Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)
Оценка 4.7

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
26.02.2017
Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)
Сегодня мы с вами прикоснёмся к творчеству Ивана Сергеевича Шмелёва, к его удивительному, поэтическому, наполненному духовным светом произведению «Мартовская капель». «Мартовская капель»- это не самостоятельное произведение, это маленькая капелька большой и интересной книги Шмелёва « Лето Господне». - Хотели бы вы больше узнать об этой книге и о писателе, её написавшем? Вот это и будет целью нашего урока. Кроме того, мы будем учиться чувствовать слово, заглянем в творческую лабораторию писателя.
Конспект урока литературы.docx
« Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель») Цель: восприятие душевного состояния главного героя через собственные ощущения  детства учащихся. Задачи: обучающая: познакомить посредством частичного анализа рассказа с некоторыми особенностями художественного мира писателя; развивающая: продолжить развитие навыков чтения и анализа произведения малой прозаической формы, расширение круга чтения пятиклассников. воспитательная: воспитание патриотизма, любви и уважения к традициям русского народа, любви к природе. Счастлив дом, где пребывает мир, где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей. Там благодать Господня. Слово Иоанна Златоуста. I. Вступительное слово учителя. Постановка целей и задач. Сегодня мы с вами прикоснёмся к творчеству Ивана Сергеевича Шмелёва, к его  удивительному, поэтическому, наполненному духовным светом произведению  «Мартовская капель». «Мартовская капель»­ это не самостоятельное произведение, это маленькая капелька  большой и интересной книги Шмелёва « Лето Господне». ­ Хотели бы вы больше узнать об этой книге и о писателе, её написавшем? Вот это и будет целью нашего урока. Кроме того, мы будем учиться чувствовать слово,  заглянем в творческую лабораторию писателя. Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Иоанна Златоуста. (Архиепископ  Константиновский получил такое прозвище за красноречие, умение убеждать). Подумайте  над этими словами и в конце урока вы скажете, почему взяты именно эти слова. ( Читаю  эпиграф. Благодать­радость, счастье). II. Основная часть. 1) Рассказ о писателе И.С. Шмелёве (подготовленный ученик) А сейчас мы с вами  совершим небольшое путешествие по Москве. № п/п Изображение на слайде. Текст монологического выступления. 1. Панорама Кремля и Замоскворечья конца XIX века. Приглашаю вас в путешествие, в Москву столетней давности. Деревянные особняки,  каменные мостовые, извозчики, сады и луга. И Москва­река, конечно, придавала городу  особое очарование. Напротив Кремля открывалась широкая луговая низина –  Замоскворечье. 2. Портрет И.Шмелева в юношеские годы. Здесь в сентябре 1873 года и родился Иван Шмелев. Здесь же, в Замоскворечье, он учился  в 6­ой Московской гимназии, а затем поступил в университет на юридический факультет. 3. Портрет А.С.Пушкина. Излюбленным занятием юноши было чтение. А литературным кумиром на все годы  оставался А.С.Пушкин. 4. Мартовский пейзаж. И.Шмелев великолепно знал свой родной город и любил его. Самые ранние впечатления  детства – это мартовская капель, вербная неделя, стояние в церкви. 5. Разворот книги И.Шмелева «Лето Господне». Эти детские впечатления и составили лучшую книгу писателя «Лето Господне». 1. 2. ­ Что означает название книги « Лето Господнее»? Вы спросите, откуда это непонятное название? Оказывается, оно восходит к Евангелию, к  книге пророка Исайи: «… И послал Он меня проповедовать лета Господне  благоприятно…» Вот и Шмелев пишет свою книгу о благоприятном лете. Может быть,  поэтому она особенно нужна в дни трудные, в лета неблагоприятные. Как­то очень  солнечно и одухотворенно рассказывает писатель о своем детстве. Посреди огромного  города, «супротив Кремля», в окружении мастеровых и работников, купцов и духовенства  протекает жизнь, полная доброты и душевной щедрости, жизнь маленького Вани, будущего  русского писателя Ивана Шмелева. 3) И.