Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"
Оценка 4.7

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
музыка
2 кл
14.07.2018
Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"
Содержание урока позволяет познакомить учащихся 2 класса с инструментами симфонического оркестра в интересной игровой форме. Урок направлен на развитие познавательного интереса, памяти, внимания учащихся, умения анализировать, развивает тембровый слух. Учащиеся получают знания о внешнем виде инструментов симфонического оркестра, особенностях их звучания.Разработка урока позволяет в игровой форме познакомить учащихся с инструментами симфонического оркестра, научиться различать их тембры. Урок направлен на развитие познавательного интереса учащихся, внимания, памяти, умения анализировать.
С. Прокофьев Петя и Волк..doc
Урок музыки. Тема: «Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка  С.С. Прокофьева «Петя и волк». 2 класс,  по программе «Музыка»  Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной Учитель музыки Соколова Елена Николаевна Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра.  Симфоническая сказка  С.С. Прокофьева «Петя и волк». Тип урока: усвоение новых знаний Цель   урока:    создать   условия   для   формирования   у   учащихся систематизированного   представления   о   симфоническом оркестре, как о  ярком явлении в музыкальной культуре.  Задачи урока:   с   применением   смешанных ­   формировать   знания   об   инструментах,   входящих   в   состав симфонического оркестра.  ­   познакомить   с   некоторыми   особенностями   внешнего   вида инструментов, их устройства и  звучания (тембров); ­ обеспечить условия для   развития познавательного интереса, памяти,   внимания   школьников,   умения   анализировать,   что имеет благотворное влияние на мыслительную деятельность в целом; ­ воспитывать музыкальный вкус. Вид   урока:  мультимедиа   урок   технологий. (Мультимедиа —   это   взаимодействие   визуальных   и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения   с   использованием   современных   технических   и программных   средств,   они   объединяют   текст,   звук,   графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Мультимедийный   урок,   урок   с   мультимедийной поддержкой,   где   мультимедиа   используется   для   усиления обучающего   эффекта,   является   одним   из   прогрессивных вариантов   проведения   уроков   в   современном   информационном обществе. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут   быть   различными:   от   нескольких   минут   до   полного цикла) Образовательные технологии: ­ технология развивающего, проблемного обучения; ­ игровая технология; ­ информационно­коммуникационная технология.   т.е. Методы:  беседа   с   элементами  сравнения,   анализа,   обобщения; демонстрационно­иллюстративный   метод   (звуковая   и   зрительная наглядности), эвристический(частично поисковый), рефлексия. Средства обучения:  интерактивный комплекс; видео­презентация к   уроку;     стенд   «Инструменты   симфонического   оркестра», индивидуальные   карточки   с   изображением   музыкальных инструментов, раскраски.   Структура урока I Организационный этап (2 мин)  Музыкальное приветствие  Просмотр видеофрагмента II. Мотивация, постановка цели урока (5 мин.)  Беседа, объявление темы урока III. Актуализация знаний (1 мин.)  Беседа по пройденному материалу с использованием слайдов IV. Первичное усвоение новых знаний (22 мин.)  Беседа с учителем  Работа   со   слайдами   презентации   «Инструменты симфонического   оркестра   в   сказке   С.Прокофьева   «Петя   и волк»  Прослушивание аудиофрагментов  симфонической сказки V. Первичное закрепление (5 мин.)  Видеоролик (фрагменты из мульфильма)  Песня «Весёлые путешественники» с движениями (в качестве физминутки» VI.Первичная проверка понимания (8 мин.)  Отгадывание загадок с использованием карточек  Интерактивная игра «Проверь себя» VII. Информация о домашнем задании (1мин.)  Работа с раскрасками VIII. Рефлексия (1мин.) Ход урока I. Организационный этап.  