Конспект урока "Дательный падеж имен существительных"
Оценка 4.9

Конспект урока "Дательный падеж имен существительных"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
24.02.2018
Конспект урока "Дательный падеж имен существительных"
Конспект урока по русскому языку на тему "Дательный падеж имен существительных" в 4 классе. Цель: познакомить с наиболее употребительными значениями имен существительных в форме дательного падежа; формировать умение определять падеж имен существительных по вопросам и предлогам; развивать память учащихся; создавать условия для воспитания нравственных качеств.
дательный падеж имени существительного.docx
Тема урока: Дательный падеж Цель: познакомиться учащихся с дательным падежом имен существительных,  с ролью вопросов к дательному падежу, с предлогами, употребляющимися с  данным падежом; создать условия для формирования умения определять  падеж по вопросу и предлогу; способствовать развитию орфографической  зоркости; способствовать формированию  нравственных качеств учащихся,  прививать интерес к познанию.  Форма проведения: комбинированный урок. Оборудование: учебник по русскому языку (ч.1, Е.С. Грабчикова, Н.Н.  Максимук), «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова,  мультимедийная презентация, таблица для систематизации знаний, карточки с заданиями для групп, тест. 1 Организационный момент. Ход урока ­Урок хочу начать со слов М.В. Ломоносова: «Всем, кто хочет добиться успеха   в   изучении   языка,   нужно   научиться   открывать   его   тайны». (слайд 1) ­Я желаю вам всем активности и работоспособности, чтобы продолжить открывать тайны русского языка.     2) Проверка домашнего задания. ­Начнем с проверки домашней работы.  ­Списать, вставляя пропущенные буквы, обозначить падеж выделенных слов. ­Пока   будем   проверять,   за   доской   будут   работать   2   учащихся. Обозначить   падеж   имён   существительных:   стоять   около   школы, проехать мимо дома, добежать до оврага, вернулся из поездки. ­Сигналы взяли в руки.  ­Все выделенные имена существительные стоят в форме какого падежа? Докажи.  *Проверка работ за доской. ­В каком падеже стоят имена существительные. Докажи.  ­На какие вопросы отвечают имена существительные в И.п.? ­Каким членом предложения являются имена существительные в И.п.?  ­Оценим свою работу в оценочных листах. Если не допустили ни одной ошибки в домашней работе, то ставим «+», если 1­2 ошибки – «+», если 3 и более – «­«. ­Ребята, недавно в тетради одного учащегося я прочитала о том, что ядовитые грибы ни кому не нужны и поэтому их нужно уничтожать. Согласны ли вы с этими словами? Докажите свою точку зрения.      3) Чистописание и словарно­орфографическая работа.                       ­Ребята, какая сейчас пора года? ­ Назовите осенние месяцы. (слайд 2)            ­ Давайте поиграем в игру «Я задумала звук». Отгадайте, какой звук я задумала?   Я   задумала   согласный   звук,   он   парный   глухой,   парный мягкий, он есть в названии только двух осенних месяцев. Какой звук я задумала? ­Звук [т’]. ­Назовите этому звуку парный звонкий согласный. (Д’) ­Какой буквой на письме обозначается звук (Д’)? ­Сегодня   на   минутке   чистописания   мы   будем   писать   букву   Д   и буквосочетания с ней. ­Повторим правильное написание буквы Дэ. (Видео) ­На   следующей   строке   напишем   эту   букву   в   соединении   с   другими буквами, используя верхнее и нижнее соединение, сохраняя высоту и наклон букв. ­Прочитайте   буквосочетания   с   нижним   соединением,   с   верхним соединением. (дл, дн, ди, дя, дм, дп) ­Хочу   напомнить   вам   правила   письма   «Красиво   пишет   тот,   кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.  ­Перед вами слова в «звуковом костюмчике». [ д’эр’эва] [ сонцэ] [друк] ­Запишите их в «буквенном костюмчике». (комментированное письмо по одному слову с подчёркиванием орфограмм) ­Какое слово из трёх слов может быть лишним? Почему? ­Что общего у этих слов? Докажи. (имена сущ.)     4) Актуализация знаний. ­Что   знаете   об   имени   сущ.?  (составляем   кластер   на   доске) (используются сигналы) ­Что называется склонением имени сущ.? ­Сколько падежей в русском языке? ­Назовите их. ­С какими двумя падежами уже познакомились? И.п., Р.п. (составляем таблицу на доске: падеж, вопросы, предлоги) ­Определите падеж сущ., записанных на доске. Докажите. ­На какие вопросы отвечают имена сущ. в Р.п.? ­С какими предлогами употребляется Р.п.? ­Поставьте и запишите данные имена сущ. в Р.п. ( по одному слову: у дерева, около солнца, для друга).     5) Сообщение темы и цели урока. ­Сегодня мы продолжим знакомство с падежами и проведём несколько исследований. ­Читаем четверостишие на доске: Ты дереву улыбнись,  Солнышку обрадуйся, Руку другу протяни­ За него порадуйся! ­Определите падеж выделенных слов, но сначала вспомним алгоритм работы. (слайд 3) 1 шаг: Найди слово, от которого зависит данное имя существительное. 