При помощи данного конспекта урока мы можем проявить:
- интерес к русскому языку;
- формировать мотивацию к творческому труду;
-развивать самостоятельность;
-формировать доброжелательность;
- развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
А так же - создаются условия для творческого развития детей и формирования позитивной самооценки у ребенка.
Проект «В словари — за частями речи!».docx
Тема: Проект «В словари за частями речи!»
урок русского языка во 2 классе, программа «Школа Росси»).
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи.
Задачи:
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать
свою речь;
создание условий для творческого развития детей, формирования позитивной
самооценки;
формирование навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками,
умений сотрудничать, совместно планировать свои действия;
формирование умений вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Планируемые результаты
Предметные:
определять грамматические
признаки изученных частей
речи;
подбирать подходящие по
заданным смысловым
признакам слова, определять,
к какой части речи они
относятся;
составлять предложения
( осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с
задачами коммуникации).
её
решать
Метапредметные:
понимать и принимать учебную
задачу,
под
руководством учителя;
использовать
справочные
источники (словари) для поиска
необходимой информации;
осуществлять
результата;
правильность
оценивать
выполнения действий и вносить
коррективы;
давать самооценку;
решать проблемы творческого и
поискового характера.
контроль
интерес
Личностные:
проявлять
к
русскому
языку,
формировать мотивацию к
творческому труду;
развивать
самостоятельность;
формировать
доброжелательность,
навыки
развивать
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками.
Межпредметные связи: чтение, тема «Работа с текстом», тема «Работа над загадками».
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Мотивация познавательной деятельности
Сегодня на уроке мы будем работать над
проектом.
Учитель предлагает для определения темы
проекта выполнить задание.
Предлагаю отправиться в путешествие на
поезде.
В пути нам будет помогать «школьный
светофорчик»: красный огонёк«нужна
помощь», зелёный – «работа выполнена»,
жёлтый – «сомневаюсь в написании».
Если вы справились с заданием, покажите это
при помощи «светофорчика». Вы получите
дополнительное задание.
Чтобы определить, в какую страну мы
отправимся, выполните моё задание. Но подождите, ведь вы сейчас не просто
ученики, а пассажиры. А какой же пассажир без
билета?
(Дети получают разноцветные билеты, при
помощи которых делятся на группы или пары в
соответствии с цветом).
На ваших билетах – загадка. Чтобы определить
тему проекта, первую букву отгадки нужно
записать на доске под карточкой вашего цвета.
Когда все буквы будут на местах, мы узнаем,
куда отправится наш поезд, т.е. какая тема
проекта.
Учащиеся отгадывают загадки, оформляют
запись на доске. (Если загадка быстро
отгадана, а время осталось, ученики
получают дополнительную карточку)
Страна Словария
Дети делятся на группы (пары).
Выполняют задание.
Карточка №1
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
(Существительное)
Карточка №2
Что общего в деревьях и книжках?
(Лист: листы – листья).
Карточка дополнительная
Слова означают одно и то же,
Но между собою они не похожи.
Поразному пишутся и говорятся...
Как называются? Кто догадался?
(Синонимы)
Карточка дополнительная
Если буква гласная вызвала сомнение,
То ее немедленно ставь под .. .(ударение).
Карточка дополнительная
На снежном склоне
Чёрные кони.
Стоят в ряд,
С нами говорят.
(Буквы.)
Карточка дополнительная
Русской речи государь
По прозванию …
(Словарь.)
Карточка дополнительная
Он предметы оживляет,
Карточка №3
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква ...
(«О».)
Карточка №4
Какая погода!
И снег замечательный!
В конце я поставил
Знак... (восклицательный)
Карточка №5
Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю... (алфавит)
Карточка №6
Прописи, тетради, авторучки скрип,
Пишет аккуратно каждый ученик.
Правила читаем, учим назубок.
Ну, ребята, что же это за урок?
(Русский язык)
Карточка №7
Книги встарь пером писали,
А потом печатать стали.
