Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)
Оценка 4.6

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
МХК
10 кл
20.02.2017
Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)
Публикация является частью публикации:
урок возрождение10 кл.doc
Конспект урока по теме: "Эпоха возрождения" Форма урока: урок­лекция. Жанр урока: урок­презентация. Цели урока: расширить кругозор учащихся, поддерживать интерес их к изучению культуры эпохи Возрождения; представить учащимся трех великих гениев эпохи Возрождения через сопоставление; развивать речь учащихся,  совершенствуя ее образность и выразительность, пополняя их лексикон новыми терминами; учить составлять тесты искусствоведческого характра; совершенствовать монологическую и диалогическую речь. Задачи: ­ Понимание языка различных видов искусств, их взаимосвязи, создание художественного образа различными видами  искусств.  ­ Введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий. ­ Формирование нравственного отношения к культурным ценностям, пробуждение творческой активности, осознание  связей различных видов искусств между собой и с жизнью. Оборудование: Проектор Экран План урока:  1.  Оргмомент. (2 мин.) 2.Активизация опорных знаний .(3 мин.) 3. Общая характеристика и сравнение эпох.(3 мин.) 4. Особенности творчества Леонардо да Винчи.  Просмотр презентации ученика.(10 мин.) 5.  Особенности творчества Микеланджело.  Просмотр презентации ученика.(10 мин.) 6. Особенности творчества Рафаэля.  Просмотр презентации ученика.(10 мин.) 7. Обобщение темы и подведение итогов урока. Рефлексия. (6 мин.) 8. Домашнее задание. (1 мин.) Примечание. Урок проводится совместно с учащимися, знатоками творчества гениев эпохи Возрождения. Знатоки заранее  подготовили презентацию. Во время показа они рассказывают много интересного о работах мастеров. Презентации записаны на диск и  прилагаются к конспекту урока. Ход урока Эпиграф: Можно утверждать, что те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги… Джорджо Вазари. http://edu.glogster.com/glog/renaissance­art­5843c723565ee/2rr5l45o8fr 1.  Оргмомент. 2. Активизация опорных знаний . Учитель: Кто был внимателен и скажет, какая эпоха сменяет Средневековье? Ученики: Эпоха Возрождения. Учитель: Итак, на смену Средневековью пришла блистательная эпоха Возрождения, или Ренессанса. Почему такое  название? Что возрождалось в Европе, и в первую очередь, еще с 14 века, в Италии? Цель нашего урока ­ познакомиться с  искусством Возрождения в Италии, периодами эпохи, выдающимися мастерами итальянского Возрождения. Откройте  тетради, запишите тему: «Искусство эпохи Возрождения в Италии». 3. Общая характеристика и сравнение эпох. Ученик: Настали сроки: струны вновь запели, И краски вновь зардели с полотна. Из дряхлой Византии в жизнь – весна Вошла, напомнив о любви, о теле; В своих созданьях Винчи, Рафаэли Блеск бытия исчерпали до дна. Стремились все – открыть, изобрести, Найти, создать… Царила в эти годы Надежда – вскрыть все таинства природы. Учитель: Действительно, как было сказано в стихотворении человеку эпохи Возрождения в ослепительном блеске и  многообразии открывался новый мир…Возрождался интерес к человеку – умному, ловкому, сильному, красивому. А в  какой предшествующей культуре мы уже говорили об этом: о стремлении художников к изображению физической и  духовной красоты человека? Ученики: В античной культуре. В культуре Древней Греции и Древнего Рима. Учитель: Правильно, деятели эпохи Возрождения сначала искали лучшие образы в античной культуре, её возрождении,  отсюда произошло и название эпохи. Запишите в тетрадь: Возрождение или Ренессанс (фр. «открытие, возрождение»)­ эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового  времени. Учитель: Новый мир запечатлен в архитектурных сооружениях Флоренции ­ колыбели эпохи Возрождения, Рима,  Венеции, портретах, созданных кистью и резцом Ботичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана. Он  отражается в страстях шекспировских героев. Он, новый мир, находит удивительное созвучие в торжественных  церковных мессах и светских мадригалах Палестрины и Орландо Лассо. Обо всем этом нам еще предстоит узнать. 