Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"
Оценка 4.6

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология +1
6 кл
01.04.2017
Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"
Урок биологии в 6 классе по теме "Функции листа" по ФГОС. Цель урока: Формирование научного мировоззрения на примерах взаимосвязей строения и функции, происходящих в листе. Тип урока: усвоение новых знаний. Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый. Технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающая, ИКТ
ФУНКЦИИ ЛИСТА конспект откр урока.doc
Функции листа (урок биологии в 6 классе) формировать умение понимать смысл биологических терминов: фотосинтез,  Цели: Формирование научного мировоззрения на примерах взаимосвязей строения и  функции, происходящих в листе.  Задачи: Образовательные:  – сформировать знания об основных  функциях листа  и дополнительных, выполняемых  видоизмененными листьями;  испарение воды (транспирация), газообмен, листопад, видоизменения листа.  Развивающие:  анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы;  Воспитательные: ­ продолжить формирование интереса к предмету; ­ воспитывать культуру умственного труда. развивать умения самостоятельно работать с источниками информации,  развивать коммуникативные качества. Метапредметные и личностные результаты: Регулятивные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную  проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно  выработанные критерии оценки. 3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при  необходимости исправлять ошибки самостоятельно (практическая работа и проведение  исследования).  Познавательные УУД 1.Сформировать умение преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в  таблицу, работа со схемой). 2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). 3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление  причинно­следственных связей. Коммуникативные УУД 1. парах. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в  Личностные УУД 1. Осознать необходимость изучения живой природы. Тип урока: усвоение новых знаний Технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающая, ИКТ Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический, частично­поисковый. Оборудование: комнатные растения, гербарии различных растений с видоизмененными  листьями, таблица «Видоизменения листьев», схема процесса фотосинтеза, фрагмент  видеофильма «Почему желтеют и падают листья» На доске цитата     «Растение ­ это прежде всего лист, ибо в нем совершаются таинства…» К.А. Тимирязев  1. Организационный момент Проверка учителем готовности класса к уроку, организация внимания.  Рифмованное начало урока является одним из средств организационного момента. Читает  стихи, которые помогут настроить детей на урок. Заливистый школьный звонок, Позвал нас опять на урок. Будьте все внимательны, А еще старательны! Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность 2. Актуализация знаний В этом учебном году на уроках биологии мы с вами совершаем путешествие в удивительное царство под названием «Растения». Царство, полное загадок, которые нам предстоит  отгадать.  Давайте вспомним, что мы  узнали о жителях этого царства на прошлом уроке Фронтальный опрос 1. Что такое ткань? (группа клеток и межклеточного вещества, выполняющие общие  функции и обладающие сходным строением) 2. Какими тканями образована листовая пластинка?  3. Какой тканью является кожица листа? 4. Какого цвета клетки кожицы листа? 5. Почему клетки кожицы бесцветные? 6. Какова  основная функция кожицы? 7. Какими тканями представлена мякоть листа? 8. Какую форму имеют клетки столбчатой ткани?  9. Какова их основная функция? 10. Какую форму имеют клетки губчатой ткани?  11. Какова их основная функция? 12. Что такое устьица?  13. За счет каких клеток они открываются и закрываются?  14. Какова функция устьиц?  15. Какие ткани находятся в жилках листа?  16. Функция  проводящей ткани? 17. Виды проводящей ткани? 18. Что такое сосуды? 19. Какова их функция?  20. Что такое ситовидные трубки?    21. Какова их функция?  Биологический диктант по теме «Строение листа» Учащиеся прослушивают задание, отмечают знаком «+», если утверждение верно, «­» ­  если нет.  