§ 18.РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЕЦИИ
Какие права имеют организации верующих в светском государстве ? Кто создает религиозные организации ?
Чем опасны тоталитарные секты?
Известно, что Российская Федерация, как зафиксировано в статье 14 Конституции РФ, является светским
государством. Церковь отделена от государства. Но это не значит, что государству безразличны чаяния
верующих или что оно равнодушно к процессам, протекающим в религиозных кругах.
Отношения государства и организаций верующих строятся на правовых принципах. Большое значение имеет
принятый в 1997 г. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Государство
предоставляет своим гражданам право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию
или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные
убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом никто не обязан сообщать о своем отношении к
религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию
или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужении, религиозных обрядах и
церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Закон запрещает вовлечение
малолетних в религиозные объединения, а также их обучение религии вопреки их воле и без согласия
родителей или лиц, их заменяющих.
Таким образом, законодательство по столь деликатному вопросу, как вопрос веры, предоставляет довольно
широкие права верующим и при этом строго стоит на страже принципа светскости государства.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
По данным справочника «Религиозные объединения Российской Федерации», подготовленного с участием
Совета Федерации, на долю Русской православной церкви приходится свыше половины религиозных общин
(6709 из 12 тыс.), объединяющих примерно 75% верующих россиян. Мусульманских общин 2349, в них
состоит 18% верующих россиян. Религиозной жизнью приверженцев ислама в нашей стране руководит 43
духовных управления мусульман, объединенных в Центральное управление мусульманРоссии и европейских
стран СНГ, Духовное управление мусульман Европейской части России, Высший координационный центр
духовных управлений мусульман России и Совет муфтиев России. Кроме того, в России действуют 113
буддийских общин. Центральное управление буддистов действует с 1946 г. В новой России буддийские
организации возникли в разных регионах: Калмыкии, Тыве, Москве, СанктПетербурге, Анапе, Белгороде,
Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, РостовенаДону и др.
Зарегистрированы в России организации и других религиозных конфессий: Римскокатолической церкви,
старообрядцев, евангельских христианбаптистов, христиан веры евангельской — пятидесятников,
адвентистов седьмого дня, иудеев, лютеран и многих других.
Религиозным объединением в России признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц,
постоянно и на законных основаниях проживающих на территории нашей страны, образованное в целях
совместного исповедания и распространения веры. Такое объединение должно обладать соответствующими
этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и
церемоний; обучение религии или религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При
этом законодательство запрещает создание религиозных объединений в органах государственной власти,
других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления,
воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Обратим внимание на то, что лицам,
работающим в этих организациях, не запрещается осуществление свободы совести, речь идет лишь о запрете
создавать в учреждениях и органах власти объединения по религиозному признаку.
Религиозная группа — это добровольное объединение граждан, иных лиц, постоянно и на законных
основаниях проживающих на территории нашей страны, которое создается для указанных выше целей,
осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности
юридического лица. Если для осуществления деятельности религиозной группы необходимо помещение и
другое имущество, то они могут предоставляться участниками этой группы в общее пользование.
Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, обучать
религии и осуществлять религиозное воспитание своих последователей. Если же граждане образовали
религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, они должны
уведомить местные органы самоуправления о ее создании и начале своей деятельности.
Религиозная организация, так же как и религиозная группа, является добровольным объединением граждан и
иных постоянно проживающих на законном основании на территории России лиц. Однако для ее создания
требуется государственная регистрация в качестве юридического лица. Зарегистрированные религиозные
организации вносятся в единый реестр юридических лиц.
Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется органами юстиции на основе
представляемых документов, которые несколько различаются в зависимости от того, какая организация
регистрируется: местная или централизованная. Местная религиозная организация может включать не менее десяти участников, достигших возраста 18 лет и
постоянно проживающих в одной местности или в одном городском или сельском поселении. Учредителями
такой организации могут быть не менее десяти граждан РФ, 20 4 объединенных в религиозную группу, у
которых есть подтверждение существования этой группы на данной территории не менее 15 лет, выданное
органом местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной
религиозной организации того же вероисповедания.
В уставе религиозной организации обязательно указываются не только наименование, местонахождение, вид
религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной
организации ее наименование, но и цели, задачи и основные формы деятельности; порядок создания и
прекращения деятельности; структура организации, ее органы управления, порядок формирования и
компетенция; источник образования денежных средств и иного имущества организации и другие сведения,
относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.
Централизованная религиозная организация должна по уставу иметь не менее трех местных организаций. Те
централизованные религиозные организации, структуры которых действовали на территории России на
законных основаниях на протяжении не менее 50 лет к моменту обращения с заявлением о государственной
регистрации, имеют право использовать в своем наименовании слова «Россия», «российский» и производные
от них. Кроме того, название любой религиозной организации должно содержать сведения о ее
вероисповедании.
