9 класс. Тема урока «Окислительно восстановительные реакции».
Цель урока: создать условия для развития общеучебных познавательных
действий (анализа, синтеза и оценки) при изучении окислительно
восстановительных реакций.
Задачи: Обучающие: познакомить учащихся с новой классификацией
химических реакций по признаку изменения степеней окисления элементов
с окислительновосстановительными реакциями(ОВР). Сформировать
понятие об окислительно восстановительных реакциях, как химических
реакциях по признаку изменения степени окисления элементов. Дать
понятия «Окислитель» и «восстановитель». Охарактеризовать единство и
неразрывность процессов окисления и восстановления, научить учащихся
расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
Развивающие: продолжить формирование умений составлять уравнения
химических реакций. Способствовать расширению кругозора обучающихся,
развитию умений и навыков применения полученных знаний для объяснения
явлений окружающего мира. Продолжить развитие логического мышления,
умений анализировать и сравнивать. Развивать умение наблюдать, делать
выводы.
способствовать
Воспитательные:
формированию культуры
межличностного общения на примере умения слушать друг друга, задавать
вопросы друг другу, анализировать ответы товарищей, прогнозировать
результат работы, оценивать свою работу.
Тип урока: изучение нового материала.
Дидактические цели: создать условия для осознания и осмысления блока
1
новой учебной информации.
Форма урока: урок дискуссия с элементами проблемного обучения.
Методы обучения: объяснительно иллюстративный, проблемный,
частично поисковый.
Оборудование; учебник Рудзитис Г.Е М Просвещение.2009 год
Классная доска, раздаточный материал, тетради для записей.
Девиз урока « Ктото теряет, а ктото находит»
Ход урока
1. Организационный момент.Приветствие. Настрой на работу. Проверка
готовности к уроку. На прошлом уроке мы с вами познакомились с окислительно
восстановительными реакциями. Дайте определение ОВР. Что определить
относится эта реакция к ОВР нужно что знать?
2. Актуализация знаний.
Вспомним, что такое степень окисления и как определяется степень
окисления в простых и сложных веществах.
Степень окисления это условный заряд атома в соединении. Степень
окисления совпадает с валентностью, но в отличие от валентности степень
окисления бывает отрицательной.
Правила определения степеней окисления:
1. У свободных атомов и у простых веществ степень окисления равна 0:
Na, H2, N2, S, Al, F2.
2. Металлы во всех соединениях имеют положительную степень окисления
(ее максимальное значение равно номеру группы):
а) у металлов главной подгруппы I группы +1;
б) у металлов главной подгруппы II группы +2;
в) у алюминия +3.
3. В соединениях кислород имеет степень окисления 2
(исключение O+2F2 и пероксиды: H2O2
1; K2O2
4. В соединениях с неметаллами у водорода степень окисления +1, а с
металлами 1.
5. В соединениях сумма степеней окисления всех атомов равна 0.
H+1Cl1 H2
+1 1 = 0 (2 ∙ 1) 2 = 0 (1 ∙ 2) + 6 (2 ∙ 4) = 0
+1S2 H2
+1S+6O4
1).
2
2
3. Целеполагание.
Попробуйте сформулировать тему урока. Какова цель урока? Какую проблему
мы попытаемся решить?
(реакции, идущие с изменением степени окисления, как они протекают, в чем
их особенности)
Одна из задач химии – предсказать, какие вещества получатся в той или иной
реакции. Чтобы ответить на этот вопрос для ОВР, надо знать:
Какие вещества называются окислителями, а какие – восстановителями;
Как может меняться степень окисления окислителя и восстановителя в
результате реакции.
Какие процессы проходят с восстановителями и окислителями.
4. Изучение новой темы. Информация для тех кто сдаёт ОГЭ . Это
задание А 14.
Составление уравнений окислительновосстановительных реакций.
Существуют два метода составления окислительно восстановительных
реакций метод электронного баланса и метод полуреакций. Здесь мы
рассмотрим метод электронного
баланса. Основное требование при составлении уравнений этим методом: число
отданных электронов должно быть равно числу принятых электронов.
1.
Окислительно восстановительные реакции – это такие реакции,
при которых происходит переход электронов от одних атомов, молекул или
ионов к другим.
2.
Окисление – это процесс отдачи электронов, степень
окисления при этом повышается.
Восстановление – это процесс присоединения электронов,
степень окисления при этом понижается.
3.
4.
Атомы, молекулы или ионы, отдающие электроны,
окисляются; являются восстановителями.
Атомы, ионы или молекулы, принимающие электроны,
восстанавливаются; являются окислителями.
5.
