Конспект урока литературного чтения "К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Планируемые результаты образования: Предметные: умение читать вслух целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название произведения. Познавательные УУД: 1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 2. Ориентироваться в тексте учебника. 3. Задавать вопросы и находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД: 1. Развивать умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2.Умение сохранять и принимать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные результаты: 1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.Виды работы: 1. Деление текста на части и составление простого плана; пересказ; 2. Речевая работа (образные выражения в описании лисы; старинные слова; созвучия); 3. Выбор слова из заданного ряда для характеристики авторского отношения к персонажу.
Иконка файла материала Лиса Патрикеевна.docx
Тема. К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна». Цели деятельности педагога: 1. На основе системно­деятельностного подхода показать работу с текстом и  подготовку к выполнению комплексной контрольной работы на уроке  литературного чтения. 2. Вырабатывать технику чтения и работать над выразительным чтением  (передача голосом отношения автора к лисе: любуется, хвалит, слегка  осуждает ­ «разбойница»); 3. Делить текст на части, составлять простой план и пересказывать по плану  близко к тексту с использованием авторских слов и выражений; 4. Вести наблюдение за средствами создания выразительности (созвучия, образные выражения) Планируемые результаты образования:  Предметные: умение читать вслух целыми словами, передавать  интонационно конец предложения, объяснять название произведения.  Познавательные УУД 1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 2. Ориентироваться в тексте учебника. 3. Задавать вопросы и находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развивать умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью  учителя. 2.Умение сохранять и принимать учебную задачу, планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные результаты 1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.  3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. Виды работы: 1. Деление текста на части и составление простого плана; пересказ; 2. Речевая работа (образные выражения в описании лисы; старинные слова; созвучия); 3.   Выбор   слова   из   заданного   ряда   для   характеристики   авторского отношения к персонажу. 1План урока: 1.  Мотивация к учебной деятельности. ­ Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Ведь улыбка располагает к приятному  общению. Настроились на работу, но не забываем о правилах. Вспомним  глазками правила, которые соблюдаем на всех этапах урока и приготовились... (Ученики улыбаются друг другу, учителю, гостям.  На доске висят таблички с правилами. ­ быть внимательным; ­ уметь слушать учителя и слышать товарищей; ­ не перебивать говорящего, если хочешь ответить, подними руку; ­ уметь работать сообща) Дыхательная гимнастика. Вдох через нос ­ выдох через нос; Вдох через нос ­ выдох через нос; (частями) Вдох через рот ­ выдох через рот; Вдох через рот  ­ выдох через рот; (частями) Речевая гимнастика Са­са­са ­ по лесу идет лиса, Со­со­со ­ лиса катит колесо, Сы­сы­сы ­ хвост красивый у лисы, Су­су­су ­ видел я в лесу лису 2. Проверка домашнего задания:  Открываем рабочие тетради. Проверяем задание № по эталону. У кого верно, поставьте плюсик. 3. Введение в тему. Актуализация знаний. Ребята, отгадайте загадку:  "Сама рыжеволосая, мордочка плутоватая. Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка!" Кто это такая? Лиса. Учитель.  