Перьев писчих больше нет:
Вместо них есть ...(Интернет). Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про ... (Глагол.)
Учитель уточняет тему проекта.
Проект называется так: « В словари за
частями речи! » Пользуясь оглавлением,
найдите его в учебнике.
Учитель предлагает определить задачу
урока, фиксирует варианты, предложенные
детьми.
Учитель помогает сформулировать учебную
задачу.
Давайте сравним ваши задачи и ту, что
поставила я (будем учиться пользоваться
словарями для решения грамматических
заданий).
Учитель вручает «Карту участника проекта»
Карточка №8
Если б не было его, не сказал бы
ничего. (Язык)
Учащиеся находят в учебнике тему «Проект «В
словари – за частями речи!».
Обучающиеся формулируют задачу урока.
Учащиеся сравнивают и оценивают: совпали или
нет.
Знакомятся с картой.
Организация познавательной деятельности
Учитель организует осмысление
информации, предлагаемой учебником по
теме проекта.
Прочитайте про себя названия словарей, с
которыми будем работать. Назовите их.
Найдите их в учебнике.
Обратите внимание на наш поезд. Каждый
вагон – это один из словарей. Каждая из групп
будет работать только с одним словарём, а
затем поместит свой отчёт о работе в нужный
вагон. Но названия надо угадать.
Учитель организует работу по определению
названия словаря (предъявляет иллюстрации,
загадывает загадки). (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)
Загадки могут загадать подготовленные
ученики.
Учитель организует физминутку
Учитель организует контролирующе
оценочные действия.
Обучающиеся читают самостоятельно названия
словарей, перечисляют их. Находят в учебнике.
Обучающиеся называют словари.
Делают отметку в картах.
Планируют Вернёмся к учебной задаче. Отметьте в карте,
что мы уже выполнили. Скажите, что должны
ещё сделать.
Учитель организует самостоятельную работу
в группах по учебнику на стр. 114115.
Учитель
результатов.
организует
представление
дальнейшие действия.
Обучающиеся читают задание самостоятельно,
выполняют его, оформляют результаты,
представляют их классу. Работы помещаются в
нужный вагон.
Представляют результаты.
Подведение итогов
Учитель предлагает проанализировать
выполнение поставленной задачи, заполнить
карту проекта, оценить своё участие.
Заполняют карту, дают оценку работе,
обсуждают, выполнена учебная задача или нет.
Домашнее задание: Дополнительное творческое задание по желанию – составить свои задания по
любому из словарей, подготовить их к презентации.
Достижения
Самоанализ
Сложности
Предложения
Приложение.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.
Помню, писал я сочинение на тему «Прогулка в лес»: мучительно не хватало слов, в
голове вертелись одни ПОШЛИ, ВЫШЛИ, ДОШЛИ, и, про страдав урок, я сдал сочинение
с таким началом:
Однажды мы пошли за грибами. Вышли мы рано, ещё не взошло солнце.
Когда мы дошли до леса, солнце уже взошло. Мы зашли в лес…
Когда учительница разбирала наши сочинения, она прочитала нам описание раннего утра
из рассказа писателя Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг»:
Я открыл глаза: утро зачиналось. Ещё нигде не румянилась заря, но уже
забелелось на востоке. Бледносерое небо светлело, холодело, синело; звёзды то
мигали слабым светом, то исчезали…коегде стали раздаваться живые звуки,
голоса, и… ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёю…
В чём секрет различия двух описаний? Один из секретов в том, что писатель знает и
заставляет работать гораздо большее число слов, чем мы. По предположениям учёных, наш
язык насчитывает сотни тысяч слов – необозримый океан! Учёные объяснили,
РАСТОЛКОВАЛИ все слова, ТОЛКОВАНИЯ поместили в …… (толковый словарь)
Орфоэпический СЛОВАРЬ.
Тысячи разных звуков окружают человека: шум пролетающего самолёта, лай собаки,
раскаты грома… Но в учебнике русского языка об этом нет ни строки. В самом деле, какое
отношение к языку имеет скрип дерева? Окружают нас еще и ОСОБЫЕ ЗВУКИ, которые не с чем сравнить. Что это за звуки?
