Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
19.02.2019
Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)
Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме"И.А.Крылов Басни" закрепляет понятие "басня" и полученные знания баснописце Крылове и его произведениях.Урок построен таким образом, что позволяет организовать дифференцированный подход к обучающимся в процессе работы. Способствует развитию логического мышления, творческого воображения, умение делать выводы, развивать речь, отрабатывать навык выразительного чтения.
Открытый урок по теме Крылов Басни.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №7» села Каменная Балка Благодарненского городского округа  Ставропольского края Басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса» открытый  урок литературного чтения  в рамках семинара для учителей , реализующих обучение детей с ОВЗ  Благодарненского городского округа           учитель начальных классов МОУ «СОШ №7»  Тихвинская Е.В.                                                                                                                       24 октября  2018 Тема: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса» Тип урока: изучение нового и первичное закрепление Цели: создать условия для повторения изученных басен И.А. Крылова;  познакомить с баснями «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса»; научить  определять басню как жанр литературы по характерным признакам  (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении;  развивать навыки выборочного и выразительного чтения; способствовать  развитию логического мышления, творческого воображения, умению делать  выводы; развивать речь, отрабатывать навык выразительного чтения: Формировать умения рефлексивного чтения: анализировать и оценивать информацию, аргументировать свою точку зрения; Развивать умение работать со справочниками, работать в парах, уметь  оценивать чужую точку зрения; Воспитывать ценностное отношение к словам и поступкам главных  героев басен. Планируемые результаты: познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации,  осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной  форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного  произведения, смысловое чтение; личностные УУД:  самоопределение, нравственно­этическая  ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция,  выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно  усвоить;  коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с  учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение  высказывать и обосновывать  свою точку зрения. Оборудование:  компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в  исполнении мастера художественного слова; учебник, рисунки обучающихся  и иллюстрации к басням;   словари, сборники пословиц и поговорок, опорный  конспект по теме «Басни», дидактический  материал.         1 Орг.момент ­ Всем, всем – добрый день! ХОД УРОКА Прочь с дороги, злая лень! Работаем старательно, Слушаем внимательно.  Все расселись по местам, Никому не тесно. По секрету вам скажу, Будет интересно ­ А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе  Девиз уроков литературного чтения  «Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо, Ясно, четко, говорим, Потому что не спешим. 1. Звуковая зарядка Читаем плавно, быстро, смотрим внимательно: (слайд 2) оиэ аое еаёио я Чтение слогов и слов с подготовкой. а ­ ак ­ бак ­ рак е ­ ле ­ леб – бедь ­лебедь у ­ шу ­ щу ­ щука  Это поможет нам в дальнейшей работе. Выставка книг И.А. Крылова, Эзопа, С. Михалкова и др.  – Ребята, обратите внимание на выставку книг.  – Что вы заметили? ­ Определите: о каком литературном жанре пойдет речь сегодня на уроке (о басне). (слайд 3) 3.Сообщение темы и целей урока. Тема сегодняшнего урока зашифрована. Посмотрите на экран и постарайтесь  прочитать. НАВИ  ВОЛЫРК(слайд 4) Учитель: Прочитайте справа налево. Дети: Крылов Иван Учитель: Именно так подписывал свои басни Крылов. Перед вами записан  псевдоним известного русского писателя. Псевдоним – это вымышленное имя  писателя. Учитель: Иван Андреевич Крылов будет главным героем на нашем уроке.  ­ Чем известен Крылов? Дети: Он писал басни.  ( баснописец) Учитель: Молодцы! Вы сами определили тему нашего урока. (слайд 5)Тема: «И.А.Крылов – великий русский баснописец. Басни «Лебедь, Щука и Рак» , «Мышь и Крыса» ЦЕЛЬ:Сегодня на уроке познакомимся с творчеством И.А.Крылова. Будем а работать  активно и творчески, думать, анализировать и  сопоставлять. В конце урока мы постараемся объяснить смысл  изученных  басен  и  определить, какие отличительные особенности они имеют? 4.Повторение об особенностях басен. ­Вспомним, что мы знаем о басне? На доске кластер Басня…..(постепенно дополняются  особенности , признаки басни)  Слово  просторечное и заимствованное, потому что оно пришло к нам         с  древнегреческого языка). Повторение об особенностях  (слайд 6)      басен. ­Вспомним, что мы знаем о басне?  