Тип урока урок изучения новых знаний.
Цели урока:
1.Систематизировать знания учащихся по теме. Проверить уровень усвоения знаний и умений.
2. Развитие математической речи.
3.Воспитание активности и интерес к математике.
Структура урока
I. Организационный момент.
2. Актуализация знаний в форме игры "Ты мне - я тебе"
3. Изучение нового материала (лекция с записью алгоритма)
4. Закрепление материала:
а. Устные упражнения на определения вида простейших тригонометрических уравнений.
б. Решение уравнений у доске:
5. Дифференцированная самостоятельная работа предлагается в нескольких вариантах.
6. Итоги урока.
7. Домашнее заданиеУрок изучения новых знаний, с проверкой знаний в форме игры "Ты мне - я тебе"
Изучение нового материала (лекция с записью алгоритма), закрепление материала в форме устных и письменных упражнений
Закрепление в форме дифференцированной самостоятельной работы.
Урок по теме: «Простейшие тригонометрические уравнения».
Цели урока:
1.Систематизировать знания учащихся по теме. Проверить уровень усвоения знаний и умений.
2. Развитие математической речи.
3.Воспитание активности и интерес к математике.
Тип урока урок изучения новых знаний.
Оборудование к уроку: таблицы, презентация.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Цель: активизация внимания и мотивации учащихся к работе на уроке:
1.
2.
3.
4.
определение отсутствующих,
настрой учащихся на работу, организация внимания;
сообщение темы и цели урока;
проверка домашнего задания.
1. Великий физик, математик и политик А. Эйнштейн заметил: «Мне приходиться делить время между
политикой и уравнениями. Однако, уравнения гораздо важнее. Политика существует только для данного
момента, а уравнения будут существовать вечно».
2. Я называю ученика и адресую ему вопрос, если учащийся правильно отвечает на вопрос, то он называет
следующего отвечающего, если отвечающий затрудняется ответить на вопрос, то он передает его другому
ученику, назвав его имя:
Вопросы для учащихся
Дать определение числовой
окружности?
Определите координаты точки,
полученной при повороте точки Р(1;0)
на угол
В каких единицах измеряются углы
.
Предполагаемые ответы
Окружность радиусом равным 1 с центром в начале координат
называется единичной окружностью.
Градусах и радианах
Какие уравнения называют
тригонометрическими?
Приведите примеры простейших
тригонометрических уравнений?
Сколько корней может иметь
тригонометрическое уравнение?
Что значит решить
тригонометрическое уравнение?
В уравнениях
оцените число а?
Как решаются простейшие
тригонометрические уравнения.
Как решаются тригонометрические
уравнения, если его невозможно
решить по числовой окружности?
Уравнения, в которых переменная стоит под знаком
тригонометрической функции, называются
тригонометрическими.
tgx=a;ctgx=a
Тригонометрические уравнения имеют множество корней в
силу периодичности тригонометрических функций.
Найти множество корней или убедиться что корней нет.
Если
Если
Для решения простейшего тригонометрического уравнения
рисуем числовую окружность.
С помощью тригонометрических преобразований приводим к
простейшему или применяем формулы для нахождения
корней.
Упражнения к данному пункту учащиеся уже решали ранее, но с другой постановкой задания, например:
«Укажите все углы
sin x=1 .
Обратим внимание на то, что в учебнике не ставится цель сразу написать общую формулу решений
уравнения sin x=a ( | a |≤1 ) в виде x= ( −1 ) k arcsin a+ k,π k∈ Z. Практика показывает, что раннее введение
=1 », теперь же требуется решить уравнение
α
α
, для которых справедливо равенство sinтакой записи без должного понимания учащимися ее смысла, без объяснения «скрытого» в ней периода 2 π
приводит к механическому использованию этой записи с характерной ошибкой: ( −1 ) k arcsin a+2 k,π k∈ Z.