Государство оставляет за собой право отказать в регистрации религиозной организации, перечисляя в законе
основания для такого отказа. Статья 12 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных
объединениях» указывает в качестве оснований для отказа в регистрации противоречие целей и задач
религиозной организации Конституции РФ и российскому законодательству (с указанием конкретных статей
законов, которым они противоречат); непризнание данной организации в качестве религиозной;
несоответствие устава и других представленных документов требованиям законодательства РФ или
недостоверность содержащихся в документах сведений; наличие в государственном реестре юридических лиц
ранее зарегистрированной организации с таким же названием; неправомочность учредителя (учредителей).
Отказ в регистрации религиозной организации может быть обжалован в судебном порядке.
Кроме того, обеспечивая гарантии прав и свобод своих граждан, государство имеет полномочия
приостанавливать деятельность религиозных объединений или ликвидировать религиозные организации в
случае нарушенияими законодательства. За неоднократные или грубые нарушения норм Конституции РФ,
российского законодательства, за нарушение общественной безопасности и общественного порядка, за
действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности, а также за ряд иных
противоправных проявлений по решению суда религиозные организации могут быть ликвидированы.
Так, до 1996 г. в Москве и ряде других регионов России действовали отделения Аум Синрикё. По обвинению
в антиобщественной деятельности в отношении действовавших в России руководителей этой корпорации
было возбуждено уголовное дело. А в 2004 г. в Японии лидеру международной религиозной корпорации Аум
Синрикё Тидзуо Мацумото (ритуальное имя Сёко Асахара) был вынесен смертный приговор. Основанием для
такого решения суда явились факты изготовления смертоносного газа зарина и его использование для
осуществления терактов в токийском метро по приказу Асахары.
ПРАВА РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Их можно условно разделить на две группы. В первую входят права, типичные для других организаций.
Религиозные организации, как и светские, могут быть собственниками. В их собственности могут находиться
здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно
просветительского назначения, предметы религиозного назначения, а также денежные средства и иное
имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории
и культуры. Имущество, собственником которого является религиозная организация, создается путем
приобретения или создания за счет собственных средств, пожертвований граждан, организаций или передачи
собственности от государства. Религиозные организации могут иметь имущество на праве собственности за
границей. Кроме того, закон признает за религиозными организациями право устанавливать контакты и
международные связи, в том числе в целях паломничества.
Религиозным организациям разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать
собственные предприятия. При этом на такие предприятия распространяются нормы гражданского и
трудового права. А на работников религиозных организаций, а также священнослужителей распространяется
порядок социального обеспечения, социальногострахования и пенсионного обеспечения в соответствии с
законодательством РФ.
Так, например, завод «Софрино» под Москвой осуще20 6 ствляет производство церковной утвари, свечей,
пошив облачений. Это предприятие обеспечивает занятость 3 тыс. человек. При Московской церкви
евангельских христиан действует товарищество «Серебрянское» (бывший совхоз), создана фирма «Вифания»
по ремонту автомашин, производству оконных решеток, оказанию посреднических услуг. Треть доходов от
этих предприятий поступает в церковь. Духовный центр адвентистов седьмого дня в Заокском районе Тульской области имеет значительные участки земли, где выращиваются экологически чистые продукты.
Есть немало примеров хозяйственной деятельности религиозных организаций других конфессий.
Вторую группу составляют специфические права, связанные с характером деятельности религиозных
организаций.
Вопервых, религиозные организации имеют право действовать в соответствии со своими внутренними
установлениями.
Вовторых, они могут также основывать и содержать культовые здания, сооружения и иные места,
специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного
почитания (паломничества). Законом разрешены религиозные обряды в специально выделяемых
администрацией помещениях лечебнопрофилактических учреждений и больниц, детских домов и домов
интернатов для престарелых и инвалидов. Разрешены они в учреждениях, где отбывают уголовное наказание
осужденные правонарушители. При этом для лиц, находящихся под стражей, проведение религиозных
обрядов допускается с соблюдением специальных требований уголовнопроцессуального законодательства.
Закон предусматривает беспрепятственное участие военнослужащих в богослужении, осуществлении
религиозных обрядов и церемоний с учетом воинских уставов. В иных не оговоренных специально случаях
богослужения, религиозные церемонии и обряды осуществляются в порядке, установленном для проведения
митингов, шествий и демонстраций.
Втретьих, религиозные организации обладают исключительным правом приглашать иностранных граждан в
целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической,религиозной деятельностью.
Религиозные организации также имеют право производить, приобретать, распространять религиозную
литературу и другие материалы и предметы религиозного назначения. Они пользуются исключительным
правом учреждать организации для издания богослужебной литературы и предметов культового назначения.
