Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
26.02.2017
Сегодня мы с вами прикоснёмся к творчеству Ивана Сергеевича Шмелёва, к его удивительному, поэтическому, наполненному духовным светом произведению «Мартовская капель».
«Мартовская капель»- это не самостоятельное произведение, это маленькая капелька большой и интересной книги Шмелёва « Лето Господне».
- Хотели бы вы больше узнать об этой книге и о писателе, её написавшем?
Вот это и будет целью нашего урока. Кроме того, мы будем учиться чувствовать слово, заглянем в творческую лабораторию писателя.
Конспект урока литературы.docx
« Золотой мир детства»
( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)
Цель: восприятие душевного состояния главного героя через собственные ощущения
детства учащихся.
Задачи: обучающая: познакомить посредством частичного анализа рассказа с некоторыми
особенностями художественного мира писателя;
развивающая: продолжить развитие навыков чтения и анализа произведения малой
прозаической формы, расширение круга чтения пятиклассников.
воспитательная: воспитание патриотизма, любви и уважения к традициям русского
народа, любви к природе.
Счастлив дом, где пребывает мир,
где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей.
Там благодать Господня.
Слово Иоанна Златоуста.
I. Вступительное слово учителя. Постановка целей и задач.
Сегодня мы с вами прикоснёмся к творчеству Ивана Сергеевича Шмелёва, к его
удивительному, поэтическому, наполненному духовным светом произведению
«Мартовская капель».
«Мартовская капель» это не самостоятельное произведение, это маленькая капелька
большой и интересной книги Шмелёва « Лето Господне».
Хотели бы вы больше узнать об этой книге и о писателе, её написавшем?
Вот это и будет целью нашего урока. Кроме того, мы будем учиться чувствовать слово,
заглянем в творческую лабораторию писателя.
Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Иоанна Златоуста. (Архиепископ
Константиновский получил такое прозвище за красноречие, умение убеждать). Подумайте
над этими словами и в конце урока вы скажете, почему взяты именно эти слова. ( Читаю
эпиграф. Благодатьрадость, счастье). II. Основная часть.
1) Рассказ о писателе И.С. Шмелёве (подготовленный ученик) А сейчас мы с вами
совершим небольшое путешествие по Москве.
№ п/п
Изображение на слайде.
Текст монологического выступления.
1.
Панорама Кремля и Замоскворечья конца XIX века.
Приглашаю вас в путешествие, в Москву столетней давности. Деревянные особняки,
каменные мостовые, извозчики, сады и луга. И Москварека, конечно, придавала городу
особое очарование. Напротив Кремля открывалась широкая луговая низина –
Замоскворечье.
2.
Портрет И.Шмелева в юношеские годы.
Здесь в сентябре 1873 года и родился Иван Шмелев. Здесь же, в Замоскворечье, он учился
в 6ой Московской гимназии, а затем поступил в университет на юридический факультет.
3.
Портрет А.С.Пушкина.
Излюбленным занятием юноши было чтение. А литературным кумиром на все годы
оставался А.С.Пушкин.
4.
Мартовский пейзаж.
И.Шмелев великолепно знал свой родной город и любил его. Самые ранние впечатления
детства – это мартовская капель, вербная неделя, стояние в церкви.
5.
Разворот книги И.Шмелева «Лето Господне».
Эти детские впечатления и составили лучшую книгу писателя «Лето Господне». 1.
2.
Что означает название книги « Лето Господнее»?
Вы спросите, откуда это непонятное название? Оказывается, оно восходит к Евангелию, к
книге пророка Исайи: «… И послал Он меня проповедовать лета Господне
благоприятно…» Вот и Шмелев пишет свою книгу о благоприятном лете. Может быть,
поэтому она особенно нужна в дни трудные, в лета неблагоприятные. Както очень
солнечно и одухотворенно рассказывает писатель о своем детстве. Посреди огромного
города, «супротив Кремля», в окружении мастеровых и работников, купцов и духовенства
протекает жизнь, полная доброты и душевной щедрости, жизнь маленького Вани, будущего
русского писателя Ивана Шмелева.
3) И.С. Шмелёв удивительный писатель 20 века. Удивителен он тем, что мог посмотреть
на мир глазами ребёнка, умел увидеть в обыденных для нас вещах чтото необыкновенное,
чудесное.
Сквозь пробоины в душе
Я вижу детство в шалаше.
Как плакал, всех любя.
Глядел на небо из дыры
И видел дальние миры
И глубину себя.
Как пахла пряная трава,
Как больно ранили слова,
И как был сладок сон.
