Конспект урока "Кремний и его соединения" (9 класс).

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока "Кремний и его соединения" предназначен для изучения неорганической химии в 9 классе, УМК О.С. Габриелян. Материал урока позволяет учащимся сформировать знания о химических свойствах кремния; отработать навыки записи уравнений реакций; совершенствовать умение отражать сущность окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса
Иконка файла материала кремний 9 кл.docx
Урок химии в 9 классе.                                                              «_____»________________ 20_____ г. Кремний и его соединения. Цель. Дать общую характеристику элементу кремний. Задачи. Образовательные: рассмотреть физические и химические свойства кремния и его соединений:  оксида кремния и кремневой кислоты; провести сравнительный анализ с соединениями углерода. Развивающие: сформировать знания о химических свойствах кремния; отработать навыки записи  уравнений реакций; совершенствовать умение отражать сущность окислительно­восстановительных реакций методом электронного баланса. Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету.  Ход урока. 1. Орг.момент. 2. Повторение изученного материала. 1) Назовите основные свойства угольной кислоты. 2) Какими свойствами обладают соли угольной кислоты? 3) Каковы условия превращения карбонат в гидрокарбонат кальция? 4) Какая вода называется жесткой? Что такое временная и постоянная жесткость воды?  Чем она обусловлена? 5) Какими способами можно устранить временную жесткость воды? Как можно устранить  постоянную жесткость воды? 6) В двух пробирках находятся минеральная вода и известковая вода. Как определить  содержимое каждой из пробирок? Укажите признаки реакций. 7) В двух пробирках находятся растворы сульфата калия и карбоната калия. Как  определить содержимое каждой из пробирок?  3. Изучение новой темы. 1) Положение кремния в ПСХЭ Д.И. Менделеева. 1. Химический элемент. 2. Положение в ПСХЭ. 3. Заряд и состав ядра атома. 4. Электронное строение. 5. Возможные степени окисления. 2) Кремний в свободном виде в природе не встречается. Кремний –второй по  распространенности элемент, в природе встречается в основном виде кремнезема (), и  солей кремневых кислот, входящих в состав различных силикатов и алюмосиликатов. 3) Кремний – неметалл, существует в кристаллическом и аморфном состоянии.  Кристаллический кремний – вещество серовато­ стального цвета, с металлическим  блеском, весьма твердое, но хрупкое, ρ  =2,33г/см3,  t плав. = 1415 ℃  , tкип. =  3500 ℃ . Малореакционное вещество, полупроводник, его электропроводность  повышается при нагревании.  Аморфный кремний – белый порошок (мелкие кристаллы,  без примесей), или коричневый (с примесями). 4) Химические свойства. Кремний  является как окислителем, так и восстановителем. А) с неметалламиСоставьте уравнения реакций взаимодействия кремния с Cl2, O2, Br2, I2,C. Рассмотрите  реакции как окислительно­ восстановительные. Б)  с металлами Составьте уравнения реакций кремния с магнием.  Укажите окислитель,  восстановитель. В) взаимодействие со сложными веществами.  Напишите уравнение реакции взаимодействия кремния с гидроксидом натрия,  учитывая, что образуется силикат натрия и водород. Рассмотрите реакцию как  окислительно­восстановительную. При взаимодействии кремния с сероводородом  образуется  сульфид кремния и водород. Напишите уравнение реакции. Укажите  окислитель, восстановитель. Оксид кремния. Сравнительная характеристика оксида кремния (IV) и оксида углерода(IV). оксид углерода(IV) оксид кремния (IV) вопросы Состав Характер оксида Вид химической связи Тип кристаллической решетки Химические свойства. Упражнение. Составьте возможные уравнения реакций между оксидом кремния (IV) и следующими веществами: NaOH, H2O, CaO, CaCO3, HCl, HF. Кремневая кислота. Составьте уравнение реакции, соответствующее схеме: Укажите признак реакции. Дайте характеристику кремневой кислоты. 1) По наличию кислорода – 2) По основности – 3) По растворимости в воде – 4) По степени электролитической диссоциации – 5) По летучести –  6) По стабильности –  4. Закрепление. 1) В трех пробирках находятся растворы сульфата натрия, карбоната натрия и силиката  натрия. Как определить содержимое каждой из пробирок? Составьте соответствующее  молекулярное и ионные уравнения реакций. Укажите признаки реакций. 2) Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращения:  Si→SiO2→K2SiO3→H2SiO3→SiO2→Si→Mg2SI 5. Домашнее задание. §31, упр. 4 стр.185