Вариант­1 1) Лист состоит только из черешка и листовой пластинки ­ 2) Снаружи лист покрыт кожицей + 3) Устьица у водных растений находится на нижней стороне листа ­ 4) Устьице – это две замыкающие клетки и устьичная щель между ними + 5) Клетки губчатой ткани содержат большую часть всех хлоропластов листа ­ 6) Проводящие ткани представлены пучками, они состоят из древесины и луба + 7) Простой лист имеет несколько листовых пластинок­ 8) Все части листа состоят из клеток + 9) В мякоти листа выделяют столбчатую и губчатую ткани + 10) Функция устьиц: испарение влаги и газообмен листа с внешней средой + Вариант­2 1) Все части листа состоят из клеток + 2) Устьице – это две замыкающие клетки и устьичная щель между ними +  3) Простой лист имеет несколько листовых пластинок­  4) Устьица у водных растений находится на нижней стороне листа ­ 5) В мякоти листа выделяют столбчатую и губчатую ткани + 6) Проводящие ткани представлены пучками, они состоят из древесины и луба + 7) Клетки губчатой ткани содержат большую часть всех хлоропластов листа ­ 8) Функция устьиц: испарение влаги и газообмен листа с внешней средой + 9) Лист состоит только из черешка и листовой пластинки ­ 10) В кожице листа хлорофилл есть только в замыкающих клетках + Взаимопроверка выполнения заданий: 1 Вариант 1 ­ Вариант 2 + 2 + + 3 ­ ­ 4 + ­ 5 ­ + 6 + + 7 ­ ­ 8 + + 9 + ­ 10 + + Учащиеся оценивают работу соседа по парте на этапе повторения в оценочных  листах.  Оценивание: «5» — 0­1 ошибка,  «4» —  2­3 ошибки,  «3» — 4­5  ошибок «2» — 6 и более ошибок Этот багаж знаний мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие, и он поможет нам  узнать больше о растениях. 3.  Формулировка темы урока, постановка цели  Диалог Антошки и биолога на с. 50.  Антошка: Хорошо в лесу! Воздух чистый, без пыли, влажный, прохладный. Тишина.  Свежестью пахнет. ­ Выскажи и обоснуй предположение, о каком органе пойдет речь (лист) А что такое орган растения? ­ Орган – часть растения, имеющая особое строение и выполняющая в нем определенную  функцию. – Исходя из формулировки определения, что мы уже о листе знаем, а что нам надо  изучить? Какой вопрос мы сегодня будем обсуждать на уроке? (функции листа) 4. Совместное открытие знаний Учитель обращается к цитате К.А. Тимирязева «Растение – это прежде всего лист, ибо в  нем  совершаются таинства…»                   Сегодня нам предстоит разгадать некоторые тайны листа. 1) Фотосинтез Учитель: В 1771 году английский химик Джозеф Пристли проделал следующий опыт:   поместил под стеклянный колпак горящую свечу.. Спустя примерно 5 минут, свеча гасла.  Под другой стеклянный колпак Пристли сажал живую мышь, которая погибала примерно  за такое же время. При внесении же под колпак веточки мяты мышь осталась живой.  Проблемный вопрос: Как вы это объясните? ­  (Ответ: Растения в результате фотосинтеза образуют кислород) Учитель: листья называли по­разному: « дети солнца», «покорившие солнце». Человек  пытался понять, почему они тянутся к солнцу. Но значение листа так и не удавалось  выявить.                                          Более   трехсот   лет   назад,     голландский   ученый  Ван­Гельмонт  в   своей   лаборатории поставил опыт: поместил в   глиняный горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы весом 2 кг. Растущему в горшке растению в течение 5 лет не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через 5 лет, Ван Гельмонт обнаружил,  что вес ее увеличился  на 58 кг, а вес земли  в горшке уменьшился всего на 57 г. За счет чего выросла ива, осталось загадкой.   ­  Как вы думаете, в чем причина увеличения веса растения?    (Растение из поглощенных углекислого газа, воды с минеральными веществами, при  использовании энергии света синтезировало органические вещества)                                       ­ Для каких целей используются органические вещества растением? (на построение тела, для питания, при прорастании семян, откладываются в запас) ­ Что происходит с кислородом, как используется? 2) Газообмен ­Каким общим термином мы можем назвать изображенные на слайде процессы,  осуществляемые листом? ( газообмен) ­ Благодаря какой части листа осуществляется газообмен?  (устьица) ­ Чем отличаются эти процессы? (при фотосинтезе углекислый газ поглощается, а  кислород выделяется) 3) Листопад Перед тем, как начать разговор о следующей функции листа, я зачитаю стихи, а вы  скажете авторов?  ­ Унылая пора, очей очарованье  Приятна мне твоя прощальная краса.  Люблю я пышное природы увяданье,  В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин) ­ Лес, словно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. (И.А.Бунин) Какое время года описывают авторы? Какие осенние изменения описываются? (Листья меняют окраску) Л истья падают, кружатся И на землю, и на крыши. С тихим шелестом ложатся. Т ишиной природа дышит. О сень листья обрывает, П режде, пёстрым крася цветом. А потом все вниз бросает. Д а вот, как зовём мы это?   (Коломейцев А.) Какое явление описывает автор? (листопад) Просмотр обучающего мультфильма «Почему желтеют и падают листья»   (длительность 3 мин) Почему листья осенью изменяют окраску?  Значение листопада? Задание. На основании просмотра мультфильма «Почему желтеют и падают листья»  (длительность 3 мин) ответьте на вопросы: 1) ­ Это явление связано с тем, что хлорофилл разрушается, пигменты—каротин и  ксантофилл, обуславливающие соответственно оранжевый и желтые цвета, осенью  становятся хорошо видимыми.    2) ­ удаление ненужных веществ, уменьшение испарения, предотвращение поломки под  тяжестью снега 3) ­ в месте прикрепления листа к стеблю клетки отмирают, образуется отделительный слой  между черешком  листа и стеблем. На стебле в месте прикрепления листа образуется  пробковый слой, поэтому после опадения листа на стебле не остается живой «ранки»      Как происходит отделение листа от ветки? Физкультминутка 4) Транспирация ­ испарение воды, еще одна важная функция листа Учитель: что доказывают изображенные опыты?    Рассказ ученика:   Опыт, доказывающий, что растения испаряют воду. Оборудование: комнатное растение, стеклянная колба, вата. Ход опыта: 1. 2. полиэтиленовый пакет. 3. Итог: Через некоторое время (1­2 дня) стенки колбы (пакета)  будут покрыты мельчайши­ ми капельками воды. Взять горшок с растением. Одну из его веток, не отрезая, поместить в стеклянную колбу или в  Закрыть горлышко колбы ватой, пакет завязать Вывод: через лист происходит испарение воды Учитель: Растения разных видов испаряют разное количество воды, которое зависит от их  строения и размеров. Так, за сутки растение кукурузы испаряет до 0,8 л воды, растение  капусты – до литра, березы – до 60 л. Процесс испарения воды регулируется открыванием и закрыванием устьиц. Закрывая устьица, растение защищает от потери воды. Открывание  и закрывание устьиц находится под влиянием факторов внешней и внутренней среды, в первую очередь температуры и интенсивности солнечного света. Так, во время засухи, у  большинства растений устьица закрыты. Многие растения открывают устьица только  вечером и ночью, когда спадает жара. Но у большинства деревьев, теневыносливых  растений, многих злаков максимальное испарение воды происходит  днем. В пасмурную  погоду испарение менее интенсивно, чем в жаркий солнечный день. Наибольшее количе­ ство воды испаряется при сильном сухом ветре. Из внутренних факторов, влияющих на открывание устьиц, большое значение имеет  обеспеченность водой клеток листа. При дефиците воды в тканях листа устьица  закрываются.  Работа с текстом учебника (стр. 52, первый абзац) 1) Какое значение для растения имеет процесс испарения воды?  ­ Вместе с корневым давлением, испарение воды создает ту силу, которая поднимает воду  из корней растения в листья. Вместе с водой поднимаются минеральные вещества.  ­ Испарение воды охлаждает листья растений, располагающиеся на ярком солнечном  свету. 2) Чем опасно перегревание и переохлаждение листа? ­ При слишком высокой и низкой температуре, фотосинтез останавливается. 5) Размножение Демонстрация таблицы «Вегетативное размножение с помощью листа» Какая функция листа изображена на таблице? Приведите примеры растений? (бегония, фиалка) 6) Видоизменения листьев, их функции Видоизмененные листья гороха посевного, мышиного горошка называются усики, они   помогают стеблю прикрепляться, цепляться за опору. Листья некоторых растений  видоизменены в колючки, как, например, у барбариса, верблюжьей колючки, кактуса Они  выполняют защитную функцию и сокращают испарение воды. У многих растений (алоэ,  очиток, молодило,  лук) листья с запасом питательных веществ часто приобретают  мясистую  форму. Почечные чешуи, покрывающие почки, ­ это видоизмененные листья.  Они защищают зачаточные побеги от неблагоприятных воздействий окружающей среды.   Кроме того, листья некоторых растений видоизменились в особые органы для ловли  насекомых (ловчие листья). Это, например, венерина мухоловка, росянка, непентис.  