Конспект урока истории в 6 классе на тему "Батыево нашествие на Русь".
Оценка 4.6

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Батыево нашествие на Русь".

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
6 кл
14.10.2018
Конспект урока истории в 6 классе на тему "Батыево нашествие на Русь".
В данном материале представлен конспект урока истории в 6 классе на тему "Батыево нашествие на Русь". Также, предлагаются репродукции истрических источников - Повесть временных лет и Летопись о взятии монголами Киева. Методическая разработка соответствует основным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и может быть использован на уроках истории в школе.
Открытый урок.doc
Урок разработан учителем истории и обществознания  Сидоренко Ульяной Ивановной Тема: Батыево нашествие на Русь Цели урока: рассмотреть причины экспансии монголов и завоевания ими Руси; выделить этапы  Батыева нашествия на Русь; раскрыть причины поражения Руси. Планируемые результаты  Предметные: раскрывать причины и называть даты образования монгольской державы;  показывать на карте основные направления походов хана Батыя на русские земли и города,  оказавшие мужественное сопротивление завоевателям; работать с текстом учебника и  историческими источниками ("Повесть о разорении Рязани " и др. летописи) для  характеристики героизма русских людей; соотносить события и процессы отечественной и  всеобщей истории.  Метапредметные: обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства  достижения цели из предложенных, а также находить их самостоятельно; работать с  различными видами источников, включая текст учебника и исторического источника,  карты; анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию; формулировать  свою точку зрения и представлять ее, обсуждать в группе.  Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала, осознавать героический  характер обороны русских земель и ее значимость для развития европейской цивилизации. Оборудование: учебник,  рабочая тетрадь, тетрадь для записи дат, ИКТ (презентация),  репродукции исторических документов «Повесть о разорении Рязани», «Летопись о взятии  монголами Киева». Тип урока: урок открытия новых знаний I. Организационный момент Ход урока Здравствуйте ребята! Садитесь! Я поздравляю вас с началом 4 четверти! Четверть короткая,  поэтому работать мы будем по­прежнему усиленно.  Мотивационно­целевой этап II. Сегодняшний урок я бы хотела начать с притчи. Старик­отец, умирая, призвал сыновей.  Попросил каждого из них сломать веник. Никому не удалось переломить туго связанный пучок  веток. Тогда старик попросил сыновей развязать веник и сломать его ветки по одной. Это сыновья  выполнили легко. И тогда отец сказал: "Только вместе вы сильны, только в единстве ваша сила.  Поодиночке каждого из вас легко сломать". ­ Как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеет притча о старике и его сыновьях? (Ответы детей) ­ Как вы считаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (Ответы детей) Объявление темы урока Тема сегодняшнего урока: «Батыево нашествие на Русь» Ребята, как вам известно из тем предыдущих уроков, политическая раздробленность легла  на плечи нашего государства тяжелым бременем. Некогда могучая Русь теряет свою силу и мощь,  становится уязвимой для врагов. И именно XIII век станет тем самым моментом, когда все минусы  политической раздробленности станут очевидными. Именно в XIII веке нашу страну постигло  большое горе, на нашу территорию с юго­востока вторглись племена кочевников – монголо­татары.  Жестокость, с которой действовали завоеватели, лишала людей воли к сопротивлению. Если города не сдавались без боя, монголы уничтожали все население, оставляя лишь лучших ремесленников и  людей, которых использовали для выполнения подсобных работ при своей армии. Великим ханом монгол­татар был провозглашен коварный и беспощадный властелин  Темучин, который был прозван Чингисханом.  Но поход на раздробленную Русь в первой трети XIII века начнет внук Чингисхана – хан  Батый, уже известный как умелый военачальник. ­ Как вы считаете, в чем состояла главная цель монгольских завоеваний? ­ Какие княжества существовали на Руси в начале XIII века?              