Конспект урока " Многообразие стран"
Оценка 4.7

Конспект урока " Многообразие стран"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
10 кл
21.02.2018
Конспект урока " Многообразие стран"
Цель урока: формирование представления о современной политической карте мира Задачи урока: - сформировать представление о разнообразии стран современного мира; - выяснить основные критерии классификации стран мира; -дать понятие «суверенное государство», «валовый внутренний продукт», «индекс человеческого развития»; -продолжить формирование навыков работы с различными источниками географической информации и контурными картами; -выяснить значение политико-географического положения для страны
многобразие стран 10 кл.docx
МНОГООБРАЗИЕ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА 10 класс (география)      Цель урока: формирование представления о современной политической                             карте мира Задачи урока: ­ сформировать представление о разнообразии стран                            современного мира;                           ­ выяснить основные критерии классификации стран мира;                                ­дать понятие «суверенное государство», «валовый                                 внутренний продукт», «индекс человеческого развития»;                                 ­продолжить формирование навыков работы с различными                                  источниками географической информации и контурными                                  картами;                                 ­выяснить значение политико­географического                                   положения для страны Оборудование: политическая карта мира, атласы, контурные карты, тестовые   задания, интерактивная доска Тип урока: изучение нового материала ХОД УРОКА I. Изучение нового материала. Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования  политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и  определим положение этих стран на политической карте. ЗАДАНИЕ. В процессе изучения темы записать в тетрадь основные группы  стран мира. Учитель: Какую информацию можно узнать, используя политическую карту  мира? Учащиеся: По политической карте можно узнать положение стран, их  столицы и  государственные границы. Учитель: Политическая карта изменяется во времени. Выделяют пять этапов  формирования политической карты мира, которые отражают ход развития  человеческого общества: 1 этап – древний (до 5 в.н.э) – возникновение и крушение таких государств  как Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет; 2 этап – средневековый (5­16в.в.) – возникновение крупных феодальных  государств в Европе и Азии; 3 этап – новый (16­19 в.в.) – эпоха зарождения и утверждения  капиталистических отношений в мире; 4 этап – новейший – формирование политической карты связано с первой и  второй мировыми войнами 5 этап – современный – появление социалистических государств в Восточной  Европе, Азии и Латинской Америке; крушение социалистической системы;  распад СССР, Югославии, Чехословакии; объединение ГДР и ФРГ;  прекращение деятельности Организации Варшавского Договора; обретение  независимости рада государств. Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из  230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся  территории ­ преимущественно «осколки» бывших колониальных империй  Великобритании, Франции. Нидерландов, США. ВОПРОС: А какое государство называется «суверенным»? ЗАДАНИЕ. Откройте учебник на стр.9. Прочитайте определение и запишите  его в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его читают и  записывают в словарь.) Суверенное государство – политически независимое государство,  обладающее независимостью во внешних и внутренних делах. Учитель: Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их  группировке, которая проводится на основе разных количественных  критериев и качественных показателей. На основе количественных критериев  наиболее распространена группировка стран по величине (площади)  территории (7 стран с S территории > 3млн. км² каждая). Вместе они  составляют ½ всей суши. ЗАДАНИЕ. По «визитной карточке» форзаца учебника выпишите семь самых крупных стран по S территории. (Учащиеся записывают в тетрадь: Россия,  Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. Один из учеников  зачитывает, а учитель показывает государства на политической карте.) Учитель: По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с  числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия,  Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика.  (Учитель показывает страны на карте, а учащиеся поочередно, с помощью  атласа называют столицы.) Учитель: Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП.  Различают: приморские (имеют выход в море или океан), полуостровные  (расположены на полуостровах), островные (расположены на островах),  страны­архипелаги (расположены на архипелаге), лишенные выхода к морю  (не имеют выхода в море). ЗАДАНИЕ. Приведите примеры стран этой группы. (Учащиеся выходят к  карте и показывают примеры стран этой группы) Учитель: На основе качественных показателей страны подразделяют на:  Экономически развитые  Развивающиеся  Страны с переходной экономикой Основным критерием такой типологии служит уровень социально­ экономического развития, который определяется показателем валового  внутреннего продукта(ВВП) – показатель, характеризующий стоимость  всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый  показатель социально­экономического развития стран мира – индекс  человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и  среднюю продолжительность жизни, уровень образованности. ЗАДАНИЕ. Откройте учебник на стр.11. Прочитайте определения и  запишите их в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его  