Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"
Оценка 4.9

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
01.04.2018
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"
Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия рассказа. Цель урока: раскрыть смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» и определить его художественные особенности. Задачи урока: Образовательная: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение;создать условий для речевого общения учащихся на уроке. Развивающая: - формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей; Воспитательная: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову. Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Чехов.doc
А.П. Чехов рассказ "Хамелеон". Смысл  названия рассказа Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия рассказа. Цель урока: раскрыть смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» и определить его  художественные особенности. Задачи урока: Образовательная: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать  эпическое произведение;создать условий для речевого общения учащихся на уроке. Развивающая: ­ формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым  фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий,  характеров персонажей; Воспитательная: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию  интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное  отношение к художественному слову. Оборудование: презентация, раздаточный материал. ХОД УРОКА 1. Оргмомент. Приветствие: Мне приятна новая встреча с вами. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную  одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же  прекрасное, потому что на уроке литературы мы изучаем творчество писателя, который  ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова: (слайд №1) «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Кто этот писатель? (Антон Павлович Чехов) Эти слова стали смыслом его жизни и творчества. 2. Вступительное слово. Сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с  замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа. Почему я говорю вновь? ( учащиеся  уже знают некоторые рассказы Чехова, знакомились с  его биографией). Кроссворд по творчеству Чехова ( ключевое слово кроссворда ­ хамелеон) Сегодня на уроке мы и постараемся, ребята, понять, чем же так захватил Толстого язык  рассказов Чехова. А для этого проанализируем прочитанный вами дома рассказ  «Хамелеон». Кто такой Хамелеон? Но ведь речь в рассказе идёт не о хамелеоне. Значит мы можем  расширить тему урока. Смысл названия рассказа . 3.  Объявление темы урока. Целеполагание.  Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон» Смысл названия и  художественные особенности рассказа». (слайд №5) А для этого проведем не обычный  урок, а урок­исследование. Как вы думаете: исходя из темы, какие перед нами будут стоять цели? (выявить  смысл названия). 4. Работа по теме. Уч:А работу мы начнем с определения лексического значения слова «болезнь». Какие у вас ассоциации с этим словом? (уч­ся отвечают) ­Болезнь – это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма. (слайд №6) ­А к кому мы обращаемся за помощью? (к врачу). ­А Чехов мог лечить болезни? (да) Почему? (потому что был по профессии врачом) ­Но Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души. Как? (Своими рассказами) Уч:И сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим,  какая в их поведении скрывается болезнь. Сегодня вы все – главные ассистенты­ помощники у великого врачевателя человеческой души – А.П. Чехова. ­Перед вами лежит «Амбулаторная карточка». И мы должны ее заполнить. ­А как лечить болезнь? Давайте составим алгоритм:  Определить симптомы. Поставить диагноз. Выписать рецепт. Уч:А для начала определим наших «пациентов» Я предлагаю блиц ­опрос по тексту  рассказа: 1. Полицейский надзиратель (Очумелов); 2. Городовой (Елдырин); 3. Золотых дел мастер (Хрюкин) 4. Фамилия генерала ( Жигалов)   5. Где происходит действие?  6. кто идет по площади? 7. как ведут себя блюстители порядка? Есть деталь, которая об этом очень хорошо  говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают). 8. что нарушает тишину? Выразительное чтение отрывка со слов:"Так ты кусаться,  окаянная.." до слов " Собирается толпа"    Уч:А теперь кратко опишите возникшую ситуацию. Сюжет рассказа: собака укусила за  палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой.  Мнение постоянно меняется в зависимости о того, чья это собака.  Уч. На площади волнительная обстановка, которая  отражается на состоянии каждого  героя. Посмотрите на график. Что это у нас как у врачей? ( Кардиограмма).