4. Особенности творчества Леонардо да Винчи. Учитель:. Во всем, что мы знаем о жизни Леонардо, нет как бы самой личной жизни: ни семейного очага, ни счастья, ни  радости или горя от общения с другими людьми. Нет и гражданского пафоса: бурлящий котел, который представляла  собой тогдашняя Италия, раздираемая противоречиями, не обжигает Леонардо да Винчи, как будто бы никак не тревожит ни сердца его, ни дум. А между тем нет, быть может, жизни более страстной, более огненной, чем жизнь этого человека. Леонардо да Винчи сознавал всеобъемлемость своего ума и художественного гения. Шаг за шагом, подчиняясь своему  влечению, его исследовательская мощь прокладывала себе путь во всех областях знания, среди темных скал к  таинственной пещере. Бесконечно пленительно искусство Леонардо, на котором лежит печать тайны. Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико. Высказывалось мнение, что его увлечения  естественными науками и инженерным делом помешали его плодовитости в искусстве. Однако анонимный биограф, его  современник, указывает, что Леонардо “имел превосходнейшие замыслы, но создал не много вещей в красках, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой”. Леонардо считал человека увенчанием природы и верил в его великое назначение. Он знал, что природа сделала его  творцом, первооткрывателем, призванным послужить мощным рычагом тому процессу, который мы ныне называем  прогрессом. Но чтобы полностью проявить свои возможности, ему надлежало обеспечить для своей деятельности  наиболее благоприятные условия в уделенный ему для жизни срок. Только бы побольше успеть! Вот почему он стучался  во все двери, предлагал услуги каждому, кто мог помочь ему в его великих делах, угождал и “своим”, итальянским  тиранам, и чужеземным государям; когда надо было – подлаживался под их вкусы, ибо взамен рассчитывал на поддержку  в своем действенном и “всепоглощающем стремлении к истине”. Так начинается его знаменитое письмо к Миланскому герцогу Людовико Моро, который вел в это время войну с  Венецией: “Светлейший Государь, рассмотрев и вполне обдумав опыты всех тех, которые считаются мастерами и изобретателями  военных орудий, и найдя, что по устройству и действию эти орудия ничем не отличаются от обычных, я постараюсь, не  нанося никому ущерба, открыть перед Вашей Светлостью некоторые мои секреты”. Далее следует перечень всего, что он может изготовить в этой области. Тут и пушки, мортиры и снаряды, тут и “крепкие  мосты, которые можно без труда переносить и при помощи которых можно преследовать неприятеля, а иногда бежать от  него”. Далее следуют особые пушки,”которые мечут мелкие камни подобно буре и наводят своим дымом великий страх на неприятеля”. “Я знаю, – продолжает Леонардо, – способы прокладывать, не производя ни малейшего шума, подземные  ходы, узкие и извилистые…Также устрою я крытые повозки, безопасные и неприступные, которые врежутся со своей  артиллерией в ряды неприятеля… а за ними невредимо и беспрепятственно проследует пехота… Вообще, согласно  обстоятельствам, я могу создавать самые разнообразные орудия для причинения вреда. В случае, если дело происходит на море, я знаю множество орудий, в высшей степени пригодных для нападения и обороны, и судна, выдерживающие самую  жестокую пальбу, и взрывчатые вещества, и средства, производящие дым”. Читаешь и глазам не веришь. Страшнейшие, еще не ведомые в его время орудия уничтожения, чуть ли не танки,  стреляющие на ходу, мерещились человеку, только что создавшему самый трепетный и лирический образ материнской  любви. Власть над материей, использование всех ее возможностей… Но, сказав, как можно их использовать для вреда, Леонардо тут же добавляет: “В мирное время надеюсь быть в высшей степени полезным по сравнению с кем­либо как зодчий в сооружении зданий  общественных и частных и проведении воды из одного места в другое. Могу работать в качестве скульптора над  мрамором, бронзой и глиной, также в живописи могу делать все, что только можно сделать, чтобы поравняться со всяким, кто бы он ни был”. Нет, быть может, человеческого документа более гордого и самоуверенного. Автор его считает – и в этом, по­видимому,  он был близок к истине, – что силы его неисчерпаемы, а творческий