Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
22.01.2017
Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)
Тема урока. Серная кислота. Цели урока обучающие: - активизировать знания учащихся о качественном и количественном составе серной кислоты, ее солей; - закрепить знания о свойствах серной кислоты, подчеркнув способы её получения; - углубить знания учащихся об особенностях взаимодействия кислоты с металлами; развивающие: - стимулировать познавательную деятельность при решении задач; - продолжать развивать навыки работы с реактивами; - сформировать умения обнаружения и определения ионов (сульфат-аниона, катиона водорода); - способствовать развитию интереса к предмету, уверенности в своих знаниях и умениях. воспитательные: - развивать навыки работы в паре, группе; - формировать навыки аккуратного обращения с приборами, реактивами, соблюдения техники безопасности; - обратить внимание учащихся на практическую сторону знаний, на то, какое значение имеют для нас соли – сульфаты; - воспитывать умение распоряжаться своим временем, работать в режиме ограничения времени.
Серная кислота.doc
Тема урока.       Серная кислота.       Цели урока          обучающие:         ­   активизировать   знания   учащихся   о   качественном   и   количественном   составе серной кислоты, ее солей;           ­   закрепить   знания   о   свойствах   серной   кислоты,   подчеркнув   способы   её получения;           ­   углубить   знания   учащихся   об   особенностях   взаимодействия   кислоты   с металлами;       развивающие:         ­ стимулировать познавательную деятельность при решении задач;        ­ продолжать развивать навыки работы с реактивами;         ­   сформировать   умения   обнаружения   и   определения   ионов   (сульфат­аниона, катиона водорода);             ­ способствовать развитию интереса к предмету, уверенности в своих знаниях   и умениях.        воспитательные:           ­ развивать навыки работы в паре, группе;         ­   формировать   навыки   аккуратного   обращения   с   приборами,   реактивами, соблюдения техники безопасности;         ­ обратить внимание учащихся на практическую  сторону знаний, на то, какое значение имеют для нас соли – сульфаты;          ­   воспитывать   умение   распоряжаться   своим   временем,   работать   в   режиме ограничения времени.       Задачи: 1. Формировать   способности   опознавать,   анализировать,   сопоставлять   явления, факты, наблюдения, работать с текстом. 2. Сформировать знания о физических и химических свойствах серной кислоты. 3. Развивать навыки работы с компьютером, тестами. 4. Формировать   умения   составлять   уравнения   реакций,   расставлять коэффициенты. Оборудование урока:      ­ Таблицы растворимости,  опорный плакат "Серная кислота",  ­ презентация «Серная кислота»,  ­ Периодическая система элементов,  ­ Компьютер, экран, мультимедиа,  ­ Инструктивные карточки для учащихся, ­ Тесты, ­ Раздаточный материал по ТБ, ­ Датчик температуры, принтер.    Реактивы:   растворы  H2SO4,    Na2SO4,   NaCl,   BaCl2,   ZnSO4,   индикаторы, концентрированная   серная   кислота,   медь,   магний,   оксид   меди   (II),  NaОН,  Na2СО3, сахарная пудра, листок бумаги с рисунком, выполненный разбавленной серной кислотой, этанол, перманганат калия, стакан с водой, Эпиграф урока:  «Серная кислота – хлеб химической промышленности»                                                              Академик Ферсман. План работы на доске:  1. Строение молекулы серной кислоты. 2. Физические свойства кислоты. 3. Химические свойства разбавленной кислоты. 4. Химические свойства концентрированной кислоты. 5. Применение серной кислоты. Ход урока. I. Организационный момент. Проверка домашнего задания 1. Экспресс­опрос: ­ Какой химический элемент мы изучаем? ­ К какой группе химических элементов относится сера? ­ Возможные степени окисления серы? ­ Назовите соединения серы с низшей степенью окисления. ­ Соединение серы с высшей степенью окисления? (H2S04) II. Подготовка к восприятию нового материала. 1.  Что называют кислотой с позиций электролитической диссоциации? (кислота – это  электролит, который диссоциирует в растворе на ионы водорода и ионы кислотного  остатка).  Образно серную кислоту называют «кровь химии». Нет кислоты, которая бы была  нужнее и применялась бы чаще, чем серная.  Главным образом ее потребляют две отрасли  промышленности: производство синтетических волокон и производство суперфосфата.  Также кислота необходима для получения красителей, синтетических моющих средств,  медикаментов, ядохимикатов, взрывчатых веществ.   ­ Какова формула серной кислоты?  ­ Запишите молекулярную, структурную и электронную формулы кислоты.  ­ Какой тип связи между атомами в молекуле?  ­ Определите степень окисления серы в кислоте.  ­ Какие свойства (окислителя или восстановителя) будет проявлять серная кислота в  ОВР? Почему? (схема)  ­ Дайте характеристику серной кислоты  (кислородсодержащая, двухосновная) ­ (гидросульфат­ион) 2­  (сульфат­ион)  Серная кислота является сильным электролитом, но как двухосновная кислота  диссоциирует в 2 ступени: H2S04 = Н+ + HS04 ­  <­> Н+ + S04 HS04    Первая ступень протекает нацело и практически необратима. Вторая — обратима. Тем  не менее, диссоциация по второй ступени протекает в значительной степени. (Данные  реакции имеет смысл приводить для того, чтобы показать учащимся, что у серной  кислоты есть 2 ряда солей).  Но в школьном курсе, при составлении ионных уравнений  реакций диссоциацию H2S04 пишут в одну ступень, ведь серная кислота сильный  электролит: H2S04 = 2Н+ +   S04 2­ 2. Историческая справка о H2S04 ­ сообщение учащегося. III. Изучение нового материала. 1. Физические свойства H2S04. H2SO4 ­  бесцветная маслянистая жидкость, отсюда  устаревшее название «купоросное масло». Тяжелая ( =1,89 г/мл). Концентрированная  кислота крайне гигроскопична – она поглощает воду. Неограниченно смешивается  c  водой (раствор сильно разогревается).  