Ребята, посмотрите на доску. Сегодня мы с вами познакомимся с одной из картин о лисе. Это картина Алексея Никаноровича Комарова «Рыжая птичница» Картины этого художника украшают многие наши музеи. Любимой темой Алексея Колганова было рисовать с натуры. Пойдет в лес, сядет где­нибудь под березой и наблюдает. Рисовал деревья, домашних животных, птиц, зверей. 2Работа по картине А. Комарова «Рыжая птичница» 1. Расскажите, что вы видите на картинке? (лиса охотилась на курицу и охота окончилась удачно, она держит в зубах свою добычу) Какое время года? (зима). Подумайте,   а  что   было   до   того   как   лиса   идет   к   себе   в   нору. (возможно, Лиса очень ловко подкралась к птичьему двору, затаилась, выбирая кого на этот раз утащить.  Рассмотрите   внимательно  лису   и   расскажите,   какая   она?   (   Лиса   ­ хитрая, проворная. Пушистый хвост ­ краса рыжая головка с острой мордочкой,   сильные   лапы   помогают   лисе   быстро   и   бесшумно передвигаться, у нее острый слух, зрение и нюх 2. 3. 4. ­А что вы еще знаете о лисе? Какое это животное? Работа с текстом ­У вас на партах лежат листочки с текстом. Давайте прочитаем и узнаем, какое же это животное лиса. Беседа по вопросам ­ Вы прочитали научно­познавательную статью В. Волкова, которого тоже заинтересовало такой зверь, как ... (лисица). 1. Что нового и удивительного узнали вы из этой статьи? (Хвост у лисы при поворотах работает как руль. Лиса хорошо видит и днем и ночью, за много метров слышит, как пищат мыши. Лиса ­ хищник). 2. Почему лису зовут хищницей? (Она ест и птиц, и лягушек, и рыб, и стрекоз, уток, глухарей. Главная пища лисы ­ мыши­полевки. Уничтожая их она приносит большую пользу). ­Как вы думаете, о ком сегодня будем мы читать? ­Верно,   мы   сегодня   познакомимся   с   произведением   Константина Дмитриевича Ушинского «Лиса Патрикеевна» Физкультминутка: 3Утром лисонька проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – тихонько покружилась, Три – нагнулась, посмотрела На пенёк тихонько села. Биография К.Д. Ушинского Ушинский   Константин   Дмитриевич   родился   в   Туле   в   1824   году   в   семье дворянина. Его мать умерла, когда ему было 11 лет, и нежные воспоминания о ней он сохранил на всю жизнь. Впоследствии он отводил женщине и матери высокую и почётную роль в воспитании детей. Учился в гимназии. С юности он отличался зрелостью ума и воли, верой в самого себя и способностью преодолевать препятствия. В 1840 году Ушинский начал обучение в Московском университете. Там он выделялся   своими   способностями,   считался   идеально   хорошим   товарищем среди   студентов.   В   течение   всего   обучения   он   давал   частные   уроки. Ушинский очень любил детей и написал много детских сказок и рассказов. ­ Ребята, посмотрите на доску. ­ Как вы понимаете значения этих слов? Патрикеевна Пригибается (кланяется) Выстланы (покрыты травой поты) Принаряжена (красиво одета) ­ Остановимся на слове «Патрикеевна» откуда такое странное имя и почему его носит именно лиса? Выступление ученика: Патрикей ­ имя старинное, происходит от латинского «патриций», то есть «аристократ».   Но   в   старину  «ц»  на   Руси   произносилось   как  «к».  Вот   и получилось Патрикей, имя это делали только детям княжеского рода. Какая же связь с лисой? Давным­давно,   лет   700   назад,   жил   был   новгородский   князь   Патрикей, Нарумунтович, который так прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя  Патрикей,  стало равнозначно слову «хитрец». А так как лиса считалась самым хитрым зверем и получила отчество Патрикеевна. Чтение текста учителем. ­ Я вам сейчас прочитаю текст, а вы попробуйте представить лису такой, какой ее описал автор. Выяснение первых впечатлений: 1.   Какова   лиса   в   изображении   К.Д.   Ушинского?   