Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"
Оценка 5

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
5 кл
02.04.2017
Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"
Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации". Урок-путешествие для обучающихся 5 класса. Цель: создать образное представление о культуре Древнего Египта и ее историческом наследии. Вид урок: урок-путешествие. Материалы: раздаточные карточки, путевые листы. Урок завершает изучение цивилизации Древнего Египта в курсе истории Древнего мира.
Конспект урока.docx
Культурное наследие египетской цивилизации Урок­путешествие (5 класс) Цель: создать образное представление о культуре Древнего Египта и ее  историческом наследии. Вид урок: урок­путешествие Материалы:  раздаточные карточки, путевые листы Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим  удивительное путешествие во времени и окажемся в чудном и прекрасном  мире Древнего Египта. А сопровождать нас будет наш друг Сфинкс. Однако, прежде нам нужно ответить на два вопроса. Итак, вот первый  из них ­Что такое культура? Ребята отвечают В самом широком смысле культура­ это все созданное человеком Второй вопрос: ­ Скажите, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите  Древний Египет?  Ребята отвечают Спасибо! Хорошо. А теперь давайте обратимся к экрану. ­Скажите, что вы видите на слайде? Ребята отвечают А как вы думаете, почему все эти предметы и явления тут оказались?  Неужели наш сфинкс ошибся? Ребята отвечают А теперь давайте попробуем сформулировать вопросы, на которые нам  сегодня нужно ответить Ребята отвечают Итак, нам необходимо выяснить, каково наследие египетской цивилизации? И определить, как достижения египтян повлияли на нашу жизнь? А теперь отправляемся в удивительное путешествие на тысячу лет назад  чтобы провести расследование Но вот незадача! В машине времени недостаточно мест, чтобы мы  поместились всем классом. А значит, нам придется лететь на  хронолете.  ­А знает ли кто­то из вас, что значит слово «хронос»? Ребята отвечают Совсем забыла вас предупредить об особенности хронолета. У него есть  существенный недостаток: он может перенести нас в нужное время, но вот  место может быть совершенно случайным.  Потому давайте договоримся, где  бы мы с вами не оказались, мы должны встретиться  у пирамид в Гизе. Чтобы  каждая из групп не заблудилась, вы получите маршрутный лист­карту. Итак, посмотрим, где приземлились наши хронолёты. Давайте оглядимся и  опишем окружающую обстановку Алгоритм описания ­ Какие сдания и предметы вы видите вокруг? ­ Чем заняты люди вокруг? ­ Как они одеты? 1 хронолет приземлился 2 хронолет приземлился 3 хронолет приземлился У дома ВЕЛЬМОЖИ 4 хронолет приземлился Во дворце ФАРАОНА В деревне, населенной ЗЕМЛЕДЕЛЬЦАМИ В поселении РЕМЕСЛЕННИКОВ Какие же вы все молодцы, вот мы и встретились и теперь! Приступаем к  расследованию Детективу часто приходится иметь дело с документами в которых нужно  найти важную информацию.  ­ как думаете, где мы можем найти такие документы? Конечно вы правы, в храме, и наш Сфинкс проводит нас в храм, где мы  сможем поработать с документами.   1­я гр. Текст 1. Жизнь Египта была основана на земледелии в нижнем  течении Нила и привязана к его сезонным циклам. Египтяне  обнаружили, что восход звезды Сириус предшествует несколькими днями ежегодному разливу Нила. В Древнем Египте Сириус имел два именования: Сотис  ("Лучезарная" или "Блистательная") и Анубис ("Звезда Пса"). Они  называли Сириус " Stella canicula" или просто "Canicula". Дни в  августе, когда появлялся Сириус, были самыми жаркими и в  сенате объявляли перерыв ­ "каникулы" (дословно ­ собачьи дни). Год длился 365 дней и составлял 12 месяцев по 30 дней каждый. В  конце года были дополнительные 5 дней ­ праздники в честь детей  бога земли Геба и его супруги Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и  Нефтиды. Текст 2. Благодаря археологическим находкам стало известно,  что высшие духовные лица государства — жрецы, имели  представление об анатомии человека. Они владели совершенными  технологиями проведения сложнейших операций, которые стали  доступны совсем недавно: трепанация черепа, ампутация,  операции на глаза. Широко применялось лечение травами и  маслами, особое внимание уделялось занятиям спорту. В Египте был изобретен прототип современного