Конспект урока изобразительного искусства по теме "Дымковская игрушка" (1 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
1 кл
24.01.2017
Открытый урок изобразительного искусства в 1 классе в рамках Недели начальных классов.
Целью данного урока была познакомить детей с характерными особенностями росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Для этого использовались различные формы и методы - это красочная презентация, просмотр видеоролика.открытый урок для учителей начальной школы.
конспект Дымковская игрушка, 1 класс..docx
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Петелинская средняя общеобразовательная школа»
п. Петелино Ленинского района Тульской области
Учитель: Калачева Марина Валентиновна
Открытый урок
изобразительного искусства
(в рамках работы кафедры учителей начальных классов
школы)
(с использованием ИКТ)
1 класс
Цели урока:
2012 год
1. Познакомить детей с характерными особенностями росписи дымковской
игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу,
используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые
линии, клетка, точкигорошины).
2. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие
способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно
прикладном искусстве.
3. Приобщать учащихся к духовному опыту поколений. Воспитывать любовь к
народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя
народным мастером.
Оборудование для учащихся:
модель для раскрашивания "Дымковская игрушка"
акварельные краски
кисти
баночка для воды
лист бумаги
салфетка
тычок (ватные палочки 2 шт., трубочка из бумаги 2 шт.)
простой карандаш
стирательная резинка
Оборудование для учителя:
альбомыраскраски «Дымковская игрушка»
плакат «Дымковская игрушка»
презентации «Дымковская игрушка»
План урока (45 мин.)
2 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 35 мин.
2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек,
плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 1015 мин.
3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания.
1520 мин.
4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход урока.
Организационный момент.
Подойдите к своим партам,
Обведите взглядом их.
Все ль готово там, в порядке?
Все ль сейчас лежит на них?
Вы друг другу улыбнитесь,
На места свои садитесь.
Начинаем наш урок,
Пусть он всем пойдет вам впрок.
II. Вступительная беседа.
– Ребята, есть ли у вас дома игрушки?
– Из чего они сделаны? (Из пластмассы, резины, металла, меха)
– Они сделаны из современных материалов. Но наряду с ними до сих пор еще
пользуются большой популярностью нарядные глиняные и деревянные игрушки. В
руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в
удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называются центрами
народных промыслов. Их очень много.
– Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них.
III. Актуализация опорных знаний (психологическое вхождение в урок).
3 – Итак, Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке
Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.
Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое
удивительное название?
Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла
длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки,
печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и
возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили
глиняную игрушку.
В старину весной народ встречал Ярилу – бога солнца и плодородия –
веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы
назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки –
свистульки были у всех – и у взрослых, и у детей. Люди верили, что свистом
могут прогнать злые силы.
Учитель: А почему праздник называется Свистунья?
– Об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Людям
грозила неминуемая гибель. Тогда жители города придумали хитрость. Все
горожане, даже маленькие дети, получили по маленькой глиняной свистульке.
Подкравшись ночью к стану врага, они подняли отчаянный свист. Так, наверное,
свистел сказочный СоловейРазбойник, от свиста которого отлетали маковки на
теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Враги решили, что их
окружили подоспевшие на выручку дружины и в страхе бежали.
С тех пор горожане отмечают свой праздник – Свистунью. И ни один праздник
не обходится без ярких игрушек.
IV. Организация практической работы.
1) Рассматривание игрушек.
– Какое настроение создают эти игрушки? (веселое, радостное)
– Почему веселое и радостное? (игрушки светлые, яркие, нарядные)
(Учитель демонстрирует плакат с изображением игрушек. Обращает внимание на
особенности дымковской игрушки)
4 – Давайте полюбуемся дымковскими игрушками. Какого цвета в них
больше всего? (преобладает белый цвет)
– А знаете ли вы почему? Можно предположить, что белый фон взяли
мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда вокруг
было белымбело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у
окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему игрушку сделать такой же чистой и
белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали
их яркими красками, которые особенно хорошо выделялись на белом фоне.
–
А какими цветами мастера расписывали игрушки? (красными,
синими, желтыми, оранжевыми, малиновыми, зелеными)
Хорошо гостей встречали,
Гимнастика для глаз.
