Цель урока: формирование представления о современной политической
карте мира
Задачи урока: - сформировать представление о разнообразии стран
современного мира;
- выяснить основные критерии классификации стран мира;
-дать понятие «суверенное государство», «валовый
внутренний продукт», «индекс человеческого развития»;
-продолжить формирование навыков работы с различными
источниками географической информации и контурными
картами;
-выяснить значение политико-географического
положения для страны
многобразие стран 10 кл.docx
МНОГООБРАЗИЕ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА
10 класс (география)
Цель урока: формирование представления о современной политической
карте мира
Задачи урока: сформировать представление о разнообразии стран
современного мира;
выяснить основные критерии классификации стран мира;
дать понятие «суверенное государство», «валовый
внутренний продукт», «индекс человеческого развития»;
продолжить формирование навыков работы с различными
источниками географической информации и контурными
картами;
выяснить значение политикогеографического
положения для страны
Оборудование: политическая карта мира, атласы, контурные карты, тестовые
задания, интерактивная доска
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА
I. Изучение нового материала. Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования
политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и
определим положение этих стран на политической карте.
ЗАДАНИЕ. В процессе изучения темы записать в тетрадь основные группы
стран мира.
Учитель: Какую информацию можно узнать, используя политическую карту
мира?
Учащиеся: По политической карте можно узнать положение стран, их
столицы и государственные границы.
Учитель: Политическая карта изменяется во времени. Выделяют пять этапов
формирования политической карты мира, которые отражают ход развития
человеческого общества:
1 этап – древний (до 5 в.н.э) – возникновение и крушение таких государств
как Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет;
2 этап – средневековый (516в.в.) – возникновение крупных феодальных
государств в Европе и Азии;
3 этап – новый (1619 в.в.) – эпоха зарождения и утверждения
капиталистических отношений в мире;
4 этап – новейший – формирование политической карты связано с первой и
второй мировыми войнами
5 этап – современный – появление социалистических государств в Восточной
Европе, Азии и Латинской Америке; крушение социалистической системы;
распад СССР, Югославии, Чехословакии; объединение ГДР и ФРГ;
прекращение деятельности Организации Варшавского Договора; обретение
независимости рада государств. Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из
230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся
территории преимущественно «осколки» бывших колониальных империй
Великобритании, Франции. Нидерландов, США.
ВОПРОС: А какое государство называется «суверенным»?
ЗАДАНИЕ. Откройте учебник на стр.9. Прочитайте определение и запишите
его в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его читают и
записывают в словарь.)
Суверенное государство – политически независимое государство,
обладающее независимостью во внешних и внутренних делах.
Учитель: Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их
группировке, которая проводится на основе разных количественных
критериев и качественных показателей. На основе количественных критериев
наиболее распространена группировка стран по величине (площади)
территории (7 стран с S территории > 3млн. км² каждая). Вместе они
составляют ½ всей суши.
ЗАДАНИЕ. По «визитной карточке» форзаца учебника выпишите семь самых
крупных стран по S территории. (Учащиеся записывают в тетрадь: Россия,
Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. Один из учеников
зачитывает, а учитель показывает государства на политической карте.)
Учитель: По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с
числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия,
Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика.
(Учитель показывает страны на карте, а учащиеся поочередно, с помощью
атласа называют столицы.) Учитель: Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП.
Различают: приморские (имеют выход в море или океан), полуостровные
(расположены на полуостровах), островные (расположены на островах),
страныархипелаги (расположены на архипелаге), лишенные выхода к морю
(не имеют выхода в море).
ЗАДАНИЕ. Приведите примеры стран этой группы. (Учащиеся выходят к
карте и показывают примеры стран этой группы)
Учитель: На основе качественных показателей страны подразделяют на:
Экономически развитые
Развивающиеся
Страны с переходной экономикой
Основным критерием такой типологии служит уровень социально
экономического развития, который определяется показателем валового
внутреннего продукта(ВВП) – показатель, характеризующий стоимость
всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за
один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый
показатель социальноэкономического развития стран мира – индекс
человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и
среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.
ЗАДАНИЕ. Откройте учебник на стр.11. Прочитайте определения и
запишите их в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его
читают и записывают в словарь.)
ВОПРОС: Как вы думаете, в каких странах и регионах показатель ИЧР
самый высокий? Учащиеся
: В США, Канаде, странах Северной Европы, Японии. (Если
учащиеся допускают неточности в названии стран и регионов, учитель
помогает.)
ВОПРОС: А в странах какого региона ИЧР самый низкий?
Учащиеся: Самый низкий показатель ИЧР будет у стран Африканского
региона. (Учитель уточняет: Бурунди, СьерраЛеоне, Нигер.)
