конспект урока по русскому языку на тему "Три склонения имен существительных. Алгоритм определения склонения"

  • Карточки-задания
  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока.docx
Тема урока: «Три склонения существительных. Алгоритм определения склонения имени  существительного» Ход урока: 1. Здравствуйте, урок русского языка. Настроились на успешную работу. ­Запишем число, классная работа 2. Проверка домашнего задания. ­ Теперь давайте  вспомним, какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению.           «Признаки имён существительных 1,2,3 склонений»   (слайд №2) 3. Актуализация знаний. ­Выпишите существительные 3­го склонения в начальной форме. Подчеркните орфограммы в  словах.  (слайд № 3) ­ Проверка в парах.   ( слайд № 4)    ­ Поставьте на полях нужный смайлик (всё верно, недочёт, много ошибок). Один ученик читает  слова и называет орфограммы. 4. Создание проблемной ситуации Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибку. (слайд №5)  Работа в группах . Листы А4 с  текстом. Читают карточку с текстом, находят ошибку, рассуждают, записывают верный ответ на  листе. Приём «Карусель» Передают свой листок в соседнюю группу, те проверяют работу. Оценивают.  Проверка работы в группах.   ­ В чем же заключалась ошибка ученика? 5. Решение проблемы. Создание алгоритма определения существительного.          ­С чего надо начинать определение склонения существительного?  Алгоритм ­Назовите начальную форму             ­     И.п.  ед.ч. ­Что нужно сделать дальше?             ­определить род                                                               ­ выделить окончание                                                              ­определить склонение                ­Составьте алгоритм рассуждения при определении склонения. Так какого же склонения существительные Земле? Клочья? Тумана?­Сформулируйте задачи урока.                      (­Упражняться в определении склонения существительных в косвенных падежах, используя алгоритм) 6. Физкультминутка. Грамматический хоккей.       ­Играем в грам.хоккей . Вы сегодня защищаете ворота, а я бросаю шайбу.  1ряд – 1 скл. 2 ряд – 2 скл 3 ряд – 3 скл. Называю существительные. Вы, когда услышите существительное своего склонения, то делаете  приседание.  Звонок ­ 2  Мысль ­ 3 Пятерка ­ 1  Класс ­ 2 Мудрость ­ 3  Школа ­ 1 Урок ­ 2  Сердце ­ 2  Лень ­ 3  Линейка ­ 1  Человек ­ 2  Дочь ­ 3 Отличница ­ 1  День ­ 3 Девочка ­ 1  Совесть ­ 3  Парта ­ 1  Тень ­ 37. Работа по учебнику.  Упр. 177 стр.100    Списывают. 1 столбик – коллективно определяем склонение,                                                         2 столбик – самостоятельно 8. Словарная работа.  ­Послушайте отрывок из стихотворения, доскажите слово хором. Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш,­ Обязательно картина Называется…(пейзаж) Читают значение слова. Пейз жаа предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая  человеком природа ( слайд № 7) Прочитали слово, где слабая позиция? Запишите слово в словарь.  жанр изобразительного искусства, в котором основным  9. Закрепление изученного ­Спишите предложение со (слайда №7)  под картиной Левитана. «Золотая осень»  На картине Левитана открывается прекрасный осенний пейзаж.  Природа дала осени особую красоту.  Определите склонение и падеж имён существительных. (Если допускает время, то разбор 2­го предложения по членам) На индивидуальных досках 2 ученика работают. 10. Рефлексия по карточкам.        ­Соедините стрелками типы склонения и их признаки ­Алгоритм определения склонения расставить в нужном порядке. 11. Итог урока. ­ С какой задачей встретились?  (Определять склонение имен существительных) ­ Решили ли учебную задачу?    (Да) Каждый ученик получает рефлексивный лист «Ступени  успеха»  ( слайд № 8)             Рисуют человечка  на ступеньку. Своей работой на уроке:                             Я доволен, потому что…                            Не совсем доволен, потому что…                     Не доволен, потому что… Домашнее задание упражнение 179, стр. 101.