III. Изучение нового материала 1. Разорение Рязани Первый удар был нанесен в декабре 1237 года по Рязанскому княжеству (карта). Подойдя к Рязанской земле, Батый потребовал от ее жителей десятую часть «от всего, что  имеете в земле вашей». Рязанские князья стремились задобрить монгольского князя и стали  одаривать его подарками. Но Батыю показалось мало. Тогда он потребовал выдать в жены своим  военачальникам дочерей и сестер княжеской крови. Рязанские правители ответили решительным  отказом, и тогда, Батый начинает завоевывать Рязанскую землю. Это княжество почти неделю  держало оборону, но в итоге, город был сожжен дотла.  Запись в тетради: 1237 г. – разорение Рязани Батыем.  Но уцелевшие воины Рязанской земли стали собрать дружину, которую возглавил воевода  Евпатий Коловрат. Давайте ознакомимся с репродукцией исторического источника, отрывком из  «Повести о разорении Рязани» и попытаемся ответить на вопрос: В чем его заслуга и заслуга  дружины Евпатия Коловрата?  Работа с историческим источником (Приложение 1) Вывод по источнику: Собрав остатки рязанского войска, он бросился вдогонку за  уходящим войском врагов и поверг их в смятение. Движение монголов на Русь не было  остановлено, но герои продемонстрировали стойкость, твердость духа, показали остальным  княжествам, что с ними можно сражаться и одерживать победы. 2. Разгром Владимирского княжества Вскоре, после захвата и разорения Рязани, Батый направил свои войска на Владимир. 4 дня  монголы штурмовали город стенобитными устройствами и камнеметными машинами.  ­ Давайте рассмотрим с вами изображение «Штурм монголами Владимира». Какие выводы вы  можете сделать по нему? В итоге, монголы ворвались в город и сожгли его. Иконы, книги, фрески Успенского собора  – все было охвачено огнем.  В 1238 году остатки Владимиро­Суздальского войска были разбиты на реке Сить. Запись в тетрадь: 1238 г. – битва на реке Сить Давайте взглянем на карту и рассмотрим территорию, которую смогли покорить монголы в  первой половине XIII века.  Работа с картой на странице учебника 16­17 Монголы двинулись по землям Северо­Восточной Руси широким фронтом. Были захвачены  города: Суздаль, Ярославль, Переяславль­Залесский, Юрьев, Дмитров, Тверь (ученики отмечают на  карте). Цель: захват богатых центров на волжском торговом пути. Затем завоеватели осадили Торжок ­ 2 недели не могли взять. Жители Торжка ожидали  помощи от Новгорода, но так и не дождались. 5 марта Торжок пал, население перебито.  Летописец горестно замечает: "Тогда каждый о себе пекся и на всех страх и трепет был, и  все в недоумении были и в неустроении". ­Как вы понимаете слова летописца? Могла ли Русь, объединив усилия, противостоять грозному  врагу? 3. Поход на Новгород После осады Торжка монголы двинулись на Новгород. Но этот город они взять не смогли.  Предположите свои ответы, почему так произошло? Возможные ответы: ­мощные укрепления Новгорода; хорошо подготовленное войско; ­потери монголов в битвах с русскими ратями; ­отсутствие достаточных запасов продовольствия и фуража у монголов; ­приближение весенней распутицы в условиях лесисто­болотистой местности; ­непригодность северных земель для кочевого скотоводства; ­стремление сохранить северные торговые пути, проходившие через Новгород. После долгих раздумий хан принял решение «повернуть морды коней на юг», так как бои с  новгородцами могли затянуться.  В конце марта завоеватели подошли к небольшому городку Козельску, который вошел в  историю как «злой» город. Пожалуйста, прочитайте учебнике на стр. 15 в п. 3 второй абзац и  ответьте на вопрос, почему именно такой эпитет  вошел в историю этого города? Работа с текстом учебника В 1238 г. монголы совершили набеги на Муром, Нижний Новгород и другие города. ­ Дружинники и жители русских городов сражались храбро. Почему же тогда победили монголы? 4. Поход на Юго­Западную Русь    . Весной 1239 г. захвачены города Переяславль, Чернигов. В сентябре 1240 г., переправившись через  Днепр, главные силы Батыя окружили «матерь городов русских – Киев». Давайте прочтем отрывок из исторического документа «летопись о взятии Киева» и ответим на  вопрос: ­ Каким способом Батый завоевывал столицу Руси? Работа с историческим документом (Приложение 2) Ответы учеников Запись в тетрадь: 1240 г. – захват Киева ханом Батыем Монголы подвергли разорению юго­западные княжества. Захватили Владимир­Волынский и Галич.  