С. Шмелёв ­удивительный писатель 20 века. Удивителен он тем, что мог посмотреть  на мир глазами ребёнка, умел увидеть в обыденных для нас вещах что­то необыкновенное,  чудесное. Сквозь пробоины в душе Я вижу детство в шалаше. Как плакал, всех любя. Глядел на небо из дыры И видел дальние миры И глубину себя. Как пахла пряная трава, Как больно ранили слова, И как был сладок сон. Смешное было так смешно, Грешное вовсе не грешно. И жизнь со всех сторон ! Рос ясень и ловился язь, Меж всем была прямая связь, Как птица и полет. Обиды были горячи, И били из земли ключи Холодные, как лед. 4) Герой рассказа Шмелёва « Весенний плеск» говорил: « Чтобы увидеть весну, надо  закрыть глаза и через узенькую щёлку глядеть на небо… и вот так смотреть и слушать…» Давайте и мы с вами попробуем. Закройте глаза. Представьте солнечный весенний  день…… Что нарисовало ваше воображение? Какие цвета, звуки, запахи? ( яркое солнце,  капель, чирикающие воробьи…) 5) Обратимся к нашему рассказу. Приход весны. Автор описывает его так, что мы можем не только увидеть, но и услышать  его звуки. Какие слова помогают услышать весну? Вывод: капель живая. Как называется такой приём в литературе? (олицетворение) Ваня вместе с мартовской капелью мог слышать другие звуки. И прежде всего  это колокольный перезвон, так похожий на капель. Колокола. На протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь  христиан. Размеряли течение дня, возвещая время труда и отдыха, время бодрствования и  сна, время великой скорби и великого праздника. ­ Какие ассоциации вызывают эти звуки у вас? ( Пасха) ­ Как они связаны со звуками капели? Капель ­ воскресение природы, всё просыпается , возрождается. Пасха­воскресение Иисуса Христа, светлый праздник, связанный с радостью возрождения  жизни. ­ Найдите наиболее яркие, на ваш взгляд, сравнения, которые соединяют в сознании  мальчика весну и праздник. ( луч солнца ­ дорога, по которой спускаются ангелы с неба,  пасхальные яички–прозрачные, как дымок, описание шаров). ­ Почему сравнения такие необычные? (их находит ребёнок, он воспринимает весну не  только глазами, но и сердцем). 6) ­ Итак, приподнятое настроение мальчика вызвано не только приходом весны, но и  ожиданием праздника. Какие чувства он испытывает? (ощущение радости, счастья,  ожидание чего­то доброго. Он испытывает любовь к Богу и окружающему миру,  благоговение, умиление, душевный трепет) Обратимся к тексту. ( в тревожно­радостном полусне, радостное к нам стучится, и такой день чудесный, спускаются с неба ангелы). 7 )­ Радость, счастье – вот основное настроение героя. А какой он, цвет радости и счастья? Каким видит окружающий мир мальчик? ( одухотворённым, ярким, звучащим, живым). Ещё раз обратимся к тексту ( от слов Защурив глаза…до Весна, весна). ­ В какие краски расцвечен этот удивительный мир? ( широкая золотая полоса, золотые  окна, голубой и красный зайчики, светлым огнём горит, светится разноцветными огнями,  золотые капли) Золотой солнечный свет, золотые звуки колоколов, золотой блеск куполов и свечей,  золотое сердце мальчика­ золотой мир детства. Вот мы и совершили открытие золотого  мира детства Шмелёва. ­ Что вы можете сказать о мальчике, глазами и сердцем которого мы видим весну? (очень  точно чувствует природу, внимательный, чуткий, счастливый ребёнок). 8) – А теперь давайте вернёмся к эпиграфу. Как перекликается он с нашим разговором о  произведении Шмелёва? Только в счастливом доме, где мир и согласие, ребёнок может быть таким эмоциональным,  радостным и счастливым. Дай Бог каждому из вас иметь такой дом, чтобы о детстве вспоминать с такой же теплотой  и любовью, как это делает Шмелёв. III. Заключение. Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в творческую лабораторию писателя  И.С.Шмелёва. Но когда­нибудь двери в его рабочий кабинет широко распахнутся перед  вами. Это непременно случится, если вы научитесь внимательно, вдумчиво читать,  научитесь сопереживать писателю и его герою. IV.Рефлексия А теперь вновь закройте глаза и загляните в своё сердце. Что появилось в нём нового? Не  появилось ли трещинок в душе? Какой цвет обрело ваше детство? V. Д/З Думаю, что на эти вопросы вы должны ответить, оставшись в одиночестве, пережив, осознав всё, что произошло на сегодняшнем уроке. А справившись со своей душой и  бьющимся сердцем, попробуйте написать письмо своему ровеснику Ване Шмелёву или  озвучить, описать услышанную музыку души героя. Или напишите сочинение­миниатюру о том, что для вас означает приход весны. Какие  настроения, краски, запахи связаны у вас со словом « весна»?.

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)

Конспект урока литературы « Золотой мир детства» ( По рассказу И.С.Шмелёва « Мартовская капель»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2017