы с вами попытаемся ответить в конце нашего путешествия.
II. Изложение нового материала.
Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. Но для того, чтобы
не заблудиться нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить
ее основные географические объекты. 1.Изучение нового материала:
Учитель: Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на
стр.92. А у меня на доске. Индия находится в южной части Азии. На
полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров это часть суши, с трех
сторон омываемая водой: морями, океанами.
Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из
сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека". У каждой
группы лежит свой текст документа) (Приложение № 3).
Чтение первого отрывка: Индия омывается водами с трёх сторон…
Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? А как называется часть суши,
омываемая с трёх сторон водой? Посмотрите на карту, водами какого океана
омывается Индия.?(полуостров.Индийский океан)
Ответ. Индийского океана.
Верно с трёх сторон она омывается Индийским океаном.
Чтение второго отрывка: Много в Индии широких плодородных равнин,
отличающихся красотой и пересеченных множеством рек.
Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть
равнины и реки")
Учитель: Верно, а вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки.
Почему? (ответы обучающихся) В Индии протекают две больших реки: Инд и
Ганг. (Презентация, слайд № 56). Давайте запишем их названия в тетрадь,
выделяя цветным стержнем. Обратите внимание на сигналы на доске (зелёный
и синий магниты и мел!) Свое название страна получила от названия реки Инд.
Воды Ганга жители Индии считают священными.
Чтение третьего отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших
всевозможными, приносящими плоды деревьями "
Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть
горы")
Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает
Диодор Сицилийский? (Дети отвечают:Гималаи). (Презентация, слайд №7)
давайте запишем их название в тетрадь.
Учитель: Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати,
слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая
высокая на земле вершина. Джомолунгма – в переводе "поднебесное жилище
богов". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. (Презентация, слайд
№8).
Чтение четвёртого отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода. ..
Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона один зимний :, другой
летний:"
Учитель: Что мы узнали о климате Индии? (Дети отвечают: "там идут
дожди").
Учитель: Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию
холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко.
Изза этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта
непроходимыми лесами джунглями. (Презентация, слайд №8).Запишите
новый термин и его определение используя цветной стержень.
ИТОГ, Вот мы с вами и узнали, что Индия находится на юге Азии на
полуострове Индостан, с трёх сторон он омывается Индийским океаном, а на
севере Индии находятся горы Гималаи. По её территории протекают две
крупные реки Инд и Ганг. ( по одному представителю от группы к карте и
показ)Покажите на карте. Где же находится Индия?( на юге Азии, на
полуострове Индостан) Какие реки протекают по её территории? (Инд и Ганг)
Какой океан омывает её берега? (Индийский)Какие горы находятся на севере
Индии (Гималаи). А как называются труднопроходимы леса в Индии?
(Джунгли)
2.Самостоятельная работа учащихся с историческим
источником(поэма Махабхарата)и учебником
Я приглашаю вас заглянуть в джунгли. Работая с текстом учебника (пункт
2.стр9192), вы найдете информацию о растительном мире джунглей.
Беседа с учащимися по прочитанному.
Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые места)
Какими фруктами мог питаться человек, который оставался
ночевать в джунглях? Зачитайте ответ.(бананами, плодами манго,
кокосовыми орехами)
А для знакомства с животным миром вам нужно познакомится с исторический
документом и ответить на вопросы. Я читаю, вы следите по тексту. (Задание
всем понятно?) Работаем.
В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей… …и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…
Беседа по документу.
Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями,
разными хищными зверями)
Учитель: Верно. Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода.
Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы,
манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность:
(Презентация, слайд №910). Там водится множество зверей и птиц. Здесь
живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно
индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг
своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в
Индии водился слон. (Презентация, слайд №11). Индийцы приручили слона.
Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях воины сидели на спине
у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из
священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого
изображали с головой слона. (Презентация, слайд №12). Ребята, есть
замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга
называется "Маугли", её автор Киплинг, по этой книге сняты фильмы,
мультфильм. Советую вам прочитать её.
Физминутка:
Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем
глаза открываем (несколько раз);
идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги
вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием
бедра);
увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею
вперед, втягиваем воздух носом);
раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и
потянулись вверх руками (потягивания). Учитель: Шли мы по джунглям, и вышли к поселку. (Презентация, слайд
№13). Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот. С
особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого
делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась
священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. Но
главным занятием жителей Древней Индии было земледелие (Презентация,
слайд №14). А сейчас мы с вами немного
поиграем, игра называется «Верю не верю». Я буду сообщать вам
дополнительную информацию о жизни древних индийцев. А вы мне будете
говорить, верю или не верю.
Один из путешественников, вернувшихся из загадочной Индии,
рассказывал: Какая удивительная страна Индия. Там на кустах растёт
белая шерсть. Он видел своими собственными глазами: земледельцы срезают
белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:
Учитель: Верите? ( ответы) А на самом деле это был хлопчатники ткань,
которую делают из хлопка(Презентация, слайд №15).
