Конспект урока " Экология и культура- будущее России!"
Оценка 5

Конспект урока " Экология и культура- будущее России!"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология +2
5 кл—11 кл
17.04.2018
Конспект урока " Экология и культура- будущее России!"
На данном уроке, можно познакомить учащихся о проблемах взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды, почвы, рукотворные лесные пожары, проблемы отходов, энергетические и сельскохозяйственные проблемы России и мира и др.), проблемы современной России; природа - идеальный мир» (гармония природы, сбалансированность природных процессов «так было, есть и должно быть всегда!») В 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия) по инициативе Организации Объединенных Наций представители большинства стран (193 из 210) мира приняли «Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию».
Экологический урок (2).docx
Экологический урок «Экология и культура - будущее России» Цель: обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром».  Задачи:  Обратить внимание учащихся:  1. проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды, почвы, рукотворные лесные пожары, проблемы отходов, энергетические и сельскохозяйственные проблемы России и мира и др.), проблемы современной России;  2. то,   что   «природа   ­   идеальный   мир»   (гармония   природы, сбалансированность   природных   процессов   «так   было,   есть   и   должно быть всегда!»);  3. культуру   как   способ   взаимодействия   человека   с   природой   ­   как сценарий будущего России.  Ход урока:  1. Введение (актуализация проблемы 3 мин): Сегодня нас более                7 миллиардов   человек,   понятно,   что   мы   не   можем   развиваться   без вмешательства в природные процессы. Нам необходимы природные ресурсы как никогда, ведь с каждым годом потребности человечества только растут. Человечество может и должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? Если мы (человечество) увеличиваем свои потребности не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои   ограничения.   (Примеры:   освоение   целинных   земель,   неограниченный вылов   рыбы,   растущие   свалки,   осушение   болот   и   др.).   Сегодня   скорость развития   «не   вписывается»   в   природные   процессы,   возникают   проблемы человека с окружающей средой. В 1992 году в Рио­де­Жанейро (Бразилия) по инициативе   Организации   Объединенных   Наций   представители   большинства стран   (193   из   210)   мира   приняли   «Декларация   Рио­де­Жанейро   по окружающей среде и развитию».  2. Что мы знаем о проблемах человека с окружающей средой? Учитель спрашивает у класса о том, какие проблемы человека с окружающей средой они знают. (3–5 мин.) (примерные ответы) Биоразнообразие Воздушная среда Здоровье Земельные ресурсы Климат Опустынивание Горные районы Лесные ресурсы Полярные районы Пресноводные ресурсы Прибрежные и морские зоны Экосистемы Материал для учителя:  С   середины   1800   ­   года   средняя   мировая   температура   повысилась примерно   на   0,6   градуса   по   Цельсию,   что   неминуемо   сказалось   на   всей планете. Так, например, в течение ХХ века: средний уровень Мирового океана повысился на 10­20 см, • • общий объем ледников в Швейцарии сократился на 2/3, • толщина арктических льдов в конце лета и в начале осени сокращалась примерно на 40%, и гора Кения (Африка) потеряла 92% ледяной массы, а гора Килиманджаро (Африка) 82%. Другие значительные наблюдаемые изменения включают: сокращение на 40­60% общего объема имеющихся водных ресурсов в крупных бассейнах рек Нигер, Сенегал и озера Чад, • • отступление   на   70%   песчаной   береговой   линии   и   перемещение бореальных лесов (хвойные леса) Аляски к северу примерно на 100 км при каждом повышении температуры на 1 градус по Цельсию. • появились уже и первые жертвы изменения климата: жители деревни Латеу на одном из островов Вануату вынуждены покинуть родные места из­за затопления острова водами океана.  За последние 40 лет было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. За последние 100 лет из земных недр было извлечено 137 млрд. тонн угля, 47 млрд. тонн нефти, 20 трлн.   куб.   метров   газа.   За   этот   период   человечество   увеличило   свои энергетические   ресурсы   в   1000   раз.   С   1950   –   1955г.   потребление   всех энергоресурсов   в   мире   увеличилось   в   3   раза,   нефтепродуктов   –   в   6   раз, электроэнергии   –   в   8   раз.   Если   человечество   сделает   ставку   только   на экономический  рост, то  уже  к 2032  году  рост  потребления  органического топлива приведет к тому, что объем выброса углекислого газа в атмосферу достигнет   16   млрд.   тонн   в   год,   если   же   приоритетом   станет   обеспечение устойчивого развития, то активные шаги по внедрению энергосберегающих технологий позволят к 2032 году снизить этот показатель вдвое, до 8 млрд. тонн. Новые возможности для страны дает начавшийся в мире процесс «Рио+20»   к   Всемирной   конференции   ООН   по   устойчивому   развитию (развитие   «продолжающееся»   («самодостаточное»),   то   есть   такое, которое   не   противоречит   дальнейшему   существованию   человечества   и развитию его в прежнем направлении.) в 2012 году, через 20 лет после встречи в Рио­де­Жанейро. Россия сегодня среди стран, для которых это особенно   актуально.   