Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс
Оценка 4.6

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
5 кл
21.02.2018
Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс
Древнеиндийская цивилизация является одной из наиболее древних и самобытных цивилизаций Востока. История этой страны исчисляется тысячелетиями. Исторические данные сообщают, что Индия была заселена в глубокой древности в долине реки Инд. Древний народ, положивший начало великой цивилизации, назывался индцы. С раннего времени в Индии развивались науки и культура, возникла письменность. Древние индцы достигли высокого уровня сельского хозяйства, что обусловило быстрое развитие общества. Они выращивали сахарный тростник, ткали тончайшие ткани, занимались торговлей. Верования индцев были такими же многообразными, как и их культура. Они почитали различных богов и Веды, обожествляли животных и поклонялись брахманам – хранителям сакральных знаний, которых приравнивали к живым божествам. Благодаря своим многочисленным достижениям Индия имела огромное историческое значение даже в древности.
ИНДИЯ.docx
Класс: 5                                     Урок истории: ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Раздел: Древняя Индия и Китай. Тема: Природа и люди Древней Индии. Тип урока: Урок изучения нового материала Вид урока: Урок­путешествие. Цель урока: Познакомить обучающихся с новой страной – Индией, её  природными особенностями ,  верованиями  и занятиями населения Индии. Задачи урока:  формирование представлений о местоположении, природных условиях  и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями  развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение  кругозора; продолжить работу по формированию умения работать с  историческим источником и учебником  воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства. Форма организации деятельности:  фронтальная,  индивидуальная Структура урока 1. Организационный этап. 2. Подготовка к активному усвоению новых знаний. 3. Изучение новой темы:  местоположение Индии;  природные условия Индии;  занятия жителей Древней Индии  верования индийцев. 4. Подведение итогов 5. Объяснение домашнего задания Оборудование  учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2011г;  компьютер;  мультимедийный проектор;  презентация, киноотрывок;  отрывки из документа "Диодор Сицилийский. Историческая  библиотека" по количеству групп;  отрывки из поэма «Махабхарата» для каждого ученика ;  плакат с кораблём, паруса, карта Индии, Египта, Междуречья,  Финикии, Палестины, магниты цветные;   план работы для каждой группы;  «Волшебный сундучок» : пакетики с символами Индии сахара, чая,  пряностей, хлопчатник, рис;   раздаточный материал для каждого ученика для игры «Размытое  письмо», «бутылка»  Методы  словесный,  наглядный,  практический. Предполагаемый результат: 1. Освоение программного материала по теме "Природа и люди Древней  Индии" учащимися класса. 2. Расширение кругозора. 3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации. ХОД УРОКА. 1.Организационныймомент. ( до урока обучающиеся делятся на группы и расходятся по своим рабочим местам) 1.Приветствие. Друзья мои, звенит звонок И рада я начать урок Нас впереди открытья ждут, Итак, вперёд и в добрый путь! 2. Актуализация знаний. Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим путешествовать по Древнему миру и  познакомимся  с древнейшей цивилизацией, но прежде давайте вспомним с  какими государствами вы уже познакомились. Для этого я раздам каждой  группе карточку, прочитайте её внимательно и попытайтесь ответить, о каком государстве  в ней рассказано, а так же покажете его на карте.(выполнение  задания 2 минуты  ( приложение 1.), называют государства и показывают его  на карте: Египет, Финикия, Палестина, Междуречье.) 3.Мотивация. Учитель. Молодцы. Теперь я вижу,  что мы можем отправлять в путешествие.  Поплывём мы с вами вот на этом корабле. Но куда? На этот вопрос вы мне  ответите сами, после просмотра киноотрывка. ( просмотр киноотрывка из к/ф  «Садко») Вывешивается карта Индии Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем  знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают:"Индия"). 4.Подготовка к активному усвоению новых знаний . Учитель: Тема нашего путешествия "Природа и люди Древней Индии". (Презентация ­ слайд №1 ). Запишите число и тему в тетрадь (На доске –карта Индии.)( на слайде №2 схема –опора для постановки цели урока)Как вы  считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (Дети сами высказывают предположения:"Где находится Индия, какие  главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители  Древней Индии"). Учитель: Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы в нашем  путешествии: (Презентация ­ Слайд № 3) раздаются по 2 плана­опоры для  каждой группы(раздаются план-опоры на столы по 2 на путешествия: ГПлан путешествия: • Географическое положение Древней Индии. • Природные особенности Индии. • Занятия населения Древней Индии. • Верования индийцев. Внимание мы отправляемся в страну чудес(слайд №4) именно так называли её греки, а почему мы с вами попытаемся ответить в конце нашего путешествия. II. Изложение нового материала. Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. Но для того, чтобы  не заблудиться нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить  ее основные географические объекты. 1.