Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "
Оценка 4.9

Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
9 кл
04.03.2018
Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "
Большинство населения страны было разочаровано условиями послевоенного мира. В 1919—1920 гг. произошли сильные волнения и беспорядки. Как и многие безработные, демобилизованные солдаты (2 млн человек) не находили средств для жизни. Рабочие захватывали фабрики, крестьяне поднимались на восстания против крупных землевладельцев и захватывали землю. Социальное недовольство способствовало распространению национализма.
режимы 1930.docx
Формирование тоталитарных режимов в странах Европы                                                          в 1930­е гг.    Урок проводится с использованием  технологии проблемного обучения  и метода  группового  кооперативного обучения.  Педагогический процесс организуется таким образом, чтобы каждый  обучающийся был равноправно с остальными включён в учебную деятельность и был достигнут  коллективный результат.    Каждая мини­группа получает конкретное задание или решает, какую либо проблему.       Оборудование урока:   политическая карта мира учебник О.С. Сороко­Цюпа, А.О. Сороко­Цюпа Всеобщая история. Новейшая история. 9  класс. – М.: «Просвещение», 2011г. Цели урока: Образовательные: На примере социально – политической истории Италии, Германии и Испании в 1920 –  1930­е гг. обобщить и углубить представления учащихся об основных признаках  тоталитарного режима Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Европы Охарактеризовать основные мероприятия тоталитарных правительств в Италии,  Германии и Испании Объяснить смысл и значение важнейших исторических понятий (фашизм, тоталитаризм,  нацизм) и добиться их усвоения Выяснить основные черты тоталитаризма как феномена ХХ века      Развивающие:    ­    Развитие аналитического и синтезирующего мышления    ­    Выработка умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы    ­    Отработка навыков работы в должном темпе    ­    Развитие умений действовать в группе и самостоятельно    ­    Реализация принципа проблемности развивающего обучения Воспитательные: Воспитание чувства неприятия к насилию, бесчеловечности тоталитарных режимов Воспитание настойчивости, упорства, целеустремленности Воспитание гуманности                                                           План урока. 1. На базе знаний по обществознанию,  повторительно – обобщающая беседа по теме  «Тоталитарный режим, его признаки». 2. Италия  в 1920 – 1930­е гг. Особенности итальянского фашизма (проблемное изложение,  работа в группах). 3. Германия в 1920 – 1930­е гг. Особенности германского фашизма (проблемное изложение,  работа в группах). 4. Испания в 1920 – 1930­е гг. Особенности испанского фашизма (проблемное изложение,  работа в группах). 5. Работа с документами. Вступительное слово  Мы продолжаем изучение истории стран мира в межвоенный период. Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного  народом, строится сегодняшний и завтрашний день: это изречение еще раз подтверждает  известную истину о том, что без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего. Один из важных уроков прошлого сегодня мы рассмотрим  на занятии. I.  Повторительно – обобщающая беседа по теме «Тоталитарные режимы, их признаки». Рождении тоталитаризма  Переходим к первому пункту плана. Термин «тоталитаризм» возник в 20­е годы в окружении Муссолини.   Когда   он   появился,   нет   единого   мнения   среди   политологов,   одни   считают   его вечным   атрибутом   истории   (исторический   прототип   –   восточные   деспотии),   другие   – достоянием индустриальной эпохи, а третьи – феноменом ХХ века.  Давайте вспомним из курса обществознания, что такое тоталитаризм? Каковы его признаки?  (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность,  1.1.  На основе знаний по обществознанию сформулируйте определение понятия «тоталитаризм». Тоталитар змии полнота) — политический режим, имеющий полный (тотальный) контроль государства над  всеми аспектами жизни общества и человека. 1.2. Перечислите признаки тоталитарного режима, распределите их по трём направлениям:  экономические, политические, социальные (таблица на доске). Среди базовых признаков и сущностных характеристик тоталитаризма:         ликвидация конституционных прав и свобод сращивание партийного и государственного аппарата единовластие одной партии  контроль над семейной жизнью организованный террор и репрессии  централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме  относится к разряду командно­административной) монополия власти на информацию  культ вождя, наличие лидера­диктатора  милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому  военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого  будущего»).   