химического  ампициллина* для лечения инфекционных заболеваний. Открытие  произошло достаточно просто: хлебные лепешки со временем  покрывались плесенью. Ее прикладывали к воспаленному месту и  через некоторое время рана затягивалась. Состав ампициллина был изучен только в середине XX века. ________ *Ампицилин – антибиотик,  вещество, получаемое из грибков или  бактерий, которое подавляет рост и размножение  микроорганизмов. Текст 3. Кроме того, в Древнем Египте некоторые жрецы  обладали довольно широкими химическими знаниями. Даже  термин "химия" возник в Египте. Вероятно, в корне его лежит  слово "хеми", что означает "Египет", а также "черный". Древние египтяне считали, что лечебное дело находилось под  покровительством бога врачебного искусства Тота, которого  называли Фармаки или Фармаци, что в переводе означает  "защитник", "исцелитель". Именно отсюда и берут свое начало  дошедшие до наших дней слова с корнем "фарма" — фармация, 2­я гр фармацевт, фармакопея и другие. Древние египтяне изобрели и санаторное лечение. Санатории  также организовывали при храмах. Как и в современных  оздоровительных и курортных учреждениях, больные могли  отдыхать от нескольких дней до нескольких недель, получая  необходимое лечение и обращаясь в молитвах к богам о своем  исцелении. Интересно, что лечение оплачивалось приношением  храму изображений исцеленных органов, сделанных из мрамора,  серебра, золота. Так, при раскопках в Эпидавре было найдено  много таких приношений в виде мраморных ног, рук, серебряных  сердец, золотых глаз и ушей. ___ Фармация ­ аптечное дело, изготовление лекарственных веществ. Текст 1.Самые ранние дверные замки созданы египтянами около  4000 г. до н.э., в основном, были с падающими штифтами  (цилиндриками).  Манипулировать этими деревянными или металлическими  цилиндриками, которые служили запорами, выступая из вала  замка, можно было с помощью натяжного ключа, который  подталкивал их вверх из отверстий в валу. После поднятия всех  штифтов вал можно было повернуть, тем самым открывая замок.  Натяжной ключ — это простейший ключ из всех известных ныне.  Его функция заключалась только в подталкивании штифтов вверх, поэтому в роли ключа могла бы выступать даже тонкая отвертка. Одним из недостатков этих древних замков был их размер.  Крупнейшие из них приходилось носить на плечах.   Египетские  замки на самом деле были более надежными, чем римская  технология изготовления дверных запоров.  Текст 2. В поселке в 90 км к югу от Каира  археологи обнаружили  площадку, содержащую набор полос, высеченных в камне и  коллекцию шаров различных размеров. Размеры канавок около 4  метров в длину, 20 сантиметров в ширину, и 10 сантиметров в  глубину. В центре располагалось квадратное отверстие с размером стороны в 12 сантиметров. В отличие от современного боулинга, в котором игроки стремятся  сбить шаром кегли, установленные в конце дорожки, египетские  шары направлялись в отверстие посередине. Конкуренты стояли на противоположных концах полосы, пытаясь попасть шарами  различных размеров в центральное отверстие и в процессе броска  также сбить шар соперника с курса. Текст 3. Существует легенда о первобытном человеке, который,  находясь на охоте, натянул тетиву лука и пришел в восторг от 3­я гр услышанного мелодичного звучания. Он решил натянуть еще одну  тетиву, отчего предмет стал издавать уже не один, а два звука  разной высоты. Так и появился первый струнный музыкальный  инструмент. История происхождения арфы прослеживается в Египте. На  египетских фресках видно, что древние арфы были различного  вида и размера. В домашнем быту употреблялись небольшие  инструменты, которые ставили на пол. На полу же сидел и  исполнитель.  История флейты корнями уходит в древнейшие времена и  легенды. Очевидно, обычный свисток и есть прототип современной флейты.   Изначально свисток представлял не более чем простую трубочку с одним отверстием, издающим звуки высокой частоты. С течением  времени в свистке появились специальные прорезы для пальцев,  что послужило первым толчком к формированию свистковой  флейты. Археологи считают, что наиболее древнее место  изобретения флейты ­ Древний Египет.  . Текст 1. Изнуряющая жара Северной Африки сделала ношение  длинных кос и бород неудобными. Таким образом, они обривали  или обрезали свои волосы накоротко и регулярно брили лица.  