Глазки у ребят устали. (поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (повернуть глаза в сторону окна)
Ах, как солнце высоко! (поднять глаза вверх)
Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза)
В классе радугу построим, (нарисовать глазами дугу)
Вверх по радуге пойдем, (поднять глаза вверх)
Вправо, влево повернем, (повернуть глазами вправо, влево)
А потом скатимся вниз, (опустить глаза вниз)
Жмурься сильно, но держись! (зажмурить глаза и открыть)
2) Просмотр презентации с комментированием.
– А теперь посмотрим, кто из вас внимательный. Вы будете на экране
рассматривать дымковские игрушки и примечать, какими узорами их расписывали.
(Кружочки, клеточки, полоски, волнистые линии, точки, кольца,
веточки и другие)
Слайд № 11-12
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост.
5 Точно солнечный цветок,
Да алеет гребешок.
Слайд № 13-16
– Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри,
шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или
передника – оборки. В руках – сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По
белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие
горошины.
Посмотри, как хороша
Эта девицадуша
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Слайд № 17
– Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе
обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и
красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон
достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг – символ солнца.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Слайд № 18
– Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного
достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.
С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
Слайд № 19
– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц.
6 Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву распустил.
Слайд № 20
Барашек – свисток.
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Слайды № 17
– И по сей день, дымковская игрушка продолжает радовать нас своей
яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки
сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
(Конец показа слайдов, презентаций)
– По форме узоры просты и незамысловаты. Украшали этими узорами не
случайно. Русский народ вкладывал в них особый смысл:
круги – означали солнце
волнистые линии – воду
маленькие кружочки – семена
– Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их
поля.
Физкультминутка.
Наклоняемся с хлопком
7 И с хлопком опять встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх,
Нука, хлопни громче всех!
Мы работаем руками,
Полетим под облаками,
Руки вниз, руки вверх,
Кто летит быстрее всех?
Чтобы ноги не болели,
Раз – присели, два – присели.
Рядом с партою идем
И садимся мы потом.
3) Приемы выполнения узоров.
( Учитель показывает на доске, дети повторяют на альбомных листах –
работа кистью и тычком)
4) Работа в творческой мастерской.
– Сегодня мы с вами станем настоящими народными мастерами и будем
расписывать игрушки, используя дымковские приемы.
– Обращаю особо ваше внимание на основные правила росписи:
рисование узоров начинай с крупных деталей, потом
переходи к мелким;
узор наноси сразу кистью, без предварительного
рисунка карандашом;
для росписи дымковской игрушки выбирай яркие,
сочные краски;
для каждой краски делается свой тычок.
– Итак, перед тем как приступить к работе, давайте еще раз повторим:
Вопрос: Что общего у всех этих игрушек?
Ответ: Веселые, праздничные, нарядные.
8 Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?
Вопрос: Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?
Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.
Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?
Ответ: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый,
оранжевый, зеленый.
(Детям предлагается работа в группах: расписать игрушки – конь, козел, олень –
в зависимости от степени трудности)
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную
творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Играет негромкая
народная музыка. В конце урока устраивается выставка. Ребята вместе с учителем
от каждой группы выбирают лучшие работы и вывешивают их на магнитной доске.
Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше
всего удалось.
( При наличии времени – показать видеоролик)
V. Итог урока. Рефлексия.
– Рассмотрите выставку. Давайте подведем итог урока.
Если вам урок понравился, многое узнали, запомнили, сможете рассказать
другим, то приклейте к солнышку лучик.
А, если урок показался скучным, на уроке было трудно выполнять задания
или ничего не запомнили, не поняли, то приклейте тучку.
9
Конспект урока изобразительного искусства по теме "Дымковская игрушка" (1 класс)
Конспект урока изобразительного искусства по теме "Дымковская игрушка" (1 класс)
Конспект урока изобразительного искусства по теме "Дымковская игрушка" (1 класс)
Конспект урока изобразительного искусства по теме "Дымковская игрушка" (1 класс)
Конспект урока изобразительного искусства по теме "Дымковская игрушка" (1 класс)
Конспект урока изобразительного искусства по теме "Дымковская игрушка" (1 класс)
Конспект урока изобразительного искусства по теме "Дымковская игрушка" (1 класс)
Конспект урока изобразительного искусства по теме "Дымковская игрушка" (1 класс)
Конспект урока изобразительного искусства по теме "Дымковская игрушка" (1 класс)
Конспект урока изобразительного искусства по теме "Дымковская игрушка" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.