Конспект урока по русскому языку на тему "Дательный падеж имен существительных" в 4 классе. Цель: познакомить с наиболее употребительными значениями имен существительных в форме дательного падежа; формировать умение определять падеж имен существительных по вопросам и предлогам; развивать память учащихся; создавать условия для воспитания нравственных качеств.
дательный падеж имени существительного.docx
Тема урока: Дательный падеж
Цель: познакомиться учащихся с дательным падежом имен существительных,
с ролью вопросов к дательному падежу, с предлогами, употребляющимися с
данным падежом; создать условия для формирования умения определять
падеж по вопросу и предлогу; способствовать развитию орфографической
зоркости; способствовать формированию нравственных качеств учащихся,
прививать интерес к познанию.
Форма проведения: комбинированный урок.
Оборудование: учебник по русскому языку (ч.1, Е.С. Грабчикова, Н.Н.
Максимук), «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова,
мультимедийная презентация, таблица для систематизации знаний, карточки с
заданиями для групп, тест.
1 Организационный момент.
Ход урока
Урок хочу начать со слов М.В. Ломоносова: «Всем, кто хочет добиться
успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны».
(слайд 1)
Я желаю вам всем активности и работоспособности, чтобы продолжить
открывать тайны русского языка.
2) Проверка домашнего задания.
Начнем с проверки домашней работы.
Списать, вставляя пропущенные буквы, обозначить падеж выделенных
слов.
Пока будем проверять, за доской будут работать 2 учащихся.
Обозначить падеж имён существительных: стоять около школы,
проехать мимо дома, добежать до оврага, вернулся из поездки.
Сигналы взяли в руки.
Все выделенные имена существительные стоят в форме какого падежа?
Докажи.
*Проверка работ за доской.
В каком падеже стоят имена существительные. Докажи.
На какие вопросы отвечают имена существительные в И.п.?
Каким членом предложения являются имена существительные в И.п.?
Оценим свою работу в оценочных листах. Если не допустили ни одной
ошибки в домашней работе, то ставим «+», если 12 ошибки – «+», если
3 и более – ««.
Ребята, недавно в тетради одного учащегося я прочитала о том, что
ядовитые грибы ни кому не нужны и поэтому их нужно уничтожать.
Согласны ли вы с этими словами? Докажите свою точку зрения.
3) Чистописание и словарноорфографическая работа.
Ребята, какая сейчас пора года? Назовите осенние месяцы. (слайд 2)
Давайте поиграем в игру «Я задумала звук». Отгадайте, какой звук я
задумала? Я задумала согласный звук, он парный глухой, парный
мягкий, он есть в названии только двух осенних месяцев. Какой звук я
задумала?
Звук [т’].
Назовите этому звуку парный звонкий согласный. (Д’)
Какой буквой на письме обозначается звук (Д’)?
Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Д и
буквосочетания с ней.
Повторим правильное написание буквы Дэ. (Видео)
На следующей строке напишем эту букву в соединении с другими
буквами, используя верхнее и нижнее соединение, сохраняя высоту и
наклон букв.
Прочитайте буквосочетания с нижним соединением, с верхним
соединением. (дл, дн, ди, дя, дм, дп)
Хочу напомнить вам правила письма «Красиво пишет тот, кто
правильно сидит». Проверьте свою посадку.
Перед вами слова в «звуковом костюмчике».
[ д’эр’эва]
[ сонцэ]
[друк]
Запишите их в «буквенном костюмчике». (комментированное письмо
по одному слову с подчёркиванием орфограмм)
Какое слово из трёх слов может быть лишним? Почему?
Что общего у этих слов? Докажи. (имена сущ.)
4) Актуализация знаний.
Что знаете об имени сущ.? (составляем кластер на доске)
(используются сигналы)
Что называется склонением имени сущ.?
Сколько падежей в русском языке?
Назовите их.
С какими двумя падежами уже познакомились? И.п., Р.п. (составляем
таблицу на доске: падеж, вопросы, предлоги)
Определите падеж сущ., записанных на доске. Докажите.
На какие вопросы отвечают имена сущ. в Р.п.?
С какими предлогами употребляется Р.п.?
Поставьте и запишите данные имена сущ. в Р.п. ( по одному слову: у
дерева, около солнца, для друга).
5) Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы продолжим знакомство с падежами и проведём несколько
исследований. Читаем четверостишие на доске:
Ты дереву улыбнись,
Солнышку обрадуйся,
Руку другу протяни
За него порадуйся!
Определите падеж выделенных слов, но сначала вспомним алгоритм
работы. (слайд 3)
1 шаг: Найди слово, от которого зависит данное имя существительное.
