Конспект урока «Дагестан – мой край родной».
Оценка 4.8

Конспект урока «Дагестан – мой край родной».

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
11.05.2019
Конспект урока    «Дагестан – мой край родной».
Цели: 1. Привить детям чувство любви к Родине, к родному краю; воспитание патриотизма. 2. Пробудить интерес к истории родного края. 3. Приобщать учеников к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию малой Родины. 4. Углубить знания учеников о кодексах народов Дагестана. 5. Воспитание нравственности Оборудование: ПК, мультимедиа-презентация, проектор, колонки, выставка книг о Дагестане, набор иллюстраций по теме классного часа, пословицы на плакате Тип урока: урок-путешествие. Эпиграф: В ладони сердце можно уместить, Но в сердце целый мир не уместишь. Другие страны очень хороши, Но Дагестан дороже для души. (Р. Гамзатов) Словарная работа: Этнос – народ; Звучит тихая дагестанская национальная музыка.
край мой родной - дагестан.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Ирганайская средняя общеобразовательная школа им. М.А. Заргалаева»                                          Унцукульского района                                                         Конспект урока    «Дагестан – мой край  родной». Класс: 5 б Предмет: русская литература  Учитель: Карагишева Айшат Ахмедовна  Стаж работы: 36 лет Категория: высшая квалификационная категория                                                                                с.Ирганай, 2016 г. 1 Цели: 1. Привить детям чувство любви к Родине, к родному краю; воспитание  патриотизма. 2. Пробудить интерес к истории родного края. 3. Приобщать учеников к прекрасному,  к богатому культурно­историческому наследию малой Родины. 4. Углубить знания учеников о кодексах народов Дагестана. 5. Воспитание нравственности Оборудование: ПК, мультимедиа­презентация, проектор, колонки, выставка  книг о Дагестане, набор иллюстраций по теме классного часа, пословицы на  плакате Тип урока: урок­путешествие. Эпиграф: В ладони сердце можно уместить, Но в сердце целый мир не уместишь. Другие страны очень хороши, Но Дагестан дороже для души. (Р. Гамзатов) Словарная работа: Этнос – народ; Звучит тихая дагестанская национальная музыка.                   2 Ход урока. 1.Орг. момент. Учитель: Здравствуйте, дети!  Сегодня у нас необычный урок. Мы   отправимся в путешествие.  Оно будет трудным, но очень  интересным.  Наш сегодняшний урок я хочу  начать словами Расула Гамзатова, которые помогут  нам понять,  о чем мы  будем говорить.   В ладони сердце можно уместить, Но в сердце целый мир не уместишь. Другие страны очень хороши, Но Дагестан дороже для души.  Учитель: Какова же цель нашего урока: ­привитие чувства любви к Родине, к родному краю, воспитание патриотизма,  пробуждение  интереса к истории родного края, приобщение  к прекрасному,  к богатому культурно­историческому наследию малой  Родины, воспитание  нравственности. Учитель: Родина! Это самое великое, самое близкое и дорогое, что есть у  человека. Большая она у него или маленькая, тоже зависит от самого  человека, от его знаний, умения понимать, любить и беречь Родину. Любовь к  Родине сравнивают с любовью к матери. Есть такая поговорка: “Кто мать  родную не полюбит, не полюбит и Родину”. И родителей и Родину мы приобрели с момента нашего рождения. Родину, как и родителей не выбирают. Они даются человеку один раз навсегда, до конца  жизни. Наши отцы и деды крепко любили свою Родину – Дагестан и твердили,  что „Родина без нас может обойтись, но мы без Родины – никогда”.  Ученик (Асадулаева Айшат):  Дагестан       Мне ль тебе Дагестан мой былинный,       Не молиться,       Тебя  ль  не любить, 3 Мне ль в станице твоей журавлиной       Отколовшейся птицею быть?       Дагестан,  все,  что люди мне  дали,       Я по чести с тобой разделю,       Я свои ордена и медали       На вершины твои приколю.       Посвящу тебе звонкие гимны        И слова, превращенные в стих,        Только бурку лесов подари мне        И папаху вершин снеговых!         