Урок "Количество веществ.Моль" является первым уроком в теме "Количественные отношения в химии". На этом уроке вводятся такие понятия, как количество вещества, постоянная Авогадро, моль. В ходе урока учащиеся начинают заполнять таблицу с величинами и дальнейшее заполнение продолжают на последующих уроках.
Количество вещества.docx
Дата 23.01.19 Класс: 8
Тема урока: Количество вещества. Моль. Расчеты по формулам.
Цель урока: сформировать представления об основных понятиях:
«количество вещества», «моль», «молярная масса»; научить учащихся
применять эти понятия для решения расчетных задач.
Планируемые результаты:
Предметные:
знают обозначение физической величины количество вещества;
знают определение количества вещества;
знают единицу измерения количества вещества;
знают формулу определения количества вещества;
решают задачи на определение количества вещества.
Метапредметные:
решают учебную проблему;
делают выводы о взаимосвязи физических величин массы, числа частиц;
оценивают правильность решения задач.
Личностные:
убеждаются в познаваемости мира;
проявляют интерес к изучению химии.
Задачи урока:
Обучающая сформировать основные понятия: «количество вещества»,
«моль», «молярная масса», «постоянная Авогадро», дать понятие о «количестве
веществе» как единице измерения количественных характеристик веществ,
научить использовать приобретённые знания для решения расчетных задач,
проверить полученные знания в ходе химического эксперимента.
Развивающая развивать произвольное внимание и память, познавательные
интересы и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию,
используя учебник и дополнительную литературу, вырабатывать умение
анализировать, делать выводы, устанавливать межпредметные связи с другими
науками, создавать условия для развития познавательного интереса к предмету,
эмоциональные ситуации удивления, занимательности, формировать навыки
обращения с химическим оборудованием и реактивами.
Воспитывающая формировать коммуникативные навыки, умение высказывать
собственное мнение, воспитать культуру общения учащихся при работе в
группах, формировать бережное отношение к своему здоровью.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Оборудование : ПК, проектор, экран, периодическая система химических
элементов Д.И.Менделеева, презентация к уроку «Количество вещества»,
Методы и приёмы
приемы активизации познавательной деятельности учащихся; групповая
деятельность; ИКТ; элементы проблемного обучения. Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие и подготовка учащихся к уроку.
Анализ практической работы «Приготовление раствора с заданной
концентрацией».
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:
Хотелось бы начать изучение новой темы со строк поэмы М.Алигер “Ленинские
горы”
О, физика – наука из наук!
Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук.
Пусть станет математика очами.
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире.
Выделите основные взаимосвязи, которые представлены в тексте.
Эти строки раскрывают связь химии с другими естественными науками,
причем об этом говорил ещё М.В. Ломоносов более двух веков назад,
актуальной является эта мысль и сейчас.
Найдите в тексте факты, которые подтверждают взаимосвязь трех наук.
2.Актуализация (повторение) знаний
Посмотрите вокруг, что нас окружает (ребята называют физические тела)
Что изучает химия? (вещества, их свойства и превращения)
Итак, мы выяснили, что уголь – это вещество. Совокупность определенных
частиц (атомов, молекул, ионов). Можно вычислить его относительную атомную
массу, легко измерить массу вещества (с помощью весов).
Мы знаем, как записать химическое явление. Посмотрите на запись уравнения
горения углерода. Что она означает?
С+ О2 = СО2
А можно ли взвесить 1 или 0,5 молекулы кислорода? Ведь изза малого размера
молекул отсчитать нужное число частиц просто не возможно. Поэтому перед
химиками стоял вопрос, как соединить массу (легко взвесить) и число частиц.
Что же мы будем изучать сегодня на уроке?
Клей разлился слова склеились. Отдели слова друг от друга черточками. сахармольводаколичестволововещества . Составьте предложения из этих слов.
( Количество вещества моль)
Учитель на доске, а ученики в тетрадях записывают тему урока «Количество
вещества».
Целеполагание
Давайте ,ребята, выясним что мы знаем, что умеем, а что бы мы могли
еще узнать?