Кроме того, религиозные организации обладают исключительным правом создавать учреждения
профессионального религиозного образования для подготовки священнослужителей и религиозного
персонала. Учащиеся таких образовательных учреждений при условии наличия у этих учреждений
государственной лицензии пользуются всеми правами и льготами, предусмотренными
законодательством России.
Отдельно предусмотрена законом благотворительная и культурнопросветительская деятельность
религиозных организаций. Она может осуществляться как непосредственно религиозными организациями, так
и организациями и средствами массовой информации, созданными для этих целей.
Религиозные организации вносят значительный вклад в формирование духовнонравственного фундамента
российского общества, атмосферы свободы совести, свободы вероисповеданий, благоприятно влияют на
развитие религиозной жизни Российской Федерации, стимулируют возрождение тяги к самоотверженному
служению религиозным идеалам и ценностям. Расширяются многообразные формы религиозного служения,
растет число религий и религиозных течений, действующих в России.
ПРОБЛЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО МИРА
Государство и общество активно поддерживают различные формы социального служения религиозных
объединений. Из государственного бюджета могут выделяться средства на реставрацию, содержание и охрану
храмов и других объектов, являющихся памятниками истории и культуры. Каждому, кто посещает памятное
для россиян место — монумент на Поклонной горе в Москве, бросается в глаза, что здесь неподалеку друг от
друга расположены культовые сооружения православных, иудеев и мусульман. Это место поклонения
погибшим за Родину, которых не разобщила принадлежность к различным религиям.
Складывается система государственных органов, подразделений, существует штат сотрудников,
осуществляющих связь с религиозными объединениями. Религиозные деятели приглашаются в различные
консультативные советы при федеральных и региональных органах власти.
В новой России влияние религиозных организаций на общественную жизнь и политические процессы
возрастает. Этот рост проявляется в многочисленных акциях благотворительности и милосердия разных
конфессий, в объедине20 8 нии усилий при проведении правозащитных,
миротворческих, экологических акций.
Для устойчивого и стабильного развития многоконфессиональной России необходимо сохранять
межрелигиозный мир. В противном случае наша страна окажется на грани катастрофы. Каковы «факторы
риска», угрожающие межрелигиозному миру и согласию?
Вопервых, религиозная нетерпимость, особенно если она перерастает в антагонизм. При учете чаяний, нужд,
интересов более многочисленных и влиятельных религиозных организаций никто не должен попирать
законные права или оскорблять религиозные чувства меньшинства. Роль компетентного консультанта может
сыграть Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, в который вошли
лидеры 11 наиболее авторитетных религиозных организаций. Сотрудничество религиозных организаций
различных конфессий возможно в самых разных вопросах: от благотворительности и милосердия до
совместных экологических и миротворческих программ. Вовторых, расширение деятельности нетрадиционных конфессий и религий и возникновение не менее
широкого противодействия им, стремление лишить нетрадиционные конфессии и религии доступа к СМИ,
сфере образования, возможности заниматься благотворительной деятельностью.
Так называемые новые религиозные движения (в мире до 140 млн верующих являются их приверженцами, а в
России их число по разным оценкам доходит до 300— 400 тыс.) крайне неоднородны. Одни заняты
милосердием и благотворительностью, тратя большую часть средств и сил на помощь ближним, другие
сконцентрированы на своих внутриобщинных проблемах и религиозной практике, игнорируя жизнь общества
и его заботы. А некоторые больше похожи на религиознофилософские учения или медицинско
оздоровительные системы, сведя к минимуму обычные формы религиозной жизни.
Ученыерелигиоведы отмечают, что многие нетрадиционные культы представляют собой особый тип
религиозных организаций. В них, как правило, отсутствуют строго разработанные вероучения, а структура их
нередко жестко иерархическая с авторитарным лидером. Для них типична оппозиционность к официально
признанным ценностям и церковным идеалам. Культ в таких общинах сочетается с использованием методов
психического воздействия и манипулирования. Подобная деятельность оказывает вредное, а порой и
разрушающее воздействие на индивидуальное и общественное сознание, ведет к нарушению социализации
личности. Последователи таких культов бросают работу, учебу, уходят из семей. Примером такого культа
служит Белое братство Юсмалос, проповедовавшее конец света в октябре 1993 г., веру в новое воплощение
Христа в Марии Дэви Христос (такое имя приняла одна из создательниц организации Марина Цвигун).
Некоторые религиозные группы и общины явно попадают под определение экстремистских.
Политикам, безусловно, приходится учитывать специфику различных религиозных организаций, строя с ними
свои отношения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
1 Осуществление принципа свободы совести предоставляет каждому возможность выбора принадлежности к
той или иной религиозной организации или отказа от такой принадлежности . Вам самим решать , участвовать
или нет в религиозном объединении , организации . Это дело сугубо личное и добровольное .
