Конспект урока "Числительные в русском и чувашском языках"
Оценка 4.9

Конспект урока "Числительные в русском и чувашском языках"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика +1
6 кл
21.04.2018
Конспект урока "Числительные в русском и чувашском языках"
Тема: Имя числительное Цель: выявить сходство и различие имени числительного как части речи русского и чувашского языка Задачи: -развивать логическое мышление, самостоятельность, желание узнать что-то новое, речь, исследовательскую деятельность. -убедить учеников в том, что богатство любого языка раскрывается при сопоставлении его с другими языками. Наглядность и оборудование: выставка книг, имеющихся в школьной библиотеке и подготовленные учащимися, позволяющие проводить сопоставление языков; сопоставительная таблица на слайде; мультемидийное оборудование; раздаточный материал: таблица для составления сопоставительной грамматики.конспект
конспект.docx
Тема: Имя числительное Цель: выявить сходство и различие имени числительного как части речи русского и чувашского языка Задачи: ­развивать логическое мышление, самостоятельность, желание узнать что­то новое, речь,  исследовательскую деятельность. ­убедить учеников в том, что богатство любого языка раскрывается при сопоставлении его с другими  языками. Наглядность и оборудование: выставка книг, имеющихся в школьной библиотеке и подготовленные  учащимися, позволяющие проводить сопоставление языков; сопоставительная таблица на слайде;  мультемидийное оборудование; раздаточный материал: таблица для составления сопоставительной  грамматики. Ход урока: I. Вступительное слово. ­ Здравствуйте, сывл х сунат п! ǎ ǎ Сегодня у нас необычный урок. Как появилась идея проведения такого урока? 25 апреля – день чувашского языка, наш урок мы приурочили к этому дню. Вы получили задание найти  информацию о языках мира? Выступление заранее подготовленного ученика: «Родной язык­ это язык матери, это язык, на котором человек произносит первые в своей жизни слова. В мире насчитывается более пяти тысяч языков. Русский и чувашский язык входят в пятерку самых  распространенных языков. На русском языке разговаривают более 200 млн. человек. На чувашском  языке в мире говорит около 2 млн. человек, из них половина проживает в Чувашии, а остальные за ее  пределами. Русский язык – святой язык, отца и матери язык! Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг! ǎ Ч ваш чĕлхи – эс ман т ван чĕлхем, ǎ Ялан чунра çунса т ран хĕлхем ǎ Учитель: По мнению языковедов по настоящему осознать богатство родного языка можно лишь в сопоставлении его с другими языками. В рамках одного урока невозможно в полной мере сравнить два языка. Поэтому мы возьмем лишь одну  часть речи ­ имя числительное. И на этом примере убедимся, что язык легче изучается в сравнении, в  сопоставлении с другими языками. Итак, мы заранее поделили класс на две группы: 1 группа– русская группа 2 группа ­ чувашская группа Все вы на уроках русского и чувашского языках изучали числительное как часть речи. А сейчас мы  соединим все полученные знания в единое целое. II. Сопоставление знаний об имени числительном. Учащимся раздаются таблицы. В течении урока таблицы заполняются. Параллельно таблица  демонстрируется на экране 1)Как называется эта часть речи? (Слайд 1) Сведения заносятся в таблицу 2) На какие вопросы отвечает имя числительное? Приведите примеры. Сколько, который, по сколько Пять, пятый, по пять Пиллĕк, пиллĕкмĕш, пилĕкшер Учащиеся приводят примеры. Сведения заносятся в таблицу 3) Какие числительные необходимо узнать, чтобы выразить любое количество предметов? (Слайд 2) 1­10,40, 100, 1000,1 000 000… 1­10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 100, 1000, 1 000 000 Это все простые числительные, а все остальные, образованные от них? 4)Как образованы числительные от 11 до 19? (Слайд 3) При помощи суффиксов –надцать Одиннадцать Пишутся в одно слово В нашем классе учится 11 девочек. При помощи сложения корней – вун пĕр. Пишутся в одно слово Пирĕн класра вун пĕр ача вĕренет. 5) Как образованы числительные от 21 до 29, 31­33…? (Слайд 4) При помощи несколько корней, пишутся раздельно. Двадцать один Сто двадцать один При помощи нескольких корней пишутся раздельно. Çĕр çирĕм пĕрре Составьте предложения. Например: В нашем классе 25 учеников. Пирĕн класра 25 вĕренекен 5) Остановимся подробнее на образовании порядковых числительных. (Слайд 5) При помощи окончаний ­ый, ­ая, ­ое Первая, второй При помощи суффикса ­мĕшĕ В этом случае, какую часть речи они (порядковые числительные) напоминают? прилагательные Первая учительница. Пĕрремĕш учитель Составьте предложения. Например: Мы выполняем второе упражнение. Эпир пиллĕкмĕш класра вĕренетпĕр 6) С какой частью речи связывается в предложении? (Слайд 6) С существительным, т.