Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"
Оценка 4.6

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
2 кл
08.11.2017
Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"
Тема: «Школа современная и школа в старину». (По произведению Л.Н.Толстого «Филипок»).Программа «Гармония». Кубасова O.B. Любимые страницы: учебник для 2 класса по литературному чтению: в 2ч. Смоленск: Ассоциация 21 в.2012 г. Цель: дать первичные сведения о дореволюционной школе по произведению Л.Н.Толстого «Филипок», сравнить с современной школой.Конспект урока по литературному чтению.
Л. Н. Тролстой. Филипок..doc
МБОУ «СОШ № 4 г. Тосно» Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: «Школа современная и школа в старину».   (По   произведению Л.Н.Толстого «Филипок»). Программа «Гармония». Кубасова  O.B.  Любимые страницы: учебник для 2 класса по литературному чтению: в 2ч. Смоленск: Ассоциация 21 в.2012 г.   Учитель начальных классов: Скрипко Татьяна Леонидовна  Первая квалификационная категория 2013 /2014 учебный  год Тема: «Школа современная и школа в старину». (По произведению Л.Н.Толстого «Филипок»). Цель:   дать   первичные   сведения   о   дореволюционной   школе   по произведению   Л.Н.Толстого   «Филипок»,   сравнить   с   современной школой. Задачи:  1. Воспитывать у детей устойчивый интерес к чтению и учёбе; 2. Расширять и обогащать словарь учащихся; 3. Формировать   специальные   читательские   умения:   правильно   называть   автора   и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения; 4. Развивать речь учащихся, воображение и мышление; 5. Воспитывать чувство сопереживания. Оборудование: портрет   Л.Н.Толстого,   книги   Л.Н.Толстого:   «Филипок»   (   3   разные   издания), «Рассказы   для   маленьких   детей»,   «Рассказы   о   детях»,  «Рассказы   для   маленьких», К.Д.Ушинский «Рассказы о животных»; дополнительный текст для учащихся; иллюстрации (дом Толстого в Ясной Поляне, фотография учеников Яснополянской школы,   «Азбука»   Л.Н.Толстого);   карточки   с   заданиями   для   коллективной   работы учащихся .План урока 1.Организационный момент 2.Актуализация знаний 3.Чтение и анализ произведения а)первичное восприятие текста б)работа с текстом после чтения  в)повторное чтение и анализ произведения  4Домашнее задание 5Итог урока Ход урока. 1 Организационный момент. Как   хорошо   уметь   читать!   Важнее   нет   науки! Тот, кто умеет сам читать  Совсем не знает скуки. О чём это стихотворении? о том, как хорошо уметь читать. Почему автор считает чтение ­ наукой? книга рассказывает много нового, того чего мы не знаем 2 Актуализация знаний. а)­ Сегодня у нас знакомый писатель. Кто это? + Л.Н.Толстой. Что вы знаете о нём? написал много книг (перечисляют, которые знают) б)Работа с выставкой книг Я тоже принесла некоторые книги Л.Н.Толстого из библиотеки. Думаю, что после урока вам непременно захочется прочитать эти книги. Давайте их рассмотрим. Нет ли среди книг ­ книг не по теме? + да. Ушинский «Рассказы о животных». Докажите, что эта книга не по теме? + эта книга другого автора Откуда можно узнать, не читая книг, о ком она пишет? + по рисункам на обложках, по названию книг Кто прочитает названия книг?( книги: « Рассказы о детях», « Рассказы для маленьких», « Рассказы о детях» Л.Н.Толстого. Как вы думаете, о чём все эти книги? Для   того,   чтобы   определить   тему   нашего   урока,   мы   послушаем   рассказ   о   писателе, который вместе со мной подготовили Костя, Аня и Саша.          Костя С.:+ Лев Николаевич Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна Тульской области ( под Москвой) и прожил долгую жизнь. Он написал очень много разных произведений: рассказов, сказок, басен. Лев Николаевич много работал. Свои сочинения он переписывал по 10   ­   12   раз,   чтобы   сделать   их   хорошими.   Будучи   графом,   Лев   Толстой   занимался   и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий  труд полезен и нужен, уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудится .Аня Б  .:Лев  Николаевич  Толстой  очень долго, 50 лет,  жил  в своём  доме в  Ясной Поляне.   Сейчас   там   находится   музей,   который   посещают   люди   со   всего   мира.   В соседней   деревне   Толстой   открыл   школу   и   стал   учить   крестьянских   детей   по учебникам,   которые   сам   написал.   