Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Оценка 5

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Оценка 5
Образовательные программы
docx
чтение
4 кл
05.06.2019
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса содержит пояснительную записку с целями и задачами , планируемые результаты освоения учебного предмета , содержание предмета с основными видами учебной деятельности , тематическое планирование , в котором распределены часы на внутрипредметный модуль.
Литературное чтение.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Андрея Антошечкина» (МБОУ «СОШ им. А. Антошечкина») «Рассмотрено» Руководитель МО __________/Н.А. Волосатова/ «_____»_августа_2019г. «Утверждаю» Директор  школы  _________/Р.Г. Дикарев/ «__»_ августа_2019г.                               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                     Литературное чтение для  4 «а» класса учитель Волосатова Наталья Алексеевна 2019­2020 учебный год                                 Пояснительная записка                 Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования,   на основе учебного плана школы на 2019­2020 учебный год, авторской программы  Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1­4 классы».                 Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей: — овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования   младших   школьников;   совершенствование   всех   видов   речевой   деятельности, обеспечивающих   умение   работать   с   разными   видами   текстов;   развитие   интереса   к   чтению   и   книге; формирование   читательского   кругозора   и   приобретение   опыта   в   выборе   книг   и   самостоятельной читательской деятельности; — развитие художественно­творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; —   обогащение   нравственного   опыта   младших   школьников   средствами   художественной   литературы; формирование   нравственных   представлений   о   добре,   дружбе,   правде   и   ответственности;   воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.                                 Приоритетной целью обучения является формирование читательской компетентности младшего   школьника,   осознание   себя   как   грамотного   читателя,   способного   к   использованию читательской деятельности как средства самообразования.      Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач: 1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге. 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. 3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.  4.   Формирование   нравственных   ценностей   и   эстетического   вкуса   младшего   школьника;   понимание духовной сущности произведения.                                                        Место учебного предмета в учебном плане      По учебному плану школы в 4 классе на учебный предмет «Литературное чтение» отводится  102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели), из них 20 часов на внутрипредметный модуль  «Работа с текстом». Планируемые результаты освоения учебного предмета У большинства выпускников будут сформированы:  Личностные результаты ­ формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества; ­ формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; ­ воспитание художественно­эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; ­ развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; ­ формирование уважительного отношения к оному мнению, истории и культуре других народов ,выработка умения терпимо относиться к людям иной национальности; ­ принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; ­ развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки ; ­наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Учащиеся получат возможность научиться:  ­познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;  ­рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;  ­находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;  ­создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Большинство выпускников научатся:  ­ формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини­ группе или паре;  ­ читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);  ­ осмыслять коллективно  составленный план работы  на уроке и план, выработанный  группой сверстников  (парой),  предлагать  свой  индивидуальный  план работы  (возможно,  альтернативный)  или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;  ­ принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;  ­ выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения  темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение; ­ оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;  ­ определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;  ­   фиксировать   по   ходу   урока   и   в   конце   урока   удовлетворённость/неудовлетворённость   своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);  ­ фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».  Учащиеся получат возможность научиться:  ­самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   учебную   задачу,   понимать   конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;  ­ свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;  ­ самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;  ­ владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;  ­ пользоваться компьютерными  технологиями как инструментом  для  достижения своих учебных целей.  Познавательные универсальные учебные действия Большинство выпускников научатся:  ­   находить   необходимую   информацию   в   тексте   литературного   произведения,   фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;  ­ анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;  ­ находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах; ­ сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;  ­ сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;  ­ находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;  ­   сравнивать   мотивы   поступков   героев   из   разных   литературных   произведений,   выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;  ­создавать   высказывание   (или   доказательство   своей   точки   зрения)   по   теме   урока   из   9—10 предложений;  ­   понимать   смысл   и   значение   создания   летописей,   былин,   житийных   рассказов,   рассказов   и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;  ­проявлять   индивидуальные   творческие   способности   при   сочинении   эпизодов,   небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценированнии и выполнении проектных заданий; ­ предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;  ­   определять   основную   идею   произведений   разнообразных   жанров   (летописи,   былины,   жития, сказки,   рассказа,   фантастического   рассказа,   лирического   стихотворения),   осознавать   смысл изобразительно­выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.  