2 Ряд нетрадиционных религиозных культов делают свою ставку на молодежь , которая , с одной стороны,
ищет для себя духовные ориентиры, а с другой — склонна к социальномупротесту , в том числе и в вопросах
веры. Недостаток знаний о существе вероучения может легко привести в организацию, далекую от истинно
религиозных целей .
3 Решая для себя , состоять или не состоять в объединении верующих , стоит помнить о том, какую опасность
представляют так называемые тоталитарные секты. Для них характерны жесткий контроль за членами в
сочетании с воинствующеагрессивным учением. Он и часто используют методы психологического
воздействия на человека , отнюдь не безопасные для морального и психологического здоровья .
ДОКУМЕНТ
Из Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (от 25 июля 2002 г.).
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: экстремистская
деятельность (экстремизм):
1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массо21 0
вой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий,
направленных на:
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
подрыв безопасности Российской Федерации;
захват или присвоение властных полномочий;
создание незаконных вооруженных формирований;
осуществление террористической деятельности;
возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием
или призывами к насилию;
унижение национального достоинства;
осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам
идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по
мотивам ненависти либо вражды в отношении какойлибо социальной группы;
пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к
религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности...
Статья 9. Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление
экстремистской деятельности
В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений,
иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ 1. Какие признаки позволяют характеризовать отдельные религиозные организации как экстремистские?
2. Укажите признаки, которые наиболее опасны для межконфессиональных отношений.
3. Почему государство применяет к экстремистским организациям жесткие санкции вплоть до запрещения их
деятельности?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие религиозные объединени я могут действовать в Российской Федерации ?
2 Укажите обязательные признаки , которым и должны обладать религиозные объединения .
3 Что вам известно о законодательных нормах в отношении создания религиозных объединений в органах
власти?
4. Каковы основные проблемы, стоящие перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными
организациямии учреждениями ?
ЗАДАНИЯ
1. Проанализируйте преамбулу к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях »
(текст 1) , а также отношение к закону, представленное в «Основах социальной концепции Русско й
православной церкви » (текс т 2), и сделайте необходимые выводы.
1 ) «Федеральное Собрание Российской Федерации , подтверждая право каждого на свободу совести и
свободу вероисповедания , а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и
убеждений , основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая
особую роль православия в истории России , в становлении ее духовности и культуры, уважая христианство ,
ислам, буддизм и другие религии , составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов
России , считая важным содействовать достижению взаимного понимания , терпимости и уважения в
вопросах свободы совести и свободы вероисповедания , принимает настоящий Федеральный закон» .
2) «Право содержит в себе некоторый минимум нравственных норм , обязательных для всех членов
общества . Задача светского закона не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие , а в
том, чтобы он не превратился в ад».
2. Подберите материалы из периодической печати, характеризующие деятельность современных религиозных
организаций по следующим направлениям (одному или нескольким) : хозяйственноэкономическая
деятельность , социальномедицинская сфера , военнопатриотическая деятельность , культурно
просветительская работа .
3 . Среди оснований для приостановления деятельности религиозного объединения Федеральный закон «О
свободе совести и о религиозных объединениях » 2002 г. называет следующие :
«...нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том
числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств ,
гипноза.. . склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской
помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии.. . принуждение членов и
последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу
религиозного объединения , воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу,
если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими
противоправными действиями выходу гражданина из религиозног о объединения... »
Какие права человека нарушают эти действия ? Можно ли характеризовать организации , допускающие
указанные правонарушения , как экстремистские ? Какую дополнительную информацию необходимо
получить для обоснованного решения о приостановлении деятельности религиозного объединения ?
4 . Одним из проявлени й межконфессиональных противоречи й в прошлом человечества был и религиозные
войны. Из курса
истории вам известно , к каким трагическим последствиям он и приводили . Какие меры могут предотвратить
опасность возникновения вооруженных столкновений на основе межконфессиональной вражды? Назовите
факты, которые , с вашей точки зрения , характеризуют развитие диалога между различными религиозными
организациями в России .
МЫСЛИ
МУДРЫХ
«В лицах своих богов человек рисует свой собственный портрет».
Ф. Шиллер (1759—1805), немецкий поэт и драматург
Конспект урока и презентация на тему "Церковь как социальный институт"
Конспект урока и презентация на тему "Церковь как социальный институт"
Конспект урока и презентация на тему "Церковь как социальный институт"
Конспект урока и презентация на тему "Церковь как социальный институт"
Конспект урока и презентация на тему "Церковь как социальный институт"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.