ρ Следует соблюдать определенные правила при разбавлении серной кислоты: нужно осторожно, тоненькой струйкой, вливать кислоту в воду, непрерывно помешивая: «Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда». ­ Почему именно так разбавляется кислота (т. е. кислота в воду, а не наоборот?)      Напомним, что плотность воды (1 г/мл), а  плотность концентрированной серной  кислоты (1,8 г/мл), т: е. H2S04 (K0HU) почти в 2 раза тяжелее воды. Напомним  о большом  выделении тепла в результате растворения кислоты в воде.    Если добавляют кислоту в воду, то она идет сразу вниз (т. к. тяжелее) и вся  выделяющаяся теплота идет на нагревание раствора. В случае добавления воды в кислоту, вода как более легкая жидкость ко дну не идет, а остается на поверхности. Вода очень  быстро закипает, испаряется и брызгами или паром попадает в лицо незадачливого  лаборанта.  ­ датчик температуры (через мультимедийный проектор) ­ выпускаем график зависимости температуры от времени при разбавлении кислоты.     В данном случае вспоминаются слова сатирика николаевской эпохи Козьмы Пруткова “Всегда держись начеку”. Серная кислота ­ это особое вещество.    При растворении серной кислоты в воде образуются гидраты разного состава, например  H2S04  ∙ H20, H2S04 ∙ 2H20.   H2S04  ­ сильная кислота.     Воздействие серной кислоты на организм человека (слайд): НН22SSОО44 и и её её воздействие воздействие на организм на организм человека человека При попадании При попадании на кожу на кожу  При ожогах  При ожогах  глаз глаз При попадании При попадании   в ЖКТ в ЖКТ ТБ ­ Но если вы всё же получили ожог, то как оказать первую помощь?  При попадании на кожу: промыть большим количеством воды, обработать слабым  При попадании на кожу раствором питьевой соды и снова промыть.  При ожогах глаз: промыть большим количеством воды, наложить светозащитную  При ожогах глаз повязку и обратиться к врачу. При попадании в ЖКТ: : промыть желудок большим количеством воды, дать  При попадании в ЖКТ слабительное и активированный уголь, выпить молоко, вызвать скорую помощь.  (слайд)    Демонстрируем  гигроскопические свойства H2S04 (К0НЦ), представив ребятам эксикатор  с кислотой (Объясним, как им пользоваться (открывать и закрывать, сдвигая крышку). ­ Демонстрация стакана с серной кислотой, находящегося между рамами окна.   2. Химические свойства H2S04 (разб)      Какими химическими свойствами обладают кислоты?  ­ диссоциируют на катионы водорода, взаимодействуют с металлами, находящимися в  ряду напряжений до водорода; с основными и амфотерными оксидами, с основаниями –  щелочами и нерастворимыми в воде; с растворами солей, если реакция обмена идет до  конца.    Давайте проверим,  характерны ли эти свойства для раствора серной кислоты. Вы  будете работать в группах по 3­4 человека. Проведите опыты согласно инструкции,  составьте соответствующие уравнения реакций и сделаете выводы о свойствах  разбавленной серной кислоты. Затем один представить от группы расскажет нам о своих  наблюдениях и напишет соответствующие уравнения реакций на доске: 1 группа – взаимодействие H2S04  с металлами (цинк, магний, медь), 2 группа – взаимодействие H2S04  с оксидами металлов, 3 группа ­ взаимодействие H2S04  с основаниями Инструктаж по технике безопасности: 1) Осторожно работаем с растворами кислот и щелочей. 2) Используем реактивы в минимальных количествах. 3) Оставляем рабочее место в порядке. ­ Инструкции для лабораторных опытов. ­ Лабораторная работа № Инструктивная карта «Химические свойства разбавленной серной кислоты» Опыт 1. Диссоциация серной кислоты на ионы. Налейте в три пробирки небольшое количество H2SO4 и прилейте в них соответственно растворы индикаторов: лакмуса, метилоранжа и фенолфталеина. Отметьте изменение  окраски индикаторов. Составьте уравнения реакций ступенчатой диссоциации серной  кислоты.  Сделайте вывод: почему серная кислота изменяет окраску указанных индикаторов? Опыт 2.  Взаимодействие разбавленной серной кислоты с металлами. Поместите в пробирку №1 гранулы цинка,  в пробирку №2 – порошок магния, а  пробирку №3 ­ медные стружки. Прилейте в них раствор серной кислоты. Что  наблюдаете? Напишите уравнения происходящих реакций в молекулярном и ионно­ молекулярном виде.  Сделайте вывод: с какими металлами взаимодействует разбавленная серная кислота? Опыт 3. Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди (II). Внесите в пробирку небольшое количество оксида меди (II) и прилейте серную  кислоту. Пробирку нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Напишите уравнение  происходящей реакции в молекулярном и ионно­молекулярном виде.  Сделайте вывод: с какими оксидами взаимодействует серная кислота? Опыт 4. Взаимодействие серной кислоты с гидроксидом натрия. В пробирку налейте небольшое количество гидроксида натрия, добавьте  фенолфталеин. Что наблюдаете? Почему? Прилейте в пробирку раствор серной кислоты  до исчезновения окраски. О чем это свидетельствует? Напишите уравнение происходящей реакции в молекулярном и ионно­молекулярном виде. Как называется эта реакция?  Сделайте вывод: с какими основаниями взаимодействует серная кислота? Опыт 5. Взаимодействие серной кислоты с гидроксидом меди (II). Получите гидроксид меди (II). Для этого к раствору сульфата меди (II) прилейте  раствор гидроксида натрия. Отметьте признаки реакции. Отлейте небольшое количество  осадка в другую пробирку и добавьте в нее серную кислоту. Что наблюдаете? Напишите  уравнения происходящих реакций в молекулярном и ионно­молекулярном виде.  Сделайте вывод: с какими основаниями взаимодействует серная кислота? Опыт 6. Взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария. К раствору хлорида бария прилейте раствор серной кислоты. Что наблюдаете?  Напишите уравнение происходящей реакции в молекулярном и ионно­молекулярном  виде.  Сделайте вывод: при каких условиях возможны реакции между солями и серной  +S04(paзб) = Zn2+S04 + Н2°  (р. замещения) кислотой?  1 группа.      Разбавленная серная кислота проявляет окислительные свойства, в качестве  окислителя выступает ион водорода. Zn° + H2 Zn°  ­ 2е  =  Zn2+  2Н+ + 2е = Н2°    Данную реакцию можно рассмотреть с позиций реакций ионного обмена: Zn° + 2Н+ + S04 Zn° + 2Н+ = Zn2+ + Н2°   2­  = Zn2+ + S04 2­  + Н2 2 группа.                            +t CuО + H2S04   =  CuS04+ Н20 3 группа.     Разбавленная серная кислота проявляет все свойства типичных кислот, выступает в  качестве электролита в реакциях ионного обмена: H2S04 + 2КОН = K2S04 + 2Н20 (р. нейтрализации) 2Н+ + S04 Н+ + ОН­  =  Н20   4.  Взаимодействие серной кислоты с солями (СаСО3) ­ самостоятельное исследование Вывод учащихся. 2­  + 2К+ + 20Н­  =  2К+ + S04 2­  + 2Н20 5.  Как двухосновная кислота H2S04 образует 2 ряда солей: кислые (гидросульфаты) и  средние (сульфаты). Сульфаты большинства металлов хорошо растворимы в воде.  Нерастворимыми являются соли ЩЗМ, Ag и РЬ (данные таблицы растворимости).     Демонстрационный эксперимент по получению сульфата бария.  Данная реакция является качественной на сульфат­ион. ­ Слейте равные объемы серной кислоты и хлорида бария. Отметьте цвет осадка и его  нерастворимость в кислотах. Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной  форме: ↓  + 2НС1 ВаС12 + H2S04 = BaS04 2­  = BaS04 + 2Н↓ Ва2+ + 2С1­  + 2Н+ + S04 2­  = BaS04↓ Ва2+ + S04 Вывод: реактивом  на серную кислоту и ее соли является хлорид бария (или реактивом  на сульфат­ион является ион бария. + + 2С1­    Прав был Дмитрий Иванович Менделеев: “Опыт ­ единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории”. 4. А теперь познакомимся со свойствами концентрированной серной кислоты.        Окислительно­восстановительные свойства H2S04 (конц) сильно отличаются от свойств  разбавленной кислоты. Концентрированная серная кислота является сильным  окислителем, но в качестве окислителя выступают не ионы водорода, а сера S6+, входящая в состав кислоты. Именно поэтому, водород никогда не выделяется при взаимодействии  металлов с концентрированной серной кислотой. Продукты восстановления зависят как  от активности металла, так и от условий протекания реакции (концентрации кислоты,  температуры и т.д.). Общая закономерность такова: чем выше активность металла, тем  полнее идет восстановление кислоты, тем ниже с. о. полученного продукта (тем больше  электронов принимает сера). При определенных условиях она способна  взаимодействовать со всеми металлами, за исключением золота и платины. Неактивные металлы (после водорода в ряду активности) восстанавливают серу до  ближайшей с.о. +4.    Все возможные электронные переходы концентрированной серной кислоты при  взаимодействии с металлами: S+6 + 2е   S+6 + 6е   S+6 + 8е        (слайд)  S→ 4+ (в виде S02)  S°→  → S 2­ (H2S)  Демонстрация. В стакан с медными  стружками наливаем концентрированную  серную кислоту и нагреваем его. Медь темнеет, выделяется газ ­ SO2, который  определяем при помощи индикаторной бумаги. Записываем уравнение реакции: Cu +2H2SO4(КОНЦ)   → CuSO4 + SO2  +2↑ H2O Таким образом, в качестве продуктов реакции образуются соль, где металл проявляет  высшую степень окисления, вода и продукт восстановления серы. Продукт  восстановления зависит от активности металла, от концентрации кислоты и температуры. (слайд) Металлы Продукт восстановления Li – Mg  (щелочные и щелочноземельные металлы) H2S↑ ↑ Al – Pb  (металлы средней активности) H2S , S, SO 2↑ Fe, Al, Cr­ пассивируются на холоду Cu, Hg, Ag  (благородные) SO2↑ Первичное закрепление: Рассмотрите несколько примеров реакций взаимодействия металлов с концентрированной серной кислотой, составим к ним электронный баланс. Zn° + H2S+604(конц)= Zn+2S04 + H2S2­  + H20 Напомним правила уравнивания: 1)  в начале выставляете коэффициенты перед атомами металла в обеих частях равенства  (из электронного баланса); 2)  считаете число атомов серы (основной элемент­неметалл) в правой части равенства  (4+1 = 5); 3)  выставляете полученный коэффициент перед молекулой кислоты (уравняли атомы  серы); 4)  считает атомы водорода левой части уравнения — 10 атомов, затем уравниваете атомы водорода в правой части с учетом 2 атомов водорода в составе H2S. Итого, перед  молекулой воды выставляете коэффициент 4; 5)   Проверка правильности составления уравнения: посчитать число атомов кислорода в  обеих частях равенства. Они должны быть равны.  4Zn + 5H2S04(KOHЦ) = 4ZnS04 + H2S + 4H20     Многие металлы (Al, Fe) пассивируются концентрированной серной кислотой. Таким  образом, концентрированная серная кислота взаимодействует с металлами,  стоящими в ряду напряжений, как до водорода, так и после него. При этом  выделяются различные серосодержащие соединения.  Взаимодействие  H2S04(KOHЦ)  с органическими веществами.    Основу всех органических веществ составляет углерод. При действии  концентрированной серной кислоты на органические вещества происходит обугливание,  так как кислота отнимает от этих веществ водород в виде воды: Демонстрация: «ромовая баба»:  в стакан с сахарной пудрой приливаем немного  воды до образования кашицы, наливаем концентрированную серную кислоту и быстро  перемешиваем стеклянной палочкой. Масса в стакане чернеет, через 2­3 минуты  вспучивается, сильно увеличивается в объеме и выходит за пределы стакана. Серная  кислота обугливает массу, и образовавшиеся газы (СО2 и SO2) выталкивают ее из стакана. Записываем уравнение реакции: C12Н22О11 + H2SO4(КОНЦ)  →  12C + H 2SO4 *11H2O                                                           гидраты ­ Демонстрация обугливания лучинки (результат взаимодействия кислоты с органическим веществом — клетчаткой, вследствие чего углерод выделяется в виде угля. Именно,  поэтому, необходимо осторожно обращаться с серной кислотой, иначе могут пострадать  кожа и одежда!) С + 2H2SO4(КОНЦ)  2О  СО→ 2 + 2↑ SO2  + 2Н↑     Занимательная минутка:    Серная кислота ­  волшебница. Она может устраивать фейерверки и зажигать спиртовки  без спичек. 1. Взаимодействие серной кислоты (конц) с перманганатом калия – «Самовозгорание  спиртовки» ­ пример экзотермической реакции 2.  В цилиндр налить 50 мл концентрированной серной кислоты и добавить 70 мл  этилового спирта. Появилась граница раздела двух жидкостей. Всыпаем порошок  перманганата калия в цилиндр ­ появляются вспышки на границе раздела жидкостей.     Закрепление изученного материала. Тест. Вариант 1. Разбавленная серная кислота реагирует с веществом, формула которого: 1. а) Zn;     б) H2O;   в) Cu;    г ) P2O5. 