Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира
« Средняя общеобразовательная школа №9»
Автор материала: Целуйко Наталья Николаевна
Стаж работы: 27 лет
Квалификационная категория: высшая
Название УМК: «Школа России»
Автор и название учебника: Н.И.Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг «Технология» 1 класс
Название предметной области: «Технология» (авторы: Н.И.Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг)
Тема: «Дикие животные. Птицы»
Тип: социальный, групповой, краткосрочный (коммуникативный, информационный, проектировочный) проект
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся 1 «Г» класса (знакомство с приемами создания изделия в технике коллажа) через их включение в коллективный (групповой по аспектам темы), социальный проект по теме: «Дикие животные. Птицы» ( освоение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя и помощи тьютеров (родителей).
Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучения:
1. Воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, целеустремлённости, терпения.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование экологической культуры бережного отношения к природе, стремление к её созиданию;
3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование уважительного отношения к иному мнению;
4. Воспитание бережного отношения к птицам;
5. Формирование умения анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
6. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов обучения (УУД ):
1. Формирование умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли.
2. Формирование умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3. Формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
4. Развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций; Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),
5. Учиться делать выводы;
6. Развивать наглядно-образное мышление, творческие способности, наблюдательность.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1. Расширить представление о разнообразии птиц, их значении для природы и человека;
2. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
3. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач (Коллаж с призывом).
4. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Оборудование урока (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды):
1. интерактивная доска, проектор, ноутбук для 3 группы учеников,
2. звукозапись пения птиц, звукозапись зимы и ветра, звукозапись П.И.Чайковский «Времена года. Зима», презентация,
3. ножницы, цветные карандаши, клей-карандаш, лист-основа размером А3 с рисунком ветки (на уроке ИЗО)
4. выставка проектов «Зимующие птицы»,
5. инструкционные карты для работы в группах информационные листы,
6. напечатанные слова – призывы, таблички с названиями групп,
7. листы самооценки (дифференциация по уровню трудности и объёма), смайлики для оценивания эмоциональной оценки проекта; листы оценки работы групп.
· Для группы «Пташки»- выкройки птиц, ножницы, карандаши, клей, семечки арбуза, вата, учебник «Технология», план работы.
· Для группы « Птички»- вырезки птиц, вата, карандаши, ножницы, клей, толковый словарь С.И. Ожегова, план работы.
· Для группы «Пичужки»- клей, цветная бумага, инструкционная карта изготовления птиц, ноутбук план работы.
Технологическая карта урока
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Деятель-ность помощни-ков |
Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой) |
1 |
Организационный момент |
Приветствует учащихся, настраивает их на работу. -У нас сегодня на уроке гости и помощники консультанты. Если понадобится , они придут к вам на помощь .Мы сегодня совершим вертуальное путешествие в лес.
|
Приветствуют учителяи гостей |
|
Коммуникативные: Дружеское приветствие перед началом работы. Регулятивные Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия |
2 |
Актуализация знаний. |
(Пение птиц Слайд-№1) -Кто в лесу живёт? -Чьи голоса мы слышим в лесу? -А птиц можно отнести к диким или домашним животным? -Кто догадался, какая тема нашего урока? Загадывает загадки, контролирует правильность выполнения задания. Загадка Слайд-№2 Разве можно забывать: Слайд-№3 Догадались, какая тема урока? |
Фронтальная работа. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. -Дикие животные. -Птиц -К диким. Выдвигают тему урока: - Дикие животные. Птицы |
|
Коммуникативные: Свободно и без боязни выражают свое мнение и свои эмоции, аргументируя свои ответы
|
3 |
Постановка проблемы исследования (знание – незнание).