Какой   вы   ее представляете? Как автор рисует ее? (У Ушинского ­лиса красавица, «лиса умница»,   автор   любуется   ею,   хвалит,   слегка   осуждает   ее   называет «разбойница». Ею любуются и в то же время знают, что она еще и проказница 2. Как автор относится к лисе? Откуда это видно? автор любуется ею, хвалит, слегка осуждает ее называет «разбойница». Ею любуются и в то же время знают, что она еще и проказница 4Почему автор называет лису не кума, а «кумушка», говорит, что у нее не   Каким вы представили себе «наряд» лисы?  Как ходит лиса? Почему она как будто кланяется?   Почему автор говорит о лисе, что она улыбается? Разве звери могут  На доске слова: любуется, ненавидит, восхищается, осуждает. Какие слова лишние?. 3. Почему он называет ее разбойницей? Прочитайте. (Она хитро и нагло  ворует птиц из­под носа у людей «любит курочек, любит уточек, свернет шею  гусю жирному, не помилует и кролика). Вторичное чтение Давайте прочитаем еще раз. Поставили все пальчик на текст.   1) Чтение текста детьми. 2) Беседа но вопросам: ♦ зубы, а «зубушки»? найдите в тексте подобные слова. Вы встретились с  уменьшительно ­ласкательными словами. Они нужны, чтобы обмануть нас,  вызвать доверие ♦ ♦ ♦ улыбаться? ♦ Деление текста на части и составление простого плана.   Прочитайте текст по частям (абзацам), простого плана.  План. 1. Внешность лисы. («Лиса красавица»). Найди в первом предложении созвучные слова.  Подумайте, почему шерсть у лисы названа золотистой. (Золотистая ­  блестящая, желтоватая). Хорошо кума принаряжена:... на груди жилет, а на  шее белый галстучек 2. Повадки. («Ходит лиса тихонько») 3. Лисья нора. («Лиса умница») почему лиса роет глубокие норы? Ответь словами из текста 4. Пища лисы. ­На доске вы видите слова, в левом столбике слова, которые обозначают  предмет, вы должны подобрать к ним слова, которые обозначают признак  предмета. рыльце шерсть шубка галстучек ­Молодцы Работа по картинкам  Можете ли вы представить себе «дом» лисы? Какой он? тепленькая белый пушистая тоненькое 5­Ребята, посмотрите на картинки. Какая из них подходит нашему  произведению? ­А оставшиеся картинки из каких сказок? ­ Чем похожа лиса из рассказа К.Д. Ушинского на лису из народных сказок?  (Красотой, хитростью и повадками). ­ Найдите 3 вопрос на с.12.  «Лиса ­ всему свету краса». Подходит ли эта  пословица к рассказу К.Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна»? (Да, подходит,  т.к. К.Д. Ушинский в своем рассказе каждым словом подчеркивает красоту и  изящество лисы). ­ Почему автор выбрал такой заголовок? (Этим названием он показывает,  какой мы должны увидеть лису и тем самым передаёт свое отношение к ней) Работа в парах. Давайте поработаем в парах. На партах у вас лежат карточки. Прочитайте и вместе с соседом по парте выполните задание. Карточка: 1. Что вы прочитали? Отметь правильный вариант ответа.  а) рассказ     б) басню        в)стихотворение        2. Допиши еще три диких животных, которые являются героями сказок. Лиса,________________,_____________,_______________. 3.  Отметь, в какую книгу ты бы поместил это произведение. а) в книгу о жизни людей; б) в книгу о животных; в) в книгу о растениях. ­Давайте проверим, у кого верно, ставим плюсик. 1. Почему выбрали именно этот вариант ответа? 2. В книгу о животных 3. Волк, медведь, заяц. Работа в рабочих тетрадях. Открываем рабочие тетради на стр. 10. Задание №1 Давайте проверим. Как автор называет лису? ­   У   вас   на   партах   лежит   рисунок   лисы.   Но   он   какой,   ребята?   (не разукрашенный, черно­белый) ­Значит, что мы с вами должны сделать? (разукрасить) Рефлексия ­ Оцените собственную учебную деятельность на индивидуальной карточке  успешности. Карточка успешности Я понял материал урока и у меня всё получилось  Я не совсем понял материал урока и у меня не всё получилось Я не понял материал урока и у меня ничего не получилось ­Я узнал 6­Особенно интересным для меня было Домашнее задание: РТ с 11 №3,4. Уч. с 12№4. 7