Конспект урока формирования грамматического строя речи по теме «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («что сделал? + куда? (через что?)», 3скл., ед.ч )».
Конспект урока формирования грамматического строя речи по теме «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («что сделал? + куда? (через что?)», 3скл., ед.ч )».
Министерство образования Омской области
Казенное общеобразовательное учреждение
Омской области «Адаптивная школаинтернат № 15»
Конспект урока формирования грамматического строя речи по теме
«Составление предложений со словосочетаниями,
обозначающими пространственные отношения
(«что сделал? + куда? (через что?)», 3скл., ед.ч )»
для слабослышащих обучающихся 4 класса II отделения
Составитель:
Иванина Любовь Петровна
учитель начальных классов
высшая квалификационная
категория Омск 2018
Пояснительная записка.
Тип урока: изучение нового материала.
Продолжительность урока – 40 минут.
Класс: 4 класс II отделения.
Особенности класса: учащиеся имеют нарушение слуховой функции.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы: наглядный, частичнопоисковый, словесный, объяснительно
иллюстративный.
Оборудование: компьютер, презентация, плакаты, печатные листы с
заданием для работы в парах; индивидуальные карточки с заданиями; словарь
С.И. Ожегова, экран для учителя; таблички на доску; таблицыопоры; картинки;
Рабочая программа педагога на 20172018 учебный год.
Учебная литература: «Русский язык» 4 класс, А.Г. Зикеев,2012г.
Цель:
учить составлять предложения со словосочетаниями,
обозначающими пространственные отношения («что сделал? +куда? (через
что?)», 3скл.,ед.ч )
Задачи:
Познакомить со словосочетаниями по вопросной схеме «что сделал? +
куда? (через что?)», 3скл.,ед.ч;
Учить составлять предложения с данными словосочетаниями,
устанавливать грамматические обобщения;
Систематизировать умение задавать вопросы к существительным 3
склонения: что сделал? + куда? (через что?);
Воспитывать коммуникативную культуру, самостоятельность при
выполнении заданий;
Корригировать произносительные навыки, расширять и обогащать речевую
практику учащихся.
Следить за слитностью произносимого материала, соблюдением правил
орфоэпии;
корригировать – вносить поправки, исправлять (Большой толковый
словарь Д.Н.Ушакова)
Ход урока.
1. Организационные моменты урока.
а) предварительная беседа;
У: (Слуховое восприятие за экраном, далее: Э) Звонок на урок.
Здравствуйте ребята.
У: Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов;
2 Повернитесь ко мне. Я желаю вам хорошего настроения на уроке, будьте
активны, правильно отвечайте на вопросы, помогайте друг другу.
У: (Э) Сядь (Имя ученика, далее: И), …, …, …
У: (Э) Сядьте правильно. Наденьте наушники.
У: (Э) Как меня слышите?
(Дети, далее: Д) (Предполагаемые ответы: я слышу хорошо, я слышу
отлично, я плохо слышу, я не слышу вас и др.)
б) речевая зарядка (работа с труднопроизносимым словом); (СЛАЙД )
У: (Э) Какой дежурный звук?
Д: Дежурный звук «С»
У: (Э) Будьте внимательны. Правильно говорите звуки. Говорю я – потом
вы.
СЛО
СЛО ВО
СЛО – ВО СО
СЛО – ВО – СО – ЧЕ ТА
СЛО – ВО – СО – ЧЕ – ТА – НИ Е
СЛОВОСОЧЕТА НИЕ
Я составил …….
У: (Э) Говорили хорошо! Во время урока продолжайте следить за
звуками.
в) установочная беседа;
У: (Э) Посмотрите, что у вас лежит на парте?
Д: (Предполагаемые ответы: учебник грамматики, тетрадь по
грамматике…)
урок?»
У: (Э) Как думаете, какой будет урок? (И) спроси у (И): «Какой будет
(И): Урок грамматики
2. Актуализация знаний
У: (Э) Ребята, по какой теме мы работаем?
У: (Э) Какую тему мы изучили на прошлом уроке?
У: Повторим, что мы уже знаем, проверим домашнее задание. (СЛАЙД)
У: Назовите словосочетание «что сделал? + куда?»; определите склонение
и окончание существительного.
3. Определение темы урока, постановка целей
У: (Э) Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня? Почему?
У: (Э) Какую цель поставим на урок.
Д: Узнать: какие окончания у существительных … склонения,
составлять предложения со
отвечающих на вопрос…? Научиться:
словосочетаниями « ….. + ….», … склонения.
У: (Э) Какую работу будем выполнять на уроке для достижения целей?