Учащиеся получат возможность научиться:  ­ самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации; ­ определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;  ­ создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.  Коммуникативные универсальные учебные действия Большинство учеников научатся: ­ высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;  ­ формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести при­ мер...» и пр.; ­ пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей; ­ участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;  ­   создавать   5—10   слайдов   к   проекту,   письменно   фиксируя   основные   положения   устного высказывания;  ­   способствовать   созданию   бесконфликтного   взаимодействия   между   участниками   диалога (полилога);  ­ демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);  ­ предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;  ­ определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и   целые   абзацы   рассуждений   автора,   доказывающие   его   отношение   к   описываемым   событиям;   l использовать   найденный   текстовый   материал   в   своих   устных   и   письменных   высказываниях   и рассуждениях;  ­   отвечать   письменно   на   вопросы,   в   том   числе   и   проблемного   характера,   по   прочитанному произведению;  ­ определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий; ­   определять   самостоятельно   критерии   оценивания   выполнения   того   или   иного   задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;  ­ оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;  ­   искать   причины   конфликта   в   себе,   анализировать   причины   конфликта,   самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;  ­   обращаться   к   перечитыванию   тех   литературных   произведений,   в   которых   отражены   схожие конфликтные ситуации;  ­ находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;  ­   находить   все   источники   информации,   отбирать   из   них   нужный   материал,   перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;  ­самостоятельно   готовить   презентацию   из   9—10   слайдов,   обращаясь   за   помощью   к   взрослым только в случае серьёзных затруднений;  ­ использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;  ­ озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления. Учащиеся получат возможность научиться:  ­   участвовать   в   диалоге,   полилоге,   свободно   высказывать   свою   точку   зрения,   не   обижая других;  ­   договариваться   друг   с   другом,   аргументировать   свою   позицию   с   помощью   собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;  ­ интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы. Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение» на конец 4 класса Виды речевой и читательской деятельности Большинство учеников научатся: ­ понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;  ­   читать   в   слух   бегло,   осознанно,   без   искажений,   интонационно   объединять   слова   в   предложении   и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения; ­ выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.); ­   пользоваться   элементарными   приёмами   анализа   текста   с   целью   его   изучения   и   осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира,   терпения,   справедливости,   трудолюбия);   эстетически   воспринимать   произведения   литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;  ­ участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений; ­ формулировать вопросы (один­два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;  ­делить   текст   на   части,   подбирать   заглавия   к   ним,   составлять   самостоятельно   план   пересказа, продумывать связки для соединения частей;  ­ находить в произведениях средства художественной выразительности; ­   готовить   проекты   о   книгах   и   библиотеке;   участвовать   в   книжных   конференциях   и   выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.  Учащиеся получат возможность научиться: ­ осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;  ­   приобрести   потребность   в   систематическом   просматривании,   чтении   и   изучении   справочной, научно­познавательной, учебной и художественной литературы;  ­ воспринимать художественную литературу как вид искусства;  ­ осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно­ эстетическую оценку.  ­   соотносить   нравственно­эстетические   идеалы   автора,   раскрытые   в   произведении,   со   своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;  ­ на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста  по  аналогии,   рассуждение  —  письменный   ответ   на  вопрос,  описание   —  характеристика героя);  ­работать с детской периодикой.  Большинство учеников научатся: Творческая деятельность ­пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный   план;   соблюдать   при   пересказе   логическую   последовательность   и   точность   изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3­го лица;  ­ составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);  ­   подбирать   материалы   для   проекта,   записывать   пословицы,   поговорки,   мудрые   мысли   известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах   чтецов,   литературных   праздниках,   посвящённых   великим   русским   поэтам;   участвовать   в читательских конференциях;  писать отзыв на прочитанную книгу.  Учащиеся получат возможность научиться:  ­   создавать   собственные   произведения,   интерпретируя   возможными   способами   произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).  Литературоведческая пропедевтика Большинство учеников научатся: ­сравнивать,   сопоставлять,   делать   элементарный   анализ   различных   текстов,   используя   ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).  Учащиеся получат возможность научиться:  ­определять позиции героев и позицию автора художественного текста;  ­создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности. Содержание учебного предмета Раздел 1. Былины. Летописи. Жития (8ч) Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание  учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника. Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист,  аннотация, иллюстрации. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Летопись. События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и  исторических источников. Летопись — источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст былины. Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н.  Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины — защитник государства  Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри». Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по  отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов  текста: установление причинно­следственных связей. Определение главной мысли текста. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Характеристика героя произведения с использованием художественно­выразительных средств данного  текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью  учителя) мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту.  Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Оценка достижений. Круг чтения: Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Былины «Ильины три поездочки». Сергий Радонежский — святой земли Русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому.  Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Проект «Создание календаря исторических событий». Основные виды учебной деятельности:  Читать отрывки из древнерусской летописи. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах; Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры; Понимать значение слова «летопись». жанр «летопись», «былина», произведение «Житие Сергия Радонежского». Читать отрывки из  древнерусской былины. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать текс летописи с  художественным текстом. Понимать, что события летописи – основные события Древней Руси.  Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Составлять рассказ по репродукции картин  известных художников. Выделять языковые средств выразительности. Участвовать в диалоге при  обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию  прочитанного, отвечать на них. Определять своё и авторское отношения к событиям и персонажам. Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно  текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном  произведении, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать  приобретенные умения для самостоятельного чтения книг, анализировать язык  произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст,  делить текст на смысловые части, составлять его простой план; сопоставление литературных текстов  разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей; выделение из текста непонятных  слов, определение способов работы с ними; выделение из текста непонятных слов, определение  способов работы с ними; выделение слов­признаков и слов­действий для описания героя. Раздел 2. Чудесный мир классики (16ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. П. Ершов. «Конёк­горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в  литературной. События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван — настоящий герой  сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства. А. Пушкин. Стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения.  Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях...». Мотивы народной сказки в литературной. Герои  пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части.  Составление плана. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств  языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного  произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ основных эпизодов  сказки. М. Лермонтов. «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. Определение  особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). «Ашик­Кериб. Турецкая сказка». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. Л. Толстой. «Детство». События рассказа. Характеристика героя произведения с использованием  художественно­выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,  характеризующих героя и событие. АЛ. Толстого. Басня. «Как мужик убрал камень». Особенности басни. Главная мысль. А. Чехов.  «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа ­ герои своего времени. Анализ (с  помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или  контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён  героев. Оценка достижений. Круг чтения: П. Ершов. «Конёк­горбунок». А. Пушкин. Стихотворения. «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарование...». А. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях...». М. Лермонтов. «Дары Терека», «Ашик­Кериб. Турецкая сказка». Л. Толстой. «Детство». Л. Толстого. Басня. «Как мужик убрал камень». А. Чехов. «Мальчики». Основные виды учебной деятельности: Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление литературных текстов разных видов и  жанров в соответствии с учебной задачей; выделение из текста непонятных слов, определение способов  работы с ними; выделение слов­признаков и слов­действий для описания героя. Сравнение литературной и народной сказок. Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи,  осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке Знать название и основное содержание изученного произведения. Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая  орфоэпические нормы русского литературного языка. Характеризовать героев произведения.  Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения. Участвовать в  диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них. Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам.  Наблюдать над изобразительностью и выразительностью  слова. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский  текст. Рассказывать о А.С. Пушкине Рассказывать о жизни и творчестве А.С. Пушкина Характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним. Анализировать поведение героев Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты  художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского  литературного языка. Объяснять понятие «литературная сказка». Раздел 3. Поэтическая тетрадь (8ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного  произведения (ритм, рифма). Интонация (тон, паузы, темп). Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов,  знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. Картины природы в лирическом стихотворении. Изменение картин природы в стихотворении. Передача  настроения и чувства в стихотворении. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. Оценка достижений. Круг чтения: Ф. Тютчев. «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». Е. Баратынский. Стихотворения. А. Плещеев. «Дети и птичка». И. Никитин. «В синем небе плывут над полями...». Н. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки...». И. Бунин. «Листопад». Основные виды учебной деятельности: Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И.Никитина, И. Бунина;  названия, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах­сверстниках. Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. выразительно читать стихотворение;  использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в  произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Отбирать средства художественной выразительности для создания картин  природы. Определять ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в  лирическом тексте. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные  картины Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся  слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп  чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.  