Выдвижение гипотез (предположений).
|
(Звучит аудиозапись Звуки зимыП.И.Чайковский «Времена года»). Поёт зима, аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёку Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна… А вьюга с рёвом бешенным, Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней. Слайд-№4 - Зима на улице. Всё белым – бело. Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром унизан весь, Не покинув эту землю, Много птиц осталось здесь. Воробьи, галки, вороны и синицы, дятлы, сороки, голуби никуда не улетают. Круглый год они живут у нас и называются осёдлыми. Мы с вами делали Проект» Зимующие птицы». И уже знаем какие птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все – таки им очень тяжело зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти может 2 – 3 доживают до весны. Загадка: В
зимний день Сало и зёрнышки, хлеба горбушка Чтобы спасти жизнь многим птицам вы сделали кормушки Слайд-№5 кормушки мы посчитали , к нам прилетало …птиц. А что мы можем еще сделать для спасения птиц? Вот проблема! -Как можно призвать, привлечь внимание людей , чтобы они захотели помочь птицам? Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний –А для этого мы будем делать коллаж в виде плаката, а плакат содержит призыв. Знаете значение этих слов? -Давайте «Пташки» прочитают что такое. Коллаж в словарике учебника группа « Птички»- прочитает что такое призыв в толковом словаре «Пичужки» прочитают что такое плакат в интернета, а
|
Учащиеся вспоминают материал ранее изученный на уроках Окр. мира
Обращают внимание на выставку своих проектов « Зимующие птицы»
Фронтальная работа. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Решение поблемной ситуации. -Сделать еще кормушки, -попросить друзей. дифференцированный подход по степени трудности. Работа в группах. группа «Птички» читает ,что такое призыв в толковом словаре «Пичужки» читают ,что такое плакат в интернета, а «Пташки» читают, что такое. Коллаж в словарике учебника С. 125 |
Родители и педагоги являются тьютерами в группах, могут являться источником дополнительной информации. |
Коммуникативные УУД.
Личностные Принятие нравственно – этической позиции
ЛичностныеУУД формирование экологической культуры бережного отношения к природе, стремление к её созиданию
Познавательные
УУД. |
4 |
Формулирование темы, цели и задач проекта |
Совместное целеполагание. Слайд-№6 -Если наша тема урока «Птицы», с какой целью мы будем делать коллаж? Цель урока: Сделать коллаж-призыв, чтобы спасти птиц от голода. -Какие задачи нам надо решить для достижения цели? -Задачи урока Надо уметь дружно работать в группе; аккуратно делать поделку; читать инструкцию, .уметь вырезать и клеить, Надо соблюдать технику безопасности при работе ножницами и клеем. Слайд техника безопасности№7, 8 |
Фронтальная работа. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Ученики самосто-ятельно пытаются сформулировать тему и цель урока. -Мы будем делать коллаж с птицами. -Чтобы привлечь внимание людей к проблеме птиц? -Надо уметь дружно работать в группе; аккуратно делать поделку; читать инструкцию, соблюдать технику безопас-ности,уметь вырезать и клеить. Называют правила безопасного пользования ножницами и клеем |
|
Коммуникативные УУД. Свободно и без боязни выражают свое мнение и свои эмоции, аргументируя свои ответы Познавательные: (Общеучебные) Постановка и формулирование проблемы. Формулирование познавательной цели, постановка задач. Регулятивные: Целеполагание. Постановка вопросов, требующих поиска ответов, определение дальнейшего хода урока. Личностные УУД формирование установки на безопасный образ жизни |
|
Физминутка. |
Слайд-№9 Выполняет движения совместно с детьми Руки подняли и покачали, Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули. Ветер роняет снежок В сторону руки, ими помашем. Это к нам птицы летят. Как они сядут тоже покажем. Руки сложили назад. |
Выполняют движения |
|
Личностные УУД формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни |
|
Планирование работы
|
У каждой группы есть свой материал для работы. Из него вы будете делать птиц и прикреплять на, основу свои работы. Составим план работы Слайд- алгоритм №10 |
Составляют план работы по алгоритму с помощью учителя. 1.сделать птичку(каждая группа делает птиц в разной технике) 2.приклеить 3.оформить 4.написать призыв |
|
Регулятивные УУД |
5 |
Работа в группах
|
Правила работы в группе.\ В группе работая, вежливы будьте. Другу помочь не забудьте. Не перебивай, выслушай до конца. Будь открытым для взаимодействия. Уважай мнение участников. Учитель наблюдает за работой в группах, в конфликтных ситуациях приходит на помощь Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха. -Если нужна помощь поднимите красный смайлик. Индивидуальный подход.
