Конспект урока географии в 9 классе на тему: " Проблемы населения России"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
9 кл
01.12.2017
Урок проходит в конце изучаемой темы, как обобщающее повторение в форме круглого стола. В конспекте рассматриваются вопросы о проблемах населения России. Приводятся статистические данные о рождаемости в стране и по школе. Учащиеся в конце урока должны разобрать ситуации по данной проблеме.В файле содержится конспект урока по теме
Население России.docx
Круглый стол по теме: « Проблемы населения России».
Учитель географии 1 категории МКОУ Андреевской СОШ Масленникова Н.А.
Тема урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Население
России».
Цель: воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся,
уверенности в собственных силах, умения давать оценку и самооценку,
обратить внимание на трудности, которые стоят перед нашей страной
учебная – обобщить и закрепить знания по теме «Население России»,
способствовать закреплению основных понятий и формированию
практических умений по использованию таблиц, статистических данных,
провести статистическое исследование по определению тенденций изменения
численности своего края, района.
развивающая – развивать творческие способности, приемы умственной
деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), памяти, логического
мышления.
Форма урока: урок обобщение с применением ИКТ.
Эпиграф урока : Человек- это высшая ценность на Земле.
«Людей неинтересных в мире нет.Их судьбы- как
история планет» Е.А.Евтушенко.
Люди участвуют в освоении природных ресурсов и
производят материальные и духовные ценности. Без
человека нет экономики страны.
1 этап: На доске ключевые слова темы; воспроизводство, естественный
прирост, демография, депопуляция, этнос, демографическая политика,
демографический взрыв – дайте им определение.
Вопрос: Какое место по численности населения занимает
Россия среди других стран?
Задание: Назовите крупнейшие по численности страны мира? 2 этап. Росстат опубликовал итоговую демографическую статистику за
2013 год. Впервые в истории новой России рождаемость превысила
смертность (начиная с 1992 года было наоборот) – родилось 1,9012 млн
человек, а умерло 1,8783 млн человек. Естественный прирост составил
22,9 тысячи человек
Причины демографических кризисов в нашей стране?
Первый демографический кризис
1. Первая мировая война 19141918г.
2. Гражданская война 19181921г.
3.Эпидемии и голод 19211922г.
4. Массовый отъезд из России в период революции и гражданской войны.
Цена войны и революцииот 12 до 18 млн. человек.
Второй демографический кризис:
1. Коллективизация.
2. Репрессии.
3. Голод 19331934г.
Потери от5 до 6,5 млн .человек.
Самые большие потери понесло население России во второй мировой
войне 19411945г
Число погибших на фронте и в тылу18 млн человек ,а с учётом
снижения рождаемости общие потери составили от 21 до 27 млн.
человек.
Сколько всего людей потеряла Россия вследствие демографических
кризисов 20 века?
Численность населения без демографических кризисов
составила бы к 1995 году 270 млн. человек, вместо
148 млн . фактически. Такова цена войны и
социальных потрясений.
Это не только количественные потери, но и
качественные. В войнах, конфликтах, репрессиях гибнет цвет нации самые храбрые, выдающиеся
личности, самоотверженные, активные и
самостоятельно мыслящие. Помня об этом нужно
не допускать новых потрясений и беречь людей-
главное богатство России.
Численность населения России до 2009 года сокращалась на несколько сотен
тысяч человек ежегодно. В 2009 году естественная убыль населения России
(248,9 тыс. человек) была на 99 % скомпенсирована миграционным приростом
(247,4 тыс. человек), в результате чего снижение численности населения
практически прекратилось (см. приложение рис.4). В 2010 году тенденция
сокращения смертности и увеличения рождаемости в России продолжилась.
Численность постоянного населения Российской Федерации по данным
последней переписи составила 143,2 млн. человек, что на 1,8 млн. человек
превысило
численности
населения.