Над   азбукой   он   работал   20   лет.   Писатель   много времени проводил с деревенскими детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах, летом ходил с ними за ягодами и грибами.       Саша Р.:Лев Николаевич в своей школе учил деревенских детей так, что им было очень интересно заниматься. Он никогда не наказывал своих учеников. Дети любили своего учителя. Добрая слава шла о школе Толстого. Деревенские мальчики и девочки очень хотели в ней учиться. У Льва Николаевича Толстого было много талантливых учеников. Например ,Вася Морозов, повзрослев, стал известным писателем.      Спасибо, молодцы! (оценка, сообщение цели урока)                                                          .О чём же мы будем        + Об учёбе, о школе, читать и говорить сегодня на уроке? о детях               О   какой   школе?        + О школе в старину. Современной или которая была раньше? Молодцы.   Сегодня   мы   будем   читать   и   говорить   о   школе   в   старину   и   сравним   с современной школой. Посмотрите( показываю иллюстрации).Вот дом Л.Н.Толстого., где он прожил 50 лет. Это ученики Л.Н.Толстого, (фотография), рассмотрите получше после урока. З.Чтение дополнительного текста. Чтобы   лучше   представить   далёкое   прошлое,   как   учились   дети   150   лет   назад, прочитайте дополнительный текст. Читая, делайте на полях пометки: V­ знал +­новое !­нравится ? ­ я думал иначе. Сто пятьдесят лет назад в России было очень мало школ, дети простых людей не могли учиться. А тем, кому и посчастливилось ходить в школу, приходилось учиться в одной комнате с детьми разного возраста из разных классов. Учитель был один на несколько классов,   которые   он   учил   одновременно.   Педагог   имел   право   строго   наказывать учеников за малейшую провинность.  Беседа после чтения. Что уже знали? Что для вас новое? О чём вы думали иначе? Рассказ учителя. Первые школы для простых людей в России были при церквях и монастырях. Обучали детей и на дому: собирал учитель ( а это мог быть сельский поп или отставной солдат) у себя несколько ребят и учил их грамоте по славянскому алфавиту, который создал монах Кирилл и его брат Мефодий. Название букв было трудным и непонятным покой ­ аз­ рцы ( пар) твердо ­ аз (та). Что у меня получилось? + парта Мой рассказ продолжит Оля Ренскова.  Чтение стихотворения (наизусть) Она прочитает стихотворение Натальи Кончаловской. В старину учились дети,  Их учил церковный дьяк.  Приходили на рассвете  И твердили буквы так:  А да Б ­ как Аз да Буки, В ­ как Веди, Г – Глаголь И учитель для науки По субботам их порол Вот такой чудной вначале Наша грамота была! Вот каким пером писали Из гусиного крыла, (показ картинки) Спасибо, молодец! Какое впечатление от стихотворения?  +понравилось Физкультминутка (проводит ответственный, «физкультурник») Работа по учебнику А) Ответы на вопросы учебника Откройте учебник, страница 137. Найдите начало урока по значку (колокольчик). Будем читать вопросы автора учебника и отвечать на них. Прочитайте ­ 1ый вопрос.  + Как называется книга? Отвечаем, Даша? + Книга называется «Филипок» Кто автор?  Посмотри внимательно на обложку. JI.H Толстой. ­Ваня, читай второй вопрос. + Догадайся по обложке книги, о ком в ней написано. Подумай, в какое время жил мальчик, который здесь нарисован. Как ты догадался? (Дети отвечают) + О мальчике, Филипке. +Жил давно. ­Как догадались? + Одет не по­современному; шуба , валенки, шапка меховая. ­Прочитайте 3­ий вопрос.  + Кто написал эту книгу? + JI.H Толстой. ­Ребята, книга Л.Н Толстого «Филипок» много раз издавалась, и поэтому обложки этой книги выглядят по ­ разному, (показываю 3 книги) Вот у меня три разных изданий этой книги. Посмотрите на них, обратите внимание, какие здесь иллюстрации на обложке. Перелистнули страницу на 138.  Б ) Чтение про себя предисловия. Прочитайте предисловие с карандашом, отметьте, что нового узнаете о писателе. О чем мы еще не говорили? /. Около ста лет назад в России было очень мало школ, дети простых людей не могли учиться. Л.