Конспект урока литературного чтения "К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"
Оценка 5

Конспект урока литературного чтения "К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
21.02.2018
Конспект урока литературного чтения "К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"
Планируемые результаты образования: Предметные: умение читать вслух целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название произведения. Познавательные УУД: 1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 2. Ориентироваться в тексте учебника. 3. Задавать вопросы и находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД: 1. Развивать умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2.Умение сохранять и принимать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные результаты: 1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.Виды работы: 1. Деление текста на части и составление простого плана; пересказ; 2. Речевая работа (образные выражения в описании лисы; старинные слова; созвучия); 3. Выбор слова из заданного ряда для характеристики авторского отношения к персонажу.
Лиса Патрикеевна.docx
Тема. К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна». Цели деятельности педагога: 1. На основе системно­деятельностного подхода показать работу с текстом и  подготовку к выполнению комплексной контрольной работы на уроке  литературного чтения. 2. Вырабатывать технику чтения и работать над выразительным чтением  (передача голосом отношения автора к лисе: любуется, хвалит, слегка  осуждает ­ «разбойница»); 3. Делить текст на части, составлять простой план и пересказывать по плану  близко к тексту с использованием авторских слов и выражений; 4. Вести наблюдение за средствами создания выразительности (созвучия, образные выражения) Планируемые результаты образования:  Предметные: умение читать вслух целыми словами, передавать  интонационно конец предложения, объяснять название произведения.  Познавательные УУД 1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 2. Ориентироваться в тексте учебника. 3. Задавать вопросы и находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развивать умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью  учителя. 2.Умение сохранять и принимать учебную задачу, планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные результаты 1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.  3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. Виды работы: 1. Деление текста на части и составление простого плана; пересказ; 2. Речевая работа (образные выражения в описании лисы; старинные слова; созвучия); 3.   Выбор   слова   из   заданного   ряда   для   характеристики   авторского отношения к персонажу. 1 План урока: 1.  Мотивация к учебной деятельности. ­ Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Ведь улыбка располагает к приятному  общению. Настроились на работу, но не забываем о правилах. Вспомним  глазками правила, которые соблюдаем на всех этапах урока и приготовились... (Ученики улыбаются друг другу, учителю, гостям.  На доске висят таблички с правилами. ­ быть внимательным; ­ уметь слушать учителя и слышать товарищей; ­ не перебивать говорящего, если хочешь ответить, подними руку; ­ уметь работать сообща) Дыхательная гимнастика. Вдох через нос ­ выдох через нос; Вдох через нос ­ выдох через нос; (частями) Вдох через рот ­ выдох через рот; Вдох через рот  ­ выдох через рот; (частями) Речевая гимнастика Са­са­са ­ по лесу идет лиса, Со­со­со ­ лиса катит колесо, Сы­сы­сы ­ хвост красивый у лисы, Су­су­су ­ видел я в лесу лису 2. Проверка домашнего задания:  Открываем рабочие тетради. Проверяем задание № по эталону. У кого верно, поставьте плюсик. 3. Введение в тему. Актуализация знаний. Ребята, отгадайте загадку:  "Сама рыжеволосая, мордочка плутоватая. Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка!" Кто это такая? Лиса. Учитель.  Ребята, посмотрите на доску. Сегодня мы с вами познакомимся с одной из картин о лисе. Это картина Алексея Никаноровича Комарова «Рыжая птичница» Картины этого художника украшают многие наши музеи. Любимой темой Алексея Колганова было рисовать с натуры. Пойдет в лес, сядет где­нибудь под березой и наблюдает. Рисовал деревья, домашних животных, птиц, зверей. 