2. С помощью какого катиона можно распознать сульфат­ион?  а) Cu2+;  б) Mg2+;  в) Ba2+;  г) Na+. 3. При взаимодействии концентрированной серной кислоты с углеводами (сахарами): а) выделяется оксид углерода (IV);      б) выделяется водород и кислород; в) происходит обугливание и образуются SO2, СО2 и гидраты; г) ничего не происходит. 4. При растворении концентрированной серной кислоты в воде необходимо:  а) приливать кислоту в воду; б) приливать воду в кислоту;  в) оба ответа правильные. 5. Свойство, не характерное для концентрированной серной кислоты: а) гигроскопичность; б) взаимодействие при обычных условиях с железом;  в) обугливание органических веществ. 1. Разбавленная серная кислота не реагирует с веществом, формула которого: а) Zn;     б) NaOH;   в) Cu;    г ) CaO.        Вариант 2. 2. Качественной реакцией на сульфат ион, является его взаимодействие с катионом: а) Cu2+;  б) Mg2+;  в) Ba2+;  г) Na+. 3.        При взаимодействии концентрированной серной кислоты с благородными  металлами при нагревании будут получены: а) сульфаты и водород; б) оксиды и сернистая кислота; в) оксиды и сероводород; г) сульфаты, SO2 и вода.  4. При растворении концентрированной серной кислоты в воде нужно:  а) приливать кислоту в воду; б) приливать воду в кислоту;  в) оба ответа правильные. 5. При попадании концентрированной серной кислоты на кожу необходимо:  а) промыть кожу водой, протереть спиртом;  б) промыть водой, протереть раствором борной кислоты;  в) промыть водой, нейтрализовать 2%­ым раствором соды, промыть водой. Итог урока. Рефлексия.    Итак, мы изучили свойства серной кислоты. H2S04    имеет разнообразные области  применения: из неё получают красители, минеральные удобрения, лекарства,  искусственный шёлк, взрывчатые вещества и т.д. Поэтому справедливыми являются слова академика Ферсмана «Серная кислота – хлеб химической промышленности» (эпиграф  урока) Оценки за урок. Ответьте на вопросы: 1. Мне было комфортно на уроке. 2. Я много узнал нового. 3. Это мне пригодится в жизни. 4. Я приняла активное участие в обсуждении темы. 5. Мне это не интересно. Домашнее задание: §22, упр.  3, 4, 8.    Творческое задание: сочинить сказку о серной кислоте. Содержание сказки: Глава 1. Рождение серной кислоты. Глава 2. Детство. Глава 3. На развилке дорог. Глава 5. Ювелирный магазин. Глава 6. Кислота­волшебница. Инструктивная карта  «Химические свойства разбавленной серной кислоты» Опыт 1. Диссоциация серной кислоты на ионы. Налейте в три пробирки небольшое количество H2SO4 и прилейте в них соответственно растворы   индикаторов:   лакмуса,   метилоранжа   и   фенолфталеина.   Отметьте   изменение окраски   индикаторов.   Составьте   уравнения   реакций   ступенчатой   диссоциации   серной кислоты.  Сделайте вывод: почему серная кислота изменяет окраску указанных индикаторов? Опыт 2.  Взаимодействие разбавленной серной кислоты с металлами. Поместите   в   пробирку   №1   гранулы   цинка,     в   пробирку   №2   –   порошок   магния,   а пробирку   №3   ­   медные   стружки.   Прилейте   в   них   раствор   серной   кислоты.   Что наблюдаете?   Напишите   уравнения   происходящих   реакций   в   молекулярном   и   ионно­ молекулярном виде.  Сделайте вывод: с какими металлами взаимодействует разбавленная серная кислота? Опыт 3. Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди (II). Внесите   в   пробирку   небольшое   количество   оксида   меди   (II)   и   прилейте   серную кислоту. Пробирку нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Напишите уравнение происходящей реакции в молекулярном и ионно­молекулярном виде.  Сделайте вывод: с какими оксидами взаимодействует серная кислота? Опыт 4. Взаимодействие серной кислоты с гидроксидом натрия. В   пробирку   налейте   небольшое   количество   гидроксида   натрия,   добавьте фенолфталеин. Что наблюдаете? Почему? Прилейте в пробирку раствор серной кислоты до исчезновения окраски. О чем это свидетельствует? Напишите уравнение происходящей реакции в молекулярном и ионно­молекулярном виде. Как называется эта реакция?  Сделайте вывод: с какими основаниями взаимодействует серная кислота? Опыт 5. Взаимодействие серной кислоты с гидроксидом меди (II). Получите   гидроксид   меди  (II).  Для   этого   к   раствору   сульфата   меди  (II)  прилейте раствор гидроксида натрия. Отметьте признаки реакции. Отлейте небольшое количество осадка в другую пробирку и добавьте в нее серную кислоту. Что наблюдаете? Напишите уравнения происходящих реакций в молекулярном и ионно­молекулярном виде.  Сделайте вывод: с какими основаниями взаимодействует серная кислота? Опыт 6. Взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария. К   раствору   хлорида   бария   прилейте   раствор   серной   кислоты.  Что   наблюдаете? Напишите   уравнение   происходящей   реакции   в   молекулярном   и   ионно­молекулярном виде.  Сделайте   вывод:   при   каких   условиях   возможны   реакции   между   солями   и   серной кислотой. Вариант 1. 1. Разбавленная серная кислота реагирует с веществом, формула которого: а) Zn;     б) H2O;   в) Cu;    г ) P2O5. 2. С помощью какого катиона можно распознать сульфат­ион?  а) Cu2+;  б) Mg2+;  в) Ba2+;  г) Na+. 3. При взаимодействии концентрированной серной кислоты с углеводами (сахарами): а) выделяется оксид углерода (IV);      б) выделяется водород и кислород; в) происходит обугливание и образуются SO2, СО2 и гидраты; г) ничего не происходит. 4. При растворении концентрированной серной кислоты в воде необходимо:  а) приливать кислоту в воду; б) приливать воду в кислоту;  в) оба ответа правильные. 5. Свойство, не характерное для концентрированной серной кислоты:  а) гигроскопичность; б) взаимодействие при обычных условиях с железом;  в) обугливание органических веществ. Вариант 2. 1. Разбавленная серная кислота не реагирует с веществом, формула которого: а) Zn;     б) NaOH;   в) Cu;    г ) CaO.        2. Качественной реакцией на сульфат ион, является его взаимодействие с катионом: а) Cu2+;  б) Mg2+;  в) Ba2+;  г) Na+. 3.        