текущую
оценку
Согласно прогнозу в обнародованном в начале октября 2009 года докладе
Программы развития ООН, Россия потеряет к 2025 году 11 миллионов
человек населения (см. приложение рис.5)
Демографы,
изучая проблему высокой смертности в России,
проанализировав все причины, пришли к выводу , что важным фактором,
снижающим продолжительность жизни,
является психическое
состояние человека. Военные хирурги выявили: наступающие солдаты
болели реже, чем те, кто отступал(даже раны заживали быстрее). В
блокаду Ленинграда на 1000 человек рождалось 8 детей. А в 1944 году,
после блокады на 1000 человек родилось уже 44 ребенка, хотя была
разруха, голод, предстоял долгий путь восстановления. Вера в завтрашний
день, оптимистическое настроение – главный стимул повышения
рождаемости и увеличения продолжительности жизни. Стимулирующие факторы( маткапитал, выплаты детских пособий),
хорошо, но ситуация в стране, по телевидению катастрофы, терракты,
аварии –влияет на состояние человека.(упадок духа).
2.Средняя продолжительность жизни в России продолжает увеличиваться
и на 2014 год составляет 69 лет, что примерно на 10 лет меньше, чем в
ЕС, и на 9 лет меньше, чем в США. Смертность среди российских мужчин
и женщин в трудоспособном возрасте значительно выше среднеевропейского
показателя. Средняя продолжительность жизни мужчин составляет 61,4
года, продолжительность жизни женщин значительно выше — 73,9 года
(см. приложение рис.8).
Проанализируйте половозрастную пирамиду
8,5 тысячи сел и деревень исчезли с карты страны, еще 19 тысяч числятся, но
пустуют
Как вы считаете : школу можно назвать «зеркалом современных
демографических процессов в стране.»
Всего количество жителей в п Андреевском и Мариинском 1860человек,
из них:
Мужчин 817
Женщин850
В Андреевской школе: всего 148 учащихся, из них
Мальчиков 76
Девочек72
Количество родившихся детей в п. Андреевском (с п.Мариинский )
№п/п Год
1
2010
Новорожденные(чел)
девочки
мальчики
10
9
Всего
(человек)
19 2011
2012
2013
2014
2015
2
3
4
5
6
Назовите причины меньшей продолжительности жизни мужчин. По сравнению
с женщинами.
9
11
10
15
8
15
12
11
14
6
24
23
21
29
14
3.этап: «Объясни».
Последствия низкой рождаемости приводит к недостатку трудовых
ресурсов, а можно ли пополнить недостаток трудовых ресурсов, за счет
мигрантов. Ваше мнение, сейчас много беженцев из стран Азии? Какой
же выход?
Задания для групповой работы:
Группа № 1.
Что такое трудовые ресурсы? Какая часть населения к ним относится?
Какой возраст в России принято считать трудоспособным?
Группа № 2.
Какие категории населения входят в состав трудовых ресурсов?
Группа № 3.
Экономически активное население. Какие группы населения к нему
относятся?
Могут ли входить экономически активного населения люди старше
трудоспособного возраста?
Группа № 4.
Что такое рынок труда?
Группа № 5.
От чего зависит безработица?
4 этап. Безработица.
1.
2.
2.
1.
2.
1.
3.
Положительные и отрицательные черты безработицы. Верно ли
утверждение (да или нет):
1.
Полная занятость населения тормозит развитие экономики.
2.
Безработица способствует закрытию устаревших и экономически
3.
невыгодных производств.
Безработица снижает уровень преступности. 4.
Безработица повышает конкуренцию на рынке труда.
У безработного человека много личного свободного времени.
Безработица способствует повышению уровня образования и
5.
6.
квалификации работников.
7.
Безработица стимулирует рост экономики.
8. Обсуждение вопроса: «Существует точка зрения, что полная занятость
всего трудоспособного населения считается тормозом изменения
структуры хозяйства. Так ли это? Выскажите свою точку зрения».
9. Рефлексия по поводу выбора будущей профессии, разрешение
проблемы: «Что, на ваш взгляд лучше: жить на пособие по безработице
или заниматься непрестижной работой? Где же выход?».
Томинский ГОК Сосновский район( 125 вакансий)
III.Подведение итогов урока:
Учитель: За хорошие рабочие места идёт жестокая конкуренция.
Предприниматели сейчас имеют возможность выбрать работников более
квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых,
дисциплинированных. Любой работник тем более ценен, чем он больше умеет.
Поэтому приобретение разнообразных навыков труда – необходимое условие
успешной трудовой карьеры. Кроме этого требуются активность,
самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную
ситуацию на рынке труда, перспективы её изменения. Сделать это могут
люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно
занимающиеся самообразованием. Не менее важное свойство – умение
общаться с людьми, достойно вести себя в самых разных ситуациях. Я вам
сейчас предлагаю несколько ситуаций на выбор, попробуйте найти пути
выхода из них.
