Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)
Оценка 4.7

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
технология
8 кл
04.04.2017
Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)
Раздел: «Семейная экономика» Тема урока: «Бюджет семьи» Класс: 8 Продолжительность: 90 минут Форма проведения: урок – деловая игра. Форма организация деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная Учебно-методическое обеспечение: Технология: учебник для 8 класса общеобразовательный учреждений, под редакцией В.Д. Симоненко. Москва: Вентана-Граф, 2011. Цели урока: Обучающая - ознакомить учащихся со структурой потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов. Развивающая - формировать умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение. Воспитательная - воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость. Задачи урока: 1. Осмыслить понятия: бюджет, доходы, расходы. 2. Рассмотреть структуру семейного бюджета. 3. Выявить взаимосвязи статей доходов и расходов. 4. Развитие познавательного интереса. 5. Развитие мышления, памяти, внимательности, логического мышления
Конспект_Бюджет семьи.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области Краснообская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов Конспект учебного занятия по экономике  тема: «Бюджет семьи» Выполнила: Никитина Ирина Александровна учитель ­ технологии 2017 г КОНСПЕКТ УРОКА Предмет: «Экономика» Класс:   8 Продолжительность: 90 минут Раздел:  «Семейная экономика» Тема урока: «Бюджет семьи» Цели урока: Обучающая   ­  ознакомить   учащихся   со   структурой   потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов. Развивающая   ­ рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение. Воспитательная   предприимчивость.  формировать   умение   коллективно   обсуждать ­  воспитывать   экономность,   бережливость, Задачи урока: 1. Осмыслить понятия: бюджет, доходы, расходы. 2. Рассмотреть структуру семейного бюджета. 3. Выявить взаимосвязи статей доходов и расходов. 4. Развитие познавательного интереса. 5. Развитие мышления, памяти, внимательности, логического мышления  Форма проведения: урок – деловая игра. Методы обучения: словесные ­ беседа,                                     наглядные – мультимедиа презентация,                                     практические – деловая игра. Межпредметные связи: обществознание, математика  Форма организация деятельности обучающихся:   групповая, индивидуальная    Технология:   учебник   для   8   класса Учебно­методическое   обеспечение:   общеобразовательный   учреждений,   под   редакцией   В.Д.   Симоненко.   Москва: Вентана­Граф, 2011. Материально­техническое обеспечение:   компьютер, проектор; презентация «Бюджет семьи» Ход урока I.   Организационный   этап   (Задача   этапа:   подготовить   учащихся   к   работе   на уроке. Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих.) ­ Добрый день! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! II. Подготовка учащихся к работе. На сегодняшнем уроке мы будем изучать тему "Бюджет семьи". Перед нами стоят цели ознакомиться с понятием "бюджет", со структурой семейного бюджета, с принципами формирования доходной и расходной частей бюджета на примере конкретной семьи, используя при этом игровую форму в ролевой игре. III. Этап усвоения новых знаний. В народе говорят: “Безумно тратить деньги – дело не хитрое, а вот  расходовать их на то, что вам необходимо и с наибольшей пользой для семьи –  наука не простая”. Для этого нужно научиться формировать и распределять  бюджет. Для динамичного развития нашего государства стране нужны мудрые  экономисты. Поэтому экономическую культуру нужно формировать как можно  раньше. Начинать с семьи. Что такое семья? В словаре можно найти следующее  определение семьи: "Семья ­ это социальная  ячейка общества, члены которой связаны  брачными или родственными отношениями,  общностью быта и взаимной моральной  ответственностью". Но само по себе понятие  семьи намного шире. Семью следует рассматривать с многих сторон: психологи  изучают психологические проблемы семьи, социологи рассматривают социальные  вопросы, педагогов интересуют вопросы воспитания детей в семье, экономисты  исследуют уровень доходов и рациональность расходов семьи. Семья тесно  взаимодействует со всеми общественными сферами: производство, экономика,  политика, сфера духовной культуры и др.  