Конспект урока "Лексико-грамматические разряды существительного" (СПО)
Оценка 4.6

Конспект урока "Лексико-грамматические разряды существительного" (СПО)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
09.07.2018
Конспект урока "Лексико-грамматические разряды существительного" (СПО)
Конспект урока "Лексико-грамматические разряды существительного" рассчитан на обучающихся среднего профессионального образования. Цель данного урока обобщить знания и умения по теме, полученные в школе, выявить и устранить причины собственных затруднений в выполнении изученных действий по данной теме. Время урока - на 2 часа.Документ. docx.
Имя существительное.docx
ТЕМА: Имя существительное как часть речи. 1. Образовательная: обобщение знаний о лексико­грамматических разрядах  существительных; совершенствование умений оценивать морфологические  формы с точки зрения нормативности 2. Развивающая: обеспечение условий для общеучебных умений: слушать,  выражать суждения в устной и письменной формах, задавать вопросы и отвечать на них. 3. Воспитательная: создание условий для формирования духовно­нравственных качеств личности:  трудолюбия, дисциплинированности, ответственности, уверенности в своих  силах  ТИП УРОКА:  комбинированный урок МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный,  ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: фронтальная,  индивидуальная ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:  презентация. I. Организационный момент.  II. Повторене ХОД УРОКА III. Актуализация знаний. Работа у доски:  словарный диктант.  ветераны Великой Отечественной войны, Полтавская битва, решение  Европарламента, абсолютный чемпион мира,  булгаковский роман «Мастер и  Маргарита», Совет Безопасности ООН, Всеобщая декларация прав человека,  стиль барокко. Бородинское сражение, знаменитый акмеист, Владимир Красное  Солнышко, Крымская война, есенинская поэма «Анна Снегина», тургеневская  проза.  ­Почему некоторые слова пишутся с заглавной, а некоторые с прописной  буквы? IV. Изучение нового материала.  Фронтальная беседа. — Назовите группы частей речи. — По каким принципам слова распределяются по частям речи? —Как называется раздел языка, изучающий части речи? Составление таблицы «Части речи» — Что вам известно об имени существительном. Постоянные признаки:  Собственное / нарицательное  Одушевлённое / неодушевлённое       Род         Несклоняемые   слова   иноязычного   происхождения   (заимствованные), обозначающие   неодушевлённые   предметы,   относят   к  среднему   роду:  такси, какао,   шоссе;   существительные,   обозначающие   мужчин,   –   к   мужскому   роду: атташе,   рантье,   денди,   крупье;   обозначающие   женщин,   –   к   женскому:  леди, мадам,   мисс;  названия   животных   чаще   относят   к   мужскому   роду:  кенгуру, шимпанзе, динго.  Запомнить! Слова   мужского   рода:  Рельс,   толь,   тюль,   шампунь,   эполет,   рюш,   багет, шимпанзе, фламинго, хинди, колибри, кенгуру, шимпанзе, какаду Слова женского рода: Босоножка, клавиша, манжета, мозоль, сандалия, туфля, авеню, салями, кольраби,  Слова среднего рода: Алоэ, мочало, повидло, щупальце, бра, кашне, резюме                  Род   несклоняемых   существительных,   являющихся   иноязычными географическими названиями (городов, рек, озёр, гор и пр.), названиями газет, журналов, сборников, определяется соотнесением их с именем нарицательным: красивый   Тбилиси   (город),   бурная   Миссисипи   (река),   живописный   Капри (остров),   известная   "Таймс"   /Times/   (газета),   содержательный   "Чип"   /Chip/ (журнал).   Грамматический   род   несклоняемых   сложносокращённых   слов   (или аббревиатур) определяется по роду ведущего слова в словосочетании: ИТАР – Информационно–телеграфное   агентство   России   –   сообщило,   ООН   – Организация объединенных наций – решила; возникло новое ООО – общество с ограниченной ответственностью: прибывший ОМОН – отряд милиции особого назначения. НО! установившиеся в языке аббревиатуры – вуз (высшее учебное заведение),   дзот   (деревоземляная   огневая   точка),   нэп   (новая   экономическая политика) склоняются как существительные м. р.     школьн..   кафе, вкусн..   салями, горяч..   кофе, свеж..   безе, овощн.. рагу       Склонение Правописание окончаний существительных 1(а­ я) П (о­ е    ) Ш ( на  шип.) Р.п. Д.п. П.п. И Е Е ­ ­ Е И И И ИЙ ИЯ     =     И ИЕ Проверь себя. В каком ряду во всех словах пишется буква Е? В глубоком раздумь­ шли по алле­ в парк­. По дорог­ к станци­ все деревья в ине­ В произведени­ о молодом поколени­ нет правды жизн­. В каком ряду нужно вставить все И? В глубоком раздумь­ шли по алле­ в парк­. По дорог­ к станци­ все деревья в ине­. В произведени­ о молодом поколени­ нет правды жизн­. Непостоянные признаки:  Число  Падеж       Р п. мн.ч. существительных мужского рода: окончание –ОВ      Апельсинов Помидоров Килограммов джинсов носков зубов нулевое окончание Сапог валенок партизан шорт чулок грузин Правописание сложных существительных Сложные существительные в русском языке пишутся слитно и через дефис. 