На   то   есть   ряд   оснований.   Это   и   экономический рост,   и   богатые   природные   ресурсы,   и   постановка   вопроса   о   поисках оптимального   пути   развития.   Приоритеты   страны   в   инновационной политике,   в   энергоэффективности,   в   модернизации   экономики   в соответствии   с   современными   требованиями   естественным   образом определяют   движение   в   направлении   устойчивого   развития.   Россия, совместно   с   другими   странами   БРИКС   (включая   Бразилию,   Индию   и Китай), могла бы выступить в качестве лидера движения в направлении устойчивого развития.  /В.М. Захаров, директор Института устойчивого развития Общественной палаты РФ 3. Каково будущее России? — дискуссия до 10 мин. Задача учителя побудить учеников к дискуссии:  Есть ли смысл России изменять свой путь развития?   Ведь   наша   страна   первая   по   площади,   мы   лидеры   по   запасам   многих природных ресурсов. Их может хватить еще на многие десятилетия.  И   почему   наша   страна   должна   отвечать   за   все   страны   мира   и   тратить средства на решение экологических проблем? Материал для учителя:  Среди стран, для которых это актуально сегодня, ­ Россия. На то есть ряд оснований. Это и экономический рост, и богатые природные ресурсы, и постановка вопроса о поисках оптимального пути развития. Приоритеты страны   в   инновационной   политике,   в модернизации экономики в соответствии с современными требованиями естественным образом определяют движение в направлении устойчивого развития.   в   энергоэффективности, /В.М. Захаров, директор Института устойчивого развития  Общественной палаты РФ/ СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ  (МЕТОДИКА) Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – это обсуждение какого­либо   спорного   вопроса,   проблемы   с   целью   их   решения.   Дискуссия возникает на основе диалога учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом. ДИСКУССИЯ ≠ СПОР Спор  ­   фаза   дискуссии,   характеризующаяся   непримиримостью   позиций сторон,   главенством   софистической   направленности   и   переходом   на эмоциональный уровень обсуждения в ущерб логическому.  Ход кратковременной дискуссии может быть таким:  Выявление позиций участников и их обсуждение;  Раскрытие темы, ее детализация;  Формулирование   общей   позиции   группы   по   выбранной   проблеме, определение   конкретных   путей   решения   проблемы,   их   перечень   и приоритетность;  В   некоторых   случаях,   когда   выбираются   темы,   требующие   ответа   на определенный   вопрос,   целью   дискуссии   может   стать   выработка согласованного решения поставленной задачи. Две   группы   (одна   ЗА,   вторая   ПРОТИВ)   на   ватмане   или   доске   (так   же необходимы   маркеры   или   мел)   записывают   коллективные   предложения, почему они ЗА или ПРОТИВ. На это дается не более 5 минут. По окончанию, по два ученика от группы представляют результат совместной работы.   После ответов представителей обеих групп важно обобщить все за и против. Именно обобщенный результат имеет ценность при проведении данной формы работы (дискуссия). ПРО ТИВ З А Обсуждаемый вопрос «+ « » ­ » оптимизация плюсов и  минусов  для обсуждаемого  вопроса 4. Как вы поняли из дискуссии, как бы мы не хотели жить беспечно и не думать   о   вреде,   наносимом   от   деятельности   человека   природе, необходимо помнить законы природы. Ведь вам известны основные законы,   их   необходимо   знать,   чтобы   человек   мог   «вписать»   свою деятельность в природные процессы?  Обсуждение. (3–5 мин.)  Информация для учителя: закон — это необходимое, существенное, устойчивое,   повторяющееся   отношение   между   явлениями   в   природе   и обществе. Всеобщие законы — это законы, которые (наряду с множеством общих и частных законов) правят нашим миром фактически. И действуют они во всех сферах нашей жизни, причем совершенно независимо от множества правил   и   законов,   созданных   человеком:   круговороты   веществ   в   природе, сохранение   энергии,   закон   всемирного   тяготения,   причинно­следственные связи и др.   На   данном   этапе   урока   можно   показать   видеоролик   «Экология   и культура – будущее России» (12 мин 30 сек). Для этого необходимо скорректировать   план   урока   (некоторые   этапы   можно   убрать   или сократить).  5. Чтобы   «вписать»   свою   деятельность   в   природные   процессы, необходимы не только знания, но и культура (3 мин).  В настоящее время существует множество определений культуры, но в самом   общем   значении   культура   —   это   характеристика   человеческой жизнедеятельности.  