и идеологии и политика основана на идее национальной  Правильно. Одной из форм тоталитаризма является фашизм – открытая террористическая диктатура, опирающаяся на прямое насилие, шовинизм, расизм.  Национализм   исключительности, национальном превосходстве.  Культ вождя: в Германии – Фюрер, в Италии – Дуче. Нацизм идеология: культ силы,  расовое превосходство, антисемитизм, экспансия, насаждение образа врага.  Согласны ли вы с тем, что этот режим является антидемократическим? Так почему же в  ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм? Формулировка проблемы.    Раньше всего фашизм возник в Италии: в 1922 году сам король поручил лидеру фашистов Б.  Муссолини сформировать правительство. Так с соблюдением всех демократических процедур к  власти пришла самая недемократическая сила – фашизм. В Германии в начале 30­х годов  демократические партии имели большинство голосов и мест в парламенте, чем национально­ социалистическая партия Гитлера, согласно результатам выборов в 1932 г. НСДАП теряла  популярность, так почему же в 1933 году нацисты приходят к власти? Давайте разберемся с  этой проблемой. Проблемные вопросы формулируются на доске.  1. Почему фашистам удалось прийти к власти в ХХ веке?  2. Почему в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм? II. Работа в группах. Три группы работают над вопросами и сравнительными таблицами, а четвёртая работает  с документами. Италия. В рабочих группах ученики, изучая особенности одной из фашистских диктатур,  заполняют  аналогичные сравнительные таблицы.  Что способствовало приходу  фашистов к власти Основные мероприятия  тоталитарных правительств в  1930­х гг. Особенности национальной  фашистской диктатуры 2.1.  Что способствовало приходу фашистов к власти в Италии? Ответ: ­ тяжелое экономическое положение ­ массовое недовольство, движение трудящихся ­ во всех бедах винили правительство либералов ­ фашисты объединили недовольных (крестьян, рабочих, мелкую рабочую буржуазию) ­ царившая обстановка неуверенности ­ неспособность правительства справиться с острыми проблемами в экономике и политике 2.2. При чтении учебника выпишите   основные мероприятия тоталитарных правительств      в    1920 – 1930­е гг.   Италии Ответ: ­  ликвидация демократии (других партий, свободы  и прав) ­  Муссолини, фактически, единоличный правитель ­  чистка государственного аппарата         ­ 1929 год – соглашения между римским папой и Муссолини (суверенитет              города Ватикан) ­  вмешательство в экономику ­ ликвидация зависимости страны от ввоза стратегического сырья для промышленности ­  активная внешняя политика ­ создание корпоративной системы 2.3.  Перечислите     особенности итальянского фашизма.  Ответ: ­ в Италии католицизм объявлен единственной религией, поэтому псевдорелигия фашизма  не так сильна ­ антисемитизм  в Италии не возводился в ранг государственной политики  ­ в руках Дуче сконцентрировалась гораздо меньшая власть, чем в руках Фюрера ­ Муссолини не смог добиться такой массовой поддержки ­ партия Гитлера имела большее влияние, чем партия Муссолини Германия 2.5. Что способствовало приходу фашистов к власти в Германии? ­ экономический и политический кризис ­ отсутствие политической стабильности ­ снижение авторитетности правительства из­за экономических трудностей ­ чувство национального унижения, охватившее общество после Первой мировой войны  (инфляция, контрибуция) ­ популярность националистических идей ­ страх правящих кругов перед ширящимся коммунистическим движением 2.6. При чтении учебника выпишите   основные мероприятия тоталитарных правительств        Германии в     1920 – 1930­е гг.  ­ террор противников (создание тайной полиции (гестапо), концентрационных лагерей) ­ ликвидация буржуазно – демократических свобод ­ упразднения принципа разделения властей ­ запрет всех партий, кроме НСДАП ­ максимальная централизация хозяйственной жизни ­ организация общественных работ для ликвидации безработицы ­ «ариизация» экономики ­ вооружение армии ­ поиск «жизненного пространства», активная внешняя политика 2.7.  Перечислите     особенности германского фашизма.  ­ крайняя агрессивность – стремление завоевать мировое господство ­ крайний национализм и расизм  ­ антисемитизм  возведён в ранг государственной политики  ­ сосредоточение всей власти в руках Фюрера ­ партия Гитлера имела большее влияние, чем партия Муссолини ­ цензура, слежка, доносительство 2.8.   А почему демократические силы не смогли предотвратить приход фашистов          власти?   