Быть чисто выбритым считалось модным, а небритость считалось  признаком низкого социального статуса. Египтяне изобрели инструменты, которые были первыми  орудиями для бритья — набор острых каменных лезвий,  закрепленных в деревянных ручках, затем замененные на бритвы с  медными лезвиями.  Они также изобрели профессию брадобрея. Первые парикмахеры  работали на дому у богатых аристократов, а обычных клиентов  обслуживали на открытом воздухе, сидя под тенистыми  деревьями. Египтяне брали овечью шерсть и делали из нее парики и накладные бороды, которые, иногда носили и египетские царицы, а также  фараоны. Фальшивые бороды были различных форм и показывали  на сколько уважаем их владелец. Рядовые граждане носили  небольшие бородки около 5 см в длину, в то время как фараоны  носили бороды квадратной формы. Египетские боги были с еще  более роскошными длинными бородами, которые заплетались в  косичку.  Текст 2 Египтяне установили рекорд долговечности изобретения.  После того, как они впервые применили макияж глаз еще в 4000 г.  до н.э., он никогда не выходил из моды. Девушки по­прежнему красят глаза, используя практически те же методы и материалы,  что и египтяне тысячи лет назад. Они применяли сажу минерала галенита для создания черной мази, известной как краска для век, которая чрезвычайно популярна и  сегодня. Египтяне могли также создавать зеленый макияж глаз  путем смешивания малахита с галенитом. У египтян раскрашивание лица не ограничивалось женским  кругом. Сильнее макияж считался признаком знатности и  богатства. Но мода была только одной из причин для применения  египтянами карандаша для глаз. Они также считали, что  наложение толстого слоя косметики может вылечить различные  заболевания глаз и даже спасти от сглаза. Египтяне развивали все направления косметики — от румян,  изготовленных из тонированной глины до лака для ногтей,  сделанного из хны.   Текст 3 В Древнем Египте ароматы играли особую роль, они  сопровождали человека, живущего на земле, и ушедшего в иной  мир. Именно здесь, в Египте, следует искать тайны создания  первых благовоний. Эфирные масла были неотъемлемой частью  ритуалов – воздавались почести божествам, омовения душистыми  благовониями во время молитвы. А использование ароматов  мирры, ладана, терпентиновой смолы считались лучшими  средствами для возвышения души. Более того, они создавали духи  из различных растений и цветов, а также дезодорант,  производившийся из ладана и каши­овсянки. Основным методом добывания пахучих веществ было прессование. Древние египтяне имели лаборатории, в которых проводили  выжимку. При этом использовали оливковое, кунжутное и  миндальное масла.  Масло использовалось и для защиты от жарких солнечных лучей.  Самыми изысканными считались масла лотоса, лилии и ириса. Все  рецепты хранились в тайне, но археологические находки  подтверждают, что иногда рецепты с точным содержанием  компонентов и последовательностью всех процедур высекались на  стенах «лабораторий», где проводилось создание ароматов. Текст 1. Египтяне имели много проблем с зубами  из­за того, что  их хлеб содержал песок, стиравший зубную эмаль. Потому они  старались содержать свои зубы в чистоте.  Археологи нашли зубочистки похороненные рядом с мумиями, по­ видимому. Египтянам также приписывают изобретение первых  зубных щеток, которыми служили размочаленные концы  деревянных прутьев. 4­я гр Египтяне также создали виде зубной порошок. Ингредиенты  включали тёртые бычьи копыта, золу, жженную яичную скорлупу и пемзу.  Археологи недавно обнаружили более продвинутый рецепт зубной  пасты. В папирусном свитке сказано, как смешать точное  количество каменной соли, мяты, сушеного цветка ириса и зерен  перца, чтобы сформировать «порошок для белых и прекрасных  зубов».  Текст 2 Ученые, которые исследовали мумии, нашли серьезно  изношенные зубы даже у молодых египтян. Так же, как в наше  время, плохое дыхание в Древнем Египте часто являлось  симптомом плохого здоровья зубов.  В отличие от нас, египтяне не питались сладкими напитками и  продуктами, которые способствуют разрушению зубов, но камни,  которые они использовали для измельчения зерен в муку для  хлеба, добавляли много песка, который стирал зубную эмаль,  делая зубы уязвимыми для инфекции. И египтяне разработали  способ скрывать неприятный запах изо рта.  