Конспект урока «Искусство и власть» 9 класс
Оценка 5

Конспект урока «Искусство и власть» 9 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
искусство
9 кл
11.11.2018
Конспект урока  «Искусство и власть» 9 класс
Конспект урока. Тема урока: «Искусство и власть» (9 класс, урок 1, 1 четверть) Художественно-творческое задание. Подготовьте доклад или компьютерную презентациюна тему, связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства. Проанализируйте различные художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или выберите эпоху и по произведениям различных видов искусства представьте ее целостный образ.Конспект урока «Искусство и власть» 9 класс
урок №1.docx
Тема урока: «Искусство и власть» (9 класс, урок 1) I. Организационно­мотивационный этап Начало урока Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в взаимосвязи, а может бы и в противопоставлении таких двух понятий как «искусство» и «власть». Для начала следует найти ответы на вопросы: (СЛАЙД 1)       ­ Что такое искусство?       ­ Что такое власть? (ответы учащихся). Иск сство   —  часть   духовной   культуры   человечества,   специфический   род   духовно­ уу практического освоения мира.            Вл стьау  —   это   возможность   и   способность   навязать   свою  волю,   воздействовать   на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.  Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. ­ Когда же появилось искусство?(ответы учащихся) Зарождение   искусства   и   первые   шаги   художественного   развития   человечества   восходят   к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества. ­ Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного? Вывод: искусство и власть возникли и  развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.  II. Организация деятельности учащихся Изучение нового материала. Обсуждение и решение проблем Цель: определить, как искусство воздействует на человека (запись на доске). Зачастую власть использует культурную среду общества для воздействия на массовое сознание. С помощью искусства укреплялась светская или религиозная власть. Искусство   воплощало   в   зримых   образах   идеи   религии,   прославляло   правителей   и   увековечивало память героев. Одним из первых примеров влияния власти на искусство мы можем считать появление каменных или деревянных идолов созданных первобытными людьми. И неважно было ли это изображение человека или животного.   Чаще   всего   такие   монументальные   истуканы   внушали   человеку   трепет,   показывая   его ничтожность перед силами природы и богами. В этот же период совершенно особое место в древнем обществе занимаю шаманы и жрецы, обладающие огромной властью. (СЛАЙД 2) ­ Узнайте знаменитые на весь мир произведения искусства. («Пирамида фараона Хеопса» и «Статуя  Большого Сфинкса» в Египте) ­ Какие чувства внушают человеку Пирамиды египетских фараонов и Статуя Большого Сфинкса? (Эти величественные произведения искусства до сих пор напоминают нам о несокрушимом могуществе  фараонов Древнего Египта и внушают страх перед их безграничной властью. Известная поговорка  гласит: «Всё на свете боится времени, но время боится пирамид»). ­ Какую цель преследовали фараоны, воздвигая такие величественные сооружения? (Укрепить свою  власть, подчеркнуть своё могущество, заставить людей беспрекословно подчиняться – эти цели преследовали фараоны, воздвигая величественные пирамиды и храмы. При жизни фараон был для  египтян земным богом, а после смерти объявлялся хозяином и земли, и неба. Перед фараоном целовали  землю. Особой милостью для приближённого, даже для царского сановника было разрешение целовать  ноги фараона. Не маловажную роль в таком возвеличивании фараонов сыграло искусство, которое  внушало людям страх и подчёркивало могущество, величие и власть фараонов, строивших пирамиды и  храмы). Образы, которые мы видим в период времени Древнего Рима и Древней Греции каноничны, они обобщены и идеализированы. Вспомните описание внешности Геракла: «Ростом Геракл был на голову выше всех, А сила его превосходила силу человека. Глаза светились необычным, божественным светом. Луком и копьем он владел так искусно, что никогда не промахивался» не это ли идеальный образ героя, увековеченный в мифах. (СЛАЙД 5) Древний   Рим,   являясь   во   много   наследником   Греции,   продолжал   идеализировать   образы   своих героев, императоров и богов. Но все больше внимание искусства устремляется к конкретному человеку, портреты   все   больше   четко   и   скрупулезно   передают   черты   портретируемого.   Зачастую   это   было обусловлено с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых. Перед нами портрет императора Октавиана Августа в виде полководца.  