2 Работа по картине А. Комарова «Рыжая птичница» 1. Расскажите, что вы видите на картинке? (лиса охотилась на курицу и охота окончилась удачно, она держит в зубах свою добычу) Какое время года? (зима). Подумайте,   а  что   было   до   того   как   лиса   идет   к   себе   в   нору. (возможно, Лиса очень ловко подкралась к птичьему двору, затаилась, выбирая кого на этот раз утащить.  Рассмотрите   внимательно  лису   и   расскажите,   какая   она?   (   Лиса   ­ хитрая, проворная. Пушистый хвост ­ краса рыжая головка с острой мордочкой,   сильные   лапы   помогают   лисе   быстро   и   бесшумно передвигаться, у нее острый слух, зрение и нюх 2. 3. 4. ­А что вы еще знаете о лисе? Какое это животное? Работа с текстом ­У вас на партах лежат листочки с текстом. Давайте прочитаем и узнаем, какое же это животное лиса. Беседа по вопросам ­ Вы прочитали научно­познавательную статью В. Волкова, которого тоже заинтересовало такой зверь, как ... (лисица). 1. Что нового и удивительного узнали вы из этой статьи? (Хвост у лисы при поворотах работает как руль. Лиса хорошо видит и днем и ночью, за много метров слышит, как пищат мыши. Лиса ­ хищник). 2. Почему лису зовут хищницей? (Она ест и птиц, и лягушек, и рыб, и стрекоз, уток, глухарей. Главная пища лисы ­ мыши­полевки. Уничтожая их она приносит большую пользу). ­Как вы думаете, о ком сегодня будем мы читать? ­Верно,   мы   сегодня   познакомимся   с   произведением   Константина Дмитриевича Ушинского «Лиса Патрикеевна» Физкультминутка: 3 Утром лисонька проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – тихонько покружилась, Три – нагнулась, посмотрела На пенёк тихонько села. Биография К.Д. Ушинского Ушинский   Константин   Дмитриевич   родился   в   Туле   в   1824   году   в   семье дворянина. Его мать умерла, когда ему было 11 лет, и нежные воспоминания о ней он сохранил на всю жизнь. Впоследствии он отводил женщине и матери высокую и почётную роль в воспитании детей. Учился в гимназии. С юности он отличался зрелостью ума и воли, верой в самого себя и способностью преодолевать препятствия. В 1840 году Ушинский начал обучение в Московском университете. Там он выделялся   своими   способностями,   считался   идеально   хорошим   товарищем среди   студентов.   В   течение   всего   обучения   он   давал   частные   уроки. Ушинский очень любил детей и написал много детских сказок и рассказов. ­ Ребята, посмотрите на доску. ­ Как вы понимаете значения этих слов? Патрикеевна Пригибается (кланяется) Выстланы (покрыты травой поты) Принаряжена (красиво одета) ­ Остановимся на слове «Патрикеевна» откуда такое странное имя и почему его носит именно лиса? Выступление ученика: Патрикей ­ имя старинное, происходит от латинского «патриций», то есть «аристократ».   Но   в   старину  «ц»  на   Руси   произносилось   как  «к».  Вот   и получилось Патрикей, имя это делали только детям княжеского рода. Какая же связь с лисой? Давным­давно,   лет   700   назад,   жил   был   новгородский   князь   Патрикей, Нарумунтович, который так прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя  Патрикей,  стало равнозначно слову «хитрец». А так как лиса считалась самым хитрым зверем и получила отчество Патрикеевна. Чтение текста учителем. ­ Я вам сейчас прочитаю текст, а вы попробуйте представить лису такой, какой ее описал автор. Выяснение первых впечатлений: 1.   Какова   лиса   в   изображении   К.Д.   Ушинского?   Какой   вы   ее представляете? Как автор рисует ее? (У Ушинского ­лиса красавица, «лиса умница»,   автор   любуется   ею,   хвалит,   слегка   осуждает   ее   называет «разбойница». Ею любуются и в то же время знают, что она еще и проказница 2. Как автор относится к лисе? Откуда это видно? автор любуется ею, хвалит, слегка осуждает ее называет «разбойница». Ею любуются и в то же время знают, что она еще и проказница 4 Почему автор называет лису не кума, а «кумушка», говорит, что у нее не   Каким вы представили себе «наряд» лисы?  Как ходит лиса? Почему она как будто кланяется?   Почему автор говорит о лисе, что она улыбается? Разве звери могут  На доске слова: любуется, ненавидит, восхищается, осуждает. Какие слова лишние?. 3. Почему он называет ее разбойницей? Прочитайте. (Она хитро и нагло  ворует птиц из­под носа у людей «любит курочек, любит уточек, свернет шею  гусю жирному, не помилует и кролика). Вторичное чтение Давайте прочитаем еще раз. Поставили все пальчик на текст.   