к. обозначает его количество В классе пять учеников Ваня пятый ученик С существительным, т.к. обозначает его количество Класра вун  ача ǎ ǎ В л вунн мĕш ача ǎ 7)Давайте понаблюдаем, как изменяется числительное с изменением существительного. (Слайд 7) Пять учеников Пятью учениками Пяти ученикам Пяти учеников Числительное, находясь перед существительным, изменяется вместе с ним, т.е. согласуется с  существительным Пилĕк ача Пилĕк ачана Пилĕк ачапа Числительные, находясь перед существительным, не склоняются, т.е. не согласуются с  существительными. 8) Рассмотрим следующие предложения и выясним, каким членом предложения может выступать  числительное. (Слайд 8) Лена учится во втором классе. Трое идут в школу. Может быть и главным и второстепенным членом предложения. Лена иккĕмĕш класра вĕренет. Виççĕшĕ те шкула çÿреççĕ. Может быть и главным и второстепенным членом предложения. 9) Практическое задание. (Слайд 9) В данном тексте вставить пропущенные числительные. Меня зовут Саша. Мне … лет. Я учусь в … классе. Все мои друзья учатся в … школе. Эпĕ Атнер ятл . Эпĕ … ятл . Эпĕ … класра вĕренетĕп. Ман н юлташсем пурте … шкулта вĕренеççĕ. ǎ ǎ ǎ На экране открывается вся таблица. Сопоставительный анализ числительных в русском и чувашском языках В русском языке В чувашском языке Как называется эта часть речи? Имя числительное Хисеп ячĕ На какие вопросы отвечают? Сколько? Который? По сколько? Пять Пятый По пять Миçе? Миçемěш? Миçешер? Пиллĕк Пиллкĕмĕш Пилкĕшер Какие числительные надо знать, чтобы выразить любое количество предметов? (все  остальные образованы от них) 1­10 40 100 1000 1000000 1­10 20 30 40 50 60 70 100 1000 1000000 Как образованы числительные от 11 до 19? При помощи суффикса При помощи слияния корней ­ надцать (пишутся слитно) Вун пĕр (пишутся раздельно) Как образованы числительные от 21 до 29, 31 и т.д.? При помощи нескольких корней При помощи нескольких корней Сто двадцать один (пишутся раздельно çĕр çирĕм пĕрре (пишутся раздельно) Как образованы порядковые числительные? (какую часть речи они напоминают?) При помощи окончаний При помощи аффикса –ый,­ая,­ое ­мĕш пятый пятая пятое пиллĕкмĕш С какой частью речи они соединяются? С существительным Пятый ученик С существительным Пиллĕкмĕш класс Как изменяется числительное с изменением существительного? Согласуется с существительным Не согласуется с существительным Пять учеников Пяти ученикам Пятью учениками Пилĕк ача Пилĕк ачана Пилĕк ачапа Каким членом предложения может выступать числительное? Может быть и главным и второстепенным Может быть и главным и второстепенным Трое идут в школу Виççĕшĕ те шкула çÿреççĕ Лена учится во втором классе Лена иккĕмĕш класра вĕренет В данном тексте вставить пропущенные числительные Меня зовут Саша. Мне … лет. Я учусь в …  классе. Все мои друзья учатся в … школе. Эпĕ Атнер ятл . Эпĕ … ятл . Эпĕ … класра  вĕренетĕп. Ман н юлташсем пурте … шкулта  вĕренеççĕ. ǎ ǎ ǎ III. Подведение итогов. Выводы. ­ Как видите между числительными в русском и чувашском языках много общего и есть отличия.  Знания о сходствах и отличиях в языках помогают легче запомнить материал, а практическое  использование этого теоретического материала помогает совершенствоваться в знании языков. IV. Привлечение к дальнейшей учебно­исследовательской работе. ­ Мы предлагаем вам заняться научной работой. Для этого есть все возможности, лишь бы было  желание. Разделитесь на группы (русский и чувашский, можно добавить и английский) и изучайте тему каждый в своем языке. Потом объединяетесь и соедините свою работу в одно целое – реферат или  сопоставительную таблицу. Темы: Словообразование в языке. Словесное ударение. Имя существительное. Категория рода в языке. Имя прилагательное. Глагол. Категория времени глаголов. Порядок слов в предложении.

Конспект урока "Числительные в русском и чувашском языках"

Конспект урока "Числительные в русском и чувашском языках"

Конспект урока "Числительные в русском и чувашском языках"

Конспект урока "Числительные в русском и чувашском языках"

Конспект урока "Числительные в русском и чувашском языках"

Конспект урока "Числительные в русском и чувашском языках"

Конспект урока "Числительные в русском и чувашском языках"

Конспект урока "Числительные в русском и чувашском языках"

Конспект урока "Числительные в русском и чувашском языках"

Конспект урока "Числительные в русском и чувашском языках"

Конспект урока "Числительные в русском и чувашском языках"

Конспект урока "Числительные в русском и чувашском языках"

Конспект урока "Числительные в русском и чувашском языках"

Конспект урока "Числительные в русском и чувашском языках"

Конспект урока "Числительные в русском и чувашском языках"

Конспект урока "Числительные в русском и чувашском языках"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2018