УМК «Школа России». (М.И. Моро). II класс
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
Цели: обобщение и систематизация материала по теме «Сложение и вычитание в
пределах 100», совершенствование вычислительных навыков, умений решать текстовые
задачи.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинать пора урок.
Мы немного повернемся
И друг другу улыбнемся.
А теперь не отвлекайтесь,
За работу принимайтесь!
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. Но сначала проверим, готовы ли
вы отправиться в путь, хорошо ли вооружены знаниями.
II. Актуализация знаний.
Во время устной работы отдельные ученики работают с пособием «Палитра».
Заполните пропуски в цепочках.
+4
-8
+6
-7
-6
+7
-4
+9
9
1
2
Учитель записывает на доске два столбика примеров. Он называет пример из первого
столбика, а учащиеся читают пример из второго столбика с таким же ответом.
9 + 4 13 8
15 9 12 6
5 + 6 5 + 814 7 8 + 3
11 6 12 5
Откройте учебник на странице 47. Найдите № 3.
Второклассники вспоминают разрядный состав двузначных чисел, называя
пропущенные слагаемые.
48 39 75 64 98
40 8 30 70 60 90
III. Постановка цели урока.
Учитель записывает на доске числовые выражения. Ученики вычисляют их значения с
комментированием.
50 + 6 + 30
7 + 20 + 3 + 70
1 + 20 + 40 + 9
Найдите в учебнике на странице 47 задание № 1. Выполните его самостоятельно.
Школьники самостоятельно вычисляют значения выражений удобным способом.
20 + 8 + 60 + 2
40 + 1 + 9 + 50
70 + 10 + 16
20 + 5 + 5 + 30
Какие свойства сложения вы применяли для выполнения этого задания? Какие еще
свойства сложения вы знаете? Какую цель поставите перед собой на уроке? (Тренироваться
в вычислениях, используя изученные свойства арифметических действий.)
IV. Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений в новой
ситуации.
Вы уже знаете, что сегодня у нас необычный урок, а путешествие. Для того чтобы
узнать куда вы отправитесь путешествовать, вам надо разгадать слово. Для этого решите
примеры.
К 89 (50 + 30)З (90 40) + 7
С 20 + 17 5
А 4 + 9 + 6
Теперь под каждым числом запишите соответствующую ему букву.
Прочитайте слово.
32 9 19 57 9 19
32 9 19 57 9 19
С К А З К А
Действительно, сегодня вы отправитесь в сказку. Скоро сказка сказывается, да не
скоро дело делается. Отдохнем перед долгой дорогой.
Физкультминутка.
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
По тропинке леший шел,
На поляне гриб нашел. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает: устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания — руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперед прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперед и назад.)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)
И стал слушать сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жилибыли Иванцаревич и Василиса
Премудрая. Но пришла, откуда ни возьмись, беда: унес Кощей Бессмертный ВасилисуПремудрую за тридевять земель, в тридесятое царство. Иванцаревич погоревал, поклонился
на четыре стороны и пошел, куда глаза глядят – искать Василису Премудрую. Долго ли,
коротко ли он шел, а дошел до камня, от которого расходятся 3 дороги. По какой дороге
идти? Чтобы быстро дойти, надо выбрать самую короткую. Призадумался Иванцаревич.
Давайте поможем ему разобраться, какая дорога самая короткая. Для этого решим задачу,
которая начинается так: «Первая дорога состоит из трех отрезков длиной 6 м, 3 м и 2 м».
Что они образуют? (Ломаную.) Как называются эти отрезки? (Звенья ломаной.) Слушайте
продолжение задачи: «Вторая дорога состоит из звеньев длиной 4 м, 7 м и 3 м, а третья 9
м,1 м и 4 м. Какая дорога самая короткая?»
Ученики решают задачу, используя свойства сложения.
1) 6 + 4 + 2 = 12 (м) – длина первой дороги;
2) 4 + 7 + 3 = 14 (м) – длина второй дороги;
3) 9 + 3 + 1 = 13(м) – длина третьей дороги.
Они приходят к выводу, что первая дорога самая короткая.
Иванцаревич пошел по первой дороге и быстро добрался до Кощеева царства.
Кинулся он на Кощея с мечом, а тот смеется: меч меня не сечет, и никакая сила не берет,
кроме остроумия. Предлагает он Иванцаревичу быстро решить три задачи. Разбейтесь на
три группы и помогите Иванцаревичу выполнить задание Кощея.
Задача 1. В турнире по метанию шишек в дупло приняли участие Кикимора и Леший.
Они вместе кидали шишки 38 раз. Кикимора попала в дупло 13 раз, а Леший 14 раз. Сколько
шишек пролетело мимо дупла?
Задача 2. БабаЯга решила сварить суп из грибов. Для этого она отправила в лес
Лешего и Кикимору. Леший нашел 14 поганок, а Кикимора на 3 меньше. Сколько всего
поганок нашли Кикимора и Леший?
Задача 3. ЗмейГорыныч решил поужинать. Его первая голова съела 12 пирожков,
вторая на 3 пирожка меньше, чем первая, а третья – столько, сколько первая и вторая
вместе. Сколько пирожков съела третья голова?
Физкультминутка.
Мы за дело взялись смело,
Посмотрели вправо, влево,ИванЦаревич, вот герой!
Смело он вступает в бой!
Волшебным он взмахнет мечом —
И Кощей аж нипочем.
Вы помогли Иванцаревичу решить задачи. Молодцы! Кощей побледнел, но все же не
сдается и говорит: «Чтобы открыть мой ларец, надо найти от него ключ, который
зашифрован в примере 6 + 8
победить Кощея.
□
= 4». Помогите Иванцаревичу найти пропущенное число и
Ученики говорят, что в равенстве пропущено число 10.
Иванцаревич получил ключ, но ларец все равно не открывается. Радуется Кощей,
говорит, что ларец ключом можно открыть только в определенное время. Подсказку про
время мы только что получили. В какое время надо открыть ларец? (В 10 ч.)
Учитель показывает несколько циферблатов, на которых показано разное время.
Учащиеся находят циферблат, на котором показано 10 ч.
Иванцаревич повернул в 10 ч ключ в ларце и грянул гром. Кощей был побежден, а
Василиса Премудрая освобождена.
Учитель достает ларец и предлагает второклассникам найти в нем поощрительные
призы.
V. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что он очень хорошо понял тему?
Кто пока сомневается?
Отвечая на вопросы учителя, школьники поднимают смайлики разных цветов
(зеленого, красного или желтого) в зависимости от ответа.
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Что повторяли на уроке? Что вам понравилось? Что показалось особенно
интересным, а что трудным? Какие свойства сложения использовали при вычислении
значений выражений?
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Ваше домашнее задание: страница 47 № 4 и 6.