Конспект урока "Дательный падеж имен существительных"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку на тему "Дательный падеж имен существительных" в 4 классе. Цель: познакомить с наиболее употребительными значениями имен существительных в форме дательного падежа; формировать умение определять падеж имен существительных по вопросам и предлогам; развивать память учащихся; создавать условия для воспитания нравственных качеств.
Иконка файла материала дательный падеж имени существительного.docx
Тема урока: Дательный падеж Цель: познакомиться учащихся с дательным падежом имен существительных,  с ролью вопросов к дательному падежу, с предлогами, употребляющимися с  данным падежом; создать условия для формирования умения определять  падеж по вопросу и предлогу; способствовать развитию орфографической  зоркости; способствовать формированию  нравственных качеств учащихся,  прививать интерес к познанию.  Форма проведения: комбинированный урок. Оборудование: учебник по русскому языку (ч.1, Е.С. Грабчикова, Н.Н.  Максимук), «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова,  мультимедийная презентация, таблица для систематизации знаний, карточки с заданиями для групп, тест. 1 Организационный момент. Ход урока ­Урок хочу начать со слов М.В. Ломоносова: «Всем, кто хочет добиться успеха   в   изучении   языка,   нужно   научиться   открывать   его   тайны». (слайд 1) ­Я желаю вам всем активности и работоспособности, чтобы продолжить открывать тайны русского языка.     2) Проверка домашнего задания. ­Начнем с проверки домашней работы.  ­Списать, вставляя пропущенные буквы, обозначить падеж выделенных слов. ­Пока   будем   проверять,   за   доской   будут   работать   2   учащихся. Обозначить   падеж   имён   существительных:   стоять   около   школы, проехать мимо дома, добежать до оврага, вернулся из поездки. ­Сигналы взяли в руки.  ­Все выделенные имена существительные стоят в форме какого падежа? Докажи.  *Проверка работ за доской. ­В каком падеже стоят имена существительные. Докажи.  ­На какие вопросы отвечают имена существительные в И.п.? ­Каким членом предложения являются имена существительные в И.п.?  ­Оценим свою работу в оценочных листах. Если не допустили ни одной ошибки в домашней работе, то ставим «+», если 1­2 ошибки – «+», если 3 и более – «­«. ­Ребята, недавно в тетради одного учащегося я прочитала о том, что ядовитые грибы ни кому не нужны и поэтому их нужно уничтожать. Согласны ли вы с этими словами? Докажите свою точку зрения.      3) Чистописание и словарно­орфографическая работа.                       ­Ребята, какая сейчас пора года?­ Назовите осенние месяцы. (слайд 2)            ­ Давайте поиграем в игру «Я задумала звук». Отгадайте, какой звук я задумала?   Я   задумала   согласный   звук,   он   парный   глухой,   парный мягкий, он есть в названии только двух осенних месяцев. Какой звук я задумала? ­Звук [т’]. ­Назовите этому звуку парный звонкий согласный. (Д’) ­Какой буквой на письме обозначается звук (Д’)? ­Сегодня   на   минутке   чистописания   мы   будем   писать   букву   Д   и буквосочетания с ней. ­Повторим правильное написание буквы Дэ. (Видео) ­На   следующей   строке   напишем   эту   букву   в   соединении   с   другими буквами, используя верхнее и нижнее соединение, сохраняя высоту и наклон букв. ­Прочитайте   буквосочетания   с   нижним   соединением,   с   верхним соединением. (дл, дн, ди, дя, дм, дп) ­Хочу   напомнить   вам   правила   письма   «Красиво   пишет   тот,   кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.  ­Перед вами слова в «звуковом костюмчике». [ д’эр’эва] [ сонцэ] [друк] ­Запишите их в «буквенном костюмчике». (комментированное письмо по одному слову с подчёркиванием орфограмм) ­Какое слово из трёх слов может быть лишним? Почему? ­Что общего у этих слов? Докажи. (имена сущ.)     4) Актуализация знаний. ­Что   знаете   об   имени   сущ.?  (составляем   кластер   на   доске) (используются сигналы) ­Что называется склонением имени сущ.? ­Сколько падежей в русском языке? ­Назовите их. ­С какими двумя падежами уже познакомились? И.п., Р.п. (составляем таблицу на доске: падеж, вопросы, предлоги) ­Определите падеж сущ., записанных на доске. Докажите. ­На какие вопросы отвечают имена сущ. в Р.п.? ­С какими предлогами употребляется Р.п.? ­Поставьте и запишите данные имена сущ. в Р.п. ( по одному слову: у дерева, около солнца, для друга).     5) Сообщение темы и цели урока. ­Сегодня мы продолжим знакомство с падежами и проведём несколько исследований.