При взаимодействии концентрированной серной кислоты с благородными  металлами при нагревании будут получены: а) сульфаты и водород; б) оксиды и сернистая кислота; в) оксиды и сероводород; г) сульфаты, SO2 и вода.  4. При растворении концентрированной серной кислоты в воде нужно:  а) приливать кислоту в воду; б) приливать воду в кислоту;  в) оба ответа правильные. 5. При попадании концентрированной серной кислоты на кожу необходимо:  а) промыть кожу водой, протереть спиртом;  б) промыть водой, протереть раствором борной кислоты;  в) промыть водой, нейтрализовать 2%­ым раствором соды, промыть водой. Девиз урока: “Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса…” ( Ф.Тютчев) 1. Организационный момент. Приветствие. (1 слайд) ХОД УРОКА 2. Мотивационный этап. Объявляем цель урока и девиз.  3. Объяснение нового материала. Используем игровой момент. (2 слайд) Результат ­ тема урока. “Серная кислота”. Первое упоминание об этом веществе встречается у арабских и европейских алхимиков. Ее называли: 1) купоросное масло, 2) серное масло. (3 слайд). Алхимик Андреас Либавий в 1595 г. Установил тождественность обоих веществ. Это ­ серная кислота    . Задание классу : Перечислить ее физические свойства.  Кислота обладает всеми химическими свойствами кислот. Задание классу: Перечислить характерные химические свойства кислот. Они относятся к разбавленной серной кислоте, но наибольший интерес вызывает   концентрированная   серная   кислота.   Она   обладает   и   индивидуальными свойствами. (4 слайд). Показать емкость с конц. кислотой, указав группу хранения. (Показывать с соблюдением правил ТБ). (5 слайд). На обратной стороне емкости обязательно прочитать аннотацию. Опыт ­ растворение кислоты. (Показывает учитель, соблюдение правил ТБ). (6 слайд). И   хорошо   подходят   слова   сатирика   николаевской   эпохи   Козьмы   Пруткова   “Всегда держись начеку”.Серная кислота ­ это особое вещество. Показать опыты.(Опыты проводит учитель, соблюдая правила ТБ): А) бесцветные чернила; Б) обугливание ткани; В)   обугливание   сахарной   пудры  (   вопрос   классу:   Какой   газ   поднимает   массу,   запах вызывает ­ ... ? ); Г) возгорание свечи; Д) обугливание лучины. Вопрос классу: Что произойдет, если конц. кислота попадет на кожу рук, лица ...? Какую медицинскую помощь необходимо оказать? Показать аптечку. (7 слайд).  Прав   Дмитрий   Иванович   Менделеев   “Опыт   ­   единственно   верный   путь   спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории”. Вопрос классу: Какие правила ТБ необходимо соблюдать при работе с серной кислотой и почему? Кислота и ее соли имеют качественную реакцию. Ученический эксперимент? (Под контролем учителя и соблюдением правил ТБ). Задание. В пронумерованных пробирках находятся растворы сульфата натрия, карбоната натрия, хлорида натрия. Определить каждое вещество? Оформить в виде таблицы.  (8 слайд) Очень   долго   серная   кислота   не   находила   применение.   Но   как   только   началось   ее использование, кислоту возвеличили. 9 слайд ­ применение кислоты. Назвать области применения. Вывод: Серная кислота ­ хлеб химической промышленности. Развлекательный   момент:   Зачитываем   сказку   о   серной   кислоте   “Конкурс хвастовства”, выполненной ученицей 10 класса и показываем слайды (10­18).  Межпредметная   связь   с   биологией   (вспомнив   схему   по   переливанию   групп   крови), показать при каких условиях возможен данный переход степеней окисления серы. Домашнее   задание   дифференцированное.  Написать   уравнения   реакций   и   разобрать ОВР:   для слабых учеников­а,в;   для средних ­б,ж;   для сильных ­ г,д,е. Этапы урока Деятельность учителя 1.Организационный момент Установочная беседа. 2.Актуализация знаний. 3.Изучение нового  материала. Знакомство учащихся с целью  урока. Медиа­лекция через презентацию: 1.Свойства раствора серной  кислоты. (слайды 1,2) 2.Свойства концентрированной  кислоты. (слайд 3) 3.Обнаружение ионов водорода. 4.Обнаружение сульфат­ионов.  (слайд 4) 5.Получение серной кислоты.  (слайд 5) 4.Закрепление. 5.Контроль. 6.Домашнее задание. Объяснение приёмов работы с  тестом. Консультации по использованию  программного материала Объяснение учителя. Деятельность учащихся Слушают учителя,  психологический настрой. Слушают учителя.      Слушают учителя и пишут  в тетрадях.     Работа с учебным  материалом.    Проводят лабораторный  опыт   Проводят лабораторный  опыт   Составление схемы.   Решение кроссворда и  теста Содержание сказки: Глава 1. Рождение серной кислоты. Глава 2. Детство. Глава 3. На развилке дорог. Глава 5. Ювелирный магазин. Глава 6. Кислота­волшебница. Ход урока. Учитель:  Сегодня на уроке я расскажу вам сказку о серной кислоте. Вы отправитесь с ней  в  путешествие. В  пути  вы  должны  помочь  ей. В  этом  вам  помогут  ваши  знания, которые вы получили на прошлом уроке. На столах у вас путевые  листы. И так, мы начинаем. Глава 1. “Рождение Серной кислоты”. В одном химическом королевстве у Её Величества Воды и Его Величества Оксида Серы   Шестивалентного   родился   младенец.   Всем   хотелось,   чтобы   на   свет появился   мальчик   ­   наследник   престола.   Но   как   только   младенцу   повязали синюю ленточку, она тут же покраснела. Все поняли, что родилась девочка. Опыт   1.  В   колбу   с   раствором   серной   кислоты   добавили   синий   лакмус.   Окраска изменилась на красную. Девочке дали красивое имя – Кислота, а фамилию отца ­ Серная. А так как её родителями были Вода и Оксид Серы (VI), то она в своём составе имела водород, кислород, серу. Вспомним её состав и строение. Задание в тетради: написать электронную и графическую формулу кислоты. Определить степень окисления серы в этом соединении. Вопросы классу:  1. Какими физическими свойствами обладает серная кислота?  2. Правила по технике безопасности при работе с ней.  3. Что за раствор прилили к кислоте в опыте 1? Почему он изменил окраску? О  наличии каких ионов говорит это изменение?  