Конспект урока « Дисперсные системы» 11 класс
Жилянина З.П. учитель химии Мурмашинской СОШ №1
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цель урока:
1.Образовательная:
сформировать понятие дисперсной системы;
познакомить с классификацией дисперсных систем;
привлечь внимание обучающихся к дисперсным системам, имеющим большое
практическое значение.
2.Развивающая:
развивать умение использовать химическую терминологию;
развивать умение выделять главное, анализировать, выдвигать гипотезы,
классифицировать, проводить сравнение, устанавливать причинно – следственные связи,
доказывать, обобщать;
развивать интересы;
совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности
( выслушивать оппонента, обосновать собственную точку зрения, умение вести диалог) и
информационно – познавательную компетентность обучающихся.
Воспитательная:
продолжить формирование основных мировоззренческих понятий:
. материальность мира;
. познаваемость мира;
. связь науки и практики.
формирование личностных качеств:
. любознательности;
. культуры речи;
. аккуратности;
. трудолюбия.
продолжить формирование творческого и ответственного отношения к труду.
I.
II.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Звучит песня Натали – Облака, на демонстрационном столе коллекция дисперсных
систем, используемых человеком в повседневной жизни.
Вопрос классу: « Ребята Вам знакома эта песня Натали? Как вы думаете, имеет ли
прозвучавшая песня какое нибудь отношение к теме нашего урока? Перед вами на столе
находиться коллекция дисперсных систем, используемых человеком в повседневной
жизни. Попытайтесь классифицировать эти системы на группы (ребята пытаются
выполнить задание).
Мы живем в мире дисперсных систем. Если вы посмотрите внимательно вокруг себя, то
увидите пыль в воздухе, туман, изморозь, смог все это не только случайные неприятности,
но и примеры дисперсных систем.
Множество веществ окружающего нас мира, составляющих земную кору, гидросферу,
ткани живых организмов, космос часто представляют собой вещества в раздробленном
состоянии или
правильно сказать в дисперсном состоянии. Диспергирование –
раздробление. Вопрос классу: » Как вы думаете, какова цель урока?» (Выслушиваем ответы
обучающихся).
Цель нашего урока – составить представление о дисперсных системах, их месте в
природе и жизни человека, научиться характеризовать их свойства, объяснять причины
большей или меньшей устойчивости.
Так, что же все таки такое, дисперсная система? (презентация слайд 2 интерактивная
схема ).
Дисперсная система – это смесь, состоящая как минимум из двух веществ,
которые совершенно или практически не смешиваются друг с другом и не реагируют друг
с другом химически (запись в тетрадь).
(На доске)
Дисперсные системы
Дисперсная фаза Дисперсная среда
(презентация слайд 2 интерактивная схема )
В дисперсионной среде распределены частицы дисперсной фазы, которые могут быть
твердыми, капельками жидкости или пузырьками газа. Дисперсная фаза мелко
распределена в дисперсионной сред (запись в тетради). Наибольшее значение в практике
имеют ДС, в которых средой является вода или другие жидкости, о них мы и поговорим
подробнее. Посмотрите на схему 2 стр.97. составьте таблицу, отражающую виды ДС, на
основе таблицы укажите размер частиц в каждой ДС.
Грубодисперсные
Виды дисперсных систем
суспензии
эмульсии
аэрозоли
Золи
истинные растворы
Тонкодисперсные
Примеры
гели
Истинные растворы, в которых вещество раздроблено до мельчайших частиц (молекул или
ионов) размерами менее 1нм, вы изучали ранее, поэтому сегодня сосредоточим внимание
на других ДС. Тонкодисперсные системы с размерами частиц 1 – 100 нм также называют
коллоидными системами (растворами) или золями (презентация слайд 3). В зависимости от
природы дисперсионной среды, коллоидные системы подразделяют на золи и гели
(презентация слайд 3).Коллоидные системы (коллоиды, др. греч.) – дисперсные системы,
промежуточные между истинными растворами и грубодисперсными системами – взвесями
и эмульсиями. Коллоидные частицы не видны в обычный микроскоп, они крупнее молекул,
но простым глазом их увидеть нельзя, т.е. по виду растворы не различимы. Но такая
необходимость возникает в практической деятельности. Как же отличить коллоидный
раствор от истинного?