Вот здесь отражается  состояние героев. Что может означать такая кардиограмма? (перепады в настроении, состоянии). Уч: А у кого такие перепады? (У надзирателя Очумелова)   Уч: Итак, что же происходит с нашим «больным» Очумеловым: Какие еще симптомы  проявляются? (чтение отрывков) «Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед  дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня  подуло… Знобит…» Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед  его собачонкой. Вывод:Итак, налицо первый симптом болезни: больного лихорадит, т.е бросает то в жар,  то в холод. Уч:Как меняется его взгляд на справедливость? Как меняется интонация Очумелова? Очумелов меняет взгляд на справедливость в зависимости от того, чей «белый борзой  щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»!  Выразительное чтение отрывков Если это просто собака, то «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать!  Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!  Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий  скот! Я покажу ему кузькину мать!»  Но если это генеральская собака, то «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть,  дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить.  Собака – нежная тварь…»   Уч:Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?  ( «заливается улыбкой умиления».) Уч: Почему такое выражение лица у Очумелова?( для него не важна истина, важнее  преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера.) Симптомы: (записываем в амбулаторную карту) Бросает то в жар, то в холод.; Смена интонаций голоса (от повелительного до трусливого). Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав. Двуличие.  Физминутка. Учитель: В "Амбулаторной карте” вы заполнили графы: фамилия, профессия, симптомы  болезни. Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он? ­ По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор дает  подсказку. ­ Почему такое странное название – "Хамелеон”? Кто такой хамелеон? Мультфильм про  хамелеона Запишем диагноз – хамелеонство. ­ Дайте характеристику болезни – хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать человека,  готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо  противоположное) ­ Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов?  (Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит) Постановка проблемного вопроса А сколько раз меняет он свое мнение?  (шесть) С чем это связано? Ответы на эти вопросы мы найдём с вами в ходе нашего мини ­  исследования по тексту (чтение фрагмента подготовленными учениками)  Приём «Фишбоун»  Изображаем «рыбий скелет» : в голове помещаем проблемный вопрос «Чья собака?». На верхних «косточках» скелета запишем, используя цветные ручки, мнения героев  произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть  краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.   Учитель: Итак, мы заполнили с вами карточку больного. Давайте посмотрим еще раз. ­ кто болен? ­ какие симптомы? ­ Каков диагноз? ­ А только ли у нас один «больной». Кто еще болен этой болезнью? (Хрюкин, толпа, которые постоянно меняют свои мнения. Эта болезнь «заразная» Недаром  фамилия главного «больного» Очумелов. Чума – очень опасное заболевание, которое  уносило тысячи жизней)   ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: ­А даёт ли Чехов рецепт прямо?(нет) ­ Попробуем это сделать сами. (Мы же с вами сегодня врачи!) ­ Мы начинали наш разговор с того, что такое болезнь? ­ Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства? (Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое "я”, он подстраивается под  обстоятельства) ­ Хамелеонство ­ душевная или физическая болезнь? (Болезнь нравственная) ­ Назовите, какие еще болезни души вы знаете? ­ Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней? (самовоспитанием,  осуждением пороков) ­ Вот вы сами прописали лечение и себе и героям Чехова.  Доктор Чехов советует всем нам: «выдавливать из себя по капле раба… и, проснувшись в  одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт уже не рабская кровь, а  настоящая, человеческая…»  5. Заключение. Учитель: Однажды спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя  не хватает дыхания?» ­ «Нет, дыхание есть, просто у меня много песен и я хочу спеть их все!» Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и  содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком! Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и  каждый раз открывать в них что­то новое и полезное! 6. Рефлексия Синквейн 1. Очумелов 2.( 2 прилагательных или причастия, характеризующие главного героя) 3. (3 глагола, его действия) 4. (фраза из 4 слов о главном герое) 5. ( существительное) Кто Очумелов? 7. Домашнее задание:  Прочитать рассказ Чехова «Злоумышленник». Письменно (на выбор) на «3»: какого человека называют «хамелеоном». На «4»: Случаи «хамелеонства» в нашей жизни. На «5»: Какая нравственная болезнь пугает меня больше всего и почему? Список использованной литературы: Уроки литературы в 7 классе, Пособие для учителя, Кутейникова Н.Е., 2009. Уроки литературы в 7 классе. Книга для учителя, Коровина В.Я., Ерёмина О.А.,2010

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018