гений не имеет себе равных. Леонардо да Винчи постоянно рисовал и записывал. До нас дошло около семи тысяч страниц, покрытых его записями или  рисунками: они хранятся в библиотеках Лондона, Виндзора, Парижа, Милана и Турина. Изучение этого колоссального  наследия началось только в прошлом веке. Среди всех искусств да, пожалуй, среди всех дел человеческих Леонардо ставит на первое место живопись. Ибо, гордо  указывает он, живописец является “властелином всякого рода людей и всех вещей”. “Живописец, – заявляет Леонардо, – обнимает и заключает все виденное во всех его нюансах, тонах и полутонах, во всем  его разнообразии и во всей его совокупности – и в этом превосходство живописи над скульптурой, которая получает свет  и тени от природы, а живописец творит их сам. Но всего этого мало. Живопись, величайшее из искусств, дает в руки того, кто подлинно ею владеет, царственную власть  над природой”. Никто до Леонардо так не говорил о живописи. И, пожалуй, никто после него не ощущал в живописи так уверенно и так  властно подобную сверхчеловеческую мощь, на которую не способна природа. Ибо, по словам Леонардо, “глаз превзошел  природу”. Итак, для Леонардо да Винчи живопись – высшее деяние человеческого гения, высшее из искусств. Это деяние требует и  высшего познания. А познание дается и проверяется опытом. Заглянув в бездну времени, которое есть “истребитель вещей”, Леонардо да Винчи увидел, что все изменяется,  преображается, что глаз воспринимает лишь то, что рождается перед ним в данный миг, ибо в следующий время уже  совершит свое неизбежное и необратимое дело. И ему открылась неустойчивость, текучесть видимого мира. Это открытие Леонардо имело для всей последующей  живописи огромное значение. До Леонардо очертания предметов приобретали в картине решающее значение. Линия  царила в ней, и потому даже у величайших его предшественников картина кажется подчас раскрашенным рисунком.  Леонардо первый покончил с незыблемостью, самодовлеющей властью линии, И назвал этот переворот в живописи  “пропаданием очертаний”. “Свет и тени,­ пишет он,­ не должны быть резко разграничены, ибо границы их в большинстве  случаев смутны”. И в другом месте: “Если линия, а также математическая точка ­ суть вещи невидимые, то и границы  вещей, будучи линиями, невидимы…А потому ты, живописец, не ограничивай вещи…” Иначе образы получатся  неуклюжими, лишенными прелести, деревянными. “Дымчатая светотень” Леонардо да Винчи, его знаменитое “сфумато”, – это нежный полусвет с мягкой гаммой тонов  молочно­серебристых, голубоватых, иногда с зеленоватыми переливами, в которых линия сама становится как бы  воздушной. Масляные краски были изобретены в Нидерландах, но таящиеся в них новые возможности в передаче света и тени,  живописных нюансов, почти незаметных переходов из тона в тон были впервые изучены и до конца использованы  Леонардо да Винчи. Ученик:Презентация. (Рассказывает и показывает заранее подготовленный ученик, знаток творчества Леонардо да  Винчи) 5.  Особенности творчества Микеланджело. Учитель:“Микеланджело посвятил себя смолоду не только скульптуре и живописи, но и тем областям, которые либо  причастны этим искусствам, либо с ними связаны; и делал он это с таким рвением, что одно время чуть ли не вовсе  отошел от всякого общения с людьми… Поэтому иные считали его гордецом, а иные чудаком и сумасбродом, между тем  как он не обладал ни тем, ни другим пороком. Но (как это случается со многими выдающимися людьми) любовь к  мастерству и постоянное упражнение в нем заставляли его искать одиночества, а наслаждался и удовлетворялся этим  мастерством он настолько, что компании не только его не радовали, но доставляли ему неудовольствие, нарушая ход его  размышлений”. Это – свидетельство ученика Микеланджело Асканио Кондиви. Оно совпадает с тем, что пишет Вазари, который также  был его учеником: “Никому не должно показаться новостью, что Микеланджело любил уединение: он обожал искусство, которое обязывает  человека к одиночеству и размышлению… и не правы те, кто видел в этом чудачество или странность…” “Хотя был он богат, – пишет Вазари, – но жил в бедности, друзей своих почти никогда не угощал, не любил получать  подарки, думая, что