Тип урока: урок комплексного применения ЗУН
Тема: «Изготовление скамейки».
Раздел: «Практическое повторение».
Цель урока: Повторение знаний учащихся о технологических основах и развитие практических навыков изготовления шиповых столярных соединений.
Задачи:
Образовательные:
Повторить с учащимися знания об элементах соединения УС-3.
Способствовать развитию умений и навыков разметки и выполнения элементов шипового соединения УС-3 с опорой на имеющиеся знания, умения и навыки разметки и пиления древесины поперёк и вдоль волокон.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
(столярное дело)
в 6а классе
Тема: «Изготовление скамейки».
Раздел: «Практическое повторение».6а классе
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН
Тема: «Изготовление скамейки».
Раздел: «Практическое повторение».
Цель урока: Повторение знаний учащихся о технологических основах и развитие
практических навыков изготовления шиповых столярных соединений.
Задачи:
Образовательные:
Повторить с учащимися знания об элементах соединения УС3.
Способствовать развитию умений и навыков разметки и выполнения элементов шипового
соединения УС3 с опорой на имеющиеся знания, умения и навыки разметки и пиления
древесины поперёк и вдоль волокон.
Коррекционноразвивающие:
Способствовать развитию памяти, речи и мышления учащихся;
овладению основными способами мыслительной деятельности
(сравнивать, анализировать, выделять главное)
Воспитательные:
Способствовать формированию и развитию
нравственных, трудовых и эстетических качеств личности.Оборудование и материалы:
образцы столярных изделий состоящих из одной и нескольких деталей изделие с
соединением УС3 скамейка;
предметные карточки с изображением шипа и гнезда:
Карточки с содержанием этапов изготовления детали НОЖКА
Технологическая карта изготовления ножки
Заготовки для выполнения практических работ
Инструменты для разметки: линейка, карандаш, угольник, рейсмус.
Инструменты для строгания и выпиливания шипов: рубанок, ножовка с тонким полотном,
подкладная доска (стусло).
Основные термины: угловое, серединное, щёчка, боковая грань, внутренняя грань,
плечико, торец.
Словарная работа: щёчка, плечико.
ХОД УРОКА
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Построение перед1. Организа
Приветствие учащихся.
мастерской
ционный
Проверка явки учащихся
момент
_____________________________________
________________________
Проверка готовности учащихся к уроку.
Подготовка к уроку.
Настрой учащихся на работу.
Показывает учащимся разные изделия из
древесины и обращается с вопросами:
«Ребята, обратите внимание на изделия, которые
находятся перед вами и ответьте мне на
вопросы:_________________________
Рассматривают изделия,
вспоминают их названия
2.проверка
ранее
полученных
знаний.
________________________
Дают полный ответ.
Слабо успевающим
учащимся достаточно дать
краткий ответ.
что общего у всех этих изделий?
(они изготовлены из древесины)
одно из этих изделий отличается от других
покажите это изделие
(разделочная доска)
объясните, в чём его главное отличие?
(оно состоит из одной детали)
Убирает «лишнее» изделие, задаёт вопросы:
какие столярные операции выполняют при
изготовлении изделий из нескольких деталей
(пиление, строгание, соединение)
назовите соединения применённые при
изготовлении данных изделий?
(с помощью гвоздей, клея, шурупов, вполдерева)
________________________
Поочерёдно вслух
проговаривают названия
столярных операций
Называют известные им
соединения
________________________Предполагаемые ответ:
угловое серединное
соединение на шип
одинарный сквозной УС3
Потому что детали
соединяются посередине
под углом друг к другу
Гнездо и шип
Сквозные и несквозные
Сквозное
Один
какое новое соединение мы рассматривали на
уроках в третьей четверти. Как оно называется?
Повторение
сведений
полученных на
предыдущих
уроках.
почему соединение называется угловое
серединное?
из каких элементов состоит это соединение?
какие бывают гнёзда?
какое гнездо в соединении УС3?
сколько шипов в соединении УС3?
В каком из находящихся здесь изделий
применяется данное соединение?
Правильно. Над изготовлением такой скамейки мы
и будем работать до конца третьей четверти на
уроках практического повторения.
______________________________________
3. Актуализация
знаний,
объявление темы
урока.
Сообщение темы урока:
Практическое повторение:
«Изготовление скамейки».
________________________
Записывают тему урока в
тетрадь.
Обратите внимание образец: необходимо узнать из
скольких деталей состоит скамейка?
Правильно 12 деталей, из которых 5 образуют
крышку. К ним мы вернёмся в последнюю очередь.
Сегодня мы будем изготавливать деталь
«НОЖКА»
Слушают сообщение
учителя.Для этого нам надо знать размеры детали и всех
элементов, которые присутствуют на ней. Это ??
подскажите! Правильно гнездо и шипы.