Знание основных статей расходов и  доходов помогает рациональнее организовывать бюджет семьи. Но что такое бюджет? Вы когда­нибудь задумывались над тем,  сколько тратят на удержание ваши родители?  Еще недавно единственным источником  доходов школьников были доходы их  родителей. Сейчас же многие школьники имеют постоянный или разовый  заработок. В практике известны случаи, когда учащиеся зарабатывали  значительные суммы не в ущерб учебе. От умения распорядиться карманными  деньгами тоже зависит культура потребителя. Каждый из нас принимает посильное участие в планирования семейного  бюджета. Но не будем торопиться и попробуем для начала разобраться с вашим  личным бюджетом. Задумывался ли кто­нибудь из вас: сколько и на что вы тратите денег за один день, неделю, месяц? Можете ли вы разумно тратить деньги? Какую  часть ваши расходы составляют от общих доходов семьи в месяц? и т. д.     Понятие о бюджете семьи. Бюджет ­ (в переводе с французского  –«денежная сумка») ­ это совокупность всех  доходов и расходов семьи за определенный  период времени (месяц, квартал, год).   Записываем.  Понятие “бюджет” имеет отношение к  различным видам деятельности человека. Существует бюджет государства,  области, города, района, предприятия, семьи. Что же такое доход и расходы семьи? Под доходом понимают деньги или  материальные ценности, получаемые в виде  заработной платы, вознаграждения или  подарка от государства, предприятия,  отдельного лица за выполненную работу,  услугу или какую­либо другую деятельность. Все полученные средства  составляют совокупный доход. Ответьте на вопрос: в каком же виде можно получать доход? ­ в виде наличных средств (банкноты, монеты, кредиты), безналичных денег  (счета в банке, чеки), а также в виде благ. Расход ­ это затраты на изготовление, содержание, ремонт,  обслуживание каких­либо изделий или услуг. Бюджет можно представить в виде весов.  На одну их чашу помещаем доходы, на другую  постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы  чаши пришли в полное равновесие. Трудность в  том, что набор гирек очень велик и важно  выбрать наиболее подходящие по весу. Если "весы" находятся в равновесии, т.е.  расходы равны доходам, бюджет сбалансированный. Нам хватает  заработанных денег на жизнь, мы не делаем долги. Когда расходы превышают доходы, говорят, что бюджет имеет дефицит. ­ Что произошло? (Мы потратили больше денег, чем заработали,  пришлось занимать в долг). Если же складывается ситуация, когда доходы больше расходов, то бюджет  называется избыточным. ­ Что это означает? (Значит, мы потратили меньше денег, чем  заработали). ­ Рассмотрим пример, доход семьи 20 тыс. рублей, а расход 18 тыс.  рублей. Какой бюджет данной семьи? (бюджет избыточный) Зарисуйте схематично в тетради виды семейного бюджета. Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство ее  потребностей. Финансы – очень важная часть нашей жизни и нужно уметь с ними  обращаться. Во многих семьях дети не посвящаются в денежные вопросы  родителей и не принимают участие в планировании семейного бюджета. Но  родители обязаны научить ребенка ориентироваться в финансовых вопросах,  наряду с этикетом или правилами общения.     Структура семейного бюджета. Рассмотрим примерную структуру семейного бюджета на примере соотношения доходов и расходов Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Для  этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии. Чаще всего кто­то из  ваших родителей является домашним бухгалтером.  