Конспект урока химии "Оксиды азота" (9 класс, химия, ТРКМ)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока "Оксиды азота" разработан по технологии развития критического мышления. Урок изучения нового материала. Выдержаны три этапа: вызов, осмысление, рефлексия. На каждом этапе применяется прием, с помощью которого решается задача. Приемы взаимосвязаны и дополняют друг друга, дают возможность перейти от одного урока к другому. На уроке применяются ЦОРы.
Иконка файла материала Коновалова Ирина Павловна.docx
Конспект урока химии в 9 классе 1. Коновалова Ирина Павловна 2. МБОУ СОШ №12, город Урай 3. Химия 4.  9 класс 5. «Оксиды азота» 6. Данный урок – четвертый в теме, он идет после практической работы «Получение  аммиака и изучение его свойств». Урок изучения нового материала. Тема: Оксиды азота Цель:  расширить представление обучающихся об оксидах. Задачи: ­   актуализировать знания основных свойств аммиака и солей аммония; ­ расширить кругозор учащихся об оксидах азота путем создания условий для осознания и усвоения нового материала;   ­  способствовать   развитию   умений   анализа,   формированию   общеучебных   умений (структурирование   информации,   тренировка   внимания   и   памяти,   решение   логических задач); ­ стимулировать готовность учащихся успешно применять полученные знания на практике; ­ способствовать формированию коммуникативных навыков; ­ создавать условия для воспитания осознанного отношения к своему здоровью. Тип занятия: изучение нового материала. Формы организации учебно­познавательной деятельности: индивидуальная, парная.  Технологически Деятельность обучающихся е этапы, задачи Организационн ый   момент. Создание  благоприятного психологическог о   настроя   на работу. I.Вызов. Актуализация знаний, обеспечение мотивации учения, принятия обучающимися целей урока ­Высказывания обучающихся. ­Обучающиеся работают индивидуально,   дают   ответы   и записывают   на   доску   формулы этих веществ (HCl, NH3, NH4Cl) ­Обучающиеся   «по   цепочке» отвечают на вопросы.  ­Что   объединяет   их?   Чем отличаются? (Актуализация знаний основных свойств аммиака и солей аммония) ­А мы можем провести этот опыт прямо сейчас? Я   рада   вновь   видеть   ваши лица.   И   думаю,   что   сегодняшний урок   принесет   нам   всем   радость общения   друг   с   другом.   Успехов вам и удачи!  ­Ребята, а бывает дым без огня? ­ Какие вещества необходимы для проведения данного эксперимента, и какой продукт получается?  Деятельность учителя     (Да, ­Ответы   обучающихся. нужные вещества и оборудование предлагают).   Выполняют   опыт   в парах. ­Высказывания (Обучающиеся затруднения) детей. испытывают     ­ Азот называют в одних случаях элементом   войны,   а   в   других   – элементом   жизни   и   мира.  Не   противоречивое правда   ли,высказывание?   Как   вы   его понимаете? ­Как   Вы   думаете,   с   какими соединениями   мы   будем   сегодня работать? ­Какая цель нашего урока? ­Давайте   составим   план   изучения темы.  (Учитывая   особенности детей, учитель может их подвести к нужным формулировкам) ­Откроем   учебник   на   стр.   130. Прочитаем первые три абзаца §24, таблицу 20 и узнаем, правильно ли мы с вами предполагали. Во время чтения делаем пометки на полях:  Прием  «?». «V»,   «+»,   «­», «Инсерт». Приложение 2 ­Что нового вы узнали?  ­Какие вопросы у вас возникли? ­Оправдались предположения? ­Какие оксиды имеют наибольшее практическое значение? Предположите почему. ­Что бы Вы хотели узнать об этих оксидах? ваши ли       Формирование общеучебных умений (структурирован ие информации) II.Осмысление. Расширить кругозор учащихся   по теме (рассмотреть   5 оксидов   азота) путем   создания условий   для осознания и усвоения   нового материала     ­Внимательно посмотрите видеоопыты   «Окисление   оксида азота   (II)   на   воздухе»   и «Соединение азота с кислородом». ­Что было продемонстрировано? ­Почему   без   вытяжного   шкафа нельзя   в   лаборатории   получать диоксид азота? ­Предлагаю   заполнить  сводную таблицу «Оксиды азота (II  и IV)», линии   сравнения   Вы   назвали. Работу проводим в парах.  ­Что   указываете   в   каждой   линии сравнения? Тренировка внимания памяти   и Воспитание осознанного отношения   к своему здоровью. ­С оксидами азота. (Обучающиеся называют тему урока)     работа   Попросить ­ Расширить кругозор по теме. ­Фронтальная по   составлению  кластера.  (Записать на   доску   все   предположения учащихся. их определить   наиболее   важные.   "Важность" необходимо аргументировать) ­Прочитав один раз, обучающиеся вернулись своим первоначальным предположениям, возможно,   что­то   изменится. Составляют   кластер   в   своих тетрадях.   Один   кластер   создают на доске. Приложение 1 ­Ответы детей (все желающие) ­Ответы детей ­Ответы детей к     и ­NO  предположения учащихся.  NO2.  Обоснованные ­Обучающиеся   называют   и записывают   на   доску  (линии сравнения): получение, физические, химические свойства, применение,   воздействие   на организм   человека.   (По   такому плану ранее изучались вещества)     ­Получение оксидов NO и NO2. ­т.к.   его   пары   ядовиты.   (Заранее подготовленный ученик рассказывает   о   воздействии   на организм) ­Обучающиеся заполняют сводную таблицу «Оксиды азота (II  и IV)». Работают в парах.  Приложение 3 ­получение,   химические   свойства – уравнения реакций, физические свойства   –   агрегатное   состояние, растворимость,   применение   ивоздействие на организм человека – короткие фразы. ­Один   ученик   из   пары рассказывает   о  NO,   другой   –   о NO2.  ­Индивидуально задание. выполняют         с   поработать   позитива целью и     над   которыми   дома. ­Взаимопроверка выявления недостатков, следует Обсуждение идет в парах. ­Односложные ответы обучающихся,   о   том,   что   это кислотные   оксиды   дополнения   в кластер. Приложение 4 ­Ответы обучающихся и внесение изменений в кластер на доске. ­Конкретные ответы обучающихся с   применением   знаний,   умений новой темы. Самооценка (высказываются все желающие) обучающихся   ­Записывают домашнее задание. Формирование коммуникативн ых навыков. Готовность учащихся успешно применять полученные знания   практике. на III.Рефлексия. Создает   «поле интереса», способствует планированию следующего занятия   основе «запросов» обучающихся. на ­Прокомментируйте   выполненную работу ­Выполните задание 4 на стр. 134 (задание   практической направленности)   давайте   поменяемся ­Ребята, тетрадями проверим выполненное задание друг у друга. и       об ­Ребята,   вспомним   тему,   цели урока   и   вернемся   к   кластеру. Дополните его.  ­Какие внесли дополнения? ­Обратимся   к  противоречивому высказыванию   азоте, прозвучавшему   в   начале   урока. Как вы его понимаете? ­Вы хорошо потрудились. Оцените свою   работу.   Кому   это   сделать трудно,     используйте   следующие предложения: 1) Я  вспомнил много из того, что мы… 2) Думаю, что эти знания мне… 3) Пришлось подумать, отвечая… 4) На занятии я работал…  5) У меня больше нет…  6) И всё­таки я не понял(а)… ­   Ребята,  когда   вы   оценивали свою работу,  я услышала новые касающиеся высказывания,  темы     занятия.  «Оксид   азота Например:   образуется   при   грозовом разряде,   несмотря   на   большую прочность   молекулы   азота».  его, Давайте   поработаем с дополнительной литературой,  и ответим на следующем занятии. Помните о тех недостатках,   на   которые   указал   напарник   при выполнении задания 4.  ­Сегодняшний   урок   принес   нам всем   радость   общения   друг   с другом.   Успехов   вам   и   удачи   на запишем   дома нашегодругих уроках!  Приложение 1 Кластер Соли аммония Соединения азота Оксиды азота Аммиак Несолеобразующие оксиды Солеобразующие оксиды N2O NO N2O3 NO2 N2O5 «V» поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы  читаете,  соответствует тому,  что вы знаете, или  думали, что знаете; «+» поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым; « – » поставьте « – »  (минус), на полях, если то, что вы читаете,  противоречит тому,  что вы уже знали, или  думали, что знаете; Приложение 2 Инсерт «?» поставьте «?» на  полях, если то, что вы читаете, непонятно,  или же вы хотели бы  получить более  подробные сведения  по данному вопросу. Приложение 3 Сводная таблица NO Линии сравнения NO2N2+O2=2NO­180 кДж Бесцветный газ, малорастворим в воде 2NO+O2=2NO2 Одна   из   стадий   получения азотной кислоты, упаковочный газ.    Химические свойства Применение Слабый наркотик  Воздействие на организм человека. Получение 2NO+O2=2NO2+Q Физические свойства Бурый газ, растворим в воде 3NO2+H2O=2HNO3+NO 4NO2+2H2O+O2=4HNO3 2NO2+H2O=HNO3+HNO2 В производстве серной и азотной кислот, в качестве окислителя в   жидком ракетном   топливе и смесевых взрывчатых веществах. Пары   ядовиты!  Раздражает дыхательные   пути,   в   больших концентрациях   вызывает отёк лёгких.   Приложение 4 Кластер Соли аммония Соединения азота Оксиды азота Аммиак Несолеобразующие оксиды Солеобразующие оксиды N2O NO N2O3 NO2 N2O5 Кислотные оксиды