читают и записывают в словарь.) ВОПРОС: Как вы думаете, в каких странах и регионах показатель ИЧР  самый высокий? Учащиеся    : В США, Канаде, странах Северной Европы, Японии. (Если   учащиеся допускают неточности в названии стран и регионов, учитель  помогает.) ВОПРОС: А в странах какого региона ИЧР самый низкий? Учащиеся: Самый низкий показатель ИЧР будет у стран Африканского  региона. (Учитель уточняет: Бурунди, Сьерра­Леоне, Нигер.) Учитель    : Россия в этом перечне находится в начале группы стран со средним уровнем ИЧР. К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит  примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и  Океании. Эта группа стран отличается значительной внутренней  неоднородностью  и в её составе можно выделить четыре подгруппы. К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150  стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп. И, наконец, выделяется группа стран с переходной экономикой. ЗАДАНИЕ. С помощью текста учебника определить (самостоятельное  добывание знаний): 1 ряд – подгруппы  экономически развитых стран (стр.11 п.3) 2 ряд – подгруппы развивающихся стран (стр.12 п.4) 3 ряд – страны с переходной экономикой (стр.13 п.5) Учащиеся    : Подгруппы экономически развитых стран:  «Большая семерка» стран Запада: США, Япония, ФРГ, Франция,  Великобритания, Италия, Канада – отличаются наибольшими  масштабами экономической и политической деятельности   Менее крупные страны Западной  Европы – играют большую роль в  мировых делах, ВВП на душу населения в большинстве из них такой же,  как в странах «большой семерки»  Внеевропейские страны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие  переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые не  знали феодализма. Обычно к этой группе причисляют и Израиль  Образовалась в 1997 году: Республика Корея, Сингапур, Тайвань –  приблизились по показателю ВВП на душу населения к другим  экономически развитым странам                   Подгруппы развивающихся стран:  Ключевые страны: Индия, Бразилия, Мексика, Китай – лидеры  развивающегося мира, обладающие большим природным, людским и  экономическим потенциалом  Страны, имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1­2, а иногда и 5 тыс. долларов: Аргентина, Уругвай, Венесуэла и др. (Латинская  Америка), есть такие страны и в Азии и в Северной Америке  Новые индустриальные страны (НИС): «азиатские тигры» (1 эшелон:  Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, который в 1997году  вошел в состав Китая под названием Сянган; 2 эшелон: Малайзия,  Таиланд, Индонезия)   Нефтеэкспортирующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт,  Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Бруней и др.  Отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в  год: некоторые страны Африки, Азии, Латинской Америки  Наименее развитые страны: около 50 стран с ВВП от 50 до 300 долларов в год Страны с переходной экономикой: постсоциалистические страны, многие из них можно отнести к развитым странам: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия,  Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают – Россия,  Украина, Китай. ЗАДАНИЕ. ( контурных картах Все  учащиеся подписывают страны «большой   семерки» на контурных картах. Учитель: Давайте вспомним определение политико­географического  положения (ПГП) и определим его роль для страны. Учащиеся: ПГП – положение какого­либо объекта по отношению к  другим объектам, имеющим политическое значение:  государственным границам, дружественным или враждебным  странам, к военным союзам стран, к очагам конфликтов и т.д. Политико­географическое положение – одно из основополагающих понятий в  географии, которое оказывает непосредственное влияние на социально­ экономическое развитие любой страны. Учитель: Подведем итог. Назовите основные группы стран мира, которые вы  записали в тетрадь при изучении новой темы. Учащиеся    : Основные группы стран:  По площади территории  По численности населения  По особенностям ГП  По уровню социально­экономического развития II. Закрепление. Готовимся к ЕГЭ. ТЕСТ (1 вариант) 1.В настоящее время общее количество стран в мире составляет: 1) около 150 2) около 230 3) около 50 4) около100 2.В мировую десятку по показателю площади территории входят: 1)Бразилия и Индия 2)ЮАР и Саудовская Аравия 3)Китай и Мексика 4)США и Иран 3.В мировую десятку по численности населения входят: 1) Пакистан и Индонезия 2)Аргентина и США 3)Канада и Индия 4) Япония и Австралия 4. В Азии находятся: 1) Индия и Китай 2) Мексика и Бразилия 3) Нигер и Алжир 4) Франция и Италия 5. К экономически развитым государствам относятся: 1) Индия и Китай 2) Мексика и Бразилия 3) Нигер и Алжир 4) Франция и Италия III. Домашнее задание. Стр.9­14 Записать в тетрадь десять самых маленьких по площади государств  мира (микрогосударства) Подписать на контурной карте одиннадцать крупнейших стран по  численности населения Составить презентацию об одной из стран мира, изученных в ходе урока  (1­3 учащихся по желанию)

Конспект урока " Многообразие стран"

Конспект урока " Многообразие стран"

Конспект урока " Многообразие стран"

Конспект урока " Многообразие стран"

Конспект урока " Многообразие стран"

Конспект урока " Многообразие стран"

Конспект урока " Многообразие стран"

Конспект урока " Многообразие стран"

Конспект урока " Многообразие стран"

Конспект урока " Многообразие стран"

Конспект урока " Многообразие стран"

Конспект урока " Многообразие стран"

Конспект урока " Многообразие стран"

Конспект урока " Многообразие стран"

Конспект урока " Многообразие стран"

Конспект урока " Многообразие стран"

Конспект урока " Многообразие стран"

Конспект урока " Многообразие стран"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018