Конспект урока
Организационная информация
Шаркова Анна Ивановна
Учитель информатики
МБОУ СОШ №38
РФ
г. Курск
Методическая информация
Информатика
5
Передача информации.
Урок открытия нового знания
Исследовать процесс передачи информации.
дать понятие о процессе передачи информации: источнике,
приемнике информации, канале связи;
исследовать, от чего зависит качество передаваемой
информации;
развивать коммуникативные навыки;
формировать умение планировать свою деятельность;
формировать умение ставить цели своей деятельности;
развивать мыслительные навыки: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, абстрагирование, классификация;
формировать навыки рационального использования времени;
воспитывать навыки самооценки, самоконтроля.
Приобретение знаний о процессе передачи информации, канале
связи и помехах, возникающих при передаче информации.
Программа курса «Информатики и ИКТ» Автор Л.Л. Босова
Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, М.Ю. Босова
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
§7. Передача информации.
Урок 12
Автор урока
Должность
Образовательное
учреждение
Республика/край
Город/поселение
Предмет
Класс
Тема урока
Тип урока
Цель урока
Задачи урока
Планируемые
результаты
Образовательная
программа, УМК
Учебник, автор,
издательство, год
Тематический
рубрикатор (раздел,
параграф, блок, №
урока)
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),
деятельность учителя и учеников.
Мотивация
обучающихся
Здравствуйте! Рада видеть вас сегодня на уроке! Сегодняшний урок я
хочу начать с загадок. Эти загадки вам помогут понять о чем пойдет
речь на уроке
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней.
Вы, конечно, догадались, что это? (Книга)
Или еще одна загадка
Раньше такого умного друга
У школьников не было в нашей округе.
Теперь в каждом доме, на каждом столе,
Стоит он, помощник тебе, да и мне.
Рисует, считает, хоть что вычисляет,
А если захочешь, в игру поиграет.
Он — ЭВМ. Это имя одно. Постановка
целей и
сообщение темы
урока
и
Актуализация
знаний
фиксация
затруднения в
пробном
учебном
действии
А как подругому зовем мы его?
(Компьютер)
О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(С помощью компьютера, книги мы получаем новую информацию)
Т.е. о каком информационном процессе пойдет сегодня речь?
(Передача информации)
Тема сегодняшнего урока: «Передача информации».
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
На уроке мы выясним, как происходит процесс передачи информации,
что называется источником,
приемником информации,
информационным каналом, выясним, от чего зависит качество,
передаваемой информации.
Прежде, чем перейти к новому, выясним на что мы будем опираться,
какие знания нам помогут.
(проверка д/з: 1 чел. интерактивный тест на доске, с остальными
фронтально)
Что такое информация?
(Информация – это знания, сведения, новости, которые человек
получает из окружающего мира при помощи органов чувств)
Какие виды информации вы знаете?
(По способу восприятия: зрительная, звуковая, обонятельная,
осязательная, вкусовая; по способу представления: текстовая,
графическая, звуковая, числовая, видеоинформация)
Как человек хранит информацию?
(В своей памяти и на носителях)
Что такое носитель информации?
(Носитель информации – это любой материальный объект,
используемый для хранения на нём информации.)
Какие носители информации вы знаете?
А какими пользуетесь чаще всего?
(бумага, USBфлешнакопитель, диск)
Назовите древние носители информации.
Какие современные носители информации вам известны?
(бумага, магнитные и лазерные диски, флешнакопитель,
магнитная лента, видеолента, фотопленка
Вспомните, какие действия с информацией мы уже изучили?
(Сбор, хранение информации)
Как называются действия с информацией?
(Информационные процессы) Изучение нового Посмотрите на эти объекты (на столе стоит компьютер, лежат
телефон, книга, письмо, стопка тетрадей) и скажите, какое действие с
информацией они помогут нам выполнить?
(Передать информацию, передача информации)
Люди постоянно участвуют в действиях, связанных с передачей
информации. Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы
получали или передавали информацию?
(Звонок по телефону – и получал, и передавал информацию)
(Получал письмо, писал письмо)
(Смотрел новости по телевидению)
Сколько сторон участвует в процессе передачи информации?
(Две)
Одна … (передает информацию). Другая … (получает
информацию).
Их называют источник информации и приёмник информации.
Кого мы называем источником информации?
(Того, кто передает информацию)
А приёмником?
(Того, кто получает информацию)
В виде схемы процесс передачи информации можно представить так
Источник
информац
ии
Приемник
информац
ии
Нарисуйте стрелку между двумя участниками процесса передачи
информации в том направлении, которое вы считаете верным?
В каком направлении происходит передача информации?
(От источника к приемнику)
Источник
информац
ии
Приемник
информац
ии
Посмотрите, стрелка здесь нарисована не случайно. Если вы
рассказываете другу историю по телефону, кто является источником
информации?
(Мы, я)
А кто приемником?
(Друг)
А через что информация передается от вас к вашему другу?
(Через электромагнитные волны, телефонные провода)
Хорошо. А если друг написал вам письмо, кто является источником
информации?
(Друг)
Приемником?
(Я, мы)
Через что была передана информация?
(Через бумагу, письмо) Стрелку между источником и приемником информации мы подпишем
«Канал связи»
Источник
информац
ии
Информацион
ный канал
Приемник
информац
ии
Информационные каналы могут быть биологическими и
техническими:
Органы чувств человека выполняют роль биологических
информационных каналов.