Ситуация 1. 2 человека обыгрывают данную ситуацию.
вы – молодой специалист, который желает устроиться на работу в
престижное учреждение. Ваши действия.
вы – руководитель престижного учреждения, который желает принять
на работу естественно хорошего работника и не ошибиться.
Ситуация 2. 3 человека обыгрывают данную ситуацию.
– подчинённый, которому доверили выполнить определённую работу, но
по какимто причинам вы это не сделали. Ваши действия по оправданию себя.
вы – лицо, которому подчиняется человек, не выполнивший своё
поручение. Как вы поступите по отношению к этому работнику.
вы – руководитель предприятия, где произошла данная ситуация, и в
присутствии вас происходит её разбор. За вами последнее слово. Ваше
решение.
1.
2.
1.
2.
3. 1.
2.
Ситуация 3. 2 человека обыгрывают данную ситуацию.
вы – работник, в очередной раз опоздавший на работу. Как вы сможете
оправдать себя перед начальником?
вы – начальник, который должен обязательно принять меры по поводу
систематических опозданий своего работника. Ваши действия.
Сенеке говорил: «Если вы не знаете, в какую гавань держите путь, то ни
один ветер не будет для Вас попутным». Д/З
8. Задание Какие требования предъявляются к работнику в условиях
рынка?
9. Насколько вы сами удовлетворяете этим требованиям?
10. Заполнение таблицы:
11.
Качества личности,
предъявляемые, на мой
взгляд, к выбранной
профессии
Какие мои качества
будут способствовать
выбранной профессии
Какие мои качества
препятствуют
выбранной
профессии
Рефлексия: Как вы знаете , есть такое выражение: дети – цветы жизни. У вас
на столах лежат конверты с бумажными цветами. Отразите соответствующим
цветком, вашу активность и настроение в процессе урока и прикрепите на
доску.
Красный цветок «Я работал активно, мне было интересно, я не чувствую
усталости».
Зелёный цветок «Я работал не очень активно, и некоторые вопросы
вызывали затруднения, я немного устал ».
Синий цветок «Я был пассивным слушателем, но мне было интересно».
Спасибо за ваш букет настроений! Качества личности,
предъявляемые, на мой
взгляд, к выбранной
профессии
Какие мои качества
будут способствовать
выбранной
профессии
Какие мои качества
препятствуют
выбранной профессии
Качества личности,
предъявляемые, на мой
взгляд, к выбранной
профессии
Какие мои качества
будут способствовать
выбранной
профессии
Какие мои качества
препятствуют
выбранной профессии
Ситуация 1. 2 человека обыгрывают данную ситуацию.
1.вы – молодой специалист, который желает устроиться на работу в
престижное учреждение. Ваши действия.
2.вы – руководитель престижного учреждения, который желает принять на
работу естественно хорошего работника и не ошибиться.
Ситуация 2. 3 человека обыгрывают данную ситуацию.
1– подчинённый, которому доверили выполнить определённую работу, но
по какимто причинам вы это не сделали. Ваши действия по оправданию
себя. 2. вы – лицо, которому подчиняется человек, не выполнивший своё
поручение. Как вы поступите по отношению к этому работнику.
3. вы – руководитель предприятия, где произошла данная ситуация, и в
присутствии вас происходит её разбор. За вами последнее слово. Ваше
решение.
Ситуация 3. 2 человека обыгрывают данную ситуацию.
1.вы – работник, в очередной раз опоздавший на работу. Как вы сможете
оправдать себя перед начальником?
2. вы – начальник, который должен обязательно принять меры по поводу
систематических опозданий своего работника. Ваши действия.
Конспект урока географии в 9 классе на тему: " Проблемы населения России"
Конспект урока географии в 9 классе на тему: " Проблемы населения России"
Конспект урока географии в 9 классе на тему: " Проблемы населения России"
Конспект урока географии в 9 классе на тему: " Проблемы населения России"
Конспект урока географии в 9 классе на тему: " Проблемы населения России"
Конспект урока географии в 9 классе на тему: " Проблемы населения России"
Конспект урока географии в 9 классе на тему: " Проблемы населения России"
Конспект урока географии в 9 классе на тему: " Проблемы населения России"
Конспект урока географии в 9 классе на тему: " Проблемы населения России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.