Музыкальное приветствие. «Сейчас музыкальный начнётся урок, Об этом сказал нам весёлый звонок, Сказал, заливаясь, на ноте высокой, Вас всех, поздравляю с началом урока!»   ­ Наш музыкальный урок с музыки и начнём. Как это уже бывало, наш класс на несколько мгновений превратится в концертный зал, с музыкантами, с дирижёром…и зазвучит чудесная музыка! Просмотр   видеофрагмента   (П.И.Чайковский   «Вальс   цветов»   из балета «Щелкунчик») …………………………………………………………. II. Мотивация, постановка цели урока. ­ Красивая музыка? И, наверное, знакомая? Часто звучит с экранов телевизоров, на волнах радиостанций. Может кто­нибудь знает, как называется эта музыка? Называется она «Вальс цветов». И сочинил её   великий   русский   композитор,   уже   известный   вам   по   первому классу,   Пётр   Ильич   Чайковский   (обратить   внимание   детей   к портрету) для балета под названием «Щелкунчик». ­Композитор   сочинил   музыку,   а   кто   исполнил   её   для   нас? (музыканты) ­ Обратили внимание, как много музыкантов играло это музыку? Целый оркестр! Оркестр симфонический. ­ Ребята, а кто­нибудь из вас может нам разъяснить, что это за «штука»   такая   –   симфонический   оркестр?   (слушаем   объяснения детей, если они будут) ­ Каждый музыкант  оркестра играет на музыкальном инструменте. Инструменты   разные,   голоса   у   них   разные,   но   под   управлением опытного   дирижера,   звучат   они   слажено,   и   получается   чудесная музыка.   Во   всём   мире   миллионы   людей   приходят   на   концерты, чтобы насладиться звучанием симфонического оркестра! ­ Вы наверняка, какие­нибудь   музыкальные инструменты узнали! (выясняем, есть ли такие инструменты). Фотоиллюстрации…...  ­   Сколько   неизведанного!   Давайте   разбираться.   Задача   нашей   с вами сегодняшней встречи – разузнать, что же за инструменты так красиво играют в симфоническом оркестре, как они называются, какие у них голоса. ………………………………………………………………………….. ­   А   поможет   нам   в   решении   этой   задачи   …сказка.   Да,   да,   не удивляйтесь!   Сказка.   Но   не   обычная,   а   сказка   музыкальная,   та, которую   мы     прошлом уроке……………………………………...…..  слушали   на вами   с   III. Актуализация знаний. ­ Кто подскажет, как она называлась?  («Петя и волк»)  ­Назовите фамилию композитора, который сочинил эту сказку? ( С. Прокофьев)…………………………………………………………...  ­ Ребята, а почему сказка называется «симфоническая»? ­   В   этой   сказке   роли   исполняют   инструменты   симфонического оркестра: у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определённый инструмент симфонического оркестра. Это не просто сказка, а  сказка–учебник. И написал её С.Прокофьев для того,   чтобы   познакомить   вас   с   инструментами   симфонического оркестра, научить узнавать их голоса, или как говорят музыканты, «тембры» этих инструментов. ­   Давайте   вспомним,   какие   были   герои   в   этой   сказке.   Назовите их!..........................................................................................................  И   у   каждого   из   них   в   сказке   своя     музыкальная   тема   и   свои инструменты. IV. Первичное усвоение новых знаний. Ну, вот взять хотя бы Петю………………………………………….  ­Приехал   к   дедушке   в   гости,   весёлый,   жизнерадостный,   и   как выяснится,   ещё   и   храбрый   мальчишка!   Какой   же   инструмент   в оркестре исполняет роль Пети?  ­   Сейчас   прозвучит     музыкальная   тема   Пети,   а   вы   попытайтесь, определить на слух какие звучат инструменты и  покажите, как на них играют музыканты. ­   Вот   вы   все   изобразили   скрипку.   А   на   самом   деле   Прокофьев поручил   исполнять   роль     храброго   Пети   главным   инструментам симфонического   оркестра   –   скрипкам,   альтам,   виолончелям   и контрабасам. Все они входят в струнную группу симфонического оркестра…………………………… Стенд Скрипки, их «братики» – альты, «мама» – виолончель и «папа» –  контрабас, целая семья струнно­смычковых инструментов! ­ А почему такое странное название «струнно­СМЫЧКОВЫЕ»?  (дополнить ответы детей пояснениями про смычок) Блиц­опрос: Как играют на…скрипке,       …виолончели       … контрабасе?     передаёт ­ А теперь вспомните,   как в сказке звучит тема Дедушки. Какой характер музыка? …………………………………………………….  