Задание в тетради: Написать ступенчатую диссоциацию серной кислоты. Глава 2 “Детство”. Серная   кислота   подросла   и   стала   интересоваться   своими   многочисленными родственниками. Ее учитель показал ей грамоту, на которой было начертано генеалогическое дерево ­ вся родословная кислоты. Посмотрите на грамоту: Сера —> Оксид серы(IV) —> Оксид серы(VI) —> Серная кислота —> Сульфаты Озон —> Кислород —> Вода —> Серная кислота —> Сульфаты Задание   в   тетради:  Осуществить   цепочку   превращений   по   вариантам   (с   серой   ­   1 вариант, с кислородом ­ 2 вариант). Вопросы классу (фронтальный опрос):  1. Какими физическими свойствами обладает сера? Назовите её аллотропные  видоизменения.  2. Чем отличаются по свойствам два оксида серы? Как их получают и где используют? 3. Сравните по строению и свойствам озон и кислород.  4. Каким способом получают серную кислоту в промышленности?  5. Почему её называют “купоросным маслом”?  6. Какие два типа солей образует серная кислота?  Задание в тетради: Написать уравнения получения сульфата и гидросульфата натрия. Соли серной кислоты­сульфаты. Вдень совершеннолетия серной кислоты, все они явились на бал во дворец и предстали перед ней. Познакомимся с некоторыми из них. Парад солей. Ученики с карточками солей у доски рассказывают о железном и медном купоросе, природном гипсе, глауберовой соли и сульфате цинка. FeSO4  .7H2O – железный купорос .  Применяется при лечении малокровия, вызванное недостатком железа в крови, а также при истощении организма. Железо стимулирует работу органов. .  5H2O – медный купорос.  Используется в борьбе с вредителями и болезнями CuSO4   растений. Им опрыскивают растения и протравливают зерно перед посевом, уничтожая споры вредных грибков. CaSO4   .2H2O – природный  гипс.  Применяется   при   изготовлении   отливочных   форм   и слепков с различных предметов, а также в качестве вяжущего средства для штукатурки стен и потолков. В хирургии при переломах используют гипсовые повязки. ZnSO4  .7H2O – Применяется в виде раствора как антисептическое и вяжущее средство, и при воспалительных поражениях слизистых оболочек глаза (конъюнктивитах) и гортани (ларингитах). Na2SO4  .10H2O – Глауберова соль. Используется в производстве стекла, соды в медицине и ветеринарии. В заливе Кара­Богаз­Гол в воде 30% этой соли и при 5 0 С она выпадает в виде белого осадка, как снег, с наступлением тёплого времени соль снова растворяется. За это свойство то появляться, то исчезать. Её назвали мирабилитом, что в переводе означает “удивительная соль”. Задание в тетради: С какими веществами реагирует разбавленная серная кислота? Кальций, гидроксид кальция, соляная кислота, ртуть, оксид азота(II), фосфат кальция, золото. Глава 3. “На развилке дорог”. Много ли, мало ли времени прошло с тех пор, как исполнилось кислоте 18 лет, но только захотелось ей отправиться в путешествие. Захотелось мир посмотреть, себя показать. Долго шла она по дороге и дошла до развилки. На обочине она увидела большой камень, на котором было написано:  – Направо – Налево Прямо пойдёшь – свой путь найдёшь. пойдёшь пойдёшь             к к     кислотам солям     придёшь, попадёшь, Задумалась кислота. Как найти правильный путь? Давайте поможем ей. Лабораторные опыты: (в группе из 4­х человек.)  1. Распознать серную кислоту среди её солей с помощью индикатора или цинка.  2. Отличить серную кислоту от азотной и соляной с помощью хлорида бария  (качественная реакция на сульфат­ионы).  Задание   в   тетради:  Записать   уравнения   реакций,   с   помощью   которых   распознавали вещества. Глава 4. “Трудный путь”. Долго   шла   кислота   по   дороге.   День   был   жаркий   и   она   решила   отдохнуть   и выпить сладкого чая. Но как только она дотронулась до сахара, то увидела нечто странное.  .  К   сахарной   пудре   прилить   концентрированной   серной   кислоты,   перемешать Опыт   2   стеклянной палочкой. В стакане появляется угольная масса. Не утолив жажды, она села отдохнуть под дерево и тут же отскочила. Дерево тоже обуглилось. Опыт 3.  Древесные опилки положить в стакан с концентрированной серной кислотой. Наблюдаем обугливание древесины. Это водоотнимающее свойство кислоты используют для осушения газов. При этом образуются кристаллогидраты серной кислоты.(H2SO4 х nH2O) Узнав об этом замечательном свойстве, кислота снова пошла в путь. Глава 5. “Ювелирный магазин”. К   вечеру   кислота   дошла   до   города.   Первое,   что   она   увидела,   была   витрина ювелирного магазина. Ей захотелось примерить украшения. Когда она надела на свой палец колечки из меди и серебра, они тут же растворились. Только изделия из золота и платины остались в неизменном виде. Почему? Задание в тетради и на доске:  написать  уравнения  окислительно­восстановительных реакций серебра и ртути с концентрированной серной кислотой. Глава 6. “Кислота ­ волшебница”. Серная кислота осталась жить в городе и принесла много пользы. Она широко используется в народном хозяйстве (работа по таблице учебника).  1. Производство минеральных удобрений.  2. Очистка нефтепродуктов.  3. Синтез красителей и лекарств.  4. Производство кислот и солей.  5. Осушение газов.  6. Металлургия.  Но   всё   же   кислота   оставалась   волшебницей.   В   праздники   она   устраивала “фейерверки в цилиндре” и зажигала спиртовки без спичек. Опыт 4.  В цилиндр налить 50 мл концентрированной серной кислоты и добавить 70 мл этилового   спирта.   Появилась   граница   раздела   двух   жидкостей.   Всыпаем   порошок перманганата калия в цилиндр ­ появляются вспышки на границе раздела жидкостей. Опыт   5.  Стеклянной   палочкой,   смоченной   концентрированной   серной   кислотой, прикоснуться к кристаллам перманганата калия, затем к спиртовке. Она воспламеняется. В   основе   этих   двух   опытов   лежит   одна   окислительно­восстановительная   реакция,   в результате   которой   выделяется   кислород.   