2 шаг: Поставь вопрос от главного слова к имени существительному.
3 шаг: По вопросу определи падеж.
Определяем падеж. (запись в тетрадях)
Улыбнись (кому?) дереву (Д.п.)
Обрадуйся (чему?) солнышку (Д.п.)
Протяни (кому?) другу (Д.п.)
Как вы думаете, какой падеж мы будем изучать сегодня на уроке?
Назовите тему урока.
Что мы знаем о Д.п.? (словопомощник и вопросы вставляются в
таблицу на доске).
Что должны ещё узнать и чему научиться? (с какими предлогами
употребляется, научиться находить имена сущ. в Д.п., узнать почему
Д.п. так называется).
6) Изучение нового материала.
Почем Д.п. называется именно так, сейчас узнаем из рубрики
«Новости». (телевизор и ребенок)
*«Русский писатель Лев Васильевич Успенский в своей книге «По
дорогам и тропам языка» называл Д.п. «щедрым».
Уточним в толковом словаре значение слова «щедрый».
Как вы думаете, почему Успенский назвал этот падеж «щедрым»?
Обратимся к учебнику с. 70, упр. 110. Самостоятельно прочитаем
стихотворение веселого клоуна о дательном падеже и определим, что
нового мы узнали о Д.п.? (заполняем таблицу на доске – предлоги Д.п.)
7) Физкультминутка.
Наклонили голову к правому плечу,
Наклонили голову к левому плечу.
Повернитесь к соседу справа,
к соседу слева,
Повернитесь к учителю.
Погладьте себя по голове.
Улыбнитесь одноклассникам, учителю.
К плечу, по голове. В каком падеже стоят имена сущ.? Докажите.
(вопросу к чему? и предлогик, по) 8) Закрепление и систематизация изученного материала.
Выполним упр. 111 в парах: составить и записать словосочетания,
употребляя имена сущ. в Д.п.: 1 группа – 12 словосочетания;
2 группа – 34 словосочетания, 3 группа – 56 словосочетания. (по
одному ученику у доски)
Проверим работу, используя сигнальные карточки.
Оценили свою работу в оценочных листах. (0 ошибок – «+», 1 ошибка –
«+», 2 ошибки – ««)
Физкультминутка для глаз по индивидуальным тренажерам.
* Работа в группах (5 групп по 4 человека)
Составить пословицы, определить падеж выделенных слов.
1. Птица радуется весне, а младенец – матери.
2. Слепой щенок и тот к матери ползёт.
3. Каждый человек благодарен маме.
4. Любовь к Родине начинается с любви к матери.
5.
*Проверка
Один ученик читает пословицу, называет выделенное слово и падеж.
Доказывает.
*Оценка работ в оценочных листах.
Если пословицу составили правильно, падеж выделенного слова
определили правильно, то ставим «+», если в составлении пословицы
допустили ошибку или неправильно определили падеж, то ставим ««.
Все пословицы о ком? (о матери)
За что мы благодарны своим мамам? (Мама нас родила, заботится о
нас, оберегает нас, учит нас быть добрыми и мудрыми. Мамой нужно
дорожить, с её лаской и заботой легче нам на свете жить)
*Работа по вариантам.
В упражнении 112 есть словосочетания с именами существительными в
дательном падеже и в родительном падеже. 1 вариант – выписать любых 3 словосочетания с именами
существительными в дательном падеже, 2 вариант – 3 любых
словосочетания с именами существительными в родительном падеже.
Проверка выполненной работы. Оценка в оценочных листах. Если
всё выполнили правильно, то ставите «+», если 1 ошибка, то «+», если 2
и более ошибок, то ««.
9) Самостоятельная работа. Тест.
Проверим, как вы усвоили тему и проведем самостоятельную работу.
Взаимопроверка по ключу (слайд 4).
Оценка в оценочных листах.
10 Домашнее задание.
Если самостоятельная работа выполнена без ошибок, то дома
необходимо составить и записать три словосочетания с именами
существительными в дательном падеже. Если в самостоятельной работе
допущены ошибки, то дома повторяете правило на с. 69 и выполняете
упр. 113.
11) Подведение итогов урока. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог нашей работы на
уроке.
Какой падеж мы изучали на уроке?
На какие вопросы отвечают имена существительные в форме
дательного падежа?
Какие предлоги употребляются с дательным падежом?
Оцените степень понимания сегодняшнего урока. Прикрепите
человечка около соответствующих слов.
Молодцы. Я довольна вами и вашей работой на уроке. Спасибо за
работу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.