Учитель
: Россия в этом перечне находится в начале группы стран со средним
уровнем ИЧР.
К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит
примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и
Океании. Эта группа стран отличается значительной внутренней
неоднородностью и в её составе можно выделить четыре подгруппы.
К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150
стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп.
И, наконец, выделяется группа стран с переходной экономикой.
ЗАДАНИЕ. С помощью текста учебника определить (самостоятельное
добывание знаний):
1 ряд – подгруппы экономически развитых стран (стр.11 п.3)
2 ряд – подгруппы развивающихся стран (стр.12 п.4)
3 ряд – страны с переходной экономикой (стр.13 п.5)
Учащиеся
: Подгруппы экономически развитых стран: «Большая семерка» стран Запада: США, Япония, ФРГ, Франция,
Великобритания, Италия, Канада – отличаются наибольшими
масштабами экономической и политической деятельности
Менее крупные страны Западной Европы – играют большую роль в
мировых делах, ВВП на душу населения в большинстве из них такой же,
как в странах «большой семерки»
Внеевропейские страны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие
переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые не
знали феодализма. Обычно к этой группе причисляют и Израиль
Образовалась в 1997 году: Республика Корея, Сингапур, Тайвань –
приблизились по показателю ВВП на душу населения к другим
экономически развитым странам
Подгруппы развивающихся стран:
Ключевые страны: Индия, Бразилия, Мексика, Китай – лидеры
развивающегося мира, обладающие большим природным, людским и
экономическим потенциалом
Страны, имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 12, а иногда
и 5 тыс. долларов: Аргентина, Уругвай, Венесуэла и др. (Латинская
Америка), есть такие страны и в Азии и в Северной Америке
Новые индустриальные страны (НИС): «азиатские тигры» (1 эшелон:
Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, который в 1997году
вошел в состав Китая под названием Сянган; 2 эшелон: Малайзия,
Таиланд, Индонезия)
Нефтеэкспортирующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт,
Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Бруней и др.
Отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в
год: некоторые страны Африки, Азии, Латинской Америки
Наименее развитые страны: около 50 стран с ВВП от 50 до 300 долларов
в год Страны с переходной экономикой: постсоциалистические страны, многие из
них можно отнести к развитым странам: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия,
Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают – Россия,
Украина, Китай.
ЗАДАНИЕ. ( контурных картах
Все учащиеся подписывают страны «большой
семерки» на контурных картах.
Учитель: Давайте вспомним определение политикогеографического
положения (ПГП) и определим его роль для страны.
Учащиеся: ПГП – положение какоголибо объекта по отношению к
другим объектам, имеющим политическое значение:
государственным границам, дружественным или враждебным
странам, к военным союзам стран, к очагам конфликтов и т.д.
Политикогеографическое положение – одно из основополагающих понятий в
географии, которое оказывает непосредственное влияние на социально
экономическое развитие любой страны.
Учитель: Подведем итог. Назовите основные группы стран мира, которые вы
записали в тетрадь при изучении новой темы.
Учащиеся
: Основные группы стран:
По площади территории
По численности населения
По особенностям ГП
По уровню социальноэкономического развития
II. Закрепление. Готовимся к ЕГЭ. ТЕСТ (1 вариант)
1.В настоящее время общее количество стран в мире составляет:
1) около 150
2) около 230
3) около 50
4) около100
2.В мировую десятку по показателю площади территории входят:
1)Бразилия и Индия
2)ЮАР и Саудовская Аравия
3)Китай и Мексика
4)США и Иран
3.В мировую десятку по численности населения входят:
1) Пакистан и Индонезия
2)Аргентина и США
3)Канада и Индия
4) Япония и Австралия
4. В Азии находятся:
1) Индия и Китай
2) Мексика и Бразилия
3) Нигер и Алжир
4) Франция и Италия 5. К экономически развитым государствам относятся:
1) Индия и Китай
2) Мексика и Бразилия
3) Нигер и Алжир
4) Франция и Италия
III. Домашнее задание.
Стр.914
Записать в тетрадь десять самых маленьких по площади государств
мира (микрогосударства)
Подписать на контурной карте одиннадцать крупнейших стран по
численности населения
Составить презентацию об одной из стран мира, изученных в ходе урока
(13 учащихся по желанию)
Конспект урока " Многообразие стран"
Конспект урока " Многообразие стран"
Конспект урока " Многообразие стран"
Конспект урока " Многообразие стран"
Конспект урока " Многообразие стран"
Конспект урока " Многообразие стран"
Конспект урока " Многообразие стран"
Конспект урока " Многообразие стран"
Конспект урока " Многообразие стран"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.