Видеоролик  «Красоты Дагестана» Учитель: Нам с вами тоже выпала честь родиться в таком удивительном  крае. Гордитесь, дорогие, Вы родились и растёте в славном и прекрасном  краю – многонациональном Дагестане. Ученик (Гайдарова Суайбат): Полон край мой силы и величья, полон, птиц чьи песни веселы, И парят над ним как боги птичьи, много раз воспетые орлы. Ученик (Багавудинов Р):                               «Ах,  Дагестан! Страна прекрасных гор,                                страна ветров, озёр великих.                               Так удивительно широк её простор,                               приветливы людские лики.                               Кто побывал один лишь только раз.                              Увидев красоту земную,                              оставит память в сердце тот Кавказ,                              который манит, радует, чарует.                                                                                А.Задорожный 1­й ученик: Дагестан – это древнее название нашего края. Дагестан означает  „Страна гор”, „Даг” – гора, „стан” ­ страна. Учитель:  Где находится твой Дагестан? – спросили у одного горца. ­Над и под крылом орла, ­ ответил горец. 4 Находясь за пределами республики, нашим землякам не раз приходилось  отвечать на вопрос о том, где находится Дагестан, вышесказанными словами  горца. Многие представляют наш край очень маленьким, но это не так. Площадь  Дагестана занимает 50,3 тыс. кв.км. Это больше, чем площадь Армении,  Эстонии, Молдовы, и даже Бельгии, Дании, Швейцарии. Можете посмотреть  географическую карту, и вы в этом убедитесь. Слайд №1. Карта Дагестана Ученик (Гасанова Хапизат):  Расположен Дагестан на крайнем востоке Северного Кавказа, вдоль  побережья Каспийского моря. Он граничит с такими братскими  республиками, как Азербайджан, Грузия, Чеченская республика,  Ставропольский край и Калмыкия. Учитель:  Сегодня Республика Дагестан как драгоценный камень на карте России.  Неприступные горные вершины, старинные крепости, мечети, самое большое в мире Каспийское море – все это Дагестан! Дагестан ­ самая многонациональная республика не только в России, но и в  мире.  Во многих аулах известна сказка о всаднике, который когда­то, в  незапамятные времена, разъезжал по миру с мешком, в котором были разные  языки. Всадник раздавал разным народам земли разные языки. Когда всадник  появился на Кавказе, он разорвал свой мешок об одну из неприступных скал  Дагестана. Языки рассыпались по горам, и все перемешалось. Вот почему в  Дагестане так много языков. Учитель: Страна гор ­ таково значение названия Дагестан на русском.  Символика его была утверждена в 1994 году ­ Государственный флаг 26  февраля, Государственный герб 20 октября. Оба символа говорят о  политическом, историко­культурном единстве более 30 родственных этносов, сформировавшихся на относительно небольшой территории на Северном  Кавказе. Ученик Герб Дагестана принят 20 октября 1994 года Законом № 25 "О  государственном гербе Республики Дагестан". 5 Государственный герб Республики Дагестан представляет собой круглый  геральдический щит белого цвета, в центральной части которого изображен  золотой орел. Над ним помещено изображение золотого солнца в виде диска,  окаймленного спиральным орнаментом. У основания щита расположены бело­ золотого цвета снежные вершины гор, равнина, море и в картуше ­  рукопожатие, по обеим сторонам которых проходит зеленая геральдическая  лента с надписью белыми буквами: "Республика Дагестан".  