Окисление всегда сопровождается восстановлением,
восстановление связано с окислением.
Окислительно – восстановительные реакции – единство двух
противоположных процессов: окисления и восстановления В этом методе
сравнивают степени окисления атомов в исходных веществах и в продуктах
реакции, при этом руководствуемся правилом: число электронов, отданных
восстановителем, должно равняться числу электронов, присоединённых
окислителем.
Для составления уравнения надо знать формулы реагирующих веществ и
продуктов реакции. Рассмотрим этот метод на примере.
Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса:
3
1. Составить схему реакции.
Al + HCl → AlCl3 + H2
2. Определить степени окисления элементов в реагентах и продуктах
реакции.
Al0 + H+1Cl1 → Al+3Cl3
3. Определить, является реакция окислительновосстановительной или она
1 + H2
0
протекает без изменения степеней окисления элементов.
Эта реакция является ОВР
4. Подчеркнуть элементы, степени, окисления которых изменяются.
Al0 + H+1Cl1 → Al+3Cl3
5. Определить, какой элемент окисляется, (его степень окисления
повышается) и какой элемент восстанавливается (его степень окисления
понижается), в процессе реакции.
1 + H2
0 0 восстанавливается
Al 0 → Al+3 окисляется
H+1→ H2
6. В левой части схемы обозначить с помощью стрелок процесс окисления
(смещение электронов от атома элемента) и процесс восстановления
(смещение электронов к атому элемента)
0 процесс восстановление
Al0 – 3 ē → Al+3 процесс окисление
2H+1 + 2 ē → H2
7. Определить восстановитель и окислитель.
Al0 – 3 ē → Al+3 восстановитель
2H +1+ 2 ē → H2
8. Сбалансировать число электронов между окислителем и
0 окислитель
восстановителем.
Al0 – 3 → Al+3
2H+1+ 2 ē → H2
0
6
10. Определить коэффициенты для окислителя и восстановителя,
продуктов окисления и восстановления.
Al0 – 3 → Al+3
2H+1+ 2 ē → H2
0
6
х 2
х 3
12. Расставить коэффициенты перед формулами окислителя и
восстановителя.
2Al +6 HCl → 2AlCl3 + 3H2
13. Проверить уравнение реакции.
4
Посчитаем количество атомов справа и слева, если их будет равное
количество – уравнение мы уравняли.
Работа с учебником стр 19. Читают Запоминают.
Можно ли предугадывать окислительновосстановительную способность
веществ?
Какие вещества проявляют только окислительные свойства, какие только
восстановительные, или могут
быть и теми и другими?
Окислители – элементы в высших степенях окисления:
Н2SО4, НNО3, KMnO4, K2Cr2O7
Cl2 (до Cl–), O2 ( до H2O илиOH–), Br2 (до Br–)
Неметаллы (F2)
Восстановители – элементы в низших степенях окисления:
Ме0
НЭ (Н2S, NH3, HCl СН4)
Все органические вещества
Окислители и восстановители – элементы в промежуточных степенях
окисления. Работа в парах. Обсудите в паре, какие из приведённого ниже списка
полуреакции относятся к окислению, какие к восстановлению и выпишите
полуреакции:
5. Закрепление. Выполнение теста по вариантам
№2. Расставьте коэффициенты в УХР методом электронного баланса,
укажите процессы окисления (восстановления), окислитель (восстановитель);
А) Zn + HCl = H2+ ZnCl2
Б) Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
6. Домашнее задание:§ 5. Выполнить упр 6,7 стр 22.
Кто сдаёт ОГЭ выполнить А14, А4 и №20 Часть С
7.Рефлексия. Итог урока.ставление оценок.
6. Материал урока мне
был понятен/не понятен,
полезен/бесполезен,
• Что нового вы узнали на уроке?
• Что больше всего понравилось?
• Что оказалось особенно трудным?
1. На уроке я работал (активно/пассивно)
2.Своей работой на уроке я (доволен/не доволен)
3. Урок для меня показался (коротким/длинным)
4.За урок я ( не устал/устал)
5. Мое настроение (стало лучше/стало хуже)
5 6
Конспект урока химии 9 класс на тему " Окислительно- восстановительные реакции"
Конспект урока химии 9 класс на тему " Окислительно- восстановительные реакции"
Конспект урока химии 9 класс на тему " Окислительно- восстановительные реакции"
Конспект урока химии 9 класс на тему " Окислительно- восстановительные реакции"
Конспект урока химии 9 класс на тему " Окислительно- восстановительные реакции"
Конспект урока химии 9 класс на тему " Окислительно- восстановительные реакции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.