Прочитайте текст и заполните таблицу Видоизменения листьев Функции видоизмененных Примеры растений листьев Усики Колючки Мясистые листья Почечные чешуи Ловчие листья Сделайте вывод: Чем обусловлено видоизменение листа? Вывод: Видоизменение листа обусловлено приобретением новых функций                     Сообщение. Самое опасное из всех хищных травянистых растений – венерина мухоловка. (Показывает изображение.) В листьях мухоловки находятся специальные железы, выделяющие липкую густую слизь, и три чувствительных волоска. Лишь только  насекомое дотронется до этих волосков – листья­створки мухоловки стремительно  захлопываются. Между ними образуется подобие решетки, поэтому, если добыча очень  маленькая, она может выползти наружу, но большое насекомое обречено на гибель; чем  яростней оно бьётся, тем крепче сжимают его створки растения. Переваривающая  способность растения очень велика; в течение дня оно может успешно справиться с  несколькими крупными мухами. Португальцы выращивают мухоловку в комнатах, где она играет роль санитара; за день на её листьях погибает до 200 мух, а за сезон она  уничтожает десятки тысяч насекомых.                                     5. Закрепление знаний.  Тест по теме «Функции листа» 1. Листопад ­ это... ­ приспособление растений к недостатку влаги ­ удаление вредных веществ ­  ответа верны 2. Из каких веществ образуются в листьях органические соединения…. ­ из воды и углекислого газа ­ из воды и кислорода ­ из кислорода и углекислого газа 3. После опадения листа на его месте на побеге остается... ­ почка ­ новый побег ­ листовой рубец 4. Большая часть всасываемой растением воды... ­ запасается ­ испаряется ­ расходуется 5. Устьица необходимы растению для... ­ поглощения воды и воздуха из внешней среды ­ выделение воды и газообразных продуктов обмена в окружающую среду ­ поглощения и выделения воды и газов (газообмен) 6. Какое из химических веществ используется растением для дыхания... ­ кислород ­ углекислый газ ­ вода 7. Фотосинтез происходит в... ­ устьицах ­ межклетниках ­ хлоропластах 8. Устьица находятся в... ­ межклетниках ­ срединной ткани листа ­ кожице листа 9. Каково значение испарения воды листьями... ­ охлаждение листьев в жаркую погоду ­ подъем воды по растению от корней вверх ­ все перечисленные функции 10. Крахмал образующийся в листьях в процессе фотосинтеза нужен растению для... ­ выделения его во внешнюю среду ­ снабжения им всех частей растения ­ дыхания 11. Испарение воды с поверхности листа происходит... ­ ночью при закрытых устьицах ­ днем при открытых устьицах ­ и днем, и ночью 6. Подведение итогов. Самооценка. Рефлексия. Ребята, вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Кто считает, что цели урока выполнил? Если наш урок достиг своей цели, значит, мы работали плодотворно. Молодцы! Оцените свою работу в оценочном листе. В разделе «Мое настроение» нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению Кто желает поделиться своими результатами? 7. Домашнее задание §14, вопрос 5  письменно.  Творческое задание по выбору:  1) составить кроссворд по теме «Лист» 2) задания, предполагающие применение полученных знаний в новой ситуации:                      1.  К клубням картофеля, находящимся в почве, не проникает солнечный свет.   Они  лишены хлорофилла. Каким образом  в клубнях   накапливается крахмал?                             2.  Представьте, что кожица листа перестала быть прозрачной.           К каким  последствиям это могло бы привести? Почему?                                     3.  Однажды на уроке в ответе одного из учащихся прозвучала следующая фраза:  «Фотосинтез у растений происходит на свету, а дыхание – в темноте. В этом  заключается  основное отличие названных процессов друг от друга». Согласны ли вы с прозвучавшим  утверждением?  Почему?                                                                                    4. Листопад с деревьев умеренного климата бывает поздней осенью.  А у тропического  дерева баобаба листья опадают в разгар лета. Каково значение летнего листопада? 5.  Личинки колорадского жука объели все листья картофеля. Отразится ли это на урожае клубней?                                                      6. Посоветуйте овощеводу, как можно ускорить процесс фотосинтеза в теплицах?    Список источников информации: 1. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Биология («Обо всем живом»). 5 класс:  учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Баллас, 2012. 2. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Задачник­практикум к учебнику  «Биология». 5 класс 3. https://yandex.ru/images/ Урок биологии  «Функции листа» Задание Задание 1. Биологический диктант по теме «Строение листа».                     