Учитывая, что для многих заданий вполне достаточно давать ответ в виде двух серий решений, на
первых порах можно не требовать от учащихся (особенно от слабых) записи ответа в сокращенном виде. А
чтобы предупредить указанную выше ошибку, надо обязательно показать учащимся, что при k=2n или
k=2n+1, n∈ Z, ответ будет иметь вид arcsin a+2 n,π n∈ Z, или −arcsin
a+2 n,π n∈ Z, соответственно.
Можно посоветовать учащимся не решать простейшее уравнение sin x=a по общим формулам в случаях
a=0, a=1, a=−1 , мотивируя совет тем, что, например, общая формула для решений уравнения sin x=1 дает
повторяющиеся решения. Если ответ записать в виде ( −1 ) k
2 ,π 5 2 ,π 5 2 ,π … соответственно. Такие же повторы корней дают общие
3, ..., получим решения
формулы для решений уравнений sin x=−1 , cos x=−1 .
π k∈ Z, то, давая k значения 0, 1, 2,
2 ,π
π
π
2 + k,
3. Устные упражнения на определения вида простейших тригонометрических уравнений.
Вы видеть схемы решений простейших тригонометрических уравнений.
Какая из схем этой группы лишняя?Что объединяет остальные схемы?
Ответ:3 схема лишняя, остальные решения уравнения cos x =a.
4. Решить уравнения на доске:
Решить уравнение
Ответ:
Дано уравнение
и получен ответ
верен ли данный ответ.
Правильный:Из двух предложенных ответов к уравнению
выбери
правильный.Ответ:
а)
а)
; б)
,
в)
.
Ответ :
б)
Если
Если
Ответ:
в)
, то
, то
,
,
,
,
,
,
,
,
/4 .π
x=−
π
( −
π
π
,
.
/4 )+ k,
π m∈ Z.
/4 имеет две серии решений: x n =arccos
π k∈ Z. Две серии решений x n и x k можно объединить в одну: x m
Ответ:
№ 11.6. Решите уравнение: а) sin x= 5/4 ; б) cos x=−
Решение. а) Так как 5/4 >1 , a sin x≤1 для каждого x∈ R, то уравнение sin x= 5/4 не имеет решений.
π
π
б) Так как −1≤−
/4 ≤1 , то уравнение cos
/4 )+ n,
n∈ Z; x k =arccos ( −
π
=±arccos ( −
/4 )+ m,
Заметим, что серии решений x n и x k можно выразить, употребляя одну букву, что часто делается для
краткости ответов в учебнике. Использовать же формулу arccos ( −a )= −arccos
нецелесообразно. Это только усложнит запись ответа.
№ 11.7. При каких значениях а имеет хотя бы одно решение уравнение:
а) sin x=a ; б) cos x=a ; в) tg x=a ; г) ctg x=a ?
Решение. а) Уравнение sin x=a имеет хотя бы одно решение при каждом a∈[ −1; 1 ] .
б) Уравнение cos x=a имеет хотя бы одно решение при каждом a∈[ −1; 1 ] .
в) Уравнение tg x=a имеет хотя бы одно решение при каждом a∈ R.
г) Уравнение ctg x=a имеет хотя бы одно решение при каждом a∈ R.
a на первых порах
πДифференцированная самостоятельная работа предлагается в нескольких вариантах. Учащиеся
5.
самостоятельно выбирает посильный вариант работы. Варианты 1;2;3 предлагаются в привычной для
учащихся форме, дано уравнение , его следует решить. Задания на оценку «3»
Решить уравнение:
1В
2В
3В
Задания на «4» . Все задания взаимосвязаны между собой. Первые четыре задания даны в привычной форме:
, дано уравнение следует решить. В задании 5 приведен ответ, учащимся следует определить: верен или нет.
В задании 6 выбрать правильный ответ из предложенных.
1
2
3
4
5
6.
Дано уравнение
Верен ли данный ответ.
Выбери правильный ответ для уравнения
и получен ответ
Ответы:
Итоги урока. Сообщаю оценки за урок. Подводим итоги. Те учащиеся, у которых С/Р вызвала
6.
определенные трудности приглашаю на консультацию.
7.
Домашнее задание П.11.1. № 11.2 (б,д,з,л) , 11.3 (в,е,и,м)
a=1
a=0
a= 1
,