Учитель: А ещё в Индии научились добывать порошок из растений и он слаще
мёда. Верите? Как думаете что это?(ответы) Конечно это сахар, его добывают
из сахарного тростника.(Презентация, слайд №16).
Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии
выращивают диковинные культуры, а какие мы сейчас узнаем.
"Чудесный сундучок": В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец.Ученики
достают пакетики и комментируют.. (В процессе отгадывания на экране
меняются слайды: (Презентация, № 17).
ИТОГ.
вспомнит, какие это растения?
Учитель: Вот сколько чудесных растений произрастает в Индии. Кто
Учитель: Но кроме посёлков существовали в Индии и города, найденные при
раскопках. А как называют учёных занимающихся раскопками (Археологи).
(Презентация, № 1821).Широкие прямые улицы, двухэтажные кирпичные
дома с канализацией, а домах украшения, детские игрушки и печати с
загадочными , ещё никем не прочтёнными письменами. Почему покинули эти
города люди, никто не знает. Это загадка для учёных. Но кто знает, может кто
то из вас, вырастет, получит образование и раскроет эту тайну?
Учитель: А знаете, некоторые индийцы ходили по улицам с метёлочками в
руках. Как вы думаете, почему? (по одному ответу от группы) Прочитайте
ответ на стр.95. последний абзац параграфа. (читаем вслух) А почему?
Найдите ответ в первом абзаце на стр. 95. и зачитайте его.
Итог. Действительно, индийцы верили в переселение душ и относились ко
всему живому с милосердием, что бы ни расплачиваться за своё плохое
отношение к животным после смерти. IV. Закрепление. Ну что же наше путешествие подходит к концу, но за
бортом мы выловили бутылку, а в ней текст, так иногда моряки отправляли
письма, но некоторые слова размыло, видимо в бутылку попала вода. Нужно
восстановить это размытое письмо, у вас на это 3 минуты, подпишите
пожалуйста вверху свою фамилию. (выполнение задания) (Взаимопроверка на
слайде №22)
Подведение итогов урока.
Ребята, а вы, помните на какой вопрос мы искали ответ в нашем путешествии.
в.(слайд №4) Почему греки называли Индиюстраной чудес?
(Ответы учащихся)
ВЫВОД: Греки считали Индию страной чудес, потому что
в Индии были благоприятные природные и климатические условия,
плодородные земли;
полноводные реки,
защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);
удивительные растения и животные.
V. Рефлексия Ребята, нам пора возвращаться, но давайте поднимем цветные
паруса, по одному от каждой группы. Красный парус – если вам было
интересно и всё удалось, жёлтыё – было интересно, но что то не получилось,
синий – не узнали ничего интересного.
VI. Домашнее задание. На слайде.
Оценивание и комментарии.
1.Это государство находилось на северовостоке Африки, по его территории
протекает река Нил. Управлял этим государством фараон. До нашего времени
сохранились на его территории пирамиды и сфинкс. Это государство
называется _______________
2. Это государство находилось на восточном побережье Средиземного моря.
Больших рек на его территории не было, но были три крупных города: Тир, Библ и Сидон. Его жители изготавливали прозрачное стекло, пурпурную
краску из морских раковин, а так же создали алфавит. Это государство
называлось ____________________
3.Это государство находилось на восточном побережье средиземного моря,
севернее Финикии. По его территории протекал река Иордан впадающая в
Мёртвое море. Среди царей управлявших этим государством наиболее
известен царь Соломон, прославившийся своей мудростью. Народ этого
государства поклонялся одному Богу и даже построил ему красивый храм в
Иерусалиме. Это государство называлось ____________________
4.Эта страна находилось в передней Азии. По её территории протекали
крупные реки Тигр и Ефрат. Её население – шумеры превратили эту страну в
цветущий край. Также из глиняных кирпичей они построили ступенчатые
храмовые башни – зиккурат. Письменность шумеров называлась – клинопись.
Эта страна называлась – …..
Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая
библиотека".
1.Прочитайте отрывок.
Индия омывается водами с трёх сторон…
2. Ответьте на вопросы.
Что вы узнали из этого отрывка?
Как называется часть суши, омываемая с трёх сторон водой?
Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая
библиотека".
1.Прочитайте отрывок.
Много в Индии широких плодородных равнин, отличающихся красотой
и пересеченных множеством рек…
2.Ответьте на вопросы.
Что вы узнали из этого отрывка?
Почему люди предпочитали селиться у рек?
Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая
библиотека".
1.Прочитайте отрывок.
"Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими
плоды деревьями "
2. Ответьте на вопросы.
Что вы узнали из этого отрывка?
Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых
упоминает Диодор Сицилийский?
Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая
библиотека". 1.Прочитайте отрывок.
"Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там
бывает по два дождливых сезона один зимний, другой летний:"
2.Ответьте на вопрос.
Что вы узнали о климате Индии?
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани. Из сахарного тростника получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга
омывает………………….. океан. Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
Махабхарата
Отрывок из поэмы
…В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…
Махабхарата
Отрывок из поэмы
…В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи… Махабхарата
Отрывок из поэмы
…В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…
Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс
Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс
Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс
Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс
Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс
Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс
Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс
Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс
Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс
Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс
Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс
Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс
Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс
Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.