Они были разобщены, социалистическая и коммунистическая партии недооцени фашистскую  угрозу, и продолжали взаимную борьбу. Создать единый антифашистский фронт в таких  условиях оказалось невозможным. Испания 2.9. Что способствовало приходу фашистов к власти в Испании? ­  всеобщее недовольств  исходом   революции  ­ совершается размежевание социал­демократических сил ­ слабая компартия   ­ объединение богатых и могущественных реакционных сил  ­ ликвидация  основных социальных достижений революции ­ победа  Народного фронта  активизировала  испанский фашизм ­ мятеж и гражданская война аи аи аи  (июль 1936 — апрель 1939) — конфликт между Второй  Гражд нская войн  в Исп нии Испанской Республикой в лице правительства испанского Народного  фронта(республиканцы, лоялисты) и оппозиционной ей испанской военно­националистической  диктатурой под предводительством генерала Франсиско Франко (мятежники), поддержанного  фашистской Италией, нацистской Германией и Португалией, в результате которого была  ликвидирована Испанская республика и свергнуто республиканское правительство. 2.10. При чтении учебника выпишите   основные мероприятия тоталитарных правительств        Испании в     1920 – 1930­е гг.  ­ создание реакционных партий (Фаланга)  ­ внесудебное преследование всех участников демократического движения ­ 1936г. сосредоточение военной и гражданской власти в руках Франко ­ указ о жёстком контроле государства над прессой и книгоизданием ­ создание синдикатов 2.11.  Перечислите     особенности испанского фашизма. Особый режим, который сложился в Испании в годы франкизма, получил название умеренно­ тоталитарного.         режим навязан военной силой при помощи извне большое влияние сохранила католическая церковь фашистское движение в Испании не обрело массовой социальной базы режим Франко никогда не пытался установить жесткий контроль над экономикой все годы диктатуры Франко Испания оставалась монархией идеология носит гораздо менее тоталитарный характер, нежели итальянский фашизм и  немецкий нацизм Главная особенность испанского фашизма  – это испанская фаланга. Именно с этой  организацией связано наименование этого течения в Испании – фалангизм. 2.12. Как вы считаете, почему в Испании противостояние между силами демократии и  тоталитаризма в 1930­е гг. закончилось победой фашистской диктатуры?   Победа  Народного фронта  активизировала  испанский фашизм, группировки в партии  «Фаланга». В  середине  июля  1936 в испанском Марокко, а вслед за тем во многих городах   Испании начался военно­фашистский мятеж,  главой которого стал генерал Франко. Мятежники  получили щедрую  помощь  ­ военными материалами  и людьми  ­  со  стороны  Германии  и   Италии.  На  их   стороне   оказались правительства Англия и Франции. Два с половиной года  длилась гражданская война в Испании. То, за что бились республиканцы, они пытались  осуществить уже  в  ходе  войны было преступлено к национализации крупной промышленности,  более 300  тыс. крестьян. семей получили безвозмездно 5,5 млн. га  земли, б/приняты законы о 48 –час. раб. неделе, охране труда, соц. обеспечении. Не только Каталония,  но  и  Баскония   получили  национальную автономию. В  конце  марта испанский фашизм торжествовал победу. После работы с таблицами анализ каждого вопроса. 1) Что способствовало приходу фашистов к власти в Италии, Германии и Испании? 2) Каковы основные мероприятия тоталитарных правительств? 3)  Особенности национальной фашистской диктатуры в Италии. Германии и Испании? 4) Рассмотрение индивидуальных вопросов по каждому государству. 4.2. Каковы общие признаки всех тоталитарных режимов, утвердившихся в странах  Европы в 1930­е годы? Ответ учеников:   Все признаки, записанные на доске, подходят к тоталитарным  режимам, утвердившимся в странах Европы в 1930­е годы.  Сходство практики тоталитарных режимов в экономике заключалось в ее сверхмонополизации,  распространении сферы государственного регулирования на все основные отрасли хозяйства, в  нарушении принципа частной собственности. 3.      4 группа работает с документами по вопросам: На основе нижеприведённых фрагментов из книги А.Гитлера «Моя борьба» опишите модель  человека/общества/мира в свете национал­ социалистической идеологии.  3.1.  Почему физическое развитие молодёжи нацисты предпочитали её образованности?  На основе документов отвечает  4 группа. 3.2. Каковы основные черты тоталитарной идеологии? Ответ на основе дополнительного  материала (ученик готовит заранее). Основными постулатами нацистской идеологии были антисемитизм, антидемократизм,  антимарксизм, расизм, национализм и шовинизм, а инструментами политики и идеологии  НСДАП были террор и пропаганда. И позже массовое убийство, как виновных, так и  невиновных. Террор же ­ это осуществление внутреннего закона движения.  Он ставит задачу полной переделки и трансформации человека с целью искоренения угрозы  режиму в виде инакомыслия. В соответствии с идеологическими установками конструируется  новый тип личности с особым психическим складом, особыми ментальностью, мыслительными и  поведенческими характеристиками путём стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе.  