Вариант ­ 1 1) Лист состоит только из черешка и листовой пластинки  2) Снаружи лист покрыт кожицей  3) Устьица у водных растений находится на нижней стороне листа  4) Устьице – это две замыкающие клетки и устьичная щель между ними  5) Клетки губчатой ткани содержат большую часть всех хлоропластов листа  6) Проводящие ткани представлены пучками, они состоят из древесины и луба  7) Простой лист имеет несколько листовых пластинок 8) Все части листа состоят из клеток  9) В мякоти листа выделяют столбчатую и губчатую ткани  10) Функция устьиц: испарение влаги и газообмен листа с внешней средой  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 +  да ­   нет Задание 2. На основании просмотра мультфильма «Почему желтеют и падают листья»   ответьте на вопросы: 1) Почему листья осенью изменяют окраску?     2) Значение листопада? 3) Как происходит отделение листа от ветки? Задание 2. Работа с текстом учебника (стр. 52, первый абзац) Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1) Какое значение для растения имеет процесс испарения воды?  2) Чем опасно перегревание и переохлаждение листа? Задание 4. Прочитайте текст «Видоизменения листа» и заполните таблицу. Видоизмененные листья гороха посевного, мышиного горошка называются усики, они   помогают цепляться за опору, вынося весь побег к свету. Листья некоторых растений  видоизменены в колючки, как, например, у барбариса, верблюжьей колючки, кактуса Они  выполняют защитную функцию и сокращают испарение воды. У многих растений (алоэ, очиток,  молодило,  лук) листья с запасом питательных веществ часто приобретают мясистую  форму.  Почечные чешуи, покрывающие почки, ­ это видоизмененные листья. Они защищают зачаточные побеги от неблагоприятных воздействий окружающей среды.  Кроме того, листья некоторых растений видоизменились в особые органы для ловли насекомых (ловчие листья). Это,  например, венерина мухоловка, росянка, непентис.  Видоизменения Функции видоизмененных листьев Примеры растений листьев Усики Колючки Мясистые  листья Почечные чешуи Ловчие листья Сделайте вывод: Чем обусловлено видоизменение листа? Вывод: Видоизменение листа обусловлено ________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задание 5. Тест по теме «Функции листа» 1. Листопад ­ это... ­ приспособление растений к недостатку влаги ­ удаление вредных веществ ­ оба ответа верны 2. Из каких веществ образуются в листьях органические соединения…. ­ из воды и углекислого газа ­ из воды и кислорода ­ из кислорода и углекислого газа 3. После опадения листа на его месте на побеге остается... ­ почка ­ новый побег ­ листовой рубец 4. Большая часть всасываемой растением воды... ­ запасается ­ испаряется ­ расходуется 5. Устьица необходимы растению для... ­ поглощения воды и воздуха из внешней среды ­ выделение воды и газообразных продуктов обмена в окружающую среду ­ поглощения и выделения воды и газов (газообмен) 6. Какое из химических веществ используется растением для дыхания... ­ кислород ­ углекислый газ ­ вода 7. Фотосинтез происходит в... ­ устьицах ­ межклетниках ­ хлоропластах 8. Устьица находятся в... ­ межклетниках ­ срединной ткани листа ­ кожице листа 9. Каково значение испарения воды листьями... ­ охлаждение листьев в жаркую погоду ­ подъем воды по растению от корней вверх ­ все перечисленные функции 10. Крахмал образующийся в листьях в процессе фотосинтеза нужен растению для... ­ выделения его во внешнюю среду ­ снабжения им всех частей растения ­ дыхания 11. Испарение воды с поверхности листа происходит... ­ ночью при закрытых устьицах ­ днем при открытых устьицах ­ и днем и ночью Приложение 2 Карта самоконтроля и  самооценки по теме «Функции листа» Задание Что нужно знать, уметь Оценка Биологический диктант по теме  «Внешнее и внутреннее строение  листа» Оценка: «5» — 0­1 ошибка,  «4» —  2­3 ошибки,  «3» — 4­5 ошибок «2» — 6 и более ошибок Проблемная ситуация, определение  цели урока Работа с учебником  Задание «Представьте информацию  в виде таблицы» Знать и уметь выделять  особенности внешнего и  внутреннего строения листа  «5» «4» «3» «2» Уметь самостоятельно определять  цель, проблему урока  (формулировать вопрос урока).  Уметь находить в учебнике  информацию, необходимую для  решения учебных задач, уметь  анализировать. Уметь работать с текстом, на  основе текста составлять таблицу. Знать видоизменения листа,  «+»  «+»  «­» «+» «+»  «­» «+»  «+»  «­» МОЕ НАСТРОЕНИЕ функции  Самооценка: «+» ­ знаю или умею очень хорошо; справился самостоятельно; «+» ­ иногда ошибаюсь;  «­» ­ пока самостоятельно не выполняю.

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"

Конспект урока биологии в 6 классе "Функции листа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017