Чтобы справиться с неприятными запахами от своих больных ртов, египтяне изобрели первые «мятные таблетки», которые содержали ладан, мирру и корицу, кипяченые с медом и сформированные в  виде гранул. Текст 3 Египтяне изобрели материал для написания исторических  летописей — папирус. Изготавливали его из стеблей тростника,  который произрастал на берегах Нила. Технология подготовки  материала для письменности была доведена до совершенства:  некоторые листы с бесценными сведениями находятся и сегодня в  отличном состоянии. Текст на них свободно читается, картинки  хорошо различимы.  Знания, донесенные в папирусах, являются основой получения  сведений о культурном прошлом древней цивилизации и  государств Междуречья. Они содержали сведения  энциклопедического характера и первые географические карты,  отражающие представления египтян о расположении соседних  империй. На одной из них изображен маршрут движения армии  фараона вокруг континента Африка. Наряду с теоретическими познаниями в Египте было широко  развито образование. В эпоху Древнего царства (3 тыс. до н. э.)  существовало своеобразное высшее учебное заведение — «Дом  жизни», Также существовали учебники и задачники, всевозможные лечебники. Отлично! А теперь не теряя времени отправляемся дальше!  Теперь нам  предстоят более сложные загадки, а задавать их будет строитель пирамид  Имхотеп. 1­я гр 2­я гр 3­я гр 4­я гр Художественные изображения Иероглифы Архитектура  Решение исторических задач Группа 1. Изобразительное искусство Вопросы Ответ   Каковы   основные   правила 1. изображения людей? 2.   Почему   некоторые   фигуры   людей изображены   огромными,   а   другие маленькими? 3.   Почему   на   изображениях присутствуют   люди   с   головами животных? 4.   На   каком   материале   ученые находят изображения? 5.   Какие   выводы   о   внешнем   облике египтян можно сделать? Группа 2. Письменность и принадлежности для письма Вопросы Ответ 1.   Как   назывались   символы,   которые использовались для письма? 2. На чем и чем писали египтяне? 3. Из чего и как изготавливали писчий материал? 4. Кто владел грамотой? 5. Как хранили написанные тексты? Группа 3. Памятники архитектуры. Вопросы Ответ   Назовите   самые   известные 1. архитектурные   сооружения   Древнего Египта? Где они находятся?   С   какой   целью   создавались 2. египетские пирамиды? 3. Почему пирамиды считаются чудом света? 4. Кем созданы пирамиды?   Как   потом   стали   хоронить 5. фараонов? Группа 4. Познавательные задания №1.Решите историческую задачу Считается, что первую пирамиду зодчий Имхотеп начал строить в 2750  г. до н.э. Последние пирамиды построены в 1700 г. до н. э. Сколько лет  прошло между постройкой первой и последней пирамиды? Решение: Ответ: №2.Решите историческую задачу В данный момент считается, что письменность возникла 5 тысяч лет  назад. В каком тысячелетии это произошло? Решение: Ответ: №3. Найдите  ошибки в историческом тексте Величайшую пирамида Египта носит имя Тутмоса III. Стараясь во всем  отличаться от предыдущих царей, он приказал заложить фундамент  постройки на западном берегу Нила,  потому что египтяне считали, что  “царство живых” расположено на западе. Однако верховный жрец Хеопс  доложил царю, что строительство пирамиды затягивается из­за нехватки  рабов. Ответ: №4. Разгадайте исторический кроссворд 1. 2. 3. 4. 5.  1. Основное удобрение на полях Древнего Египта 2. Жилище богов 3. Существо с телом льва и головой человека 4. Знак для письма в Древнем Египте 5. Наука о планетах и звездах, почитаемая в Древнем  Египте Ребята отвечают Вы просто умнички! Наконец­то мы достигли свой цели! Давайте ответим на  вопросы, поставленные нами в начале урока. ­отвечают А теперь летим домой на нашем хронолете! Мы с вами вернулись из путешествия, в котором побывали настоящими  детективами, а теперь предлагаю перевоплотиться в журналистов и написать  небольшую путевую заметку о своем путешествии Выполняют задание, презентуют работу. А теперь загадка не от Сфинкса, не от Имхотепа, а от меня – учителя.  Скажите, какое задание вы бы задали ребятам, оказавшись на моем месте?  Предлагают варианты, наилучшие варианты записываются в дневник как  домашнее задание.

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"

Конспект урока "Культурное наследие египетской цивилизации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017