1. Ознакомление с алгоритмом, его анализ. Через дефис 1. Сложные существительные, обозначающие политические партии, их членов:  социал­демократия, социал­демократ 2. Сложные существительные, обозначающие единицы измерения: грамм­ молекула, киловатт­час (но трудодень) 3. Сложные существительные, обозначающие промежуточные стороны света:  северо­восток, юго­ запад 4. Существительные, имеющие в первой части иноязычные элементы вице­,  лейб­, унтер­, штаб­, экс­: вице­президент, обер­мастер, лейб­гвардия, унтер­ офицер, штаб­квартира, экс­чемпион, а также сложное существительное  контр­адмирал (контр­ не имеет значения «против») 5. Сложные существительные, образованные из целых, отдельно  употребляющихся существительных: премьер­министр, плащ­палатка, член­ корреспондент, платье­костюм 6 .Сложные слова с предлогами, союзами, частицами: Иван­да ­Марья Слитно 1.Сложные существительные со второй частью на ­град, ­город, ­бург:  Ленинград, Белгород, Петербург 2. Сложные существительные с глагольной первой частью на ­и: горицвет,  держидерево, вертишейка 3.Сложные существительные с первой частью, состоящей из иноязычных  элементов авиа­, авто­, агро­, аэро­, био­, вело­, гидро­, зоо­, кино­, метео­,  микро­, нео­, мото­, теле­, фото­ и др.: авиасвязь, автоцистерна, биомеханика 4. Сложносокращённые существительные разного типа: АТС, вуз, местком 5.Сложные слова с соединительной гласной: путешествие, пароход 6.Сложные существительные, в составе которых есть числительные:  сорокалетие, сороконожка Слова с пол­  (если вторая часть начинается с гласной, или с л, или с большой буквы) Пол­яблока, пол­лимона, пол­Москвы Но: пол чайной ложки Слова с пол­, полу­: полдома, полуавтомат V. Закрепление изученного материала. Совместно с обучающимися  составляется  схема «Лексико­грамматические  разряды имен существительных».  Лексико­грамматические разряды имен существительных  Собственные Одушевленные Нарицательные Неодушевленные Конкретные          Отвлеченные Собирательные      Собирательные       Склоняемые Несклоняемые Разносклоняемые М. р. Ж. р. Ср. р. Общий род               Имеющие форму двух чисел Имеющие форму только одного числа ед. ч.;             мн. Ч Задание 1. Замените словосочетания сложными словами. Какое написание  вы выберете? Почему? Жук, который ест кору;                                    Хранилище овощей; Лечебница, где лечат грязями;                         Тот, кто возит воду; Приспособление для ловли мышей;                Тот, кто варит сталь. Задание 2.  (Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка, (шкаф)купе, (языко)знание, (пол)жизни,(спец)одежда, (бабочка)капустница, (пол)арбуза Задание 3. Объясните постановку знаков в стихотворении Осенний листопад зонтов! Осенний кашель глины в котловане. Осенняя распахнутость ларьков,  Осенний переплеск озерной рани. Шагает осень через всю страну,  Через Москву, через Урал с Байкалом  И трогает минорную струну  У музыкантов по концертным залам.  Я вышел из вагона а у Филей,  Иду не принужденно и свободно  И говорю, как некий Галилей: —  Земля вертится! Это превосходно! (Боков) Найдите в стихотворении имена существительные одушевленные. Найдите в стихотворении имена существительные собственные, сделайте  вывод об их правописании. Найдите в стихотворении имена существительные,  определите их род,  падеж, число. VI. Самостоятельная работа                                             ТЕСТ 1. К несклоняемым относится имя существительное: 1) 2. 1) дочь;       2) плакса;     3) Несклоняемым является имя существительное: метро;         2) пальто. время;      3) фанера. 3. 1) 4. 1) 5. 1) 6. 1) 7. 1) такси        3) ателье Именем существительными среднего рода является слово: кофе        2)какао       3)авеню Именем существительным мужского рода является слово: пенальти      2) К разносклоняемым относится группа существительных: море, поле, горе;     2) племя, знамя, семя;           3) марля, доля, воля. К третьему склонению относится имя существительное: сыч    2) Именем существительным общего рода является слово: плакса       2) академия        3) стремя дочь        3) плач Ключ     1. 3), 2. 1), 3. 2), 4. 1), 5. 2), 6. 2), 7. 1).       VII. Домашнее задание. 1. Параграфы по теме «Имя существительное»  (теорию) ­ повторить  (подготовка к тестированию). Заполнить таблицу» Лексико­грамматические  разряды имен существительных» своими  примерами VIII. Подведение итогов урока. ­ Что вызвало затруднения на сегодняшнем уроке? ­ Отметки за урок…

Конспект урока "Лексико-грамматические разряды существительного" (СПО)

Конспект урока "Лексико-грамматические разряды существительного" (СПО)

Конспект урока "Лексико-грамматические разряды существительного" (СПО)

Конспект урока "Лексико-грамматические разряды существительного" (СПО)

Конспект урока "Лексико-грамматические разряды существительного" (СПО)

Конспект урока "Лексико-грамматические разряды существительного" (СПО)

Конспект урока "Лексико-грамматические разряды существительного" (СПО)

Конспект урока "Лексико-грамматические разряды существительного" (СПО)

Конспект урока "Лексико-грамматические разряды существительного" (СПО)

Конспект урока "Лексико-грамматические разряды существительного" (СПО)

Конспект урока "Лексико-грамматические разряды существительного" (СПО)

Конспект урока "Лексико-грамматические разряды существительного" (СПО)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018