Смешное было так смешно,
Грешное вовсе не грешно.
И жизнь со всех сторон !
Рос ясень и ловился язь, Меж всем была прямая связь,
Как птица и полет.
Обиды были горячи,
И били из земли ключи
Холодные, как лед.
4) Герой рассказа Шмелёва « Весенний плеск» говорил: « Чтобы увидеть весну, надо
закрыть глаза и через узенькую щёлку глядеть на небо… и вот так смотреть и слушать…»
Давайте и мы с вами попробуем. Закройте глаза. Представьте солнечный весенний
день…… Что нарисовало ваше воображение? Какие цвета, звуки, запахи? ( яркое солнце,
капель, чирикающие воробьи…)
5) Обратимся к нашему рассказу.
Приход весны. Автор описывает его так, что мы можем не только увидеть, но и услышать
его звуки. Какие слова помогают услышать весну?
Вывод: капель живая. Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)
Ваня вместе с мартовской капелью мог слышать другие звуки. И прежде всего
это колокольный перезвон, так похожий на капель.
Колокола. На протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь
христиан. Размеряли течение дня, возвещая время труда и отдыха, время бодрствования и
сна, время великой скорби и великого праздника.
Какие ассоциации вызывают эти звуки у вас? ( Пасха)
Как они связаны со звуками капели?
Капель воскресение природы, всё просыпается , возрождается. Пасхавоскресение Иисуса Христа, светлый праздник, связанный с радостью возрождения
жизни.
Найдите наиболее яркие, на ваш взгляд, сравнения, которые соединяют в сознании
мальчика весну и праздник. ( луч солнца дорога, по которой спускаются ангелы с неба,
пасхальные яички–прозрачные, как дымок, описание шаров).
Почему сравнения такие необычные? (их находит ребёнок, он воспринимает весну не
только глазами, но и сердцем).
6) Итак, приподнятое настроение мальчика вызвано не только приходом весны, но и
ожиданием праздника. Какие чувства он испытывает? (ощущение радости, счастья,
ожидание чегото доброго. Он испытывает любовь к Богу и окружающему миру,
благоговение, умиление, душевный трепет)
Обратимся к тексту.
( в тревожнорадостном полусне, радостное к нам стучится,
и такой день чудесный, спускаются с неба ангелы).
7 ) Радость, счастье – вот основное настроение героя. А какой он, цвет радости и счастья?
Каким видит окружающий мир мальчик?
( одухотворённым, ярким, звучащим, живым).
Ещё раз обратимся к тексту ( от слов Защурив глаза…до Весна, весна).
В какие краски расцвечен этот удивительный мир? ( широкая золотая полоса, золотые
окна, голубой и красный зайчики, светлым огнём горит, светится разноцветными огнями,
золотые капли)
Золотой солнечный свет, золотые звуки колоколов, золотой блеск куполов и свечей,
золотое сердце мальчика золотой мир детства. Вот мы и совершили открытие золотого
мира детства Шмелёва. Что вы можете сказать о мальчике, глазами и сердцем которого мы видим весну? (очень
точно чувствует природу, внимательный, чуткий, счастливый ребёнок).
8) – А теперь давайте вернёмся к эпиграфу. Как перекликается он с нашим разговором о
произведении Шмелёва?
Только в счастливом доме, где мир и согласие, ребёнок может быть таким эмоциональным,
радостным и счастливым.
Дай Бог каждому из вас иметь такой дом, чтобы о детстве вспоминать с такой же теплотой
и любовью, как это делает Шмелёв.
III. Заключение.
Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в творческую лабораторию писателя
И.С.Шмелёва. Но когданибудь двери в его рабочий кабинет широко распахнутся перед
вами. Это непременно случится, если вы научитесь внимательно, вдумчиво читать,
научитесь сопереживать писателю и его герою.
IV.Рефлексия
А теперь вновь закройте глаза и загляните в своё сердце. Что появилось в нём нового? Не
появилось ли трещинок в душе? Какой цвет обрело ваше детство?
V. Д/З Думаю, что на эти вопросы вы должны ответить, оставшись в одиночестве, пережив,
осознав всё, что произошло на сегодняшнем уроке. А справившись со своей душой и
бьющимся сердцем, попробуйте написать письмо своему ровеснику Ване Шмелёву или
озвучить, описать услышанную музыку души героя.
Или напишите сочинениеминиатюру о том, что для вас означает приход весны. Какие
настроения, краски, запахи связаны у вас со словом « весна»?.
Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)
Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)
Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)
Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)
Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)
Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.