Конспект урока "Информация в Интернете: возможности и риски"
Оценка 4.6

Конспект урока "Информация в Интернете: возможности и риски"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
информатика
9 кл
05.01.2017
Конспект урока "Информация в Интернете: возможности и риски"
Цель урока: знакомство учащихся с видами и формами информации, представленными в Интернете, видами позитивного и негативного контента в сети, а также способами борьбы с неприемлемым контентом. IV. Использованная литература: «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», Методическое пособие для работников системы общего образования, Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В., Часть 2. Практикум.
План-конспект урока_Панкратова.О.В.docx

Тема урока: «Информация в Интернете: возможности и риски»

Рекомендуемый возраст: 7-9 класс

 

Цель: знакомство учащихся с видами и формами информации, представленными в Интернете, видами позитивного и негативного контента в сети, а также способами борьбы с неприемлемым контентом.

Ход урока:

I.      Актуализация.

Необходимые материалы: видео «Как выглядел бы наш мир, если бы Интернет существовал уже тысячи лет?».

Время проведения: (5 мин.)

Сегодня наш урок посвящен безопасности в сети Интернет. Тема урока: «Информация в сети Интернет: возможности и риски». Интернет – одно из величайших изобретений, которое кардинально изменило наш мир. Давайте пофантазируем, как выглядел бы наш мир, если бы Интернет существовал уже тысячи лет? Ответы учащихся. Учитель предлагает посмотреть видео «Как выглядел бы наш мир, если бы Интернет существовал уже тысячи лет?» http://www.youtube.com/watch?v=Y-0F4LL-i_8 Из этого примера можно представить себе влияние интернета на общество в целом и образ жизни отдельного человека.

Упражнение 1. «Убеди меня».

Необходимые материалы: небольшой мяч или мягкий предмет, который можно бросать друг другу.

Время проведения: (10 мин.)

Ведущий играет роль человека, который никогда не пользовался интернетом, много про него слышал, но сомневался, что в Интернете есть что-то интересное и полезное. Ведущий просит участников его переубедить. Обязательное условие: аргументы не должны повторяться, и должны начинаться с фразы: «В интернете вы можете…». Ведущий начинает упражнение: он берет мяч и произносит: «Мне кажется, в Интернете нет ничего интересного и полезного!». Далее ведущий бросат мяч кому-либо из участников. Поймавший мяч приводит аргумент в пользу интернета, начиная его словами: «В интернете вы можете…», и перекидывает мяч ведущему. Игра заканчивается, когда все участники привели свои аргументы. Подводя итоги резюмировать, удалось им убедить ведущего или нет, объяснить почему.

Обсуждение

- Легко ли было придумать аргументы, чтобы переубедить ведущего?

- Что из перечисленного вы любите больше всего?

II.  Содержание игры.

Упражнение 2. «Киберфанаты против киберскептиков».

Необходимые материалы: доска, фломастеры, листочки с клейким краем двух цветов, диаграммы из Приложения 1.

Время проведения: (25 мин.)

Этап 1. Сбор данных (5 мин.)

Ведущий раздает участникам листочки с клейким краем: по три – одного цвета и по три – другого, например, красного и зеленого. Затем он просит участников написать на зеленых листочках, какая информация в Интернете, по их мнению, является нужной и полезной, а на красных – какая информация может быть вредной, негативной или опасной. Затем ведущий проводит на доске вертикальную линию, которая делит пространство пополам. Левая половина доски обозначается знаком «+» (позитивный контент), а правая – знаком «-» (негативный контент). Участники должны подойти к доске и приклеить свои листочки, на которых обозначена полезная информация в Интернете, на половину доски, отмеченную «+», а листочки, на которых обозначена негативная информация, — на половину доски, отмеченную «-». После этого все садятся на места, и ведущий предлагает обсудить полученный результат.

Обсуждение

• Что было легче вспомнить: полезные или вредные виды информации в Интернете?

• Чем «позитивная» сторона доски отличается от «негативной»? Почему?

• Хотели бы вы что-то еще добавить на доску или изменить что-то на ней? Почему?