А какова же цель нашего урока?
Ребята формулируют цель урока (изучить единицу количество вещества,
научиться применять эту величину для решения расчетных задач)
Совместно с учителем строят план достижения цели. План действий:
1. Сформулировать понятия
2. Установить взаимосвязь величин
3.Применить формулы для решения расчетных и экспериментальных задач.
3. Объяснение нового материала.
Мы пришли к выводу, что необходимо связать число частиц и их массу (объем).
Ученые нашли решение, для этого они решили проверить, сколько частиц
содержит вещество взятое массой равной его относительной
молекулярной(атомной) массе. Оказалось, что в порции любого вещества
содержится одинаковое число частиц равное 6*1023. В честь итальянского
ученого Амедео Авогадро это число назвали постоянной Авогадро. Вот это
порция вещества, которая содержит 6*1023 частиц и является ,1 порцией вещества
единицей измерения которого, является моль.
Давайте занесем определения в таблицу, которую будем дополнять на
следующих уроках. (используем уч. С. 120 121)
Физическая
величина
1.Число
Авогадро
2.Количество
вещества
Обознач
ение
Na
n=m\M
n = N / NA
6*1023
Ед.изм.
Формула
Смысл понятия
n
моль
Количество вещества
содержащее 6*1023
3.Молярная
масса
М
г/моль
М=Мr
Масса 1 МОЛЬ
вещества
1 моль воды = 6 . 1023 молекул Н2О,
1 моль железа = 6 . 1023 атомов Fe,
1 моль хлора = 6 . 1023 молекул Cl2, 1 моль ионов хлора Cl = 6 . 1023 ионов Cl.
Постоянная Авогадро настолько велика, что с трудом поддается воображению.
В пустыне Сахара содержится менее трех молей самых мелких песчинок.
Если взять 1 моль 50рублевых бумажек, то они покроют все материки Земли 2
х километровым плотным слоем.
Теперь мы с вами можем записать определение понятия «моль».
МОЛЬ это КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА, в котором содержится 6 • 1023
структурных единиц данного вещества – молекул или атомов.
Количества вещества обозначается буквой – n , измеряется в молях.
Динамическая пауза.
Чтобы узнать число молекул (N) можно воспользоваться формулой:
зная число молекул можно найти количество вещества:
N = n ∙ NA
n = N/NA
4.Первичное закрепление . Если мы возьмем 12 * 1023 атомов углерода, какое
количество вещества это составит? (Ответ оформляется формулой в таблице)
2моль
А сколько молекул будет содержаться в 3 молях кислорода. (Ответ
оформляется формулой). 3*1023 .
Сколько атомов водорода содержится и кислорода содержится в 4 молях воды?
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Давайте обратимся к целям нашего урока. Целью сегодняшнего урока было не
только изучить физическую величину количество вещества, но и научиться
применять её при решении расчетных задач, пользуясь расчётными формулами.
Достигли ли мы их? На какой вопрос мы не ответили сегодня? (связь количества
вещества и массы). Об этом мы узнаем на следующем уроке
6. Домашнее задание.
1.Прочитать параграф 36, с.119120, решить задачи в таблице №4,5,6,8,9,11 2. Творческое задание.
Придумать и решить задачу по теме «Количество вещества»
Составить заданиязагадки «Отгадай, о чем идет речь»
7. Подведение итогов. Наш урок подошел к концу. Продолжите фразу…
Формула
Мr
М г/моль
n моль
1. CO2
2. CO
3.NH3
4.H2S
5.PH3
6.HCL
7.SO2
8.O2
9.N2
10. H2O
11. NO2
12. CH4
3
0,5
2,5
1,5
m
22
84
34
96
N(число
частиц)
3*1023
18*1023
12*1023
9
Конспект урока "Количество вещества. Моль"
Конспект урока "Количество вещества. Моль"
Конспект урока "Количество вещества. Моль"
Конспект урока "Количество вещества. Моль"
Конспект урока "Количество вещества. Моль"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.