Характеризовать картины природы в лирическом стихотворении. Определять ритм, интонации (тон,  паузы, темп) стихотворения Раздел 4. Литературные сказки (12ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в  библиотеке. Понятие «литературная (авторская) сказка». Особенности авторской сказки. Соотнесение главной мысли литературного произведения с пословицей. Поиск народных мотивов в литературных сказках. Сравнение  народных и авторских сказок В. Одоевский. «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные  герои литературной сказки. Определение особенностей художественного текста: своеобразие  выразительных средств языка (с помощью учителя). Деление текста на части. Составление плана сказки.  Подробный пересказ. В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ.  Текст­описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная  мысль произведения. П. Бажов. «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. Герои  художественного произведения. Характеристика героя произведения с использованием художественно­ выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя  и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев  по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста,  авторских помет, имён героев. С. Аксаков. «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Освоение разных видов пересказа  художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Словесное иллюстрирование. Оценка достижений. Круг чтения: В. Одоевский. «Городок в табакерке». В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». П. Бажов. «Серебряное копытце». С. Аксаков. «Аленький цветочек». Основные виды учебной деятельности: Изучить творчество В.Одоевского, П.Бажова, С.Аксакова, названия, основное содержание изученных  литературных произведений; имена, фамилии их авторов. делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему; выполнять  словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить  примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой  план. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять  нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной  сказке. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова Называть особенности данного литературного жанра. Называть авторов, которые пишут литературные  сказки. Прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и  поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией,  составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст Раздел 5. Делу время ­ потехе час (9ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Жанр произведения.  Характеристика героя произведения с использованием художественно­выразительных средств данного  текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью  учителя) мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.  Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.  Инсценирование произведения. Юмористические рассказы В. Драгунского, В. Голявкина. Особенности юмористического текста.  Авторское отношение к изображаемому. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя,  выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача  основных мыслей). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения Пересказ текста от лица героев. Инсценирование произведения. Оценка достижений. Круг чтения: Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». В. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка». В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел». Основные виды учебной деятельности: Характеризовать главных героев в сказке. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Читать сказку по ролям. Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально­нравственные  переживания. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Определять особенности  данного литературного жанра. Объяснять заглавие и называть главных героев литературной  сказки. Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать  оценочные суждения о прочитанном, анализировать образные языковые средства, определять тему и главную мысль произведения,  отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, читать выразительно  художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по  объему текст. Раздел 6. Страна Детства (7ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в  библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями  и справочниками. Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно­ следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение  микротем. Подбор ключевых и опорных слов. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению  текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста) Б. Житков. «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герой произведения. К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в  тексте. Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения. М. Зощенко. «Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ. Оценка достижений. Круг чтения: Б. Житков. «Как я ловил человечков». К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». М. Зощенко. «Ёлка». Основные виды учебной деятельности: Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно­познавательный тексты. Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Видеть красоту природу, изображённую в художественных произведениях. Отвечать на вопросы по  содержанию произведения; определять главную мысль. Определять эмоциональный тон персонажа,  проводить лексическую работу, создать небольшой устный текст на заданную тему. Определять героев  произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы,  представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой. Раздел 7. Поэтическая тетрадь (5ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихотворения В.Брюсова, С.Есенина, М.Цветаевой. Тема стихотворений. Развитие чувства в  лирическом стихотворении. Тема детства в произведениях М. Цветаевой. Сравнение произведений  разных поэтов на одну и ту же тему. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного  произведения (ритм, рифма). Выразительное чтение. Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности),  целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Конкурс чтецов. Оценка достижений. Круг чтения: В. Брюсов. «Опять сон», «Детская». С. Есенин. «Бабушкины сказки». М. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства». Основные виды учебной деятельности: Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы  интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).  Называть произведения русских поэтов. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.  Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные  выражения в тексте. Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Анализировать средства художественной выразительности,  оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; отвечать на вопросы по прочитанному; пересказывать доступный по объему текст. Раздел 8. Природа и мы (9ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Мамин­Сибиряк. «Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение  человека к природе. Осмысленное правильное чтение целыми словами вслух и про себя. Выразительное  чтение в соответствии с заданными параметрами. Умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту,  самостоятельно задавать вопросы. Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с  интонационным выделением знаков препинания. А. Куприн. «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя  произведения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с  помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и  жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое,  выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. М. Пришвин. «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе  поступка. Е. Чарушин. «Кабан». Герои произведения. Понимание нравственного содержания прочитанного,  осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали.  Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка:  последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения  лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. В. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана.  Выборочный пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно­ выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя  и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев  по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста,  авторских помет, имён героев. Оценка достижений. Круг чтения: Д. Мамин­Сибиряк. «Приёмыш». А. Куприн. «Барбос и Жулька». М. Пришвин. «Выскочка». Е. Чарушин. «Кабан». В. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Основные виды учебной деятельности: Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа Определять тему и  главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к  прочитанному. Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному  персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.  Пересказывать текст выборочно. Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте  главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. Пересказывать текст, показывая голосом,  интонацией своё отношение к героям. Находить рифму в произведении; оценивать события, героев  произведения; определять тему и главную мысль произведения. Раздел 9. Поэтическая тетрадь (4ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины времен года в лирических произведениях. Средства художественной выразительности. Мотивы  народного творчества в авторском произведении. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного  произведения (ритм, рифма). Интерпретация текста литературного произведения в творческой  деятельности учащихся: создание собственного текста на основе художественного произведения (текст  по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе  личного опыта. Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их  многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Оценка достижений. Круг чтения: Б. Пастернак. «Золотая осень». Д. Кедрин. «Бабье лето». С. Клычков. Н. Рубцов. «Сентябрь». С. Есенин. «Лебёдушка». Основные виды учебной деятельности: Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся  слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса,  выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства  выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре,  самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать содержание  раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст­описание и текст­повествование. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста­повествования. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворении, эпитеты,  сравнения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе стихов со своим любимым стихотворением. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения не основе диагностической работы,  представленной в учебнике. Раздел 10. Родина (8ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Тема стихотворения. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного  произведения (ритм, рифма). Интерпретация текста литературного произведения в творческой  деятельности учащихся: создание собственного текста на основе художественного произведения (текст  по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе  личного опыта. Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их  многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Понимание нравственного  содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки  зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в  литературе разных народов (на примере народов России). Самостоятельное воспроизведение текста с  использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с  использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя). Поэтический вечер. Оценка планируемых достижений Круг чтения: И. Никитин. «Русь». С. Дрожжин. «Родине». А. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...». Основные виды учебной деятельности: Проект «Они защищали Родину». Прогнозировать содержание раздела. Планировать  работу на уроке, подбирать книги по теме. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в  соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Раздел 11. Страна «Фантазия» (6ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. Сравнение героев  фантастических рассказов. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые  части, их озаглавливание. Привлечение справочных и иллюстративно­изобразительных материалов. Монолог как форма речевого высказывания. Воспроизведение монологического речевого высказывания  небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме. Самостоятельное построение  плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы,  антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий,  короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Оценка достижений. Круг чтения: Е. Велтистов. «Приключения Электроника». Кир Булычёв. «Путешествие Алисы». Основные виды учебной деятельности: Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая  содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического  жанра. Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к  персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на  авторский текст. Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух  художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и  характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Раздел 12. Зарубежная литература (10ч) Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся  и учителя по усвоению содержания раздела. Авторская сказка. Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Особенности повествования. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка:  последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения  лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно­выразительных средств данного  текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью  учителя) мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту.  Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых  слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода, деление текста на части, определение главной мысли  каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана: в виде  назывных предложений из текста, вопросов, самостоятельно сформулированного высказывания. Оценка достижений. Круг чтения: Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера». Г.­Х. Андерсен. «Русалочка». Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Сельма Лагерлёф. «В Назарете». Святое Писание. Иисус и Иуда. Основные виды учебной деятельности: Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия, объяснять  значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и  предметы в сказке. Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг  для чтения летом (с учителем). Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателей (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов  произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Основные формы организации учебных занятий    Основной формой учебных занятий является урок: уроки усвоения новой учебной информации; уроки  формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и  навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Помимо этого, в программе предусмотрены такие виды учебных занятий  как практические работы, игры, тренинги, создание проектов. Промежуточная  аттестация проводится по итогам освоения образовательной программы за учебный год. Проведение промежуточной аттестации                Литературное чтение  Работа с текстом Урок Форма  Тематическое планирование №   п/п   Наименование тем Кол­во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Характеристика героев Знакомство с учебником по литературному чтению.  Самые интересные книги прочитанные летом.  Знакомство   с   названием   раздела,   прогнозирование   содержания.   Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» События летописи – основные события Древней Руси. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего» Летопись   –   источник   исторических   фактов.   Сравнение   текста летописи   с   текстом   произведения   А.С.   Пушкина   «Песнь   о   вещем Олеге» ВПМ: Работа с текстом. Герой   былины   –   защитник   Русского   государства.   Картина   В. Васнецова «Богатыри» Сергей   Радонежский   –   святой   земли   Русской.   Житие   Сергия Радонежского Проверка   и   оценка   своих   достижений   по   разделу   «Летописи, былины, жития» Знакомство с названием раздела, прогнозирование  содержания  П.П. Ершов «Конёк­горбунок» П.П. Ершов «Конёк­горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. А.С. Пушкин. О нём. Стихотворение «Няне» «Уныла пора! Очей очарованье», «Туча» А.С. Пушкин «Сказка мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин «Сказка мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части ВПМ: Работа с текстом. М.Ю. Лермонтов. «Ашик­Кериб» М.Ю.   Лермонтов.   «Ашик­Кериб».   Сравнение   мотивов   русской   и турецкой сказки. Характеристика героев Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал» А.П. Чехов. О нём. Рассказ «Мальчики» А.П.   Чехов.   Рассказ   «Мальчики».   Главные   герои   рассказа   –   герои своего времени Проверка и оценка своих достижений по разделу  «Чудесный мир классики» ВПМ: Работа с текстом. Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко».   Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид» А.А.   Фет   «Весенний   дождь»,   «Бабочка».   Картины   природы   в лирическом стихотворении  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 Е.А. Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении «Весна, весна!...» А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения И.С.   Никитин   «В   синем   небе   плывут   над   полями…».   Изменение картин природы в стихотворении Родные поэты. Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…» И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь № 1» Проверка и оценка своих достижений  по разделу  «Поэтическая тетрадь № 1» ВПМ: Работа с текстом. В.Ф.   Одоевский   «Городок   в   табакерке».   Особенности   данного литературного жанра В.Ф.   Одоевский   «Городок   в   табакерке».   Составление   плана. Подробный пересказ ВПМ: Работа с текстом. Контрольная работа за первое полугодие П.П. Бажов «Серебряное копытце» С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Обобщение по разделу «Литературная сказка».  Проверка и оценка своих достижений ВПМ: Работа с текстом. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка» В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка В.В.   Голявкин   «Никакой   горчицы   я   не   ел».   Инсценирование произведения  Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» Проверка и оценка своих достижений  по разделу «Делу время – потехе час» ВПМ: Работа с текстом. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» К.Г.   Паустовский   «Корзина   с   еловыми   шишками».   Музыкальное сопровождение произведения М.М. Зощенко «Ёлка» Обобщение по разделу «Страна детства».  Проверка и оценка своих достижений по разделу «Страна детства» ВПМ: Работа с текстом. Знакомство с разделом. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 С.А. Есенин «Бабушкины сказки» М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Тема детства ВПМ: Работа с текстом. Устный   журнал   «Поэтическая   тетрадь».   Итоги   изучения   темы. Оценка достижений ВПМ: Работа с текстом.  Д.Н. Мамин­Сибиряк. «Приёмыш». Отношение человека к природе А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения ВПМ: Работа с текстом. Е.И. Чарушин «Кабан» ВПМ: Работа с текстом. Обобщение по разделу  «Природа и мы».  Проверка и оценка своих достижений.  Проект «Природа и мы» ВПМ: Работа с текстом. Б.Л. Пастернак «Золотая осень» С.К. Клычков «Весна в лесу» Д.Б. Кедрин «Бабье лето» Н.М. Рубцов «Сентябрь» С.А.   Есенин   «Лебёдушка».   Мотивы   народного   творчества   в авторском произведении Проверка знаний и оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь № 3» ВПМ: Работа с текстом. ВПМ: Работа с текстом. И.С. Никитин «Русь». Образ родины в поэтическом тексте С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» ВПМ: Работа с текстом. ВПМ: Работа с текстом. Подведение итогов выполненного проекта  «Они защищали Родину». Проверка знаний и оценка достижений   по разделу «Родина» Особенности фантастического жанра.  Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» Е.С.   Велтистов   «Приключения   Электроника».   Необычные   герои фантастического жанра К. Булычёв «Путешествие Алисы» ВПМ: Работа с текстом.  ВПМ: Работа с текстом. Проверка   знаний   и   оценка   достижений   по   разделу   «Страна Фантазия»  Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок)  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Дж.   Свифт   «Путешествие   Гулливера».   Особое   развитие   сюжета   в зарубежной литературе Г.Х. Андерсен «Русалочка» Г.Х. Андерсен «Русалочка» Промежуточная аттестация. ВПМ: Работа с текстом. М.   Твен   «Приключения   Тома   Сойера».   Сравнение   героев,   их поступков С. Лагерлёф «Святая ночь» ВПМ: Работа с текстом. Обобщение по разделу «Зарубежная литература» 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2019