Доходная часть семейного бюджета  российских граждан складывается из разных  источников (заработная  плата  членов семьи,  выплаты и льготы от общественных  организаций, доход от ценных бумаг, доходы от сдачи недвижимости в аренду, доход от  предпринимательской деятельности, пенсии и  стипендии, доходы от приусадебного участка, доходы от других источников). Расходная часть бюджета так же  складывается из различных источников –  питание, обязательные платежи (налоги,  квартплата), непродовольственные товары и  культурные потребности Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное. Чтобы  спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать  данными не только о своих доходах, но и расходах. Расходы семьи можно разделить на две  основные группы: постоянные и переменные. Постоянные расходы – это расходы,  которые можно осуществить или  запланировать на какой­либо период, в  течение которого они не меняются. К ним  относят покупку основных продуктов  питания, плату за квартиру, подписку на периодические изделия, проездной билет  и т. д. К коммунальным платежам относятся: плата за отопление, газ, воду,  радио, телефон и др. Плата за отопление. Тепловая энергия в быту в основном идёт на отопление  помещения (77%), и лишь 23% — на подогрев воды для бытовых нужд. Однако  значительную часть тепловой энергии мы теряем. Плата за газ зависит от способа его доставки (в баллонах или по  газопроводным трубам). В частных домах, отапливаемых газом, расчёт зависит от  площади отапливаемого помещения. Плата за воду. Расходы на воду составляют значительную часть бюджета.  Экономия воды позволит экономить и энергоресурсы. В нашей стране в  большинстве случаев плата за воду входит в общую сумму платы за квартиру и  является одинаковой для всех. Однако в ряде городов она зависит от метража —  площади квартиры. Переменные расходы могут быть единовременными (непредвиденными) и  периодическими (сезонными, циклическими). К циклическим расходам относится покупка предметов различного срока  пользования (мебель — 10­12 лет, верхняя одежда — 2­3 сезона, бытовая техника,  материалы для ремонта квартиры и т. д.). Сезонные расходы связаны с определенными сезонными явлениями  (заготовка впрок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка  и т. п.). Непредвиденные расходы включают в себя расходы, часто связанные с  критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и др.). Можно выделить и единовременные расходы. Это приобретение про­ изведений искусства, украшений и т. д. Помимо постоянных и переменных расходов существуют еще обязательные  платежи  Рассмотрим подробнее обязательные платежи. В них входят: налоги  (в частности, подоходный); взносы в общественные и кооперативные организации,  например в жилищно­строительный кооператив; погашение банковских ссуд и  кредитов; оплата услуг детского сада и коммунальных услуг (квартиры,  отопления, газа, воды, электроэнергии, телефона, радио и т. д.), транспортные  расходы; плата за образование или за дополнительные услуги бесплатного  образования (кружки, секции). Подоходный налог берётся с физического лица и составляет 13% от  начисленной заработной платы. Эти деньги вычитаются из зарплаты. Кредит — предоставление в долг товаров или денег. Когда в долг дают  деньги, то такой кредит называют денежной ссудой. Ссуду может взять как  предприятие, организация, так и любой совершеннолетний гражданин.  Рациональность бюджета семьи. В переводе с древнегреческого слово «экономика» означает «умение вести  домашнее хозяйство». Нет ничего предосудительного в том, чтобы вести  скрупулезный подсчет семейных денег и так планировать свои расходы, чтобы они  были или меньше или равны доходам. Чтобы точно знать доходную часть бюджета семьи и планировать, сколько  средств и на что будет израсходовано с учётом цен на товары и услуги удобнее  всего вести хозяйственную книгу, куда ежедневно вносятся сведения о покупках,  их цена и платежи. Нефтяной магнат Рокфеллер вел книгу расходов с детства, которая помогла  ему стать богатейшим человеком США. В народе говорят: «Бездумно тратить деньги – дело не хитрое, а вот  расходовать их на то, что вам необходимо и с наибольшей пользой для семьи –  наука не простая. Законы домашней экономики: они просты и одновременно сложны. Каждый  из нас будет в состоянии управлять своим бюджетом с учетом своих доходов,  целей, желаний. При этом необходимо соблюдать четыре условия: учет,  планирование, организация, контроль.  Давайте сравним показатели российской семьи с показателями других  стран. Сравнивая и анализируя эти данные  разных стран какой вывод можно сделать? Учащиеся сравнивают показатели статей расходов экономически развитых стран и  России, используя таблицу «Структура семейных расходов горожан».  