Н Толстой в своей   усадьбе   «Ясная   Поляна»   открыл   школу   для   крестьянских   детей   и   написал учебники: «Азбуку», «Четыре русские книги для чтения». В этих учебниках было много рассказов, сказок, басен. По ним учились несколько поколений русских детей. Перед тобой рассказ об одном из учеников того времени./  ­ Что нового узнали о писателе, о чем мы еще сегодня не говорили? + Л.Н Толстой написал «Четыре русские книги для чтения». Молодец! По этим книгам дети учились читать. Первичное чтение текста (Чтение текста вслух по частям сильными учащимися) Будем читать произведение Л.Н Толстого по частям и учиться задавать вопросы по тексту. Читай ,.Алена до слов.......................( «И мать оставила его дома») О чем бы вы хотели спросить? + Почему Филипок не ходил в школу?  +Все ли ходили в школу? +Почему мать оставила Филипка дома?  +В какую школу хотел ходить Филипок?  +Почему он захотел идти в школу? Ответим на последний вопрос  + Он очень хотел учиться. Молодцы! Читаем дальше. Продолжает читать Антон. 2ч. ( отцовскую и пошел в школу») Какие вопросы возникли? + За каким селом была школа?  + Какую шапку нашел Филипок? + На какую поденную работу ушла мать? ­Кто объяснить, что за поденная работа? старую, «Взял   О значении этого слова (поденная) справимся в толковом словаре. Я подумала, что вы обязательно спросите про это слово и приготовила закладочку в словаре. (Читаю по словарю). ­Что же за поденная работа? + Учет и оплата работы по дням. Какие вопросы хотите задать? + Пойдет ли Филипок в школу? Можно я спрошу? «Почему он не пошел гулять?»  + У него не было друзей. + Ему было скучно.  + Очень хотел учиться. ­Молодцы, читаем дальше. Читает Лиза. Зч. (куда ты , постреленок, один бежишь?) ­Какие вопросы возникли? + Почему сначала собаки его не трогали? ­Ответим на этот вопрос. + Они его знали, он шел по своей слободе. ­Кто объяснит, что называется слободой?  + Улица? + Может это деревня? ­Давайте снова посмотрим, что?  + Толковый словарь. ­Прочитай, Катя. + Слобода ­ большое село со свободными крестьянами, пригород. ­Продолжаем задавать вопросы. + Почему залаяла Жучка и Волчок?  + Почему собаки за ними не погнались?  + Как звали собак? ­Почему мужик назвал Филипка «постреленок» ­Ответим на этот вопрос. + Маленький, бежал быстро, как стрела. ­Куда упал Филипок? ­Можно я спрошу?  + Да. ­Почему все с ним случилось? + Школа далеко. Читает Ваня Устинов. 4ч (.........«Назад идти ­ опять собака заест, в школу идти ­ учителя боится») ­Какие вопросы хотите задать? + Какие голоса гудят в школе? + Почему испугался Филипок?  + Как бежал Филипок? ­Ответим. + Во весь дух. ­Это как? + Очень быстро. ­Еще что он сделал, чтобы не споткнуться?  + Подобрал полы. ­Как понимаете это слово? ­Полы ­ это нижняя часть раскрывающейся одежды. (Показываю на рисунке) Почему Филипок приподнял края одежды? + Шуба длинная, наступит на край одежды и снова упадет. ­Давайте зададим один главный вопрос (пишу на доске: Что...) + Что сделает Филипок ? ­Ну, как вы думаете?  + Пойдет в школу. + Я думаю пойдет в школу.  + Я думаю, вернется домой + Нет, пойдет в школу, обратно идти собаки загрызут. ­продолжим читать.  Женя читай 5ч (....« Он посмотрел на учителя и заплакал») ­О чем хотите спросить?  + Как засмеялись ребята? + Каких ребят полна школа?  + Почему молчал Филипок?  +Почему у него в горле пересохло?  +Почему он держался за шапку? ­Это очень важно. + Пустил ли учитель Филипка? ­Молодец, правильно. Что же сделает учитель? Прочитаем   дальше. Читает Никита.  6ч ( Все засмеялись) ­Какие возникли вопросы? + Похвалил ли учитель Филипка? + Почему учитель обещал, что Филипка отпустит мама в школу? ­Правильно, он ведь с мамой не разговаривал.  + Почем Филипка не пускают в школу? +Обязательно ли надо учиться? ­Молодцы, читаем до конца.  7ч. Читай, Матвей. ­Какие чувства вызывает у вас Филипок?  +Понравился. + Он смешной. ­Ребята, мы задавали вопросы по тексту, но не на все ответили. На все вопросы мы можем теперь ответить? + Да .Беседа после чтения .Стр 140. Прочитайте первый вопрос, который задает автор учебника. + Как ты думаешь, прав ли Филипок, говоря: « Я бедовый Я страсть какой ловкий!»?  + Нет, он не прав, надо учиться. ­Каким себя называет Филипок?  + Бедовый, ловкий. ­Кто объяснит, что значит «бедовый»?  + Приносит беду, от него много бед ­Давайте уточним значение слова в толковом словаре.  + Бедовый ­ смелый, решительный. ­Мог ли писатель дать другое название произведению?  + Нет, такой мальчик был. Групповая работа ­ Будем работать вместе в группах Приготовились к работе. (Дети выходят из­за парт и встают по группам, 4 гр). ­ Вы отправитесь  в далекое  прошлое,  в школу, в которую мог ходить Филипок. (Раздаю карточки с заданиями). ­Прочитать слово + покой ­ аз ­ покой ­ аз ­Определить жанр произведения.  Филипок        Басня  Быль  Сказка Проверка работы в группах. (Д е т и  садятся на место, сигнал к проверке, отвечают по желанию) Чтение текста про себя ­Прочитайте задание 3, страница 140. Саша, читай. + Прочитай рассказ еще раз, подчеркни карандашом непонятные слова. ­ Кто прочитал, откройте рабочие тетради на странице 80. ­ Прочитайте задание. Работа в рабочей тетради + Соедините слова и их объяснения. ­ Выполняйте. /Украдкой Слобода  Сени  Полы Немой                                                      Помещение между крыльцом дома и жилым  Лишенный способности говорить. Нижняя часть раскрывающейся одежды Большое село, пригород        Если .Коли              Скрытно, незаметно для других помещением Проверка задания в рабочей тетради ­ Проверим, как вы выполнили задание. Миша читает. ­ У кого по­другому? + ? Молодец. Некоторые слова мы сегодня объяснили, на следующем уроке продолжим эту работу. Фронтальная беседа   Давайте сравним школу в старину, в которую ходил Филипок, со школой сейчас. В чем сходство с современной школой? + Класс  +Учитель  +Дети учатся  +Столы, книги, доски ­В чем различие? + Разные классы в одном помещении;  + Все кричат свое;  +Один учитель на четыре класса;  + Возраст разный, учатся вместе. ­Сколько школ в нашем городе? + 4 ­Трудна ли для вас дорога в школу?  + Нет. ­Почему? + Живем рядом. ­Хотели бы вы учиться в такой школе, в какой учился Филипок? + Нет ­Почему? + Один учитель на всю школу;  + Трудно и непонятно учиться. ­Что бы вы хотели, чтобы было в школе будущего?  + Учиться по компьютеру. + Ручка сама писала.  + Электронные учебники (и т. д) Домашнее задание. ­Какое домашнее задание вы бы хотели выполнить?  + Нарисовать школу в старину. + Нарисовать школу будущего, придумать рассказ про школу будущего. ­Какое обязательное задание? + Выразительное чтение рассказа Л.Н Толстого «Филипок».  Итог: Молодцы, все очень хорошо работали на уроке. За сообщение Косте, Ане, Саше и Оле я поставила «5», они хорошо подготовились дома. ­Какова же тема нашего урока? О чем мы читали и говорили? + Говорили о школе в старину и сейчас, читали быль­рассказ Л.Н Толстого «Филипок». ­Можно ли утверждать, что школа уже не изменится?  + Нет ­Почему? + Развивается наука и техника.  ­Спасибо за работу, урок окончен. Самоанализ урока литературного чтения. Учебник : « Любимые страницы» О.В Кубасова. Программа «Гармония» 2 класс  По Тема   урока:   «Школа   современная   и   в   старину». произведению  JI.H  Толстого   «Филипок».   В   классе   30 человек. До обучения в 1 классе из 30 учащихся целым словом умели читать 2 человека, 12 человек читали по слогам, 10 учащихся знали   все   буквы   и   могли   прочитать   слоги,   6   детей   знали только частично буквы, не умели читать даже слоги. Уровень класса средний. Урок был дан в апреле 2011 года . На это время способ чтения соответствовал норме у всех учащихся. У 16 учащихся темп чтения выше нормы, у 11 учащихся темп чтения соответствует норме и у 2 учащихся (Морозова В ­ 37 слов, Назаров И ­38 слов) темп чтения ниже нормы. Дети эмоциональные, с неплохо развитой речью и памятью. При   подготовке   урока   использовала   пособие   «Литературное   чтение»   2   класса: поурочные   планы   по   учебнику   О.В   Кубасовой.   2   полугодие   (автор   ­   составитель Николаева   О.В ­  Волгоград:  «Учитель  2006  г, записи   лекций  на  курсах  ЛОИРО  и собственный опыт работы. Приоритетной   целью   обучения   литературного   чтения   является   формирование читательской   компетенции   младших   школьников,   осознания   себя   как   грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Исходя из этой цели, я выделила 5 задач, которые и решала на уроке. На работу по произведению Л.Н Толстого «Филипок» отводится 3 урока. Данный урок ­ первый по изучению произведения. На уроке я не провожу традиционной проверки домашнего задания, а весь урок посвящаю теме дореволюционной школы, в которой учился «Филипок», /главный герой произведения Л.