Он   то   и   поджигает   спирт   в   спиртовке   и цилиндре. Домашнее задание:  1. Составить окислительно­восстановительную реакцию, используемую в двух  последних опытах, если известно, что в результате реакции образуются две соли  серной кислоты, кислород и вода.  2. Рассчитать, сколько выделится кислорода (н. у.) при взаимодействии 318 г  перманганата калия и 98 г концентрированной серной кислоты. Тема урока: Кислоты Цели урока: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений —  кислоты. Задачи: ­образовательная: сформировать понятие о кислотах, рассмотреть классификацию,  состав и номенклатуру кислот; познакомить учащихся с важнейшими неорганическими  кислотами, уметь определять кислоты среди формул др. веществ, вести расчеты по  формулам кислот; определять растворы кислот с помощью индикаторов. ­развивающая: продолжить развитие речи, формирование умений и навыков  самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, сравнивать. ­ воспитательная: ответственное отношение к полученному заданию. Тип урока: комбинированный. Метод проведения: беседа, рассказ, работа с интерактивной доской, демонстрация,  элементы лабораторной работы Оборудование: таблица Д. И. Менделеева, словарик, карточки с заданием;  интерактивная доска, презентация «Кислоты», растворы важнейших  неорганических и органических кислот: соляной, серной, азотной,  уксусной, лимонной. Индикаторы. Стеклянная химическая посуда.  На столах учащихся: штативы для пробирок, пробирки с  дистиллированной водой и раствором серной кислоты, индикаторы 1. Организационный момент. Ход урока  приветствие;  подготовка аудитории к работе;  наличие учащихся. II. Проверка знаний учащихся. 1. Учащимся предлагается выполнить задание № 1 с карточек. Учитель: Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо вспомнить, что  такое основание?  Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, а затем приступают к выполнению задания  (слайд №3) Задание:  1. Из предложенного перечня веществ выпишите формулы оснований:  CuO , Mn2O7, N2O3, HNO3, H2SO3, H2S, Fe(OH)2, NaOH, A1(OH)3, Ca3(PO4)2, ZnI2,  Mg(NO2)2. 2. Дайте им название. 3. Составьте формулы оксидов, соответствующие этим основаниям. После выполнения задания один из учащихся проверяет, другие помогают ему в случае  ошибочных ответов и добавляют его ответы. Учитель: На какие группы можно разделить основания? (слайд №4)  Как это можно определить, не проводя опыт? (слайд №5) 2. Выполнение интерактивного задания «Классификация оснований по  растворимости» (слайд №6) Учитель: Каждое вещество имеет свое название, как правильно дать название основанию? (слайд №7) 3. Выполнение интерактивного задания «Составление названий оснований» (слайд  №7) По мере выполнения задания учитель задает дополнительные вопросы:  ­ Какие еще названия существуют у КОН и NaOH?  ­ Дайте этим веществам краткую характеристику. ­ Какие правила техники безопасности следует соблюдать при работе с этими  веществами? Учитель: Для того, чтобы выполнить следующее задание необходимо  вспомнить: ­ Что является условием соответствия оксидов металлов основанию? 4. Выполнение интерактивного «Соответствие основания и оксида металла»  (слайд №8) III. Изложение нового материала  Прежде чем приступить к изложению нового материала учитель ставит перед  учащимися проблемный вопрос (слайд № 9) Учитель: Все формулы оксидов, которые мы записали, содержат атомы металлов!  Следовательно, основаниям соответствуют оксиды металлов! Вопрос: Какие же тогда соединения соответствуют оксидам неметаллов? 1. Кислоты вокруг нас (слайд № 10) Учитель: Какие кислоты мы используем в быту? Демонстрация. Учитель выставляет на демонстрационный стол растворы некоторых  кислот. Все склянки подписаны соответствующими химическими формулами. (НС1,  H2SO4, HNO3, CH3COOH). Все растворы с виду одинаковые, прозрачные. Можно также  показать ребятам кислоты, находящиеся в твердом состоянии: фосфорную и лимонную,  аскорбиновую, стеариновую. Далее учитель сообщает, что на этом занятии, учащиеся  познакомятся с новым классом химических соединений, называемым кислотами.  Учитель обращает внимание ребят, что слова кислота и кислый имеют один корень.  Действительно, ребята наверняка знают, что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус.  Каждый пробовал эти кислоты, т. к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне.  Учитель разъясняет, что не все кислоты можно пробовать, т. к. многие из них ядовиты. Учитель: Как можно распознать кислоты, не пробуя их? Вспоминая прошлый урок, ученики предлагают использовать индикаторы (слайд № 11) Демонстрация. Учитель демонстрирует изменение окраски индикаторов в кислой среде.  Некоторые опыты требуют неоднократного повторения, т. к. зачастую опыты не  сохраняются в памяти учащихся. Поэтому необходимо показать несколько раз изменение  окраски индикаторов в растворах кислот (слайд № 12): 1. метиловый оранжевый — становится красным 2. фиолетовый лакмус — красным 3. бесцветный фенолфталеин — остается бесцветным. Учитель дает пояснение, что фенолфталеин является индикатором на щелочи, т. к.  только в щелочной среде изменяет окраску, а в кислой он остается бесцветным. Как запомнить изменение окраски индикаторов и не спутать кислую и щелочную  реакции? Можно предложить ребятам следующую шпаргалку:  Кислота Красный (данные слова начинаются с одной и той же буквы) Учитель напоминает учащимся правила безопасности при работе с химическими  веществами: При работе с кислотами, также как и со щелочами необходимо соблюдать правила техники безопасности!!! 2. Состав, названия и классификация кислот Учитель задает учащимся проблемный вопрос: Итак, с помощью индикаторов мы  сможем определить кислоты на практике, а как же это сделать теоретически? Запишем несколько формул кислот (слайд № 13). Чтобы подвести учащихся к правильному ответу учитель задает ряд наводящих  вопросов: ­ Что общего в составе кислот? ­ Как правильно называть кислоты? Учитель разъясняет, что важнейшие кислоты известны человечеству с древнейших  времен, поэтому и названия исторические, тривиальные.  Далее обращает внимание ребят на состав кислот — в отличие от оснований, кислоты  могут содержать как 2, так и 3 химических элемента в своем составе. Например, НС1,  H2S — содержат 2 элемента, т. е. являются бинарными соединениями. Все остальные  кислоты из данного списка содержат 3 элемента — водород, неметалл и кислород. Вывод: в состав кислот обязательно входит водород. Причем водород всегда стоит  на первом месте в формуле соединения. Вся остальная часть молекулы называется  кислотным остатком. Причем кислотный остаток может быть как простым (Сl­, S2­),  так и сложным (SO4 Учитель дает определение кислот (учеб.), как сложных веществ, состоящих из атомов  водорода и кислотных остатков. 