Аллегория ? (пока не вывешивать)   Есть весёлых три кружочка: красный, жёлтый, голубой  И у каждого на парте он один . И только свой.  Свой  кружочек выбирайте и задание читайте.  Думайте и размышляйте , не стесняйтесь, отвечайте.   5. Работа в группах / 3 цвета­ 3 группы  У детей  индивидуальный лист с заданием ( по цвету­ разноуровневый)   1задание     Басня­это небольшой рассказ, в котором действуют звери и птицы. Обычно они  ­Зачитайте ,что такое басня? (Представляют свой вариант ответа)  3 группа (красный цвет) умеют говорить.    2 группа  Басня – небольшое произведение, которое обычно записано в стихах. Поступки и отношения людей часто заменяются отношениями животных, обычно они умеют  говорить . В басне обязательно осуждаются глупые или плохие поступки.     Басня­это нравоучительный рассказ, написанный стихами или прозой, в котором    1 группа высмеиваются  пороки и недостатки людей­ хитрость, лесть, ложь, жадность,  глупость. В баснях обычно действуют животные, в которых мы узнаём людей. В  басне обязательно есть ………..мораль – поучительная мысль басни, вывод, где  объясняется смысл басни. ­Ещё один признак, особенность басни мы можем добавить к сказанному.  Аллегория — иносказание. Это прием, когда изображают животных, а имеют в  виду людей и высмеивают человеческие пороки, недостатки, черты характера. ­Кто впервые использовал этот прием? (Эзоп) (слайд 7) ­Вспомните, кто такой Эзоп? ( Древнегреческий ученый, писатель — баснописец,  философ, 6 век до н.э.) ­ А кто в России считается уникальным баснописцем?(Лучшим по праву  считается И.А.Крылов.)         Давайте уточним наши знания о И.А. Крылове   2.задание (индивидуальное) (слайд 8)  Игра «Знаю, не знаю».  (У детей  в индивидуальных листах  задания с цифрами от 1 до 6; если знаете (+), нет – (­).   1. И.А. Крылов – великий русский поэт­баснописец.   3. И.А. Крылов прекрасно рисовал, играл на скрипке, знал иностранные языки, имел  2.И.А. Крылов был сыном бедного армейского офицера. математические способности.  4.Большинство книг писал взрослым.   5. Был очень популярен при жизни, про него слагалось много анекдотов.  6. В Санкт­Петербурге сооружен памятник.    (Что нового вы узнали?) Ответы детей. (слайд 9­10)О памятнике: на каждой стороне высокого постамента, на котором  разместился памятник, ­ барельефные изображения персонажей наиболее известных  басен И.А. Крылова.    Давайте вспомним, некоторые из них  б) Литературная разминка  (работаем парами, у вас карточки со словами, которые относятся к иллюстрациям;  угадайте , из какой басни эти слова и назовите эту басню, прочитайте  отрывок  выразительно)    2)  1)  «Ах, Моська, знать она сильна, Что лает на слона» «До того ль, голубчик было? В мягких муравах у нас Песни, резвость каждый час, Так, что голову вскружило»   Соотнеси название , отрывок и картинку (слайд 11)                А сегодня мы познакомимся с новыми героями Крылова   3 задание  для каждой группы– отгадать загадку. (слайд 12)  Загадки о лебеде, щуке и раке   1 группа «Голубушка! Как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!» 3)  Птица медленно плывёт, Словно белый теплоход. Горделива и красива,  Терпелива и пуглива (Лебедь)   2 группа  Все движутся вперёд,  А он наоборот.  Он может два часа подряд  Всё время пятиться назад (Рак)   3 группа  Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом – такая злюка! Конечно, это ……(щука)  ­ Что общего у всех этих животных? (Они обитатели водоемов) ­ Чем они отличаются? (Входят в разную группу. Лебедь в класс птиц, щука –  рыба, рак – класс ракообразных.)      ­Посмотрите на иллюстрацию к басне. Что герои пытаются сделать? (Пытаются  сдвинуть телегу с места) ­Предположите, получится у них сдвинуть телегу или нет? (Ответы детей)     6. Первичное знакомство с басней  Аудиозапись «Лебедь, Щука и Рак»  А теперь послушаем басню в исполнении Игоря Владимировича Ильинского –  ­А вот что рассказал об этом сам И.А. Крылов.  мастера художественного слова   Проверка первичного восприятия  ­ Почему же на все старания Лебедь, Щука и Рак не смогли везти воз?\ (слайд 13)    7.ФИЗМИНУТКА  Что за странная команда?  Лебедь смело вверх взглянул  Бодро крыльями взмахнул.  Опустите ниже руки­  Это тянет в воду щука.  Рак попятился назад…  И на месте все стоят Вторичное чтение, анализ произведения.  Мы за парты тихо сядем,  Выход как найти подскажем!    А теперь прочитайте текст и найдите слова, смысл которых вам не понятен.   Учитель: Какие незнакомые слова попались? Как понимаете их значение?   Словарная работа   4задание для групп (Зачитайте значения некоторых слов) (слайд 14)   Лад – согласие, мир, порядок.  Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.    Воз – колёсная повозка или сани с кладью.  Впряглись – в повозку, в телегу; принялись за трудную работу.  Ныне – теперь, в настоящее время.  Мука – сильное страдание, испытание  Пятится – двигается назад  Судить – высказывать свое мнение                Значение этих слов взяты из толкового словаря Сергея Ивановича  Ожегова.   8.Анализ произведения   Учитель: А теперь мы будем сами читать басню цепочкой, как мастера  художественного слова.   (Дети читают цепочкой басню «Лебедь, Рак и Щука»)   Учитель: Молодцы! Получилось.                      5 задание для групп    Подберите   слова,   характеризующие   героев    1   группа­рак,  2   группа  –лебедь, 3группа­ щука ( из списка предложенных слов)       Лебедь              Щука                  Рак  На доске картинки   стремительный      упрямая      неповоротливый       упрямый       настойчивая    нерасторопный   Погладьте   себя   по   макушке.   Закрыли   глазки   и   мысленно   сказали:   «Я внимателен, я могу, у меня всё получается!» Вдохнули. Выдохнули.   Учитель: Поработаем с текстом басни и постараемся найти ещё одно  отличительное свойство.               (слайд 15)                 Какие действия совершает Рак?   Найдите, как в басне описаны действия,  которые  совершают герои?    Дети: «Лебедь рвётся в облака».  Учитель: Верно, он стремительный, упрямый, быстрый.   Дети: «Рак пятится назад».  Учитель: Правильно, этот герой неповоротливый, нерасторопный, идёт назад.   Дети: «Щука тянет в воду».  Учитель: Действительно, она упрямая, только своё дело знает.   Обратите внимание, как точно передаёт Крылов характер каждого героя.                  А какие же действия совершает Щука?                               Ребята объясните выражение: «Из кожи лезут вон». (слайд 16)   4) Какое слово в басне подсказывает, что у героев могло бы все получиться? (товарищи) ­  Ребята,  а почему названия животных написаны с большой буквы?  (Потому что под этими вымышленными персонажами подразумеваются люди с  теми же недостатками, которые присущи данным персонажам.) (слайд 17)     В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале  произведения, так и в конце. Собственно говоря, в басне мы учимся на  отрицательном примере. Не зря, сам Крылов говорил «Люблю, где случай есть,  пороки пощипать…».  Слова, в которых выражается главная мысль басни называется моралью.  Итак, наша задача – выяснить мораль данной басни.   Потому что каждый тянул в свою сторону…  6 задание для групп  (слайд 18)   Учитель: Подумайте, почему же герои басни не смогли сдвинуть воз?   Что главного они не сделали:  ­ не спели вместе;   ­не договорились, как будут действовать;  ­ не пригласили на помощь кого­то более сильного?   9.Знакомство с басней «Мышь и Крыса»   Подготовка к восприятию следующей басни   – Кто среди хищных зверей считается самым сильным и грозным (его нередко  называют «царём зверей»)? Какого он размера? – А какого размера кошка? – Для кого она может оказаться очень опасной, страшной? – Кто может объяснить значение слова «молва»? (Слухи.) – Кто объяснит значение слов «весть», «известие»? (Сообщение о чём­нибудь.)       Знакомство с текстом «Мышь и Крыса» (инсценирование) (слайд 19)         ­Что кажется вам смешным в басне? Почему? ­ Прочитайте про себя  и постарайтесь охарактеризовать главных героев ­Мышь, изображена радостной и довольной, т.к. теперь им не нужно было  прятаться от Кошки. ­Какая Мышь в данной басне? ­А какой изображена Крыса?  ­Крыса изображена в басне глупой, т.к. она настолько боялась  Кошки, что была  уверенна, что сильнее её нет на свете зверя.  Какова Мораль­этой басни         ­«Когда боится трус кого, то думает что на того, весь свет глядит его глазами» ­Если человек боится кого­либо или чего­либо, то он всех уверяет в том же ­Басня учит тому, что нельзя быть такими глупыми, как Мышь и Крыса, нужно  быть сильным и храбрым перед любым человеком. ­ Чему научила вас эта басня? ­ Как вы думаете, что общего в этих баснях? (высмеивают пороки людей, несогласие, трусость, упрямство)   7 задание для групп  Составьте   правильно   поговорки,   пословицы   и   определите   к   какой   из   басен   они относятся? 3 группа и 2 группа 1)  У страха      «Крыса и Мышь»  глаз а велик и а врозь 1 группа 2)  Дружно хоть брось не грузно,        «Лебедь, Щука и Рак» (слайд 20)   10.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ  Молодцы, ребята. А сейчас подведем итоги.    ­С какими баснями мы познакомились? ­Чему нас научили эти басни? 1) Домашнее задание: выучить басню наизусть(по выбору) (слайд 21) 2) нарисовать свою иллюстрацию к басне 3) подобрать пословицы к басне.  ОЦЕНКИ   11.РЕФЛЕКСИЯ  Вы сегодня хорошо поработали, сколько достижений у каждого из вас. А к нам сегодня заглянуло «Солнышко способностей и достижений» , но лучики   у него необычные – ваши ладошки.  Оцените себя с помощью этих ладошек. (Если вы считаете, что сегодня вам всё удалось, вы были активными и старательными,  внесли свой вклад в урок, то прикрепите к солнышку  жёлтые  ладошки, если получилось не всё или вы не совсем довольны собой или своей работой,  то оранжевые, а если вам было очень трудно, вы ничего не поняли и себя не проявили, то красные)    Лишь согласие в работе   Тяжелейший груз познанья  Сдвинулся сегодня сам  Помогло сегодня нам

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения на тему "И.А.Крылов."Лебедь.Щука и Рак", "Мышь и Крыса"( 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2019