Н.Толстого/ чтобы сохранить целостность восприятия данной темы. Задача № 1 Чтобы   пробудить   у   учащихся   интерес   к   книге,   желание   читать   самостоятельно, провела работу с выставкой книг. ( После урока несколько учащихся взяли почитать дома книги JI.H Толстого, чем меня очень порадовали). Рассказ учителя чередовала с сообщениями, которые приготовили дети под моим руководством. Помимо сведений о творчестве писателя, его биографии, в рассказ включила факты из жизни писателя, чтобы   у   учащихся   складывалось   представление   о   личности   писателя,   и   каждый ребенок смог бы высказать свое отношение к писателю. Задача № 2 Проведена   лексическая   работа.   Объяснение   трудных   слов   проводилось   при   чтении текста, использовала «Толковый словарь», иллюстрацию. При повторном чтении текста дети успешно справились с заданием 3, в рабочей тетради страница 80. Задача № 3 Развивала   умение   ориентироваться   в   книге   по   заголовку,   иллюстрации,   формируя специальные   читательские   умения.   На   уроке   использовала   коллективные   способы обучения работу в группах. В группах ребятам работать нравится. Задания на уроке выполняли   дружно,   самостоятельно.   Лучше   всех   работала   2   и   3   группа,   затем выполнила задание 4 группа. 1 группа испытывала затруднение при выполнении 1 го задания, потом тоже справилась с работой с небольшой помощью учителя. Используя К.С.О, учащиеся самостоятельно определили жанр произведения. Задача № 4В течение всего урока развивала речь учащихся. Во время чтения вслух, дети вели диалог с автором, комментировали, учились задавать вопросы по тексту. В ходе   анализа   текста   сталкивались   собственные   мнения   детей.   Эти   столкновения являлись толчком для создания проблемной ситуации на уроке и подталкивали детей к анализу   текста   для   прояснения   собственных   впечатлений   и   представлений. Использовала такие формы работы как: умение ставить вопрос ктексту, высказывание личного   отношения   к   произведению,   герою,   поступку;   давать   полные   ответы   на вопросы.   Каждая   из   этих   форм   носила   на   уроке   обучающий   характер.   Развитие мышления,  воображения,   детской  фантазии  шло  в результате  рассуждений  по  ходу чтения текста и при использовании приема антиципации. (Работа с обложкой книги, определение темы урока). Во 2­ ом классе умением самостоятельно антиципировать содержание текста каждый ребенок еще не овладел. Итогом урока была фронтальная беседа   после   чтения,   которая   активизировала   жизненные   представления   учащихся. Дети сравнили школу в старину и современную школу, пофантазировали, какой будет школа   будущего,   Домашнее   задание,   полученное   на   уроке,   (нарисовать   школу будущего, школу  в  старину;  устный   рассказ  о школе)  тоже  способствует  развитию творческой деятельности учащихся. Задача № 5Урок построила так, чтоб дети могли сопереживать герою, показать свои чувства. Для этого мною были продуманы вопросы на эмоциональный отклик детей. На уроке   была   комфортная   обстановка,   дети   не   боялись   высказывать   свое   мнение. Домашнее   задание  дети   выбрали   сами.   Все,  что  запланировала,  было   выполнено.На уроке   использовала   информационные   технологии   (сообщение   о   писателе   ­   учила воспринимать информацию на слух; чтение дополнительного текста ­ развивала умение извлекать   информацию   из   текста.   Здоровьесберегающие   технологии   (Проводились физкультминутка,   был   отобран   материал   по   возрасту   и   интересам   детей;   дети чувствовали себя на уроке комфортно, поэтому не боялись высказывать свое мнение) проблемное   обучение   (на   уроке   часто   возникали   вопросы   проблемного   характера); обучение в диалоге (учитель ­ ученик, ученик ­ ученик); игровые (проводилась игровая физкультминутка, игра в школу «Филипка»).За урок были выставлены 4 отметки за отлично подготовленные дома сообщения. Считаю, что урок цели достиг.

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока. Литературное чтение. Л. Н. Толстой "Филипок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2017