Этап 2. Анализ данных (20 минут)

Ведущий озаглавливает левую половину доски (флип-чарта) со знаком «+» — «Киберфанаты», а правую со знаком «-» — «Киберскептики». Он объясняет, что киберфанаты — это большие поклонники и защитники Интернета, считающие, что он дает много возможностей пользователям, а киберскептики — те, кто могут покритиковать Интернет и считают, что в Сети много негативной информации, которая легкодоступна и оказывает плохое влияние на людей. Он просит каждого из участников выбрать для себя наиболее подходящую для них группу — «Киберфанаты» или «Киберскептики» — и подойти к соответствующей половине доски.

Обсуждение

• Почему киберфанатов получилось больше, чем киберскептиков (или наоборот)?

• Как вы думаете, кого в мире больше: киберфанатов или киберскептиков? Почему?

Далее собравшиеся в группы участники получают задания: киберфанаты — проанализировать все листочки с позитивной информацией, киберскептики — с негативной.

Задача каждой группы состоит в том, чтобы проанализировать информацию на своей стороне доски и сформулировать пять основных аргументов в пользу своей позиции. Ведущий предлагает участникам в группах:

• подсчитать количество повторяющихся ответов;

• классифицировать все ответы и выделить 5-7 категорий;

• дополнить результаты на доске, если, по мнению группы, на ней не хватает каких-то важных категорий.

Затем группам предоставляется возможность защитить свою позицию в дискуссии, которая проводится в форме дебатов. Каждая группа по очереди приводит свои аргументы. От каждой группы в дебатах участвует по одному представителю, остальные помогают ему и подсказывают. Ведущий выступает модератором дебатов и следит за тем, чтобы аргументы были конструктивными и не повторялись.

Выступления представителей групп и получившиеся классификации позитивной и негативной информации обсуждаются классом.

Для сравнения ведущий приводит таблицу результатов исследования по вопросу оценки школьниками позитивных и негативных сторон Интернета, проведенного в 58 городах России (Приложение 1.1) и предлагает участникам сопоставить результаты.

 

Обсуждение

• На основании каких критериев можно оценить информацию в Интернете как полезную и как вредную?

• Какие существуют способы защиты от негативной информации в Сети?

• Какая позитивная информация может помочь в борьбе с негативной?

• Совпадают ли полученные категории с данными Всероссийского исследования «Дети онлайн»?

• Узнали ли вы что-то новое о возможностях получения информации в Интернете?

III.             Заключение

Просмотр видео «Безопасный Интернет» от Google и Beeline. http://yandex.ru/video/search?filmId=mhnOtFzRUXI&text=%C2%AB%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%C2%BB%20%D0%BE%D1%82%20Google%20%D0%B8%20Beeline%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizard

http://yandex.ru/video/search?filmId=Lr-uWcyIUXI&text=%C2%AB%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%C2%BB%20%D0%BE%D1%82%20Google%20%D0%B8%20Beeline%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizard

http://yandex.ru/video/search?filmId=Lr-uWcyIUXI&text=%C2%AB%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%C2%BB%20%D0%BE%D1%82%20Google%20%D0%B8%20Beeline%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizard

Обсуждение

·         Выскажите главную мысль просмотренного видео.

·         Что нового вы узнали из просмотренного видео?

 

IV.             Использованная литература:

«Интернет: возможности, компетенции, безопасность», Методическое пособие для работников системы общего образования, Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В., Часть 2. Практикум.

 

Приложение 1.1

 

Ответы на вопрос: «Какие плюсы Интернета ты видишь для себя?», % (Выборка: школьники 12-17 лет. Исследование цифровой компетентности российских подростков и родителей, Фонд Развития Интернет, 2013 г.)

 

 

Ответы на вопрос: «Какие минусы Интернета ты видишь для себя?», % (Выборка: школьники 12-17 лет. Исследование цифровой компетентности российских подростков и родителей, Фонд Развития Интернет, 2013 г.)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: «Информация в Интернете: возможности и риски»

Тема урока: «Информация в Интернете: возможности и риски»

Этап 1. Сбор данных (5 мин.)

Этап 1. Сбор данных (5 мин.)

Обсуждение • На основании каких критериев можно оценить информацию в

Обсуждение • На основании каких критериев можно оценить информацию в

Ответы на вопрос: «Какие минусы

Ответы на вопрос: «Какие минусы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017