Конспект урока Искусства по теме: "Предсказание в искусстве" 9 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
искусство
9 кл
31.03.2017
Урок по данной теме вполне может быть бинарным, так как хорошо сочетается и взаимодополняется психологией. Главная цель урока: показать способность произведений искусства предугадывать события истории; формировать навыки рассуждения, опираясь на словарные слова, навыки анализа художественных и музыкальных произведений по опорному плану. Основные задачи, вытекающие из поставленной цели:
1. Учиться выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства.
2. Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями.
3. Размышлять о соотношении науки и искусства.
Специально для урока была разработана Карта ученика, которая оптимизирует время на уроке.
Предсказания в искусстве.docx
I I четверть
9 класс
Урок
«Предсказание в искусстве. Дар предвосхищения
художественного мышления»
«Все человечество делится на три неравные категории. Живущие
(меньшинство), умершие (большинство) и творцы (единицы). Только
третьим дано существовать вне времени и пространства»
В. Селиверстов
Бинарный урок: искусство + психология
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урокразмышление
Цель урока: показать способность произведений искусства предугадывать
события истории; формировать навыки рассуждения, опираясь на словарные
слова, навыки анализа художественных и музыкальных произведений по
опорному плану.
Задачи урока:
1. Учиться выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в
известных произведениях разных видов искусства.
2. Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными
образамипредставлениями.
3. Размышлять о соотношении науки и искусства.
1 слайд Абстракция
Сегодня у нас с вами необычный урок – бинарный, который объединяет в
себе и искусство, и психологию. Тему урока вам предстоит определить
самостоятельно чуть позже, а пока давайте вспомним.
Игра «Мозговой штурм»
( учитель дает мяч учащемуся и называет термин ученик должен дать
определение и передать мяч учителю и т.д.) иносказание
интуиция
фуга
постимпрессионизм
концерт
метафора
художественное мышление
аллегория
олицетворение
И. С. Бах
Винсент ван Гог
Имеет ли все эти определения отношения к сегодняшнему нашему уроку?
Давайте проверим
2 слайд
Рассказ мифа о Кассандре под музыку А. Шнитке Кончерто Гроссо
В древнегреческой мифологии рассказывается о дочери троянского царя –
Кассандре, которую Аполлон сначала наградил даром пророчества, а потом,
когда девушка отвергла его любовь, сделал так, что люди перестали ей
верить. Поэтому, когда Кассандра, предсказывая гибель Трои, пыталась
предупредить троянцев об опасности, которая таится в деревянном коне, ей
никто не верил. И Троя, как известно, действительно погибла. Выражение
«пророчество Кассандры» стало иносказательным.
Так же порой происходит и с произведениями искусства и литературы.
Некоторые их создатели обладают удивительным даром предсказывать
будущее, но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются.
Почему я сегодня вспомниала Кассандру?
Какова тема нашего урока?
3 слайд
(объявляется тема урока и зачитывается эпиграф)
Что, по вашему мнению, означает слово «творить» ?
Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали творцом?
Почему художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у
художников, композиторов, писателей?
Их профессией является творческое достраивание реальности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через какоето
время сбывают.
Что же помогает этим людям предугадывать события?
Может быть, интуиция? Умение сделать предположение, решить проблему, не
имея всех необходимых данных, которые в этом случае домысливаются?
В искусстве интуиция основывается на даре продвосхищения.
Дар предвосхищения предполагает способность человека воспринимать
будущие чувства и отношения, мысли и идеи, события и открытия (свои и/или
чужие), свидетельствуя другим людям о том, что уже доступно обладателю
этого дара.
Приведите примеры, когда произведения искусства предвосхищали
исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса.
4, 5, 6 слайды
7 слайд
Одной из уникальных догадок стало величайшее музыкальное творческое
открытие XVII в. — фуга
— жанр полифонической музыки, который получил
свое развитие в творчестве И. С. Баха
(немецкий композитор,
представитель эпохи барокко, органиствиртуоз, музыкальный педагог).
Прослушайте фрагмент Фуги и определите о какой догадке великого
немецкого композитора идет речь?
8 слайд
И. С. Бах фуга amoll
Фрагменты картин космоса
Ответ: догадка о многоголосии Вселенной
9 слайд
Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории
относительности, скажет, что Вселенная — слоеный пирог, где в каждом слое
свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования.
Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. В чём же связь теории Эйнштейна и фуги Баха?
Фуга с её разновременно вступающими голосами представляет собой
образную модель строения Вселенной.
Что И. С. Баху помогло предвосхитить это открытие в своих фугах?
Ответы учащихся
Я прошу вас вглядеться в картину Винсента Ван Гога «Звёздная ночь»
под звучание произведения Альфреда Шнитке Кончерто Гроссо
10 слайд
Что напоминает вам странная, будто хаотично закольцованная манера
письма художника?
Воздушные потоки
Какими музыкальными средствами рассказал нам об этом Альфред
Шнитке?
Учёные, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения
французского художника, утверждают, что он обладал уникальным даром
видеть то, что простым смертным не дано, – воздушные потоки. Хаотично
закольцованная манера письма художника, не что иное, как распределение
яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока,
теория которого была разработана великим математиком А. Колмогоровым
лишь к середине XX в. Учёные, объяснив явление турбулентности, решают
серьёзную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных
катастроф становится именно турбулентность.
В истории искусства можно найти много примеров предупреждения
художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности:
войнах, расколах, революциях.
Можно ли утверждать, что для искусства предсказание будущего является
главной целью?
А должно ли искусство предвосхищать будущее? Ученики: Конечно, для искусства предсказание будущего или открытие новых
научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его
многочисленных функций, а именно – дара предвосхищения!
Рефлексия:
сегодня на уроке я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
меня удивило…
мне захотелось…
Д/з: сделать анализ гравюры Альбрехта Дюрера «Апокалипсис» по
предложенному плану.
Конспект урока Искусства по теме: "Предсказание в искусстве" 9 класс
Конспект урока Искусства по теме: "Предсказание в искусстве" 9 класс
Конспект урока Искусства по теме: "Предсказание в искусстве" 9 класс
Конспект урока Искусства по теме: "Предсказание в искусстве" 9 класс
Конспект урока Искусства по теме: "Предсказание в искусстве" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.