Конспект урока "Гринев и Швабрин. Проблемы чести и достоинства".
Оценка 4.6

Конспект урока "Гринев и Швабрин. Проблемы чести и достоинства".

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
21.11.2017
Конспект урока "Гринев и Швабрин. Проблемы чести и  достоинства".
Данный урок является вторым в цикле уроков по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Основными задачами урока являются: систематизация материала по образам Петра Гринёва и Алексея Швабрина и составление сравнительной характеристики героев. В основе урока лежит проблемный вопрос: "Почему герои не смогли стать друзьями".
Урок 22.docx
обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва и Алексея Швабрина; проследить дальнейшее развитие характера ПетраГринёва; обучение сравнительной характеристике героев; дать понятие о преемственности пушкинских традиций в русской литературе; Урок 22. Тема. Гринев и Швабрин. Проблемы чести, достоинства. Цель: формирование коммуникативной  компетенции через сравнительную характеристику героев. образовательные:  ­ ­ ­ ­ развивающие: ­ ­           развивать способности к умозаключениям; ­ воспитывающие: ­             в любви и дружбе, самопожертвование; ­ воспитывать любовь к художественным произведениям. включить учащихся в философский поиск; развивать умение учащихся анализировать текст; развивать навыки работы со словарями; воспитывать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие  Оборудование: тексты произведения, презентация.                                                                                                                Эпиграф:                                                                                              «Как дворянин и отец семейства, я должен                                                                                               блюсти мою честь и имя, которое                                                                                               оставлю моим детям».                                                                                                      (Из письма А.С. Пушкина графу Репнину).                                                             Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Актуализация опорных знаний.  Работа с эпиграфом. (Слайд ) ­ Обратите внимание на строки из письма А. Пушкина, взятые эпиграфом к нашему уроку. ­ Что было самым важным в наследстве, которое дворяне оставляли своим детям?                         (честное имя) ­ Как вы понимаете слова «честное имя»?                        ( не запятнанное никаким бесчестьем, преступлением) ­ На прошлом уроке мы анализировали понятия «честь», «порядочность», «долг». Давайте  вспомним,  что они обозначают. (Слайд ) ­ Вспомните произведения, которые мы с вами изучали. Кто из героев обладает такими качествами?                        (Тарас Бульба, Остап, Степан Калашников, Владимир Дубровский) (Слайд ) ­ Каким героям они противостоят в произведениях? Кто является их антиподом?                        (Андрий, Кирибеевич) (Слайд  ) ­Какие качества олицетворяют эти герои?                        (подлость, предательство) ­ Кто из героев «Капитанской дочки» сродни Андрию и Кирибеевичу?                        ( Алексей Иванович Швабрин)  Целеполагание. ­ Как вы думаете, с какой целью мы начали разговор о чести и подлости,  о героях и предателях?                         (чтобы продолжить изучение повести, анализ поступков героев) ­ Каковы цели и задачи нашего урока?                         (сравнить двух героев, дать им характеристику). 3. Проверка д\з.  Беседа по прочитанному. ­ На прошлом уроке мы пришли к какому выводу о Петре Гринёве?                          ( он достоин быть офицером) ­ Как вы думаете, к моменту приезда в крепость полностью ли сформировался характер Петра  Гринёва?                          (нет, формирование продолжается, так как он ещё молод) ­ Давайте проследим, как развивается герой. ­ Какие события помогут нам в этом?                          (дуэль, любовь, осада крепости, встреча с мятежниками).  Пересказ эпизода.  1. Причина дуэли – ссора со Швабриным. ­ Итак, Швабрин вызвал Петра на дуэль. ­ Что такое дуэль? За что вызывали на дуэль? Можно ли было отказаться от неё?     Индивидуальное задание: Дуэль. (Рассказ подготовленного ученика). 2. Поединок. ­ Честно ли ранил Швабрин Гринёва? В чём подлость его поступка? ­ Следующая сцена, раскрывающая характер героя – это принятие присяги Пугачёвым. Но прежде, чем мы к ней перейдём, обратимся к истории. Кто такой Пугачёв? Когда он возглавил  восстание? Чем оно закончилось?    Индивидуальное задание: Восстание Пугачёва. (Рассказ подготовленного ученика). 3. Сцена принятия присяги. ­ Вспомните, Гринёву – 16 лет. Как характеризует его поведение в этом эпизоде? Струсил ли он? ­ Можно ли назвать его героем? ­ Завершилось ли к этому моменту  формирование характера Петра Гринёва? ­ Каким мы его видим?             (честным, смелым, порядочным) 4. Постановка проблемы. ­ По возрасту Петру в крепости, да и во всей повести,  подходит Алексей Швабрин. Почему они не  смогли стать друзьями?           (они очень разные по взглядам, убеждениям, поступкам). ­ Давайте вспомним, что мы знаем о Швабрине?            (молодой человек, лет 22­25; в крепости 5 лет; сослан за убийство на дуэли; ему нравится  Маша). ­ Почему он отзывается о Маше плохо?           (она отказала ему, когда он сватался). ­ Прав ли он был, вызывая Петра на дуэль?           (нет, Гринёв моложе, неопытен) ­ На каком же основании мы можем сравнить  Гринёва и Швабрина?                              (найти общие черты и различия) ­ Ключевым словом для сегодняшнего урока является слово «ЧЕСТЬ». Давайте  составим  сравнительную таблицу  и посмотрим, как  поступки одного и другого   соотносятся с понятием чести. 5. Исследовательская  работа «Сравнение героев».    Работа в парах. Заполнение таблицы. 6. Ответ на проблемный вопрос. ­ Почему герои не смогли стать друзьями?        (У таких людей, как Швабрин, не может быть друзей). 7. Составление синквейна.        1. Швабрин.        2. Подлый, трусливый.        3. Оскорбляет, совершает подлость, предаёт.        4. Не достоин звания офицера.        5. Бесчестье. 8. Рефлексия. ­ Понравился ли вам урок? ­ Что полезного вы возьмёте для себя из материалов урока? ­ Что вам особенно запомнилось и что вам хочется рассказать друзьям и родителям? 9. Д\з: 1 гр.: составить план характеристики Маши М.             2 гр.: анализ эпизода « Письмо из дома. Маша и Пётр». (Как они отнеслись к запрету отца                       жениться; какие качества при этом проявляются.)           Всем:  Подобрать материал для характеристики образа Маши Мироновой.

Конспект урока "Гринев и Швабрин. Проблемы чести и достоинства".

Конспект урока "Гринев и Швабрин. Проблемы чести и  достоинства".

Конспект урока "Гринев и Швабрин. Проблемы чести и достоинства".

Конспект урока "Гринев и Швабрин. Проблемы чести и  достоинства".

Конспект урока "Гринев и Швабрин. Проблемы чести и достоинства".

Конспект урока "Гринев и Швабрин. Проблемы чести и  достоинства".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2017