|
Называют правила работы в группе. Учащиеся учатся работать в группе, распределяют роли, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Учащиеся с помощью родителей- консуль-тантов выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем- экспертом. Оформляют проект, изготавливают продукт, участвуют в коллективном анализе проекта, выясняют причины успехов и неудач.
|
Родители оказывают помощь в подготовке предметной среды. Тьютеры координируют работу групп. |
Регулятивные УУД действовать и контролировать процесс и результаты своей деятельности по плану, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; допускать существование различных точек зрения. Умение работать в группе Дифференциация по уровню достижений . |
|
Самооценка |
-Заполните Листок самооценки
|
Заполняют Листок самооценки Дают самооценку своей работе, в соответствии с разработанными критериями. |
|
Дифференциация по степени трудности Регулятивные Формирование готовности оценивать свой и группы учебный труд. |
6 |
Презентация (защита проектов).
|
Помощь в организации презентации. - Представить результаты своей работы предоставляется 1 группе … Учитель организует презентацию результатов каждой группы, принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты. Просит детей провести защиту своего проекта по 3 вопросам - Что сделали…? -Как…? -Зачем…? |
Презентуют проекты в выбранной форме. Учащиеся осуществляют защиту проекта. Демонстрируют : понимание проблемы, цели и задач ; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата.
|
Тьютеры помогают в организации презентации, выборе её формы. Проводят внешнюю экспертную оценку работы групп |
Познавательные Составлять небольшое сообщение. Коммуникативные, личностные Умение презентовать результаты своей работы и проводят рефлексию результата групповой деятельности по 3 вопросам - Что сделали…? -Как…? -Зачем…? Умение слушать и принимать речь другого Познавательные Составлять небольшое сообщение. |
7 |
Итог урока. (Общие выводы) |
- Учитель акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности уч-ся на уроке. Возвращает уч-ся к учебным задачам урока. Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели? -Какие задания вы выполнили с
удовольствием? Люди увидят ваши коллажи и обязательно захотят помочь птицам. - На сегодняшнем уроке вы все были добрыми и дружными, а значит, были просто молодцы! -Если вы закончили урок с хорошим настроением, похлопайте себе и всем. Слайд №11 - Спасибо за урок! Птицы тоже говорят вам спасибо! |
Оценка своей деятельности на уроке. |
|
Регулятивные УУД. Личностные: осмысливают практическую значимость и полезность приобретенных знаний в проектной работе.
Личностные УУД Эмоционально-положительная концовка урока урок |
Прогнозируемый результат:
· повышение познавательного интереса к предмету, формирование УУД учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
· умение работать с источниками информации «Словарик юного технолога» в учебнике «Технология», толковый словарь С.И. Ожегова, Интернет;
· освоение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя и помощи тьютеров (родителей), распределение ролей; обсуждение плана в группе; умение вести монолог, диалог;
· корректировка своей деятельности и деятельности партнера при выполнении изделия; умение делать выводы о выполненной работе, самооценка; Слушать собеседника, излагать свое мнение; проявление творчества ;использование правил работы с бумагой, ножницами и клеем, Освоение приемов создания изделия в технике коллажа, склеивание птиц из готовых деталей, складывание птиц в технике оригами по инструкционной карте; создание «Коллажа о птицах» с призывом о помощи.
Термины, понятия. Композиция, проект, бумага, коллаж, призыв, плакат
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.