Изучение нового материала: Учитель:  Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на  стр.92. А у меня на доске. Индия находится в южной части Азии. На  полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров ­ это часть суши, с трех  сторон омываемая водой: морями, океанами.  Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из  сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека". У каждой  группы лежит свой текст документа) (Приложение № 3). Чтение первого отрывка: Индия омывается водами с трёх сторон… Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? А как называется часть суши,  омываемая с трёх сторон водой? Посмотрите на карту, водами какого океана  омывается Индия.?(полуостров.Индийский океан) Ответ. Индийского океана. Верно с трёх сторон она омывается Индийским океаном. Чтение второго отрывка: Много в Индии широких плодородных равнин,  отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть  равнины и реки") Учитель: Верно, а вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки.  Почему? (ответы обучающихся) В Индии протекают две больших реки: Инд и  Ганг. (Презентация, слайд № 5­6). Давайте запишем их названия в тетрадь,  выделяя цветным стержнем. Обратите внимание на сигналы на доске (зелёный  и синий магниты и мел!) Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными. Чтение третьего отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших  всевозможными, приносящими плоды деревьями " Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть  горы") Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает  Диодор Сицилийский? (Дети отвечают:Гималаи). (Презентация, слайд №7)  давайте запишем их название в тетрадь. Учитель: Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати,  слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая  высокая на земле вершина. Джомолунгма – в переводе "поднебесное жилище  богов". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. (Презентация, слайд  №8). Чтение четвёртого отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода. ..  Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона ­ один зимний :, другой  ­ летний:" Учитель: Что мы узнали о климате Индии? (Дети отвечают: "там идут  дожди"). Учитель: Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию  холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко.  Из­за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта  непроходимыми лесами ­ джунглями. (Презентация, слайд №8).Запишите  новый термин и его определение используя цветной стержень. ИТОГ, Вот мы с вами и узнали, что Индия находится на юге Азии на  полуострове Индостан, с трёх сторон он омывается Индийским океаном, а на  севере Индии находятся горы Гималаи. По её территории протекают две  крупные реки Инд и Ганг.  ( по одному представителю от группы к карте и  показ)Покажите на карте.  Где же находится Индия?( на юге Азии, на  полуострове Индостан) Какие реки протекают по её территории? (Инд и Ганг) Какой океан омывает её берега? (Индийский)Какие горы находятся на севере  Индии (Гималаи). А как называются труднопроходимы леса в Индии?  (Джунгли) 2.Самостоятельная работа учащихся с историческим  источником(поэма Махабхарата)и учебником Я приглашаю вас заглянуть в джунгли. Работая с текстом учебника (пункт  2.стр91­92), вы найдете информацию о растительном мире джунглей. Беседа с учащимися по прочитанному. ­ Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые места)  ­ Какими фруктами мог питаться человек, который оставался  ночевать в джунглях? Зачитайте ответ.(бананами, плодами манго,  кокосовыми орехами) А для знакомства с животным миром вам нужно познакомится с исторический документом и ответить на вопросы. Я читаю, вы следите по тексту. (Задание  всем понятно?) Работаем.  В ветвях деревьев гнездились, шумели, порхали и пели Птицы лесные и всюду… в дикой глуши попадались То кабан, то шакал, то буйвол, то рысь, то пантера… И светлая влага кипела Множеством рыб, крокодилов и змей… …и ветви обвивши хвостами, С криком качались на них обезьяны, по  сучьям деревьев Ползали, перьями ярко блестя, попугаи… Беседа по документу.  ­ Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?  ­ Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями,  разными хищными зверями) Учитель: Верно. Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода.  Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы,  манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность: (Презентация, слайд №9­10). Там водится множество зверей и птиц. Здесь  живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно  индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг  своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон. (Презентация, слайд №11). Индийцы приручили слона.  Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях­ воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из  священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого  изображали с головой слона. (Презентация, слайд №12). Ребята, есть  замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга  называется "Маугли", её автор ­ Киплинг, по этой книге сняты фильмы,  мультфильм. Советую вам прочитать её. Физминутка: Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:  заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем  глаза ­ открываем (несколько раз);  идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги  ­ вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием  бедра);  увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);  впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею  вперед, втягиваем воздух носом);  раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);  вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и  потянулись вверх руками (потягивания). Учитель: Шли мы по джунглям, и вышли к поселку. (Презентация, слайд  №13). Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот. С  особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого  делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. Но  главным занятием жителей Древней Индии было земледелие (Презентация,  слайд №14).                                                                 А сейчас мы с вами немного поиграем, игра называется «Верю ­ не верю». Я буду сообщать вам  дополнительную информацию о жизни древних индийцев. А вы мне будете  говорить, верю или не верю. Один из путешественников, вернувшихся из загадочной Индии,  рассказывал:  Какая удивительная страна ­ Индия. Там на кустах растёт  белая шерсть. Он  видел своими собственными глазами: земледельцы срезают  белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани: Учитель: Верите? ( ответы) А на самом деле это был хлопчатники ткань,  которую делают из хлопка(Презентация, слайд №15). Учитель: А ещё в Индии научились добывать порошок из растений и он слаще  мёда. Верите? Как думаете что это?(ответы) Конечно это сахар, его добывают из сахарного тростника.(Презентация, слайд №16). Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии  выращивают диковинные культуры, а какие мы сейчас узнаем.   "Чудесный сундучок": В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец.Ученики  достают пакетики и комментируют.. (В процессе отгадывания на экране  меняются слайды: (Презентация, № 17). ИТОГ.   вспомнит, какие это растения?  Учитель: Вот сколько чудесных растений произрастает в Индии. Кто  Учитель: Но кроме посёлков существовали в Индии и города, найденные при  раскопках. А как называют учёных занимающихся раскопками (Археологи).  (Презентация, № 18­21).Широкие прямые улицы,  двухэтажные кирпичные  дома с канализацией, а домах украшения, детские игрушки и печати с  загадочными , ещё никем не прочтёнными письменами. Почему покинули эти  города люди, никто не знает. Это загадка для учёных. Но кто знает, может кто то из вас, вырастет, получит образование и раскроет эту тайну? Учитель: А знаете, некоторые индийцы ходили по улицам с метёлочками в  руках. Как вы думаете, почему? (по одному ответу от группы) Прочитайте  ответ на стр.95. последний абзац параграфа. (читаем вслух) А почему?  Найдите ответ в первом абзаце на стр. 95. и зачитайте его. Итог. Действительно, индийцы верили в переселение душ и относились ко  всему живому с милосердием, что бы ни расплачиваться за своё плохое  отношение к животным после смерти. IV. Закрепление. Ну что же наше путешествие подходит к концу, но  за  бортом мы выловили бутылку, а в ней текст, так иногда моряки отправляли  письма, но некоторые слова размыло, видимо в бутылку попала вода. Нужно  восстановить это размытое письмо, у вас на это 3 минуты, подпишите  пожалуйста вверху свою фамилию. (выполнение задания) (Взаимопроверка на  слайде №22) Подведение итогов урока. Ребята, а вы, помните на какой вопрос мы искали ответ в нашем путешествии.  в.(слайд №4) Почему греки называли Индиюстраной чудес? (Ответы учащихся) ВЫВОД: Греки считали Индию страной чудес, потому что  ­в Индии были благоприятные природные и климатические условия, ­ плодородные земли; ­ полноводные реки, ­ защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи); ­ удивительные растения и животные. V. Рефлексия Ребята, нам пора возвращаться,  но давайте поднимем цветные  паруса, по одному от каждой группы. Красный парус – если вам было  интересно и всё удалось, жёлтыё – было интересно, но что ­ то не получилось,  синий – не узнали ничего интересного.  VI. Домашнее задание. На слайде. Оценивание  и комментарии. 1.Это государство находилось на северо­востоке Африки, по его территории протекает река Нил. Управлял этим государством фараон. До нашего времени сохранились   на   его   территории   пирамиды   и   сфинкс.   Это   государство называется ­_______________ 2. Это государство находилось на восточном побережье Средиземного моря. Больших рек на его территории не было, но были три крупных города: Тир, Библ   и   Сидон.   Его   жители   изготавливали   прозрачное   стекло,   пурпурную краску   из   морских   раковин,   а   так   же   создали   алфавит.   Это   государство называлось ­ ____________________ 3.Это государство находилось на восточном побережье средиземного моря, севернее Финикии. По его территории протекал река Иордан впадающая в Мёртвое   море.   Среди   царей   управлявших   этим   государством   наиболее известен   царь   Соломон,   прославившийся   своей   мудростью.   Народ   этого государства поклонялся одному Богу и даже построил ему красивый храм в Иерусалиме. Это государство называлось ____________________ 4.Эта   страна   находилось   в   передней   Азии.   По   её   территории   протекали крупные реки Тигр и Ефрат. Её население – шумеры превратили эту страну в цветущий   край.   Также   из   глиняных   кирпичей   они   построили   ступенчатые храмовые башни – зиккурат. Письменность шумеров называлась – клинопись. Эта страна называлась – ….. Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая  библиотека".  1.Прочитайте отрывок.  Индия омывается водами с трёх сторон… 2. Ответьте на вопросы.  Что вы узнали из этого отрывка?   Как называется часть суши, омываемая с трёх сторон водой?  Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая  библиотека".  1.Прочитайте отрывок. Много в Индии широких плодородных равнин, отличающихся красотой  и пересеченных множеством рек… 2.Ответьте на вопросы.  Что вы узнали из этого отрывка?  Почему люди предпочитали селиться у рек?  Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая  библиотека".  1.Прочитайте отрывок.  "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями " 2. Ответьте на вопросы.  Что вы узнали из этого отрывка?   Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых  упоминает Диодор Сицилийский?  Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая  библиотека". 1.Прочитайте отрывок.  "Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там  бывает по два дождливых сезона ­ один зимний, другой ­ летний:" 2.Ответьте на вопрос.  Что вы узнали о климате Индии?  Индия расположена на юге………….. Северной границей Индии служат самые высокие горы ………….. Берега Индии с запада, востока и юга    омывает………………….. океан. Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….  Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.  Из сахарного тростника получали………………….. Индия расположена на юге………….. Северной границей Индии служат самые высокие горы ………….. Берега Индии с запада, востока и юга    омывает………………….. океан. Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….  Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.  Из сахарного тростника получали………………….. Индия расположена на юге………….. Северной границей Индии служат самые высокие горы ………….. Берега Индии с запада, востока и юга    омывает………………….. океан. Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….  Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.  Из сахарного тростника получали………………….. Индия расположена на юге………….. Северной границей Индии служат самые высокие горы ………….. Берега Индии с запада, востока и юга    омывает………………….. океан. Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….  Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани. Из сахарного тростника получали………………….. Индия расположена на юге………….. Северной границей Индии служат самые высокие горы ………….. Берега Индии с запада, востока и юга    омывает………………….. океан. Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….  Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.  Из сахарного тростника получали………………….. Индия расположена на юге………….. Северной границей Индии служат самые высокие горы ………….. Берега Индии с запада, востока и юга    омывает………………….. океан. Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….  Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.  Из сахарного тростника получали………………….. Индия расположена на юге………….. Северной границей Индии служат самые высокие горы ………….. Берега Индии с запада, востока и юга    омывает………………….. океан. Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….  Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.  Из сахарного тростника получали………………….. Индия расположена на юге………….. Северной границей Индии служат самые высокие горы ………….. Берега Индии с запада, востока и юга    омывает………………….. океан. Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….  Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.  Из сахарного тростника получали………………….. Индия расположена на юге………….. Северной границей Индии служат самые высокие горы ………….. Берега Индии с запада, востока и юга    омывает………………….. океан. Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….  Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.  Из сахарного тростника получали………………….. Индия расположена на юге………….. Северной границей Индии служат самые высокие горы ………….. Берега Индии с запада, востока и юга    омывает………………….. океан. Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….  Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.  Из сахарного тростника получали…………………..   Махабхарата Отрывок из поэмы    …В ветвях деревьев гнездились, шумели, порхали и пели Птицы лесные и всюду… в дикой глуши попадались То кабан, то шакал, то буйвол, то рысь, то пантера… И светлая влага кипела Множеством рыб, крокодилов и змей… …и ветви обвивши хвостами, С криком качались на них обезьяны, по  сучьям деревьев Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…   Махабхарата Отрывок из поэмы    …В ветвях деревьев гнездились, шумели, порхали и пели Птицы лесные и всюду… в дикой глуши попадались То кабан, то шакал, то буйвол, то рысь, то пантера… И светлая влага кипела Множеством рыб, крокодилов и змей… …и ветви обвивши хвостами, С криком качались на них обезьяны, по  сучьям деревьев Ползали, перьями ярко блестя, попугаи… Махабхарата Отрывок из поэмы    …В ветвях деревьев гнездились, шумели, порхали и пели Птицы лесные и всюду… в дикой глуши попадались То кабан, то шакал, то буйвол, то рысь, то пантера… И светлая влага кипела Множеством рыб, крокодилов и змей… …и ветви обвивши хвостами, С криком качались на них обезьяны, по  сучьям деревьев Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс

Конспект -урока " древняя Индия" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018