3 Д: (Будем: составлять словосочетание; составлять предложения;
ставить вопросы к словам; отвечать на вопросы; определять склонение, род,
число, окончание;….)
У: Будем работать по плану. Прочитайте «глазками» план урока.
(Приложение 1)
У: Что мы уже сделали? (определили тему, цель…)
4. Критерии оценивания: (СЛАЙД 3)
У: У вас на партах листы самооценки, не забывайте оценивать свою
работу.
Будьте внимательны к ответам товарищей.
5. Минута чистописания. Словарная работа.
У: Приготовили пальчики (выполняют упражнение для пальцев)
Будем пальчики считать,
Раз, 2,3,4,5.
Вот какие дружные,
Крепкие и нужные!
Разогрейте пальчики.
У: Как думаете, что будем делать сейчас? (писать)
У: (Э) Какое сегодня число? Какой идёт месяц?
У: (Э) Откройте тетради, запишите дату.
У: Куда вы записали дату? (в тетрадь).
У: Посмотрите, я вам приготовила узор. Прочитайте. Что необычно?
Д: (буквы е, а )
У: Почему я выделила букву е зелёным цветом? (надо запомнить)
У: А если надо запомнить, то это ……(словарное слово)
У: Словарное слово с непроверяемой гласной е.
У: Запишите слово красиво, как у меня два раза в тетрадь.
У: К доске идёт (И ), работает со словарным словом.
У: (работа с классом) Что такое тетрадь? Как вы понимаете это слово?
Д: (ответы детей)
У: Ребята, в словаре Ожегова дается точное определение слову.
У: Прочитайте. (Сшитые листы чистой бумаги в обложке.)
У: (работа с учеником у доски) (И), слушаем тебя.
(И): Тетрадь – это …. имя сущ., ж.р., 3 скл.. В слове тетрадь 2 слога,
(СЛАЙД)
второй ударный. (обращаю внимание ребенка на определение из словаря)
У: Спасибо (И).
У:
орфограмму. (СЛАЙД)
Запишите словарное слово, однокоренные слова, выделите
4 У: Оцените свою работу (в это время поднимаемся на одну ступеньку
вверх по плану).
6. Работа по теме урока.
а) составление предложений (работа в парах);
У: Прочитайте слова. (на доске столбиком записаны слова: тетрадь,
кровать, стол, изгородь)
У: Какое слово вам незнакомо? (изгородь)
из
из го
из го родь
изгородь (она)
У: Какое слово лишнее? (стол)
У: Почему? (все слова – 3 скл., стол – 2 скл., )
У: Верно. Мы сегодня работаем …… (с сущ. …. скл.)
У: (Э) Будем составлять предложения. Что будем делать?
У: (Э) Будем работать в парах. (СЛАЙД)
У: Выполним задание (раздаю конверты)
б) проверка; (показываю картинку, на доске записаны предложения,
открываю по одному)
У: Какое предложение составили к картинке? (показ картинки)
Д: Ученик положил ручку под тетрадь.
У: Кто составил предложение к данной картинке? (показ картинки)
Д: Заяц спрятался за изгородь.
У: Кто составил предложение к следующей картинке? (показ картинки)
Д: Мальчик лёг на кровать.
У: Верно. Оцените работу (в это время поднимаемся на одну ступеньку
вверх по плану).
ФИЗМИНУТКА
в) анализ предложений, составление вопросной схемы;
У: О ком говорится в первом предложении? (об ученике)
У: (Э) Какой вопрос поставим к слову ученик? (кто?)
У: Верно (ставлю карточку над словом)
У: (Э) Ученик что сделал? (положил)
У: Какой вопрос поставим к слову положил? (что сделал?)
У: Верно (ставлю карточку над словом)
У: (Э) Положил куда? (под тетрадь)
У: Верно (ставлю карточку над словом)
У: (Э) Какой вопрос поставим к слову под тетрадь? (куда?)
Аналогично 2 е и 3 – е предложение.
5 У: Спасибо, ребята. Оцените свою работу (в это время поднимаемся на
одну ступеньку вверх по плану).
г) выделение из предложений искомых словосочетаний
по вопросам;
У: Запишите в тетрадь словосочетания по вопросам «что сделал? +куда?»
г) анализ словосочетаний и подведение к выводу;
У: Прочитайте словосочетания (читают по тетради)
У: (открываю запись на доске) Проверим.
У: Оцените работу (обращаюсь к плану)
У: Прочитайте слова в столбике под вопросом что?
У: Прочитайте слова в столбике под вопросом куда?