если кто что­нибудь ему подарит, то он навсегда останется этому человеку обязанным”. Как все это отлично от того, что мы знаем о Леонардо или Рафаэле! Мы знаем, что к концу жизни Микеланджело был богатейшим человеком. В том, что он нередко проявлял щедрость, не  приходится сомневаться. Мы знаем также, что он широко помогал отцу и братьям, которые всячески его  эксплуатировали. Но себе он отказывал во всем и в своем одиночестве вел образ жизни самый непритязательный,  совершенно не заботясь о комфорте. Часто спал одетый, “потому что, измучившись от работы, не хотел снимать, а потом  опять надевать платье”. Бывало неделями не разувался, и когда с его опухших ног стаскивали наконец сапоги, вместе с  ними слезала кожа. Микеланджело никого не считал себе равным. Уступал иногда власть имущим, от которых зависел, но и в сношении с  ними проявлял свой неукротимый нрав. Великая страсть владела его существом, и он был страшен потому, что все подчинял своей страсти, не милуя ни других,  ни себя. Он знал, чего хотел, и, как бывает даже у самых замечательных людей, твердо считал, что только его воля  достойна уважения: что заветная цель ясна ему как никому другому. Но вот как он стремился к ее достижению. “Он был бодр, – пишет Вазари, – и нуждался в недолгом сне, очень часто вставал ночью, страдая бессоницей, и брался за  резец, сделав себе картонный шлем, в макушку которого вставлялась зажженная свеча”. Пищу, по свидетельству Кондиви, он принимал только по необходимости, особенно когда работал, довольствуясь куском  хлеба. Итак, жизнь, посвященная одной великой цели. А личная жизнь? Одиночество, как у Леонардо, который ведь тоже горел  желанием. Да, этот всепожирающий огонь творчества роднил двух гениев, во всем прочем абсолютно противоположных. Отпрыск старинного, но обедневшего дворянского рода, Микеланджело Буонарроти был патриотом и демократом. В  отличие от Леонардо, гражданственность пронизывала его мироощущение. Он принимал участие в битвах против тирании, заведовал всеми укреплениями своей родной Флоренции, осажденной войсками германского императора и папы, и только  слава, завоеванная им в искусстве, спасла его затем от расправы победителей. Гений Леонардо – это воля к познанию мира и овладению им в искусстве, полное сознание и утверждение силы и власти  человеческого ума. Рафаэль дал человечеству радость безмятежного любования миром во всей его величавой и упоительной красоте,  выявленной гением художника. Гений Микеланджело выражает в искусстве другое начало. Он считал, что нужно не просто подражать природе, а  постигать ее “намерения”, чтобы выразить до конца, завершить в искусстве дело природы и тем самым возвыситься над  ней. К этой цели уже стремились Леонардо и Рафаэль, но никто до Микеланджело не проявлял в этом стремлении такого  ошеломляющего современников дерзания. Всем своим искусством Микеланджело хочет нам показать, что самое красивое в природе – это человеческая фигура,  более того, что вне ее красоты вообще не существует. И это потому, что внешняя красота есть выражение красоты  духовной, а человеческий дух опять­таки выражает самое высокое и прекрасное в мире. И вот для возвеличивания человека во всей его духовной и физической красоте Микеланджело ставил выше прочих  искусств – скульптуру. Как и скульптуры Микеланджело, грандиозные образы, созданные его кистью, поражают своей беспримерной  пластической выразительностью. В его творчестве, и быть может только в нем, скульптура является действительно  “светочем живописи”. Ибо скульптура помогла Микеланджело гармонично объединять и сосредоточивать в одном  определенном живописном образе все таящиеся в человеческой фигуре пластические красоты. Если у Леонардо да Винчи цель достигается в гармонии, примиряющей все противоречия, гармонией, как бы  осуществляемой самой природой, то у Микеланджело – сконцентрированная сила, и все – борьба, в которой, под резцом  ли его или под его кистью, рождаются люди более прекрасные, более могущественные и более дерзновенные – люди –  герои. Гигантское напряжение и динамизм в каждом их мускуле, в каждом порыве, физическом и духовном.  Ученик:Презентация (Рассказывает и показывает заранее подготовленный ученик, знаток творчества Микеланджело).  