Сигналы несут информацию от органов чувств к мозгу.
Техническими информационными каналами являются телефон, радио,
телевидение, компьютерные сети, с помощью которых люди
обмениваются информацией.
Для того, чтобы передавать информацию на большие расстояния
человек использует различные средства связи.
Средства связи – способы передачи информации на расстояние.
(Записать в тетрадь определение).
К традиционным средствам связи относятся сигнализация, почта,
телеграф, телефон, радио, телевидение, Интернет.
Как передавали информацию в прошлом (Выступление с
сообщением.)
(Оценить, похвалить ребенка)
Как вы думаете, что влияет на качество передачи информации?
Я вижу у вас есть затруднения? Почему у вас возникли затруднения
возникли? Значит, вы чегото не знаете?
У нас возникла проблема.
Давайте посмотрим отрывок из м/ф «Каникулы в Простоквашено»,
может он поможет решить нашу проблему и ответим на вопрос: Вся ли
информация в неизменном виде была передана от источника к
приемнику?
(Нет, зрительная информация была получена, а звуковая нет)
Что повлияло на качество передачи информации?
(Неисправность телевизора)
Такого рода технические неисправности, мешающие полной и
достоверной передаче информации, встречаются очень часто и
называются помехи.
Попробуйте сформулировать, что такое помехи?
(Помехи – это технические неисправности, мешающие полной и
достоверной передаче информации)
Физминутка А сейчас мы постараемся выяснить, какие помехи могут возникнуть
при передаче информации.
Я предлагаю вам работать по плану
План
1. Привести пример передачи информации.
Назовите источник, приёмник информации, канал связи.
2. Рассмотреть, какие помехи могут возникнуть на каждом участке
схемы источник канал связи приёмник.
3. Привести примеры, как данные помехи могут повлиять
на качество передачи информации
Реализация
построенного
проекта
Для того, чтобы решить эту проблему, я предлагаю разбиться на
группы.
Каждая группа получает задание, и в течение 3 минут должна по
разработанному нами плану ответить на вопрос.
Работа в группах
Группа 1
В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные
неисправностью источника информации.
(Например, дефекты речи, неисправность микрофона, телефона,
плохо пишет ручка, неразборчивый почерк)
Группа 2
В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные
неисправностью приемника информации
(Например, плохое зрение или слух, неумение читать, дальтонизм)
Группа 3
В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные
неисправностью канала связи
(Например, обрыв провода, гроза, сломалась антенна, села
батарейка на телефоне)
Каждая группа представляет свой проект – остальные дополняют
общий эталон.
Самостоятельна
я работа
Молодцы!
Работая в парах, приведите примеры из жизни, из сказок или м/ф, где
информация передается как в предложенной схеме:
Источник: Приёмник:
Источники:– Приёмники:
Источники: Приёмник:
Впишите свои варианты в карточку (Р.т.№74).
Передайте свою информацию классу – назовите свои примеры.
Какой вывод можно сделать из работы о возможном количестве
источников и приёмников при передаче информации?
Вывод: в процессе передачи информации может участвовать
несколько источников и приемников информации.
Включение
в Сейчас вам предстоит самостоятельно заполнить таблицу (Р.т №71) систему знаний и
повторение
Предложите способ, как превратить носитель информации в её
источник, и укажите вид информации, которую получит приемник от
данного источника.
По итогам работы сделайте вывод о том, как связаны между собой
процессы передачи и хранения информации.
Домашнее
задание
Рефлексия
учебной
деятельности
Итоги
§ 6, Р.т. № 70,73,75
Подготовить сообщение «Научные открытия и средства информации»
Сейчас я попрошу вас передать мне информацию о том, как вы
оцениваете свою деятельность на сегодняшнем уроке. У вас на партах
лежат сигнальные карточки
Я понимал всё, о чём говорилось и, что
делалось на уроке. Я принимал активное
участие в работе. Мне было интересно.
Зеленый
Желтый
Мне было достаточно комфортно на уроке,
но я принимал в нем не очень активное
участие. Мне было не очень интересно
Красный
Домашнее задание я не понял. К ответам
на уроке я был не готов. Мне было скучно
на уроке.
Если < 100% зеленый, то значит, комуто из нас помешали достичь
цели помехи.
Теперь, когда урок близок к завершению, мы можем
подвести итоги.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что вас удивило, что показалось интересным?
Что было сложным или показалось неважным,
неинтересным? Пример передачи информации
__________________________________________________________________
________________________________________
Источник:
______________________
______________________
Приёмник:
_____________________________
_________________
_______________________
Пример передачи информации
__________________________________________________________________
________________________________________
Источник:
__________________________
__________________________
Приёмники:
_______________________
_______________________
Пример передачи информации
__________________________________________________________________
________________________________________ Источники:
_________________________________
_____________________
___________________________
Приёмник:
_____________________________
_________________
_______________________
Конспект урока информатики в 5 классе " Передача информации"
Конспект урока информатики в 5 классе " Передача информации"
Конспект урока информатики в 5 классе " Передача информации"
Конспект урока информатики в 5 классе " Передача информации"
Конспект урока информатики в 5 классе " Передача информации"
Конспект урока информатики в 5 классе " Передача информации"
Конспект урока информатики в 5 классе " Передача информации"
Конспект урока информатики в 5 классе " Передача информации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.