Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"
Оценка 4.9

Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"
Конспект урока по произведениям авторских сказок Ярмыша о дружбе, друзьях, настоящих и мнимых. В конспекте много разнообразных методов и приемов, чередование индивидуальной, групповой, парной работы. Весь урок построен на "добывании" детьми доказательств своих предположений при работе с текстами, дополнительным материалом.
урок литературного чтения 3 класс.docx
Урок литературного чтения                        УМК «Гармония», 3 класс Тема: «Добрый клен», «Озеро»,  Ю.Ф. Ярмыш. Цель: совершенствование навыка смыслового чтения, определение главной  мысли произведения. Планируемые результаты: Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,   смысловое чтение,   извлечение необходимой информации из текстов различных жанров,   умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: целепологание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и того, что ещё неизвестно,  прогнозирование результата. Коммуникативные:   планирование   учебного   сотрудничества   с   учителем   и сверстниками; постановке вопросов к тексту, поиске и сборе информации. Личностные:  воспитание   нравственных   черт   характера,   ознакомление   с нормами   морали   через   принятие   нагрузки   художественного   произведения, воспитание взаимоуважения, умения работать дружно, согласовано. Ход урока: Организационный момент. ­  Поздоровайтесь   с   нашими   гостями.   Проверьте   все   ли   готово   к   уроку ( учебник, словарик качеств характера, ручка, дневник, творческие тетради.) Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. ­ Как называется раздел, который мы изучаем? ­ С какими произведениями мы уже познакомились? Прочитайте или назовите главную мысль сказки «Два брата». ­ Подумайте, почему у народов Эстонии и Латвии есть сказки с одинаковыми сюжетами и моралью? ­ У вас было творческое задание, придумать сказку,   построенную по схеме народов Прибалтики. Познакомьте нас со своей «пробой пера». (2­3 ученика) ­ На кого из героев своих сказок вы хотите быть похожи? Почему? Постановка целей урока. Мотивация. ­ Скажите, что вам известно о Г.Х. Андерсене? Какие сказки он написал? Если вы знаете такое большое количество его сказок, наверное они интересные и понравились вам. Да? ­ А верите ли вы в то, что есть еще один Андерсен ? Хотите познакомиться?                                                     Слайд 1. В 1935 году в городе Днепродзержинске в Украине родился Юрий Федосеевич Ярмыш. Своё творчество Юрий Федосеевич начинал со стихотворений. Когда ему было 15 лет  его  стихотворения опубликовались   в  журналах  и газетах города Киева. Но потом он перешёл на прозу и больше всего любил писать сказки. Ярмыш много путешествовал, он побывал в Англии, Канаде, США, на Балканах,   несколько   раз   был   в   Индии.   Как   сказочник   Юрий   Федосеевич известен   не   только   в   нашей   стране,   но   и   за   рубежом.   У   него   более   50 сборников сказок и все они переведены на 15 языков мира, их любят взрослые и дети многих стран. Коллеги – писатели и поэты называют его «украинский Андерсен».  ­ Дети, вы хотите почитать сказки «украинского Андерсена» ­ Юрия Ярмыша?                                            Слайд 2. ­ Тема нашего урока: Сказки Ю. Ярмыша «Добрый клён», «Озеро». ­   Назовите,   какие   отрицательные   качества   затрагивались   в   прибалтийских сказках?  ­ Как вы думаете, зло, жадность, зависть – это все отрицательные качества, которые могут быть у человека или нет? ­ О чем хотите узнать на сегодняшнем уроке?                                      Слайд 3. Познакомимся   с   новыми   произведениями,   будем   правильно   и выразительно   читать,   находить   главную   мысль   произведения,   давать характеристику героям и оценку их поступкам. Мы будем учиться доброте и щедрости одних героев и постараемся не   быть   похожими   на   других,   узнаем,   как   важно   уметь   дорожить дружбой.         