СЕРДИТЫЙ ВЕСЁЛЫЙ ВОРЧЛИВЫЙ Какое слово не подходит? ­ А какой инструмент симфонического оркестра   может хорошо сыграть сердящегося ворчуна? ­В оркестре очень забавно может ворчать фагот. Этот инструмент похож на длинную палку, которую музыкант, чтобы сложить после концерта в футляр, разбирает на три части, три палки покороче (кстати,   в   переводе   на   русский   язык   слово   «фагот»   означает вязанка дров).  Скажите,  а как звучит голос фагота,  на каких звуках: высоких или низких?  Фагот  относится к группе деревянных духовых инструментов, и в этой   группе   он   самый   низкий   по   звучанию   духовой инструмент……………………………………………………………… …Стенд ­ А кого изображает эта музыка?........................................................  Действительно, трудно не услышать в этих звуках птичку. Так  мастерски композитор нарисовал музыкальный портрет птички! ­Расскажите, какое настроение у этой музыки? ­Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему Птички. Молодцы, вы все, так или иначе, показали дудочку. Главное, что вы услышали, что в этот инструмент, чтобы он зазвучал, нужно дуть. А в нашей сказке роль птички исполняет флейта. На ней играют так. Она отлично умеет подражать птичьим трелям. И   не   удивительно,   ведь   в   семействе   деревянных   духовых   у   неё самый голосок. …………………………………………………………………….Стен д высокий   ­А кому из героев нашей сказки принадлежит эта  музыкальная  тема?  Покажите жестами, как движется это персонаж………………..….  ­ Как, по­вашему, к какой группе инструментов   симфонического оркестра,   относится   инструмент,   исполнявший   роль   кошки? (деревянный духовой) Да, это тоже дудочка, и тоже из семейства деревянных духовых, называется кларнет. ­ Как звучит голос кларнета?  Мягкие, приглушённые звуки кларнета особенно на низких нотах, напоминают  вкрадчивое мурлыканье кошки, осторожные шаги её мягких бархатных лапок. ­ Ещё одна дудочка, из этого замечательного семейства деревянных духовых, исполняет птичью роль в этой скаке. Правда, эта птица не умела летать!....................................................................................................  ­ Узнали кто это? С.Прокофьев отдал эту роль инструменту под названием гобой. ­ Как звучит голос гобоя? ­   На   самом   деле   в   этой   сказке   с   гобоем   произошла   не   совсем обычная история. Дело в том, что  этот инструмент обычно играет музыку о любви, музыку полную нежности… Голос у него очень певучий.   Но   некоторые   ноты   звучат   совсем   не   нежно   и   очень напоминают   утиное   кряканье.   Обычно   композиторы   и   не пользуются   этими   нотами,   но   когда   композитору   Прокофьеву понадобилось   изобразить   в   оркестре   самодовольное   кряканье глупой утки, он вспомнил об этом свойстве гобоя и поручил ему такую, не совсем обычную для него роль. ­ Нечто похожее произошло и с валторнами, которых композитор заставил рычание волка…………………………………………..  изображать ­   На   самом   деле   у     валторны   звук   немножко   таинственный, поэтичный.   Когда­то   они   подавали   сигнал   к   началу   рыцарских турниров!   Валторна   умеет   исполнять   необыкновенно   красивые мелодии...  Но оказалось, что если несколько  валторн  сразу,   в  один  голос, очень громко «рявкнут» какой­нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изобразит злого и страшного волка. Сделана   валторна   из   металлического   сплава   на   основе   меди   и относится   к   другой   группе   духовых   инструментов:   МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ…..…… Стенд ­   Своим   особенным   голосом   валторна   обязана   собственной конструкции.   Труба, свёрнутая в круг, со множеством завитков, такой кренделёк или улитка, очень длинная!   Если эту   узенькую трубку   размотать,   то   длина   валторны   получится   почти   три   с половиной метра.  V. Первичное закрепление. ­   Вот   такие   удивительные   инструменты   играют   роли   в   этой симфонической сказке. Давайте ещё раз вслушаемся, как звучат их голоса!(видеоролик)....................................................................  ­ Ребята, а про кого из героев этой сказки, мы  забыли упомянуть? (Охотники) ­ Были ещё охотники, которые охотились по соседству в лесу и стреляли   из   ружей.   Инструменты   какой   группы,   могут   хорошо изобразить выстрелы? (ударная группа) Да, это УДАРНЫЕ инструменты: большой оркестровый барабан и литавры войлочными колотушками…………………………………………..  с       ­   Ритмично   бьют   барабаны!   Ритмично   двигаются   колотушки   у литавр!   Давайте   и   мы   с   вами   немного   подвигаемся,   а   заодно   и отдохнём. В прошлом году в наших путешествиях по музыкальной стране   нам   здорово   помогала   одна   весёлая   песенка! Вспоминайте……………….…песня с ритмопластикой VI. Первичная проверка понимания. ­ Ну, а сейчас –  загадки! Но отгадывать их мы будем с помощью карточек,   которые   лежат   у   вас   в   конвертиках.   Достаньте   их   и разложите перед собой. Итак, ­   отгадайте, речь!.................................   о   каком   инструменте   идёт Инструмент я очень древний. К деревянным отношусь. Мой регистр  самый верхний Этим очень я горжусь! Часто певчим подражаю, птичьи трели вывожу, И Снегурочкой холодной в сказке встретиться могу. (флейта) Правильность ответов сверяем с доской……………………………  «Я в квартете деревянных ниже всех звучу, друзья, В симфоническом оркестре без меня никак нельзя! Уважает меня деревянная родня, Хоть ворчу я на народ…» ­  глухо вымолвил  (фагот) С восемнадцатого века композиторы всех стран Отдают мне предпочтенье, это точно, не обман! Я звучу проникновенно, удивительно светло. И скажу, что как солисту, мне, конечно, повезло. Лучше всех мне удается чувства нежные любви. Грусть, мечты, переживанья – это образы мои! И рожок пастуший точно я игрой изображу, И гнусавой уткой в сказке громко крякнуть я могу (гобой) Вышла дудочка точёная, Вся изящная, вся чёрная. «Я играл на поле бранном, На гулянье массовом. Был я прежде деревянным, Стал теперь пластмассовым. Я на весь известен свет,  А зовут меня….»  (кларнет) Сравнить гобой и кларнет на слайде. Найти различия…………… Я похожа на улитку, крепко скручена в кольцо. Рог охотничий, считают, мне приходится отцом. Если б кто­нибудь меня, вдруг, сумел бы распрямить, Я б трубой  длинной в три метра всех смогла бы удивить!!! (валторна) Как будто девушка запела,  И в зале словно посветлело.  Скользит мелодия так гибко.  Затихло всё: играет…     (скрипка) Чуть побольше скрипочки,  А поёт пониже. Деревянный бочок,  Четыре струнки и смычок…       (альт) Сравнить скрипку и альт между собой и с размером смычка............  Кто Это бум? Кто это Бах? Кто это прячется в медных котлах? Гром – отвечают подружки Войлочные колотушки                            (литавры) ……………………………………………………….  ­ Ну, и напоследок, предлагаю вам поиграть в игру «Проверь  себя»…………. ………………………………………………………………...….  Эта игра потребует от вас выдержки: с места отвечать нельзя,  подсказывать нельзя! Кто знает – поднимает руку и мне  «сигнализирует». VI. Рефлексия (анализ деятельности на уроке).  ­ Вы большие умницы!(после игры) Ничего не перепутали, во всём разобрались. Скажите ещё разок, о чём вы узнали на сегодняшнем уроке? (об инструментах симфонического оркестра) ­ А что мы о них узнали? ( как называются, как выглядят, как на  них играют, как звучат их голоса) ­ Кому­то было трудно или непонятно? Понравилось? ­ Как вы думаете, где эти знания могут вам пригодиться в жизни? VIII. Информация о домашнем задании.  ­   Ребята,   а   кто   из   вас   был   с   родителями   на   концерте симфонического оркестра в нашей Курской филармонии?  Ну, вот, можно смело родителей позвать на такой концерт. Вы им много чего сможете рассказать о инструментах. А чтобы вы не забыли инструменты, вам в подарок раскраски. Здесь много всяких инструментов, но раскрасить надо только те, которые входят   в состав симфонического оркестра! Но это вы уже сделаете дома, покажете родителям, а на следующем уроке покажете мне. ­ На этом мы прощаемся. Жду вас через неделю.

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Конспект урока "Инструменты симфонического оркестра. С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2018