У: Изменились слова? (нет)
д) формулировка вывода (открываю таблицу; Приложение 1)
У: Какой вывод можем сделать. Попробуем сформулировать правило.
У: (вместе с учениками делаем вывод, опираясь на таблицу)
Д: Слова 3го склонения, в словосочетаниях «что сделал? + куда?»,
окончание не изменяют.
е) упражнение на закрепление;
У: (Э) Будем выполнять упражнение. Что будем делать?
У: (Э) Откройте книги.
Д: Л.П. какая страница?
У: Стр.19, упр.2. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (ответы
У: Вам встретятся незнакомые слова (показываю картинки мель, степь,
учащихся)
Приложение 1)
У: (И) и (И) будут выполнять работу по карточкам.
У: Задание понятно? Выполняйте.
У: Взаимопроверка. Оцените работу друг друга. (обращаюсь к плану)
7. Д/з (СЛАЙД)
У: На следующем уроке мы будем закреплять работу по таблицам 1, 2,3
склонения. Поэтому, повторите правила.
(И), (И) стр. 20, упр 5
Все – стр. 20 упр.6.
8. Итог урока.
У: (Э) Ребята, какие цели мы ставили на уроке? (узнать.., научиться..)
У: Проверим, что мы узнали, чему научились.
У: (картинка) Что это? (дверь 3 скл.)
У: (И), иди к доске. Встань за дверь. (Я встал за дверь.)
У: Что сделал (И)? (встал) Куда? (за дверь)
У: (картинка) Что это? (ладонь 3 скл.)
6 У: (И), иди к доске. Положи ластик на ладонь. (Я положил ластик на
ладонь.)
У: Что сделал (И)? ((И)положил ластик на ладонь.)
У: (И), иди к доске. Повесь листок на дверь. (Я повесил листок на дверь.)
У: Что сделал (И)? (повесил листок на дверь.)
У: (И), (И) и (И) дополнительно оцените свою работу.
Как вы считаете, мы достигли целей урока? (да узнали…, научились…)
9. Оценивание работы. Рефлексия.
У: Возьмите листы и поставьте себе оценку за работу на уроке, оцените
товарищей.
У: Какую оценку поставил себе (И),
думаешь…? Ты согласен?)
…, ,.., ? (Почему? Как ты
(я работал активно, у меня не было ошибок, у меня была одна ошибка,
у (И) была ошибка, да, я согласен и т.д.)
У: А теперь подойдите к доске и покажите, на каком этапе работы вам
было легко и интересно.
У: А мне понравился итог урока. Теперь я уверена, что вы будете
правильно употреблять данные словосочетания и грамотно говорить на других
уроках.
У: Встаньте. Урок окончен. Спасибо за работу.
Приложение 1
1. Таблица по формированию грамматического строя речи.
3е склонение
7 что? –кровать, изгородь, тетрадь
что сделал?
положил
спрятался
лёг
куда?
под тетрадь
за изгородь
на кровать
2. Задание для индивидуальной работы.
Спиши предложения, вставь существительные, поставь к ним
вопросы; определи род и склонение.
На (площадь) вышли физкультурники. 2) Пастух гонит стадо овец в
(степь). 3) Мальчик поставил тапочки под (кровать). 4) Лодка села на (мель).
5) Мяч упал за (изгородь).
3. Физминутка «Раз, два, три – склонение назови».
1 скл. хлопаем,
2 скл. топаем,
3 скл. спокойно стоим.
(морковь, парта, телефон, метро, кисть, ласточка, мыло, ладонь, облако…)
8
Конспект урока формирования грамматического строя речи по теме «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («что сделал? + куда? (через что?)», 3скл., ед.ч )».
Конспект урока формирования грамматического строя речи по теме «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («что сделал? + куда? (через что?)», 3скл., ед.ч )».
Конспект урока формирования грамматического строя речи по теме «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («что сделал? + куда? (через что?)», 3скл., ед.ч )».
Конспект урока формирования грамматического строя речи по теме «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («что сделал? + куда? (через что?)», 3скл., ед.ч )».
Конспект урока формирования грамматического строя речи по теме «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («что сделал? + куда? (через что?)», 3скл., ед.ч )».
Конспект урока формирования грамматического строя речи по теме «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («что сделал? + куда? (через что?)», 3скл., ед.ч )».
Конспект урока формирования грамматического строя речи по теме «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («что сделал? + куда? (через что?)», 3скл., ед.ч )».
Конспект урока формирования грамматического строя речи по теме «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («что сделал? + куда? (через что?)», 3скл., ед.ч )».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.