Работа по теме урока. Создание проблемной ситуации. 1.Работа по учебнику стр. 49. ­ Прочитайте название первого произведения. ­ Предположите, о чем оно? Перед чтением, выясним лексическое значение некоторых слов.                                 Слайд 4. Плющ, ползучий, оплели, хилый. / ответы детей/                                 Слайд 5. Плющ – вьющееся растение, которое в длину может достигать до 20 метров. Он часто в природе вьется по растениям. Растет в Средней Азии, на Кавказе, в Крыму,   на   территории   России   и   даже   у   нас   в   Понырях   встречается разновидность   плюща.   Вы   все   его   видели,   просто   не   знаете   название.   Мы обязательно   весной   во   время   экскурсии   рассмотрим   это   растение.   Плющ цветет с августа по сентябрь. Ползучий  – передвигающийся ползком; ползающий; стелющийся по земле, расползающийся: ползучие растения. Оплетать  – обвивать, чем­ либо гибким; переплетаясь, покрывать собою( о ветвях, стеблях). Хилый – тот, кто слаб, немощен, болезненный. 2. Первичное чтение. ­   Прочитайте   самостоятельно   «жужжащим   чтением»,   будьте,   пожалуйста, внимательными и вдумчивыми читателями. Приступаем. ­ Оправдались чьи­либо предположения? ­ Можно ли отношения героев назвать дружбой? 3. Проверка первичного восприятия. ­ Назовите героев сказки. ­ Расскажите, каким изображен Плющ в начале истории? Как его называет автор? Докажите словами текста.   А в конце? ­ Каким,  показан Клен в начале? А затем? Докажите. ­ Найдите в тексте слова – им. Существительные, которыми автор называет Плющ. /приятель, сосед/ ­ Приятель – это друг? /близкий, дружески расположенный знакомый/ ­ Каким приятелем Юрий Ярмыш называет Плющ? /ползучий приятель/ ­ С кем, с чем у вас ассоциируется слово ползучий? ­ Кто такой сосед? /человек, который живет рядом, находится вблизи,/ ­ Вы друг для друга являетесь соседями по …парте ­Как по вашему,  должны жить соседи? ­ Можно Плющ назвать соседом Клена? ­   Докажите   словами   текста,   что   соседство   Клена   и   Плюща   не   было   по настоящему соседским? ­ клен почувствовал, что новый сосед сжимает его, не дает расти; ­ тонкие ветки Ростка мелкой листвой крепко оплели ствол; ­ слушай, ты не даешь мне дышать; 4. Работа в парах. ­   Сейчас   вы   будите   работать   со   своими   соседями,   парами.   Приготовьте словарики­   характеристики   качеств.   Откройте   тетради.   Вам   надо   дать характеристику героям. 1 ряд – Плющу. 2 – Клёну. 3 ­  Мальчикам. ­ Не забывайте, что вы работаете вдвоем согласовано, дружно, договоритесь, кто будет писать, кто отвечать. Как будите готовы просигнальте. Начали. / ответы детей/ 5. Выразительное чтение по ролям. ­ Читают по ролям актеры и артисты. Подготовимся.  ­ Каким был Плющ в начале? Как передадим голосом, интонацией, темпом, тембром? ­ Как прочитаем слова Клена при знакомстве с Ростком? ­ Что изменится по ходу сказки?  ­ Чьи ещё слова есть? /автора/ ­ Молодцы! Умнички,  мои! Похвалите себя. ­ Вернемся к нашему важному вопросу: Можно ли отношения Плюща и Клена назвать дружбой? ­ Что такое дружба? Где узнаем точное определение? Кто –то работает со словарем, а другие просматривают найденную дома информацию. ­ Так, что такое дружба?                                     Слайд 6. Дружба – это ­ Был ли наказан Плющ? Вы считаете, это справедливо? ­ Что Плющ хотел сказать словами: «Тот, кто помогает мне, сам погибает»? ­ Как вы думаете, он знал заранее, что Клен погибнет? Плющ   знал,   что   клен   погибнет   потому,   что     Значит   в   самом   начале знакомства, при рождении дружбы плющ уже обманул клена. Должны так поступать настоящие друзья? ­ Можно ошибиться в выборе друга? Оказывается можно! Будьте осторожны и внимательны в выборе друзей! ­ Какая главная мысль сказки? /на добро отвечают добром/ Физкультминутка Я   иду   и   ты   идешь   —   раз,   два,   три.   (Шагаем   на   месте.)  Я   пою   и   ты   поешь   —   раз,   два,   три.   (Хлопаем   в   ладоши.)  Мы   идем   и   мы   поем   —   раз,   два,   три.   (Прыжки   на   месте.)  Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)  6. Самостоятельная работа ­   У   нас   есть   еще   одна   сказка   «Озеро».   Прочитайте   произведение самостоятельно и дайте ответ на вопрос: ­ Почему авторы учебника поместили эти сказки  в один урок? /герои сказок не умеют ценить дружбу/ ­ Подумайте, какие вопросы вы можете составить по содержанию? / герои сказки, почему озеро поссорилось с ручейками, почему ручейки послушались озеро, к чему привела ссора?/ ­ Почему названия растений и названия водных объектов написаны с большой буквы? ­ Как вы думаете Юрий Ярмыш в своих сказках написал о растениях, озере и ручейках? /нет, о людях, под ними он подразумевает людей/ ­Какой литературный прием использовал автор? /Олицетворение, когда изображаются животные или растения, которые думают, чувствуют. ­ Чему хотел научить нас автор?  / не может быть дружбы, если кто – то извлекает из неё пользу;  друзьям вместе должно быть хорошо;  на добро отвечают добром/ ­ Вот мы и разрешили главный вопрос6 Какой же должна быть настоящая дружба?                                    Слайд 7. Дружба – должна быть доброй, верной, честной, бескорыстной. Она не должна основываться на корысти, на личной выгоде, лицемерии, на лжи и неискренности. Нет друга ­  ищи, а нашёл ­  береги. 7. Итог урока. ­ Сказки, какого автора мы читали? Какая это сказка? А до сегодняшнего урока   были   сказки,   какие?   Народ,   каких   стран   сохранил   –   это   устное творчество? ­ Часто даже в повседневной жизни мы используем в речи русские народные пословицы и поговорки. Смотрите, как интересно получилось!                                Слайд 8. Дружба – Украина, Россия, Эстония, Латвия… ­ Каждый народ в своем творчестве издавна затрагивал тему – дружба, друзья. Как   вы   думаете   в   других   странах,   у   других   народов   есть   какие­   то   свои правила, законы, принципы настоящей дружбы? ­ Я предлагаю подтвердить свои предположения, обратившись к содержанию нашего учебника. Каким еще народам важна эта тема и авторы включили их произведения в круг нашего чтения? И это, конечно не все произведения и не всех народов, эта тема во все времена важна и востребована.                                   Рефлексия. ­ Послушайте стихотворение о дружбе и друзьях. ­ У вас на столах лежит разрезной материал, рассмотрите его, прочитайте  и выберите для себя, то важное и нужное, что поможет вам стать настоящими друзьями и научит дружить, и ценить дружбу. /ответы детей/                        Домашнее задание. /по выбору/   героями, 1. Сочините   сказку,   которой   будут   животные, проиллюстрируйте   её   и   оформите,   как   книжку­малышку   или раскладушку. 2. Прочитайте в учебнике узбекскую сказку «Черепаха и скорпион» и напишите сочинение­рассуждение на тему «Почему люди не всегда умеют дружить»

Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"

Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"

Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"

Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"

Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"

Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"

Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"

Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"

Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"

Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"

Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"

Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"

Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"

Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"