Он выступает с речью перед войском. Панцирь императора напоминает о его победах. Внизу изображение амура на дельфине (означ. божественное происхождение императора). Конечно же и лицо и фигура императора идеализированы и вполне отвечают канонам изображения того времени. Одним   из   способов   утверждения   власти   является   и   возведение   великолепных   дворцов.   Роскошь оформления зачастую внушало простому человеку чувство ничтожности перед вельможей. Лишний раз, подчеркивая сословные различия и указывая на принадлежность к высшей касте. Примерно в это же время в  ознаменование побед стали воздвигать триумфальные арки и колонны. Чаще всего они были украшены скульптурными изображениями сцен сражений, аллегорическими картинами. Часто на стенах триумфальных арок можно увидеть выгравированные имена героев. (СЛАЙД 7) В 15 веке после падения Византии, которая считалась приемнецей Римской империи и получила название «второй Рим», центром православной культуры становится Москва. Московские цари считали себя наследниками византийских традиций. Это нашло отражение в словах: «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывати». Чтобы  соответствовать  этому  высокому  статусу, по указу великого московского князя Ивана  III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фьораванти в 1475­1479  годах был построен Успенский собор в Москве. (СЛАЙД 8) Окончание   строительства первого   каменного   храма   Москвы   —   Успенского   собора   стало поводом  к  основанию  Хора  государевых  певчих  дьяков.  Масштаб и  великолепие храма  требовали большей, чем прежде,  силы звучания  музыки.  Все  это  подчеркивало  власть  государеву. Но   вернемся     к   великим   победам,   как   и   в   древнем   Риме   в   ознаменование   одержанных   побед сооружаются  триумфальные арки. 1.  Триумфальная арка  в Париже — монумент  на площади Шарля де Голля, возведённый в 1806— 1836 годах архитектором Жаном Шальгреном.  Построеные по   указу   Наполеона   I,   который   хотел обессмертить  славу  своей  армии.  На  стенах  арки  выгравированы  имена  генералов,  сражавшихся вместе  с  императором (СЛАЙД 9) 2.   Триумфальные   ворота   (арка)   в   Москве.  Первоначально   арка   была   установлена   на   площади Тверской   заставы   на   месте   деревянной   арки,   сооружённой   в   1814   году   для   торжественной   встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Ворота украшают русские   витязи   —   аллегорические   изображения   Победы,   Славы   и   Храбрости.   Стены   арки   были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура — отливались из чугуна (СЛАЙД 10, 11) Воспевание власти в музыке особенно отчетливо мы можем наблюдать в музыке. Например, в государственном гимне Российской империи 1833 года (1917) «Боже,  царя храни!». Муз. князя Алексея Федоровича   Львова   ,   слова   Василия   Андреевича   Жуковского   «Молитва   русских».   Тому   самому Жуковскому литературному «учителю» Пушкина  ­ Кто может привести пример использования подобного рода гимнов в современной истории? (боже, храни королеву). Одним   из   примеров   современного   использования   подобных   гимнов   может   служить   гимн Великобритании.                                                              III. Cамостоятельная работа «Информационная копилка» (копилка слов и выражений, характеризующих понятия «власть» и  «искусство») Задание. Собрать (записать) в левый столбик таблицы слова и выражения, характеризующие понятие  «власть». Собрать (записать) в правый столбик таблицы слова и выражения, характеризующие понятие  «искусство». Способность навязать свою волю, творчество, художественный образ, сила, обращение к Прекрасному, государство, закон, художник, чувства и переживания, могущество. «Власть» «Искусство» способность навязать свою волю творчество сила государство закон могущество художественный образ обращение к Прекрасному художник чувства и переживания ­ Сравните понятия «власть» и «искусство». Что вы можете сказать о них? (Понятия «власть» и  искусство абсолютно разные, несовместимые друг и другом. Искусство – это проявление свободных,  творческих сил человека, полёт его фантазии и духа, а власть – это способность и возможность  осуществлять (иногда навязывать) свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей  даже вопреки сопротивлению). ­ Однако в развитии человеческой культуры искусство часто использовалось для укрепления власти.  Какие виды искусства, по вашему мнению, особенно ярко способны внушить человеку идею могущества  и величия власти? (архитектура и скульптура) «Работа с иллюстрациями» ­ Величественные храмы и соборы, триумфальные арки в честь одержанных побед, роскошные дворцы  правителей и другие архитектурные сооружения во все времена укрепляли авторитет власти. «Колизей. Амфитеатр Флавиев» (Древний Рим) ­ Узнайте архитектурное сооружение, которое было призвано прославлять власть римских императоров  («Колизей»). ­ Почему римские императоры династии Флавиев захотели укрепить авторитет своей власти, сооружая  огромный амфитеатр («круглый театр без крыши») «Колизей» (лат., «громадный, колоссальный»)?  (Строительство архитектурных ансамблей, административных зданий, зрелищных сооружений  преследовало определённую цель – подчеркнуть щедрость правителя и сохранить его имя в памяти  потомков. Стремясь завоевать популярность римской толпы, которая требовала «хлеба и зрелищ»,  императоры строили в том числе и громадные амфитеатры для гладиаторских боёв). ­ Не только в архитектуре, но и в скульптуре во все времена прославляли власть. Скульпторы создавали  величественные образы правителей­вождей, придавая им необыкновенные качества. «Римские императоры». «Исторические деятели Древнего Рима». «Статуя Октавиана Августа» ­ Какие качества скульпторы подчёркивают в образах государственных деятелей? (Скульпторы  придавали образам государственных деятелей особый героизм и мужество). ­ Какие чувства эти образы вызывают у вас? (Эти образы безусловно вызывают почтение, восхищение в  сердцах простых людей). ­ Назовите общие (типические) черты, символизирующие власть? (волевой взгляд, хладнокровность, …) III. Контрольно­рефлексивный этап Контроль знаний, обратная связь «Текст с ошибками» Задание. Найдите в тексте ошибки и исправьте их. «Искусство в обществе не выполняет никаких функций. (Искусство в обществе выполняет различные  функции). Главная функция искусства заключается в воздействии на душу и интеллект человека.  Искусство (не) способно внушать определённый образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные  ориентации личности. Искусство способно манипулировать сознанием человека. В развитии  человеческой культуры искусство (никогда не) использовалось для укрепления власти, светской и  религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и  государства поддерживали престиж». «Крестики­нолики» Задание. На утверждения (суждения) учителя предлагаются ответы «да» или «нет». Ответ «да»  обозначается «Х», ответ «нет» ­ «О». Вопрос. Какие из произведений искусства внушают человеку идею величия и могущества власти? 1 ) О 4 ) Х 6 ) Х 2 ) Х 7 ) О 3 ) О 5 ) Х 8 ) О 1) Леонардо да Винчи «Джоконда» (О); 2) Триумфальные ворота в Париже. Построены по указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу  своей армии. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором (Х); 3) Казимир Малевич «Чёрный квадрат» (О); 4) Успенский собор в Москве. Успенский собор ­ один из древнейших в Москве. Построен по указу  великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером  Аристотелем Фиораванти в 1475­1479 годах (Х); 5) Сталинские высотки в Москве. Все сталинские высотки были заложены в один и тот же день ­ 7  сентября 1947 года, когда праздновали 800­летие Москвы. Главное здание МГУ – самое масштабное из  всех сталинских высоток. В нем 36 этажей, а высота со шпилем достигает 240 метров (Х); 6) Памятники Ленину в Магнитогорске. Памятник вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу  Ленину торжественно открыт 1 ноября 1981 года. Он был изготовлен по проекту авторов: художника А.  Новикова, скульптора Р. Сафарова, архитекторов Э. Овселяна и С. Кулева. Памятник В. И. Ленину  представляет собой скульптурное изображение вождя пролетариата, стоящего за трибуной и  произносящего речь на фоне развернутого знамени. Памятник отлит из бронзы на местном  металлургическом комбинате (Х); 7) Иван Шишкин «Рожь» (О); 8) Памятник Александру Сергеевичу Пушкину скульптора М.К. Аникушина и  архитектора В.А. Петрова был установлен 19 июня 1957 года в Ленинграде на площади Искусств перед  зданием Государственного Русского музея. Открытие памятника было приурочено к празднованию 250­ летия Ленинграда (О). Домашнее задание.  Художественно­творческое задание Подготовьте доклад или компьютерную презентациюна  тему, связанную с внушением народу определенных  чувств  и  мыслей  средствами  искусства.  Проанализируйте  различные  художественные  произведения  одного  вида  искусства  в  разные  эпохи  или  выберите  эпоху  и  по произведениям  различных  видов  искусства  представьте  ее  целостный  образ.

Конспект урока «Искусство и власть» 9 класс

Конспект урока  «Искусство и власть» 9 класс

Конспект урока «Искусство и власть» 9 класс

Конспект урока  «Искусство и власть» 9 класс

Конспект урока «Искусство и власть» 9 класс

Конспект урока  «Искусство и власть» 9 класс

Конспект урока «Искусство и власть» 9 класс

Конспект урока  «Искусство и власть» 9 класс

Конспект урока «Искусство и власть» 9 класс

Конспект урока  «Искусство и власть» 9 класс

Конспект урока «Искусство и власть» 9 класс

Конспект урока  «Искусство и власть» 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018