В развитых странах доля расходов на питание составляет от 10 до 20% от  всех доходов семьи, в слабо развитых странах доля расходов на питание  составляет от 60 до 70 % от всех доходов, в России – 35­40 %. Как сказал Адам  Смитт: “Наши потребности в еде ограничены стенками нашего желудка”, поэтому  можно сделать вывод, что чем выше доход семьи, тем доля расходов на питание  меньше.  Учитель знакомит учащихся с законом Эрнста Энгеля. Закон Энгеля — экономический закон,  согласно которому поведение потребителей  связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление  населением благ возрастает  непропорционально.  Расходы на питание возрастают в  меньшей степени, чем расходы на предметы  длительного пользования, путешествия или  сбережения. А структура потребления  продуктов питания изменяется в сторону  более качественных продуктов.  Рост доходов приводит к увеличению  доли сбережений и потреблению  высококачественных товаров и услуг при  сокращении низкокачественных. Выводы: Закономерность, которая выражается в стремлении потребителя  тратить все большую долю своего дополнительного дохода на предметы роскоши и все меньшую ­ на товары массового спроса. IV. Организация и проведение деловой игры «Бюджет семьи» Учащиеся объединяются в группы­ семьи по 4­5 человек в зависимости от  умения организовывать учебную  деятельность, получают Приложение 1.  Каждый участник игры выполняет  обязанности согласно выбранной роли.  Деловая игра «Бюджет семьи» I этап 5мин. Характеристика семьи II этап10мин. Планирование  доходной части бюджета Заполнение Бланка №1 III этап 15мин. Планирование  расходной части. Заполнение Бланка №2 (графы 2, 3) Примечание: Процент по отношению  ко всей сумме расходов меняется в зависимости от экономической ситуации в стране и вводится учителем исходя из  реальной ситуации. IV этап 10мин. Количественный анализ  После обсуждения баланса каждой  семьи координатор игры приступает к  количественному анализу расходной части  семейного бюджета.  Для этого сообщаются «Рациональный  потребительский бюджет» в процентном  отношении по каждой его расходной статье. Победителем в этой игре, т.е. наиболее социально зрелой семьей  объявляется группа, результаты которой ближе всего к данным Рационального  потребительского бюджета. Для более точного определения уровня социальной  зрелости семьи можно использовать следующую формулу:  Ус.з. =  Σ  (а ­ в =|с|), Σ  ­ знак суммирования разностей;  где  а ­ величина процента расходной  статьи в бюджете семьи (Бланк 3, графа №  3);  в ­ величина процента однотипной  расходной статьи в Рациональном Потребительском Бюджете (бланк №2, графа 4); |с| ­ разность величин а и в по модулю, т.е. без учета знака «+» или «­».  (Бланк №2, графа 5).  Суммирование целесообразнее проводить только по основным расходным  статьям (1­8). V этап 5мин. Подведение итогов. Координатор проводит анализ хода и результатов игры. В ходе анализа  целесообразно обратить внимание участников на следующие моменты:  Примечания:  Координатор внимательно следит за тем, чтобы участники оперировали в  ходе игры суммами, близкими к реальной жизни семьи.  VI этап. Подведение итогов. Объяснение домашнего задания (составить  бюджет своей семьи, рассчитать питания в общем расходе). Глоссарий: Семья ­ это социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или   родственными   отношениями,   общностью   быта   и   взаимной   моральной ответственностью Бюджет семьи –  это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (чаще всего за месяц) Доход   ­  это  деньги   или   материальные   ценности,   получаемые   в   виде заработной   платы,   вознаграждения   или   подарка   от   государства,   предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу. Расход –  это затраты на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких­либо изделий или услуг. Сбалансированный бюджет – это когда расходы равны доходам  Избыточный бюджет – это когда доходы превышают расходы Дефицитный бюджет – это когда расходы превышают доходы Постоянные   расходы  –   это   расходы,   которые   можно   осуществить   или запланировать на какой­либо период, в течение которого они не меняются. Переменные  расходы  включают   в   себя   периодические   (циклические   и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы Карточка – задание Деловая игра «Бюджет семьи» Оборудование: калькуляторы, карандаши, резинки.  