Целью идеологии объявлялось создание принципиально нового общества, нового человека.  Одновременно указывался враг, который подлежал беспощадному уничтожению в борьбе за  достижение этой цели. Как бы ни очерчивался круг враждебных движению людей и явлений, в  него обязательно включались либерализм и его ценности. Борьба за победу «нового порядка»  представлялась как «последний и решительный бой», требующий тотальной мобилизации.  Ценности «нового порядка» могли определяться по­разному, но они обязательно были обращены в будущее и имели абстрактный характер. Место безусловных нравственных ценностей, морали  должна была занять преданность идеологии, причем право истолкования подлинных интересов  движения закреплялось за одним или немногими лидерами. Речь шла о готовности исповедовать  те идеи, которые именно в данный момент провозглашают вождь, партия. В этом главное  отличие тоталитарной доктрины от традиционных, в том числе религиозных, ее вариантов.  3.3.  Сделайте вывод о том, чем угрожает человечеству идеология фашизма. 4. Обобщающая беседа. общие  4.1. Каковы   социально – экономические,        предпосылки     утверждения тоталитарных режимов?  политические и культурно – исторические  4 группа на основе анализа делает вывод, что общими социально – экономическими,  политическими и культурно – историческими предпосылками утверждения тоталитарных и  авторитарных режимов в 1930­е гг. были:  Разочарование большинства населения (ремесленники, крестьяне, ветераны войны,  безработные) условиями послевоенного мира; социально­экономический и политический  кризис.  Неспособность правительств вывести страну из кризиса, тяга народных масс к  стабильности, «сильной руке».  Поддержка фашистов со стороны крупных предпринимателей, финансистов, земельной  аристократии из­за боязни революционного взрыва и заинтересованности в  государственных заказах.  Слабость антифашистских сил, демократических институтов; раскол рабочего класса  (лидеры СДПГ и КПГ недооценивали фашистскую угрозу и продолжали борьбу за  лидирующую роль в рабочем движении).  Изменение тактики самих фашистских партий, их активная борьба за массы, внимание к  парламентским формам деятельности. 4.3. Соответствовали проводимые мероприятия принципам тоталитаризма?  Да, проводимые мероприятия соответствовали принципам тоталитаризма.  Политические системы германского, итальянского и испанского фашизма были  схожи по ряду признаков, но далеко не были одинаковыми. Итак, главный вопрос, который мы поставили в начале урока: Почему в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?  Мы констатируем, что в 20­е годы в Италии и в 30­е годы в Германии и Испании к власти  приходят фашисты. Появление тоталитарных государств не было случайным стечением  обстоятельств. В Италии и Германии фашизм пришёл к власти при опоре на массовые движения.  Для чего утверждались тоталитарные режимы? Для решения задач выхода из экономического  кризиса, преодоления разрухи, предотвращения угрозы революции. Создания нового социального порядка. В этих странах устанавливаются тоталитарные режимы, степень контроля над обществом  становится достаточно высокой. Государства носят антиправовой характер. В них беззаконие и  возможность произвола по отношению к гражданам были возведены в ранг закона.  При жесткой регламентации должностных функций и субординации чиновников внутри  государственных ведомств, упорядоченность в межведомственных отношениях, как и четкое  построение вертикали власти, отсутствовали. Фактор воли лидеров, субъективных отношений  между ними был осознанно поставлен выше фиксированных правил и норм разработки, принятия и исполнения решений. Во внешней политике обеспечивалось решение задачи, связанной с подготовкой к войне.

Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "

Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "

Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "

Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "

Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "

Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "

Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "

Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "

Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "

Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "

Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "

Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "

Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "

Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "

Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "

Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "

Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "

Конспект -урока " Режимы в 1930 годы "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018