Символизм        Солнце символизирует рост, жизнь, прогресс. Орёл олицетворяет полёт, мудрость, отвагу. Жёлтый цвет является символом власти, благосостояния и изобилия. Белый цвет символизирует чистоту помыслов. Синий цвет обозначает красоту, величие. Красный цвет олицетворяет мужество, отвагу, решительность. Зелёный цвет символизирует плодородие, жизнь. Ученик  (Магомедова Муи): Зеленый олицетворяет жизнь, изобилие дагестанской земли и одновременно  выступает как традиционный цвет ислама. Голубой ­ цвет моря символизирует красоту и величие дагестанского народа. Красный означает демократию,  просветительскую силу человеческого разума в процессе созидания жизни,  мужество и храбрость населения Страны гор. Учитель: Дагестан – суверенная республика в составе России. В Дагестане 10 городов. Назовите их. Ученики: Махачкала, Дербент, Кизляр, Хасавюрт, Буйнакск, Каспийск,  Кизилюрт, Избербаш, Южно­Сухокумск и Дагестанские огни. Какой город является столицей Дагестана? Учитель:  В республике 42 муниципальных района, 1918 населенных пунктов и  поселков городского типа  Один из путешественников как­то написал о Дагестане: „Племена его  многочисленнее, чем племена любого большого государства. Каждая гора  заселена своим племенем, каждая деревня говорит особенным наречием,  непонятным для других”. Дагестан — это не просто Страна гор. Прежде всего, это страна  многочисленных языков и народов, количество которых, несмотря на все  6 усилия ученых мира, до сих пор не установлено достоверно. И у каждого  народа свои прославленные аулы.  Ученик (Гамзатова Хабизат): Любой аул богат своим былым, у каждого есть что­то дорогое Мы память о добре навек храним, оно с годами нам дороже вдвое. Ученик (Алимусаев Магомед): Дагестан – это родина более 60  равноправных народов. Не зря Дагестан называют не только „страной гор”, но  и „страной языков”. Дружба между народами – самое дорогое и великое  богатство Дагестана, это сильное чувство, которое может сотворить чудеса на Земле. Мы, люди, а значит, без верных друзей Труднее нам жить, умирать тяжелей  Без дружбы погиб бы мой малый народ –  Великий лишь тем, что любовью живёт. Нам верная дружба и песня о ней  Нужнее, чем воздух, и хлеба нужнее. Учитель: Ребята, в каком районе мы с вами живем? В каком селе? Что вы знаете о  своей маленькой родине? Ученик (Алимусаев М): Мы живем в Унцукульском районе, в селе Ирганай. Район расположен в  центральной части Дагестана. Унцукульский район образован 23 января 1935.  В 2015 году Унцукульскому району исполнилось  80 лет. Это один из  важнейших этапов в истории всего унцукульского народа. Жители с. Ирганай  в основном занимаются сельским хозяйством. Это и разведение крупного и  мелкого рогатого скота, и рыболовство,  развито садоводство, а также  занимаются выращиванием бахчевых культур.  Ученик  (Мажидова Патимат): Саният Къебедмух1амадова Ансадерил гимн  Ассаламг1алайкум Кавказ ч1ух1араб район, Лебалав Мах1ачил ц1ар Ц1унараб Унсоколо. 7 Хьиндаллъиялда г1ураб, Г1урдаллъи  берцинлъараб, Авар г1оралъ ахх бачун, Лъимер г1адин кьижараб. Г1агараб Унсоколо, Партизаназул росо, Мун т1егьазе т1ола г1ет1 Дур т1олалго г1адамаз. Ученик (Абдулвагабова Шуайнат): Чундузул тирилъигун  Кьурдулел г1олохъаби, Бакъулцин  нур бикъарал Маккал г1адинал ясал. Генус росулъа Шамил, Хъах1абросулъа Мах1муд, Унсоколоса Мах1ач, Дир бах1арзазул район. Ганч1ил сиялда Мах1ач Даим ч1аго хут1араб, Улка тун машгьурлъараб Устарзабазул Ват1ан. Ученик (Магомедова Багжат): Ахакь пихъал т1егьалел, Т1огьода най решт1унгеб, Къадру  ц1ар борхат ккураб Ц1ар машгьураб дир район. Къуватал ГЭСал ралеб, Гьайбатаб шагьар г1олеб Бук1инесеблъун бугеб Ч1ахъаги Шамилхъала. 8 Ч1ух1ула дир гьайбатаб, Къуркьи гьеч1еб, къиматаб Дурго хаслъи ц1унараб Г1умрудул нухалдаса. Учитель: Многоязычен, многокрасочен Дагестан. Много разных обычаев  сохраняют его народы. Есть у Дагестана и свой кодекс чести. Ученик (Магомедова Муи): 1­й кодекс: Любовь к родному очагу, народу,  родной земле. Здесь у нас такие горы синие, и такие золотые нивы! Если б все края их цвет восприняли, стала бы земля ещё красивей. Сценка Ведущий (Магомедова Рахмат): В одном богатом краю, когда горец отошёл  от осла, сытые бездельники стали мучить бедное животное. Кололи его острой палкой, колючками, заставляли взбрыкивать. Негодяям казалось, что осел,  пляшет от их уколов. Горец увидел, что над его верным другом издеваются, и  обнажил кинжал. Горец (Магомедов Магомед): Лучше бы вы раздразнили медведя, чем горца,  ­ сказал он. Ведущий: Молодые лоботрясы испугались, попросили прошения и кое – как  разными добрыми словами добились того, что горец спрятал свой кинжал.  