2 шаг: Поставь вопрос от главного слова к имени существительному. 3 шаг: По вопросу определи падеж. ­Определяем падеж. (запись в тетрадях) Улыбнись (кому?) дереву (Д.п.) Обрадуйся (чему?) солнышку (Д.п.) Протяни (кому?) другу (Д.п.) ­Как вы думаете, какой падеж мы будем изучать сегодня на уроке? ­Назовите тему урока. ­Что   мы   знаем   о   Д.п.?  (слово­помощник   и   вопросы   вставляются   в таблицу на доске). ­Что   должны   ещё   узнать   и   чему   научиться?   (с   какими   предлогами употребляется, научиться находить имена сущ. в Д.п., узнать почему Д.п. так называется).    6) Изучение нового материала. ­Почем   Д.п.   называется   именно   так,   сейчас   узнаем   из   рубрики «Новости». (телевизор и ребенок) *«Русский   писатель   Лев   Васильевич   Успенский   в   своей   книге   «По дорогам и тропам языка» называл Д.п. «щедрым». ­Уточним в толковом словаре значение слова «щедрый». ­Как вы думаете, почему Успенский назвал этот падеж «щедрым»? ­Обратимся   к   учебнику   с.   70,   упр.   110.   Самостоятельно   прочитаем стихотворение веселого клоуна о дательном падеже и определим, что нового мы узнали о Д.п.? (заполняем таблицу на доске – предлоги Д.п.)     7) Физкультминутка. Наклонили голову к правому плечу, Наклонили голову к левому плечу. Повернитесь к соседу справа,  к соседу слева, Повернитесь к учителю. Погладьте себя по голове. Улыбнитесь одноклассникам, учителю. ­К   плечу,   по   голове.   В   каком   падеже   стоят   имена   сущ.?   Докажите. (вопросу к чему? и предлоги­к, по) 8) Закрепление и систематизация изученного материала. ­Выполним   упр.   111   в   парах:   составить   и   записать   словосочетания, употребляя имена сущ. в Д.п.: 1 группа – 1­2 словосочетания; 2   группа   –   3­4   словосочетания,   3   группа   –   5­6   словосочетания.  (по одному ученику у доски) ­Проверим работу, используя сигнальные карточки. ­Оценили свою работу в оценочных листах. (0 ошибок – «+», 1 ошибка – «+», 2 ошибки – «­«)   Физкультминутка для глаз по индивидуальным тренажерам. * Работа в группах (5 групп по 4 человека) ­Составить пословицы, определить падеж выделенных слов. 1. Птица радуется весне, а младенец – матери. 2. Слепой щенок и тот к матери ползёт. 3. Каждый человек благодарен маме. 4. Любовь к Родине начинается с любви к матери. 5.  *Проверка  Один ученик читает пословицу, называет выделенное слово и падеж. Доказывает. *Оценка работ в оценочных листах. ­Если   пословицу   составили   правильно,   падеж   выделенного   слова определили правильно, то ставим «+», если в составлении пословицы допустили ошибку или неправильно определили падеж, то ставим «­«. ­Все пословицы о ком? (о матери) ­За что мы благодарны своим мамам? (Мама нас родила, заботится о нас, оберегает нас, учит нас быть добрыми и мудрыми. Мамой нужно дорожить, с её лаской и заботой легче  нам на свете жить) *Работа по вариантам. ­В упражнении 112 есть словосочетания с именами существительными в дательном падеже и в родительном падеже. ­1   вариант   –   выписать   любых   3   словосочетания   с   именами существительными   в   дательном   падеже,   2   вариант   –   3   любых словосочетания с именами существительными в родительном падеже.  Проверка выполненной работы. Оценка в оценочных листах.  Если всё выполнили правильно, то ставите  «+», если 1 ошибка, то «+», если 2 и более ошибок, то «­«. 9) Самостоятельная работа. Тест. ­ Проверим, как вы усвоили тему и проведем  самостоятельную работу.  Взаимопроверка по ключу (слайд 4).   Оценка в оценочных листах. 10  Домашнее задание. ­Если  самостоятельная   работа   выполнена   без   ошибок,   то   дома необходимо   составить   и   записать   три   словосочетания   с   именами существительными в дательном падеже. Если в самостоятельной работе допущены ошибки, то дома повторяете правило на с. 69 и выполняете упр. 113.       11) Подведение итогов урока. Рефлексия. ­Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог нашей работы на уроке.  ­Какой падеж мы изучали на уроке? ­На   какие   вопросы   отвечают   имена   существительные   в   форме дательного падежа? ­Какие предлоги употребляются с дательным падежом? ­Оцените   степень   понимания   сегодняшнего   урока.   Прикрепите человечка около соответствующих слов. ­Молодцы.   Я   довольна   вами   и   вашей   работой   на   уроке.   Спасибо   за работу.

Конспект урока "Дательный падеж имен существительных"

Конспект урока "Дательный падеж имен существительных"

Конспект урока "Дательный падеж имен существительных"

Конспект урока "Дательный падеж имен существительных"

Конспект урока "Дательный падеж имен существительных"

Конспект урока "Дательный падеж имен существительных"

Конспект урока "Дательный падеж имен существительных"

Конспект урока "Дательный падеж имен существительных"

Конспект урока "Дательный падеж имен существительных"

Конспект урока "Дательный падеж имен существительных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018