3. Классификация кислот  2­).   Учитель разъясняет, что классифицировать кислоты можно по нескольким признакам:  1) по числу атомов Н (т. е. по основности) (слайд № 14)  ,  2) по наличию кислорода в кислотном остатке (слайд № 15)  , 3) по растворимости (слайд № 16).  Можно предложить следующие схемы:   одноосновные НС1, HNO3 бескислородные НС1, H2S Кислоты двухосновные трехосновные H2S, H2SO4, H2Si03 Н3 РО4 Кислоты кислородные H2SO4, Н2СО3, HNO3 Говоря о растворимости, учитель предлагает обратиться к таблице растворимости, в  результате учащиеся сами сделают выводы: единственная нерастворимая кислота —  кремниевая. 4. Физические свойства кислот (слайд № 17). Кислоты имеют различные физические свойства: соляная, серная, азотная —  жидкости, фосфорная, борная, стеариновая — твердые вещества. Учитель обращает внимание ребят на тип химической связи в молекулах кислот. Так  как все элементы, входящие в состав кислот являются неметаллами, то тип связи —  ковалентный полярный. Далее, сообщает ученикам, что угольная и сернистая кислоты в свободном виде не  существуют (слайд № 17 – интерактивное задание). 5. Определение степеней окисления элементов и зарядов ионов кислот (слайд №  18) На следующем этапе учитель учит ребят простому правилу определения заряда  кислотного остатка по числу атомов водорода в молекуле кислоты: 1. Водород в кислотах всегда заряжен +1. 2.Численное значение заряда кислотного остатка всегда равно числу атомов водорода в  молекуле, т. е. основности данной кислоты. Примеры:  HNO3, HC1 содержат по 1 атому Н, значит, заряд всего кислотного остатка равен 1(со  знаком минус конечно). H2S, Н2СО3 содержат 2 атома водорода, значит, заряд всего кислотного остатка равен 2(со знаком минус). Определение степеней окисления элементов в кислотах проведите по учебнику (стр. 72). 6. Важнейшие кислоты Кислоты довольно распространены в природе. Лимонная кислота присутствует в плодах  лимонов, яблочная — в яблоках, щавелевая — в листьях щавеля. При скисании молока  образуется молочная кислота, а в выделениях муравьев содержится муравьиная кислота. Серную, соляную, азотную, фосфорную кислоты получают искусственным путем. Наиболее часто используют серную кислоту (слайд № 19) !!! Рассказывая о серной кислоте, учитель обязательно разъясняет правила раз­ бавления кислот! Демонстрация: в химический стакан учитель наливает  дистиллированную воду, затем тоненькой струйкой добавляет концентрированную  серную кислоту и аккуратно перемешивает ее спиртовым градусником. Ребята  наблюдают, как быстро вверх поднимается окрашенный столбик градусника (слайд № 20) IV. Закрепление изученного материала:  Учащимся предлагается выполнить лабораторный опыт «Определение раствора кислоты с помощью индикатора», правила проведения данного опыта учитель показывает с помощью  интерактивного задания (слайд № 21) V. Домашнее задание: 1. §20. упр. 1,3,5(слайд № 21) 2. Творческое задание: подготовить презентацию о характеристике одной из  неорганических кислот. Инструктивная карта  «Химические свойства разбавленной серной кислоты» Опыт 1. Диссоциация серной кислоты на ионы. Налейте в три пробирки небольшое количество H2SO4 и прилейте в них соответственно растворы   индикаторов:   лакмуса,   метилоранжа   и   фенолфталеина.   Отметьте   изменение окраски   индикаторов.   Составьте   уравнения   реакций   ступенчатой   диссоциации   серной кислоты.  Сделайте вывод: почему серная кислота изменяет окраску указанных индикаторов? Опыт 2.  Взаимодействие разбавленной серной кислоты с металлами. Поместите   в   пробирку   №1   гранулы   цинка,     в   пробирку   №2   –   порошок   магния,   а пробирку   №3   ­   медные   стружки.   Прилейте   в   них   раствор   серной   кислоты.   Что наблюдаете?   Напишите   уравнения   происходящих   реакций   в   молекулярном   и   ионно­ молекулярном виде.  Сделайте вывод: с какими металлами взаимодействует разбавленная серная кислота? Опыт 3. Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди (II). Внесите   в   пробирку   небольшое   количество   оксида   меди   (II)   и   прилейте   серную кислоту. Пробирку нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Напишите уравнение происходящей реакции в молекулярном и ионно­молекулярном виде.  Сделайте вывод: с какими оксидами взаимодействует серная кислота? Опыт 4. Взаимодействие серной кислоты с гидроксидом натрия. В   пробирку   налейте   небольшое   количество   гидроксида   натрия,   добавьте фенолфталеин. Что наблюдаете? Почему? Прилейте в пробирку раствор серной кислоты до исчезновения окраски. О чем это свидетельствует? Напишите уравнение происходящей реакции в молекулярном и ионно­молекулярном виде. Как называется эта реакция?  Сделайте вывод: с какими основаниями взаимодействует серная кислота? Опыт 5. Взаимодействие серной кислоты с гидроксидом меди (II). Получите   гидроксид   меди  (II).  Для   этого   к   раствору   сульфата   меди  (II)  прилейте раствор гидроксида натрия. Отметьте признаки реакции. Отлейте небольшое количество осадка в другую пробирку и добавьте в нее серную кислоту. Что наблюдаете? Напишите уравнения происходящих реакций в молекулярном и ионно­молекулярном виде.  Сделайте вывод: с какими основаниями взаимодействует серная кислота? Опыт 6. Взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария. К   раствору   хлорида   бария   прилейте   раствор   серной   кислоты.  Что   наблюдаете? Напишите   уравнение   происходящей   реакции   в   молекулярном   и   ионно­молекулярном виде.  Сделайте   вывод:   при   каких   условиях   возможны   реакции   между   солями   и   серной кислотой?

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)

Конспект урока химии "Серная кислота" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017