Когда начался мирный разговор, молодые люди спросили. Молодые люди: Что это навьючено на твоём осле? Продай нам. Горец: У вас не хватит ни золота, ни серебра, чтобы купить это. Молодые люди: Назначь свою цену, а там посмотрим. Горец: Этому не может быть цены. Молодые люди: Что же такое в твоих мешках, чему нет никакой цены? Горец: Моя родина, мой Дагестан. Молодые люди: Родина навьючена на осла! – расхохотались молодые люди.  Ну­ка, ну­ка, покажи свою родину! Ведущий: Горец развязал мешок, и люди в нём увидели обыкновенную землю.  Впрочем, земля была необыкновенная. На три четверти она состояла из  камней. Молодые люди: И это всё?! Это и есть твоё сокровище? 9 Горец: Да, это земля моих гор. Первая молитва моего отца, первая слеза моей матери, первая моя клятва, последнее, что оставил мой дед, последнее, что я  оставил своему внуку. Молодые люди: А это ещё что? Горец: Сперва завяжу мешок. Ведущий: Завязав и уладив мешок на спине осла, горец открыл кувшин, и все  увидели, что там простая вода. Впрочем, вода оказалась солоноватой на вкус. Молодые люди: Ты возишь воду, которую нельзя даже пить! Горец: Это вода из Каспия. Как в зеркало смотрится Дагестан в это море. Молодые люди: Ну а что в третьем мешке? Горец: Дагестан состоит из трёх частей : 1­я земля, 2­я море, а 3­я ­ всё  остальное. Молодые люди: Значит в третьем мешке у тебя всё остальное? Горец: Да, это так. Молодые люди: Ну и зачем ты возишь с собой этот груз? Горец: Чтобы родина всегда была со мной. Если умру в пути, могилу  посыплют землёй, надгробный камень омоют морской водой. Ведущий: Горец взял щепотку родной земли, растер её в пальцах и потом  сполоснул пальцы водой из кувшина. Молодые люди: Зачем ты так делаешь? Горец: Руки, которые прикасались к рукам бездельников, нужно мыть только  так. Ведущий: Горец отправился дальше. Ученик (Магомедова Багжат): 2­й кодекс: Справедливость и честность. Учили деды в старину: ­ Ты не поддакивай вруну, А иначе тебе придётся С ним разделить его вину. Ученик (Магомедова Рахмат): 3­й кодекс: Доброта, великодушие,  милосердие. Если верный конь, поранив ногу, вдруг споткнётся, а потом опять  Не вини его – вини дорогу, и коня не торопись менять. Ученик (Саабдулаева Айшат): 4­й кодекс: Честь и собственное  достоинство. 10 Трусоватого мужчину, если встретишь где­нибудь,  Знай, что он не Дагестанец, не из Дага держит путь. Дагестанские мужчины мелкой дрожью не дрожат, Своей доблестью и честью больше жизни дорожат. Ученик (Магомедова Марьям):5­й кодекс: Скромность. Наши девушки стыдливы, ходят плавно как луна –  След в пыли не остается, и походка не слышна. Ученик (Абдулвагабова Ш): 6­й кодекс: Рассудительность. Размолвки до вражды не доводи, Обидчивость – дурная привереда При встрече словом „Здравствуй” устыди, Не поздоровавшегося соседа. Ученик (Гасанова Хапизат):7­й кодекс: Дружба и коллективизм. Один за всех в беде суровой, Крутой. И все – за одного. Таков древнейший, вечно новый  Закон народа моего! Ученик (Гайдарова Суайбат): 8­й кодекс: Уважение к людям. Зовут отцом того, кто сед, В почтении к сединам, Тому, кому не много лет, Я называю сыном. Ученик (Мажидова Патимат): 9­й кодекс: Трудолюбие. Пусть пахарь усерден весною ­ его не похвалят у нас  Лишь только осенней порою увидятся как напоказ Итоги забот хлебороба – когда уж снопы свезены,  И зерна берутся на пробу в ладони – и если крупны, И много их в колосе крепком ­ тогда земледельцу хвала! У нас так ведется от века. Земля эту мудрость дала. Учитель: Трудолюбивый народ Дагестана находил время и для досуга. В  свободное от работы время они веселились, пели песни и танцевали. Говорят, что от музыки ярче разгораются звезды, воскресают люди, а на снегу  расцветают живые цветы. Лезгинка ­ это один из традиционных кавказских танцев. Он является, своего  рода, эмблемой, или визитной карточкой любого кавказца.  11 Лезгинка ­ очень красивый танец, он выражает душу гордых, свободолюбивых, мужественных народов Кавказа.  