Приложение 1 Последовательность проведения игры I этап  4­5 мин. Характеристика семьи Объединиться в группы­семьи по 4­5 человек, придумать фамилию,  распределить роли, составить характеристику семьи. II этап 5­7 мин. Планирование доходной части бюджета Семья___________________________(Фамилия) Статус семьи Ф.И.О. Возраст Место работы, учебы Размер зарплаты Бланк №1 Муж Жена Сын Дочь Бабушка Свекор Дополнительные источники доходов семьи: Приусадебный участок____________________ Ценные бумаги__________________________ Сдача в аренду___________________________ Общая сумма ежемесячного дохода семьи_______________________ III этап 15 мин. Планирование предстоящих расходов Семья приступает к планированию предстоящих расходов в расчете на  месяц. Исходя из суммы доходов, расходы заносятся в столбец 2. Обратите особое внимание на необходимость соблюдения баланса доходов и расходов. Кроме того,  следует учесть, что при распределение денежных средств необходимо выделить  определенные суммы на каждую статью расходов. Рассчитать долю расходов по  каждой статье от общей суммы расходов и занести в столбец 3 Наименование статей расходов 1 1. Питание 1.1. Хлеб и крупы 1.2. Мясопродукты 1.3. Жиры (включая масло) 1.4. Овощи 1.5. Фрукты 1.6. Сахар 1.7. Молочные продукты 1.8. Напитки, вода 2. Одежда 2.1. Верхняя одежда 2.2. Белье 2.3. Головные уборы 2.4. Чулочно­носочные изделия 2.5.Обувь 3. Мебель и предметы домашнего обихода 4. Культурно­бытовые нужды 5. Алкогольные напитки и  курение 6. Оплата квартиры  (коммунальные услуги) 7. Платежи, сборы, налоги. 8. Накопления, сбережения Итого: Семейный бюджет Расход  Расход  (руб.) (%) 2 3 Бланк №2 Потребительский  бюджет Разница 4 5 100 % Примечание: Процент по отношению ко всей сумме расходов меняется в  зависимости от экономической ситуации в стране и вводится учителем исходя из  реальной ситуации. IV этап 10 мин. Количественный анализ Вписать данные (процент по каждой статье) в бланк №2 (графа 4) и сравнить  свои результаты (процент по каждой статье расходов) с данными Рационального  потребительского бюджета. Уровень социальной зрелости =  где  Σ  ­ знак суммирования разностей;  Σ  (а ­ в =|с|),  а ­ величина процента расходной статьи в бюджете семьи (Бланк №2, графа  3);  в ­ величина процента однотипной расходной статьи в Рациональном  Потребительском Бюджете (бланк №2, графа 4);  |с| ­ разность величин а и в по модулю, т.е. без учета знака «+» или «­».  (Бланк №2, графа 5).  Суммирование целесообразнее проводить только по основным расходным  статьям (1­8). В идеале этот показатель должен приближаться к «нулю», т.е. проценты,  отражающие суммы расходов конкретной семьи по всем статьям, должны  совпадать с процентами однотипных статей Рационального Потребительского  Бюджета. И чем дальше этот показатель от «нуля», тем ниже уровень социальной  зрелости семьи. Расходная часть «Рационального потребительского бюджета» Наименование статьи расходов Процент   по отношению ко всей сумме расходов 40 20 6 1. Питание 2. Одежда 3.   Мебель   и   предметы   домашнего обихода 4. Культурно­бытовые нужды 5. Алкогольные напитки и курение 6.   Оплата   квартиры   (коммунальные услуги) 7. Платежи, сборы, налоги. 8. Накопления, сбережения Итого: Подвести итоги игры.  12 3 10 5 4 100 Используя сравнительную таблицу «Структура расходов семей горожан» и  закон Энгеля, дать характеристику благосостояния семьи и экономического  состояния страны. Предложить свои пути экономии денежных средств, варианты  понижения расходной части. Критерии оценивания: Реальное оценивание составленного бюджета. Степень участия в формировании доходов и расходов. Как часто предлагал  свою точку зрения. Степень участия в устной защите полученных результатов (активное  выступление, дополнения к ответам других, молчаливое участие). Степень участия в обсуждении ответов других групп. Предложение вариантов понижения расходной части бюджета.

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)

Конспект урока "Бюджет семьи" (8 класс, технология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017