6.  Особенности творчества Рафаэля Санти. Учитель: Мир прекрасен, наш, земной мир! Таков лозунг всего искусства Возрождения, Человек только что открыл и  вкусил красоту видимого мира, и он любуется ею как великолепнейшим зрелищем, созданным для радости глаз, для  душевного восторга. Он сам часть этого мира, и потому он любуется в нем и самим собой. Радость созерцания земной  красоты – это радость живительная, добрая. Дело художника – выявить все полнее, все ярче гармонию мира и этим  побеждать хаос, утверждать некий высший порядок, основа которого – мера, внутренняя необходимость, рождающая  красоту. А для чего все это? Чтобы преподнести людям тот праздничный спектакль, которым они жаждут насладиться,  открывая глаза на мир, но который выявляется в полном блеске только вдохновением художника. Эту задачу,  величайшую задачу живописи Возрождения, за которую впервые взялись мастера треченто, завершил на заре чинквеченто  Рафаэль. Рафаэль. Все его искусство предельно гармонично, дышит внутренним миром, и разум, самый высокий, соединяется в нем с человеколюбием и душевной чистотой. Его искусство, радостное и счастливое, выражает некую нравственную  удовлетворенность, приятие жизни во всей ее полноте и даже обреченности. В отличие от Леонардо да Винчи, Рафаэль не  томит нас своими тайнами, не сокрушает своим всевидением, а ласково приглашает насладиться земной красотой вместе  с ним. “Рафаэль сознавал, ­ пишет Вазари, ­ что в анатомии он не может достичь превосходства над Микеланджело. Как человек  большого рассудка, он понял, что живопись не заключается только в изображении нагого тела, что ее поле шире… Не  будучи в состоянии сравниться с Микеланджело в этой области, Рафаэль постарался сравняться с ним, а может быть, и  превзойти его в другой”. Рафаэль не открывал новых миров, в отличие от Леонардо и Микеланджело, он не смущал современников  дерзновенностью своих исканий: он стремился к высшему синтезу, к лучезарному завершению всего, что было достигнуто  до него, и этот синтез был им найден и воплощен. За свою недолгую жизнь он успел выразить в живописи, вероятно, все, что мог, т.е. полное царство гармонии, красоты и  добра. Он прожил всего тридцать семь лет. За этот короткий срок он сделал так много, что годы его жизни историки и  искусствоведы называют эпохой, веком Рафаэля.  Ученик:Презентация (Рассказывает и показывает заранее подготовленный ученик, знаток творчества Рафаэля). 7. Обобщение темы и подведение итогов урока. Рефлексия. Учитель:В заключении изучения этой большой темы я бы хотела сказать, что Эпоха Возрождения внесла огромный вклад  в сокровищницу мировой художественной культуры, оставив в наследство человечеству произведения, которые, в свою  очередь , стали неиссякаемым источником вдохновения для последующих поколений творцов искусства. Обратимся к эпиграфу и к мыслям великих людей (тексты распечатаны на карточках). Прочитайте и запишите    высказывание, созвучное с темой нашего урока. Объясните свой выбор. 1.Искусства смягчают нравы. (Овидий). 2.Задача искусства – волновать сердца. (Гельвеций). 3.Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и  народам. (Гегель).  4.Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа; оно дает жизнь, оно совершенствует  человека. (Н.Н.Ге.) 8. Домашнее задание. Подготовить вопросы для интервью.  Литература 1.Бутромеев В.П. Детский Плутарх. Великие и знаменитые: Средние века и эпоха Возрождения: Энциклопедия для  детей. – Мн.: “Алкиона”– “Деконт”, 1995. 2.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки.– 5­е изд.,  стереотип.­ М.: Искусство, 1985. 3.Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника/ Сост. Воротников А.А.; Минск, ТОО  “Харвест”, 1996. 4.Любимов Л. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. Кн. для чтения.– 2­е изд., испр. И  доп.– М.: Просвещение, 1982. 5.Муратов П.П. Образы Италии.– М.: Республика, 1994. 6.Художники эпохи Возрождения/ Ред.­сост. Бочаров Ю.С., Коровина Е.А., Чернецова Е.М. – М.: ТЕРРА –  Книжный клуб, 2005.

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)

Конспект урока "Эпоха Возрождения" (10 класс, МХК)
Скачать файл