Но, самое главное, необходимо составить план
работы.
Обратите внимание на доску: здесь вы видите
карточки с описанием этапов, на которые я
разделил весь процесс изготовления ножки.
Ваша задача расположить карточки в правильной
последовательности, подобрать соответствующие
эскизы и наборы инструментов.
______________________________________
Теперь, когда у нас есть план работы, я раздам
вам заготовки, технологические карты для
изготовления ножки и покажу порядок действий
при разметке элементов детали.
Отвечают : гнездо и шипы
Слушают сообщение
учителя.
Работают с карточками у
доски
_______________________________________
Показ и контроль выполнения учащимися
комплекса физических упражнений общего
воздействия.
Наблюдают за работой
учителя
______________
4. Физкульт
минутка
_____________________
Стоя у верстаков,
выполняют комплекс
упражнений общего
воздействия
Вводный инструктаж учителя:
4. Практическая
работа.
разъяснение задач и последовательности
выполнения практической работы.
Слушают сообщение
учителя инструктаж по Т.Б. при работе разметочными
инструментами, пилении и долблении древесины
Учащимся выдаются заготовки для изготовления
детали «НОЖКА»
Выполняют практическую
работу:
Текущий
инструктаж
по ходу выполнения
учащимися практической
работы.
1.Разметка сквозного гнезда
и шипов.
2.Долбление гнезда,
запиливание шипов.
5. Подведение
итогов первого
урока.
Анализ результатов практической работы.
Выявление и обсуждение возможных ошибок.
Участвуют в обсуждении
проделанной работы.
2й урок.
1. Организа
Проверка явки учащихся.
ционный момент.
Построение перед
мастерской.
Настрой учащихся на урок через работу с
Выразительное чтение
пословицей о труде:
пословицы.
«Доход не бывает без хлопот».
Объясняю смыл пословицы, и прошу ребят
привести примеры пословиц подобных по
_______________смыслу.____________________
Заданиеигра «Назови лишнее»
Выбрать из 4х слов в столбце одно лишнее и
объяснить почему
Объяснение значения
пословицы.
Слушают объяснение
учителя
Вспоминают известные
пословицы о труде
Называют лишнее слово,
объясняют свой выбор
Вступительное слово учителя:
2. Краткое
повторение
содержания
На первом уроке мы составили план работы по
изготовлению детали «ножка»
Слушают сообщение
учителя.первого урока
4.Физкульт
минутка.
Комментарий и контроль
физкультминутки для снятия напряжения с глаз.
выполнения
Отвечают на вопросы
Сидя за партами,
выполняют комплекс
упражнений для снятия
напряжения с глаз.
5 Практическая
работа.
инструктаж по Т.Б. при долблении и пилении
древесины
Слушают инструктаж
Текущий
инструктаж
по ходу выполнения
учащимися практической
работы.
Продолжают выполнение
практической работы:
1.Разметка сквозного гнезда
и шипов.
2.Долбление гнезда,
запиливание шипов.
По окончании работы
производят уборку рабочих
мест
Подвожу итоги урока:
6.Подведение
итогов урока.
Проверяю результаты практических работ,
указываю учащимся на допущенные ими ошибки
Оцениваю результаты работы учащихся в течении
всего занятия.
Выставляю оценки
Сообщаю о предстоящей работе на следующий
урок.
Каждый ученик
докладывает о результатах
выполненной им
практической работы.
Слушают учителя.Готовятся к перемене.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЕ
ДЕТАЛИ – НОЖКА
1
.
Подоб
рать
мате
риал
отпи
лить
и
выстр
огать
загот
овку
указан
ных
разме
ров.
Линей
ка,
угольн
ик,
каранд
аш,
верста
к
ножов
ка,
рубано
к.
102
.
3
.
Разме
тить
сквозн
ое
гнездо
в
центр
е и
шипы
на
конца
х
детал
и.
Выдо
лбить
сквозн
ое
гнездо
,
сохран
яя
линии
разме
Линей
ка,
угольн
ик,
рейсм
ус,
каранд
аш
Верст
ак,
долот
о,
киянк
а.
11тки.
4
.
Запил
ить
шипы,
спили
ть
щёчки
,
сохран
яя
линии
разме
тки
Верст
ак
ножов
ка,
подкл
адная
доска.
121314Подобрать
материал
Разметить
сквозное
15отпилить и
выстрогать
заготовку
указанных
размеров.
Выдолбить
сквозное
гнездо,
гнездо в
центре и
шипы на
концах
детали.
Запилить
шипы,
спилить
16сохраняя
линии
разметки.
Линейка,
угольник,
карандаш,
щёчки,
сохраняя
линии
разметки
Верстак,
долото,
киянка.
17верстак
ножовка,
рубанок.
18Линейка,
угольник,
рейсмус,
карандаш
Верстак
ножовка,
подкладная
доска.
19