Информация   для   учителя:  культура   (лат.   cultura   —   возделывание, воспитание,   образование)   —   система   исторически   развивающихся надбиологических   программ   человеческой   деятельности,   поведения   и общения, выступающих условием воспроизводства  и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус К., представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт.  6. Культуру   можно   рассматривать   как   различные   достижения человечества (живопись, музыка, архитектура и др.) (7 мин); способ взаимодействия   с   окружающей   средой   (различные   типы хозяйствования в историческом процессе). Класс   делится   на   четыре   группы   (перед   уроком   на   стол   положить «Хартию Земли» для каждого ученика). Каждой группе дается не более 5 мин для прочтения и обсуждения одного из раздела хартии: I. С уважением и заботой относиться ко всему живому II. Экологическая целостность III. Социальная и экономическая справедливость IV. Демократия, ненасилие и мир Каждая   группа   дает   краткий   ответ,   актуальны   ли   эти   предложения   и возможно ли применение «Хартии Земли», как свода этических норм с целью изменения отношения Российского общества к природе. 7. Будущее России. Как минимум, есть два варианта сценария развития нашей страны (2 мин):  1. Мы ничего не делаем, проблемы продолжают усугубляться, и мы продолжаем ничего не делать. Но такой сценарий нас не устраивает.  2. Мы ищем практические пути решения и решаем проблемы. Этот сценарий нас устраивает,   но   мы   должны   понимать,   что   существующие   и   все возникающие экологические проблемы легко не решаются.  Мы не можем решить эти проблемы по одиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас.  8. Что может делать каждый из нас в отдельности, и что мы можем сделать вместе. Обсуждение. (3­5 мин.)  Обобщение обсуждения Если хотим сделать природе и себе добро, то должны использовать её ресурсы   (воду,   топливо)   разумно,   экономно,   без   излишеств.   Экономят ресурсы не только жадные люди, а все, кому это небезразлично.  Итак, экономим воду:  1. Закрывайте краны, когда вода вам не нужна.  2. Если увидите сломанный кран или прорванную трубу с текущей водой, идите к взрослым, расскажите им об этом, просите починить.  3. Когда есть возможность, собирайте и используйте дождевую воду (для полива и бытовых нужд, но не питья!).  4. В  душе  расходуется  меньше воды,  чем для заполнения  ванны, ­  лучше принимайте душ!  Во многих странах, где питьевой воды меньше, или она стоит дороже, чем в России, воду научились экономить очень хорошо. Например, в Лондоне 20 лет назад расходовали 350 литров, а теперь всего 160! Это не потому, что лондонцы стали меньше мыться или хуже мыть посуду. Они научились делать это более экономно. Мы тоже можем этому научиться!  Экономим электричество, тепло (и топливо!):  1. Дома и в школе на холодное время года заклейте оконные рамы.  2. На дверях, ведущих на улицу, должны быть пружины, чтобы двери сами закрывались и не выпускали тепло.  3. Если из­под земли пошёл пар и бьют струи горячей воды ­ это не гейзер, а авария. Скорее всего, прорвались трубы: бегите и сообщите взрослым.  4. Выключайте свет, телевизор, электрические приборы, если ими никто не пользуется.  5. Чем   меньше   вещей   мы   потребляем   и   мусора   производим,   тем   больше энергии экономим ­ на производство и перевозку товаров, их упаковку, уборку   мусора.   Не   выбрасывайте   стеклянные   бутылки,   банки   и использованную бумагу ­ отдайте их на переработку.  Подумайте,   посмотрите   вокруг,   может   быть,   вам   в   голову   придут другие «экономные» идеи! (Е.А.Заика, Е.В.Венецианова)  Обобщение урока. (3 мин.)  а) в   конце   урока   учитель   предлагает   ученикам   взять   маленький   листок бумаги   (разложить   в   начале   урока,   желательно   разрезать   уже использованные листы это экологичнее. Размер 10 на 10 см). б) по команде учителя все ученики закрывают глаза. Важно предупредить, что в процессе выполнения задания задавать вопросы нельзя. в) учитель просит два раза согнуть листок и поочередно отрывать уголки.  г) далее ученикам предлагается открыть глаза и поднять листочки, они будут у все разные.   Для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать.   Необходимо   вырабатывать   общие   правила,   таковыми   может   стать Хартия земли.

Конспект урока " Экология и культура- будущее России!"

Конспект урока " Экология и культура- будущее России!"

Конспект урока " Экология и культура- будущее России!"

Конспект урока " Экология и культура- будущее России!"

Конспект урока " Экология и культура- будущее России!"

Конспект урока " Экология и культура- будущее России!"

Конспект урока " Экология и культура- будущее России!"

Конспект урока " Экология и культура- будущее России!"

Конспект урока " Экология и культура- будущее России!"

Конспект урока " Экология и культура- будущее России!"

Конспект урока " Экология и культура- будущее России!"

Конспект урока " Экология и культура- будущее России!"

Конспект урока " Экология и культура- будущее России!"

Конспект урока " Экология и культура- будущее России!"

Конспект урока " Экология и культура- будущее России!"

Конспект урока " Экология и культура- будущее России!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018