Путем долгих исследований в 1869 г. Тиндаль наблюдал образование светящегося конуса
при пропускании пучка света через коллоидный раствор. Он объяснял это тем, что более
крупные, чем в истинном растворе, частицы дисперсной фазы золя отражают свет от своей
поверхности, и в сосуде с коллоидным раствором был виден светящийся конус, а в истинном растворе этого не наблюдалось. Позднее это явление получило название
Эффекта Тиндаля (презентация слайд 4 интерактивная схема). Для золей характерно
явление коагуляции – слипание коллоидных частиц и выпадения их в осадок. Этот процесс
наблюдается вследствие объединения более крупные агрегаты. Некоторые золи при
осаждении увлекают за собой жидкую фазу (иногда даже полностью), образуя при этом с
водой общую массу. Подобные осадки называются гелями или студнями. Чтобы было легче
представить себе, что такое гель, рассмотрим примеры бытовых гелей схема 3 стр.102.
Гелями могут быть дисперсные системы с жидкой и газообразной дисперсионной средой.
Гели обладают одновременно свойствами жидкости и твердого тела. Со временем
структура гелей нарушается – происходит синерезис – самопроизвольное уменьшение
объёма геля, сопровождающееся отделением жидкости (запись в тетради, презентация
слайд 5 интерактивная схема). Синерезис определяет сроки годности пищевых,
медицинских и косметических гелей. Для человека важен биологический синерезис,
сопровождающий свертывание крови.
Под действием специфических факторов
растворимый белок крови фибриноген превращается в фибрин, сгусток которого и
закупоривает ранку. Если этот процесс затруднен, то это указывает на наличие у человека
заболевания – гемофилии.
Из курса биологии Вам известно, что носителем гена гемофилии является женщина, а
заболевают ею мужчины.
Вопрос классу: « Знаете ли Вы, знаменитых или обычных людей больных гемофилией?».
( ответы обучающихся)
« Вам известен исторический пример: царствовавшая более 300 лет российская династия
Романовых страдала этим заболеванием? » В нашем поселке проживает семья страдающая
таким же заболеванием.
III.Закрепление нового материала
1. В начале урока вы классифицировали, используемые человеком в повседневной жизни
вещества, на группы не зная еще правильной классификации. Давайте вернемся к нашей
коллекции дисперсных систем и исправим ошибки, если таковые имеются.
( обучающиеся исправляют ошибки).
2.С какими новыми понятиями Вы познакомились на уроке и что они означают?
3. Слушая стихотворение « Дисперсные системы», написанное ученицей школы
определите среду и фазу дисперсных систем.
IV. Рефлексия
1.Пополнилась ли сегодня ваша копилка знаний?
2. Каков ваш уровень усвоения изученного?
а) высокий, б) средний, в) низкий.
3.Интересно ли Вам было на уроке?
V.Домашнее задание:
1.Прочитать параграф 11 « Дисперсные системы».
2.Ответить на вопрос 11 стр.104.
3.Подготовить на выбор творческое задание: тест, диктант, кроссворд, стихотворение по
теме « Дисперсные системы».
Литература:
1. Габриелян О.С.» Химия» Базовый уровень 11 класс, Дрофа 2008г
2. Габриелян О.С., Якушева А.В.» Химия» Рабочая тетрадь 11 класс, Дрофа 2011г.
3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. « Химия» 11 класс, Дрофа 2005г. Приложение:1. презентация;
2.стихотворение « Дисперсные системы» Шуйская Екатерина
11 класс 2000г.;
2. Песня Натали – Облака.
Конспект урока "Дисперстные системы" 11 класс
Конспект урока "Дисперстные системы" 11 класс
Конспект урока "Дисперстные системы" 11 класс
Конспект урока "Дисперстные системы" 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.