Смогли уцелеть лишь наиболее укрепленные города, такие, как Кременец и Холм. 5. Итоги монгольского вторжения на Русь. Таким образом, несмотря на героическое сопротивление русского народа, Русь была разорена  монголами. Но ожесточенная борьба ослабила силы захватчиков, и они не смогли выполнить задачу  покорения всей Европы. "Русские необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили нашествие на самом краю  Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи  своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной Россией..." (А.С. Пушкин). ­ Ребята, постарайтесь объяснить фразу русского поэта «Западная Европа была спасена  «растерзанной и издыхающей Россией». IV. Подведение итогов урока Ответ на проблемные вопросы: ­Можно ли назвать 1237­1240 гг. временем трагическим и героическим? V. Закрепление нового материала: Синквейн 1) Первая строка — одно слово (существительное), которое обозначает объект или предмет, о  котором пойдет речь. 2) Вторая строка — два слова (прилагательные), они дают описание признаков и  свойств выбранного предмета. 3) Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные  действия объекта. 4) Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение  к  описываемому предмету (Захват Руси монголо­татарами был стремительным и жестоким). 5) Пятая строка — одно предложение характеризующее суть предмета или объекта. VI. Рефлексия Выберите из предложенных вариантов ваше личное отношение к сегодняшнему  уроку: 1) Мне понравилось, я узнал сегодня много нового 2) Мне было скучно, ждал(а) поскорее звонка 3) Мне не понравилось, тема не интересная Д/з: Параграф 16, ответить письменно на вопрос: «какие последствия для русских земель имело  Батыево нашествие?», выучить новые даты. Отрывок из Повести о разорении Рязани Приложение 1 до божии основания «…И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви разорить. И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился…». Летопись о взятии Киева Приложение 2 Пришел Батый к Киеву с большой силой, с многим множеством воинов. Был Батый у города, а воины его окружали город. И нельзя было голоса слышать от скрипения телег его, от рева множества верблюдов его, ржания стад коней его, и была вся земля Русская наполнена воинами. Поставил Батый пороки (камнеметные орудия) около города. Пороки непрестанно били день и ночь и разрушили стены. Вышли горожане на остатки стены, и было видно, как тут ломались копья, разбивались на куски щиты, стрелы помрачили свет. Горожане были побеждены, и Дмитр ранен, а татары взошли на стены и там засели. Но в тот же день и ночь горожане построили другие стены около церкви Святой Богородицы. На другой день татары начали приступ, был большой бой между ними и защитниками. Люди укрылись в церкви, влезли на церковные своды со своим добром, и от тяжести рухнули вместе с ними стены церковные. Так город был захвачен. Дмитра вывели раненым и не убили мужества его ради.

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Батыево нашествие на Русь".

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Батыево нашествие на Русь".

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Батыево нашествие на Русь".

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Батыево нашествие на Русь".

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Батыево нашествие на Русь".

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Батыево нашествие на Русь".

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Батыево нашествие на Русь".

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Батыево нашествие на Русь".

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Батыево нашествие на Русь".

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Батыево нашествие на Русь".

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Батыево нашествие на Русь".

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Батыево нашествие на Русь".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2018