Ученик (Гасанова Хапизат): Тарих к1очонаро, г1адатал лъала Г1ажаибаб улка Дагъистаналда. Умумузул г1умру ва рук1а­рахъин Рак1азулъ хут1ула векал аниги. Рух1ияб бечелъи, г1амал­т1абиг1ат Берцинаб бук1ана нилъер ракьалда. Рокьи ва гьудуллъи, зах1мат, х1ухьбахъи Ратана кидаго цебесеб кьерда. Васазул гужгатги, галифа т1ажу. Бот1рода  т1ад лъураб хъурайсин т1агъур. Т1инкъи­т1ванкъиялда рилълъин бачунел, Бахилал чакмаби ч1ег1ер кьералъул. Рачлихъе бан ханжар тушманасдаса Живго ва цогиял ц1унизе бугеб. Борхатаб лага­сан, кьварун балагьи Рук1ана хасаблъун г1олил васазе. Ученик (Мажидова Патимат): Ясалъул узданлъи, гьелъул берцинлъи, Буго гьалда рекъон кинабго партал. Къват1ие унелъул х1ат1ил руссенцин Х1икматаб батила маг1арулалъул. Мачуязда жанир г1исинал х1ат1ал, Устаралъ ясалъе рукъун рач1арал. Унго гьалъул гурде, гьелъул гьайбатлъи, Гьабги къач1ан буго жийго мастералъ. 12 Бот1рода бухьараб харайдул кверлъин, Кин гьеб рекъелареб гьай г1олилалда? Гьими меседилай , анищ г1арцулай, Г1адамазе кинха мун йокьиларей.  Танец (Магомедов Рамазан и Джамалудинова Мадинат) Учитель:  Кавказу, Дагестану,  имаму Шамилю  посвящали свои произведения Пушкин,  Лермонтов, Лев Толстой. Михаил Лермонтов «СОН» В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я, Глубокая еще дымилась рана, По капле кровь точилася моя. Лежал один я на песке долины. Уступы скал теснилися кругом, И солнце жгло их желтые вершины И жгло меня ­ но спал я мертвым сном. И снился мне сияющий огнями Вечерний пир в родимой стороне. Меж юных жен, увенчанных цветами, Шел разговор веселый обо мне. Но, в разговор веселый не вступая, Сидела там задумчиво одна, И в грустный сон душа ее младая Бог знает, чем была погружена; И снилась ей долина Дагестана; Знакомый труп лежал в долине той, В его груди, дымясь, чернела рана, И кровь лилась хладеющей струей. 13 Учитель: Испокон – веков славился Дагестан и своим гостеприимством.  Говорят, что дом, куда не ходят гости ­ самый несчастный. В этом отношении  наша страна гор самая счастливая. Ибо Дагестан испокон веков славится  своим хлебосольством. И всем тем, кто на нашу территорию ступает со  словами: “Мир вашему дому!” говорим: “Добро пожаловать!”. Учитель: Мы сохранили эту добрую традицию и решили встретить наших  гостей по­дагестански (звучит дагестанская мелодия). Девушки выносят  угощения и накрывают на стол. Рефлексия. Закончить наш урок я хочу одной притчей. Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и сказал: – Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: “Я принимаю  радость в свою жизнь”, но радости в моей жизни нет.  Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил: – Назови, что ты выбираешь из них.  Ложку, ответил юноша. – Произнеси это пять раз – Я выбираю ложку, – послушно повторил юноша пять раз – Вот видишь, – сказал мудрец, – повторяй хоть миллион раз, она не  станет твоей. Надо… Что же надо? ( Надо протянуть руку и взять ложку.) Вы поняли, почему я рассказала эту притчу? Какие знания вы «взяли»  сегодня? Что вам удалось? Что вызвало затруднения? 14

Конспект урока «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока    «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока    «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока    «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока    «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока    «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока    «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока    «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока    «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока    «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока    «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока    «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока    «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока    «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока «Дагестан – мой край родной».

Конспект урока    «Дагестан – мой край родной».
Скачать файл