1) Чтение текста детьми. 2) Беседа но вопросам: ♦ зубы, а «зубушки»? найдите в тексте подобные слова. Вы встретились с  уменьшительно ­ласкательными словами. Они нужны, чтобы обмануть нас,  вызвать доверие ♦ ♦ ♦ улыбаться? ♦ Деление текста на части и составление простого плана.   Прочитайте текст по частям (абзацам), простого плана.  План. 1. Внешность лисы. («Лиса красавица»). Найди в первом предложении созвучные слова.  Подумайте, почему шерсть у лисы названа золотистой. (Золотистая ­  блестящая, желтоватая). Хорошо кума принаряжена:... на груди жилет, а на  шее белый галстучек 2. Повадки. («Ходит лиса тихонько») 3. Лисья нора. («Лиса умница») почему лиса роет глубокие норы? Ответь словами из текста 4. Пища лисы. ­На доске вы видите слова, в левом столбике слова, которые обозначают  предмет, вы должны подобрать к ним слова, которые обозначают признак  предмета. рыльце шерсть шубка галстучек ­Молодцы Работа по картинкам  Можете ли вы представить себе «дом» лисы? Какой он? тепленькая белый пушистая тоненькое 5 ­Ребята, посмотрите на картинки. Какая из них подходит нашему  произведению? ­А оставшиеся картинки из каких сказок? ­ Чем похожа лиса из рассказа К.Д. Ушинского на лису из народных сказок?  (Красотой, хитростью и повадками). ­ Найдите 3 вопрос на с.12.  «Лиса ­ всему свету краса». Подходит ли эта  пословица к рассказу К.Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна»? (Да, подходит,  т.к. К.Д. Ушинский в своем рассказе каждым словом подчеркивает красоту и  изящество лисы). ­ Почему автор выбрал такой заголовок? (Этим названием он показывает,  какой мы должны увидеть лису и тем самым передаёт свое отношение к ней) Работа в парах. Давайте поработаем в парах. На партах у вас лежат карточки. Прочитайте и вместе с соседом по парте выполните задание. Карточка: 1. Что вы прочитали? Отметь правильный вариант ответа.  а) рассказ     б) басню        в)стихотворение        2. Допиши еще три диких животных, которые являются героями сказок. Лиса,________________,_____________,_______________. 3.  Отметь, в какую книгу ты бы поместил это произведение. а) в книгу о жизни людей; б) в книгу о животных; в) в книгу о растениях. ­Давайте проверим, у кого верно, ставим плюсик. 1. Почему выбрали именно этот вариант ответа? 2. В книгу о животных 3. Волк, медведь, заяц. Работа в рабочих тетрадях. Открываем рабочие тетради на стр. 10. Задание №1 Давайте проверим. Как автор называет лису? ­   У   вас   на   партах   лежит   рисунок   лисы.   Но   он   какой,   ребята?   (не разукрашенный, черно­белый) ­Значит, что мы с вами должны сделать? (разукрасить) Рефлексия ­ Оцените собственную учебную деятельность на индивидуальной карточке  успешности. Карточка успешности Я понял материал урока и у меня всё получилось  Я не совсем понял материал урока и у меня не всё получилось Я не понял материал урока и у меня ничего не получилось ­Я узнал 6 ­Особенно интересным для меня было Домашнее задание: РТ с 11 №3,4. Уч. с 12№4. 7

Конспект урока литературного чтения "К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"

Конспект урока литературного чтения "К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"

Конспект урока литературного чтения "К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"

Конспект урока литературного чтения "К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"

Конспект урока литературного чтения "К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"

Конспект урока литературного чтения "К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"

Конспект урока литературного чтения "К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"

Конспект урока литературного чтения "К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"

Конспект урока литературного чтения "К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"

Конспект урока литературного чтения "К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"

Конспект урока литературного чтения "К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"

Конспект урока литературного чтения "К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"

Конспект урока литературного чтения "К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"

Конспект урока литературного чтения "К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018