­Читаем четверостишие на доске: Ты дереву улыбнись,  Солнышку обрадуйся, Руку другу протяни­ За него порадуйся! ­Определите падеж выделенных слов, но сначала вспомним алгоритм работы. (слайд 3) 1 шаг: Найди слово, от которого зависит данное имя существительное. 2 шаг: Поставь вопрос от главного слова к имени существительному. 3 шаг: По вопросу определи падеж. ­Определяем падеж. (запись в тетрадях) Улыбнись (кому?) дереву (Д.п.) Обрадуйся (чему?) солнышку (Д.п.) Протяни (кому?) другу (Д.п.) ­Как вы думаете, какой падеж мы будем изучать сегодня на уроке? ­Назовите тему урока. ­Что   мы   знаем   о   Д.п.?  (слово­помощник   и   вопросы   вставляются   в таблицу на доске). ­Что   должны   ещё   узнать   и   чему   научиться?   (с   какими   предлогами употребляется, научиться находить имена сущ. в Д.п., узнать почему Д.п. так называется).    6) Изучение нового материала. ­Почем   Д.п.   называется   именно   так,   сейчас   узнаем   из   рубрики «Новости». (телевизор и ребенок) *«Русский   писатель   Лев   Васильевич   Успенский   в   своей   книге   «По дорогам и тропам языка» называл Д.п. «щедрым». ­Уточним в толковом словаре значение слова «щедрый». ­Как вы думаете, почему Успенский назвал этот падеж «щедрым»? ­Обратимся   к   учебнику   с.   70,   упр.   110.   Самостоятельно   прочитаем стихотворение веселого клоуна о дательном падеже и определим, что нового мы узнали о Д.п.? (заполняем таблицу на доске – предлоги Д.п.)     7) Физкультминутка. Наклонили голову к правому плечу, Наклонили голову к левому плечу. Повернитесь к соседу справа,  к соседу слева, Повернитесь к учителю. Погладьте себя по голове. Улыбнитесь одноклассникам, учителю. ­К   плечу,   по   голове.   В   каком   падеже   стоят   имена   сущ.?   Докажите. (вопросу к чему? и предлоги­к, по)8) Закрепление и систематизация изученного материала. ­Выполним   упр.   111   в   парах:   составить   и   записать   словосочетания, употребляя имена сущ. в Д.п.: 1 группа – 1­2 словосочетания; 2   группа   –   3­4   словосочетания,   3   группа   –   5­6   словосочетания.  (по одному ученику у доски) ­Проверим работу, используя сигнальные карточки. ­Оценили свою работу в оценочных листах. (0 ошибок – «+», 1 ошибка – «+», 2 ошибки – «­«)   Физкультминутка для глаз по индивидуальным тренажерам. * Работа в группах (5 групп по 4 человека) ­Составить пословицы, определить падеж выделенных слов. 1. Птица радуется весне, а младенец – матери. 2. Слепой щенок и тот к матери ползёт. 3. Каждый человек благодарен маме. 4. Любовь к Родине начинается с любви к матери. 5.  *Проверка  Один ученик читает пословицу, называет выделенное слово и падеж. Доказывает. *Оценка работ в оценочных листах. ­Если   пословицу   составили   правильно,   падеж   выделенного   слова определили правильно, то ставим «+», если в составлении пословицы допустили ошибку или неправильно определили падеж, то ставим «­«. ­Все пословицы о ком? (о матери) ­За что мы благодарны своим мамам? (Мама нас родила, заботится о нас, оберегает нас, учит нас быть добрыми и мудрыми. Мамой нужно дорожить, с её лаской и заботой легче  нам на свете жить) *Работа по вариантам. ­В упражнении 112 есть словосочетания с именами существительными в дательном падеже и в родительном падеже.­1   вариант   –   выписать   любых   3   словосочетания   с   именами существительными   в   дательном   падеже,   2   вариант   –   3   любых словосочетания с именами существительными в родительном падеже.  Проверка выполненной работы. Оценка в оценочных листах.  Если всё выполнили правильно, то ставите  «+», если 1 ошибка, то «+», если 2 и более ошибок, то «­«. 9) Самостоятельная работа. Тест. ­ Проверим, как вы усвоили тему и проведем  самостоятельную работу.  Взаимопроверка по ключу (слайд 4).   Оценка в оценочных листах. 10  Домашнее задание. ­Если  самостоятельная   работа   выполнена   без   ошибок,   то   дома необходимо   составить   и   записать   три   словосочетания   с   именами существительными в дательном падеже. Если в самостоятельной работе допущены ошибки, то дома повторяете правило на с. 69 и выполняете упр. 113.       11) Подведение итогов урока. Рефлексия. ­Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог нашей работы на уроке.  ­Какой падеж мы изучали на уроке? ­На   какие   вопросы   отвечают   имена   существительные   в   форме дательного падежа? ­Какие предлоги употребляются с дательным падежом? ­Оцените   степень   понимания   сегодняшнего   урока.   Прикрепите человечка около соответствующих слов. ­Молодцы.   Я   довольна   вами   и   вашей   работой   на   уроке.   Спасибо   за работу.