Правильно, это звуки речи. Только они, объединяясь, создают что? Конечно, слова.
А много ли надо звуков, чтобы составить миллионы слов?
Оказывается, всего 42, и описаны они на двух страницах учебника. Какой же словарь
раскрывает тайны произношения слов? (Орфоэпический словарь)
Словарь антонимов.
Есть детское стихотворение о двух барашках, которые встретились на узком мосту; они
были так упрямы, что не уступили друг другу и оба утонули. В языке есть пары слов,
похожие на упрямых барашков – это слова с противоположным значением. Как вы думаете,
в каком словаре живут такие слова? (В словаре антонимов)
Словарь синонимов.
Главное достоинство слов из этого словаря в том, что они умеют обозначать небольшие
различия, а значит, помогают точнее, ярче выразить мысль. Более торжественно, чем
Родина, звучит слово Отчизна. Друг это человек, на которого можно положиться, а
приятель это тот, с кем сложились хорошие, но не очень близкие отношения.
Итак, в каком словаре живут такие пары, как шум – грохот, смех – хохот? (В словаре
синонимов)
Орфографический СЛОВАРЬ.
Почему бы не писать, как слышится? Всё бы было просто, и никакой диктант не страшен.
Такие мысли приходят на ум, наверное, каждому школьнику.
Давайте прикинем, что из этого может получиться. Вот, например, как будут выглядеть
слова, которые начинаются на ОТ, если писать их так, как они звучат. Пишем:
«ОТПУСК», «ОДБЛИСК», «АТХОТ», «АЦЦЕПИТЬ», «АДЬДЕЛИТЬ» …
С каким трудом узнаёшь ты знакомые слова и понимаешь, что лучше всётаки писать по
ПРАВИЛАМ ОРФОГРАФИИ. Правильное написание мы можем всегда проверить в …
(орфографическом словаре).
Словарь однокоренных слов.
Жилбыл корень –УЧ, и был он очень одинок. Так ему было одному тоскливо жить на
свете, что позвал он всех своих родственников, объединил их и сам превратился в корень
очень большого семейства слов. Его РОДСТВЕННИКАМИ стали слова ученик, обучение,
переучивать, учёный, заучить, учитель, учительница и ещё многие другие.
Итак, в каком же словаре можно найти семейство словродственников?
(В словаре однокоренных слов
Карточка №1
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
Карточка №2
Что общего в деревьях и книжках? Карточка №3
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква ...
Карточка №4
Какая погода!
И снег замечательный!
В конце я поставил
Знак...
Карточка №5
Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю...
Карточка №6
Прописи, тетради, авторучки скрип,
Пишет аккуратно каждый ученик.
Правила читаем, учим назубок.
Ну, ребята, что же это за урок?
Карточка №7
Книги встарь пером писали,
А потом печатать стали.
Перьев писчих больше нет:
Вместо них есть …
Карточка №8
Если б не было его, не сказал бы ничего.
КАРТА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА.
Фамилия, имя, класс:______________________________________________
Тема проекта: «В словари за частями речи!»
Цель проекта: научиться пользоваться словарями для решения грамматических задач.
Этапы работы:
Работа с загадкой.
Работа со словарём по заданию
учебника.
Представление результата.
1
2
3 4
Домашнее задание
Как я оцениваю свою работу над проектом:
О интересная
О лёгкая
О полностью самостоятельно
О работа выполнена успешно
О
неинтересная
О
трудная
с помощью учителя О
работа не получилась О
Конспект урока- "Части речи" (обобщение)
Конспект урока- "Части речи" (обобщение)
Конспект урока- "Части речи" (обобщение)
Конспект урока- "Части речи" (обобщение)
Конспект урока- "Части речи" (обобщение)
Конспект урока- "Части речи" (обобщение)
Конспект урока- "Части речи" (обобщение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.