Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
01.04.2018
Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия рассказа.
Цель урока: раскрыть смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» и определить его художественные особенности.
Задачи урока:
Образовательная: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение;создать условий для речевого общения учащихся на уроке.
Развивающая: - формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;
Воспитательная: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Чехов.doc
А.П. Чехов рассказ "Хамелеон". Смысл
названия рассказа
Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия рассказа.
Цель урока: раскрыть смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» и определить его
художественные особенности.
Задачи урока:
Образовательная: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать
эпическое произведение;создать условий для речевого общения учащихся на уроке.
Развивающая: формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым
фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий,
характеров персонажей;
Воспитательная: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию
интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное
отношение к художественному слову.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Приветствие:
Мне приятна новая встреча с вами. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную
одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же
прекрасное, потому что на уроке литературы мы изучаем творчество писателя, который
ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова: (слайд №1)
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Кто этот писатель? (Антон Павлович Чехов)
Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.
2. Вступительное слово. Сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с
замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.
Почему я говорю вновь? ( учащиеся уже знают некоторые рассказы Чехова, знакомились с
его биографией).
Кроссворд по творчеству Чехова ( ключевое слово кроссворда хамелеон) Сегодня на уроке мы и постараемся, ребята, понять, чем же так захватил Толстого язык
рассказов Чехова. А для этого проанализируем прочитанный вами дома рассказ
«Хамелеон».
Кто такой Хамелеон? Но ведь речь в рассказе идёт не о хамелеоне. Значит мы можем
расширить тему урока. Смысл названия рассказа .
3. Объявление темы урока. Целеполагание.
Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон» Смысл названия и
художественные особенности рассказа». (слайд №5) А для этого проведем не обычный
урок, а урокисследование.
Как вы думаете: исходя из темы, какие перед нами будут стоять цели?
(выявить смысл названия).
4. Работа по теме.
Уч:А работу мы начнем с определения лексического значения слова «болезнь». Какие у вас
ассоциации с этим словом? (учся отвечают)
Болезнь – это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма. (слайд №6)
А к кому мы обращаемся за помощью? (к врачу).
А Чехов мог лечить болезни? (да) Почему? (потому что был по профессии врачом)
Но Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души. Как? (Своими рассказами)
Уч:И сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его
рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим,
какая в их поведении скрывается болезнь. Сегодня вы все – главные ассистенты
помощники у великого врачевателя человеческой души – А.П. Чехова.
Перед вами лежит «Амбулаторная карточка». И мы должны ее заполнить.
А как лечить болезнь? Давайте составим алгоритм:
Определить симптомы.
Поставить диагноз.
Выписать рецепт.
Уч:А для начала определим наших «пациентов» Я предлагаю блиц опрос по тексту
рассказа: 1. Полицейский надзиратель (Очумелов);
2. Городовой (Елдырин);
3. Золотых дел мастер (Хрюкин)
4. Фамилия генерала ( Жигалов)
5. Где происходит действие?
6. кто идет по площади?
7. как ведут себя блюстители порядка? Есть деталь, которая об этом очень хорошо
говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника
у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают).
8. что нарушает тишину? Выразительное чтение отрывка со слов:"Так ты кусаться,
окаянная.." до слов " Собирается толпа"
Уч:А теперь кратко опишите возникшую ситуацию. Сюжет рассказа: собака укусила за
палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой.
Мнение постоянно меняется в зависимости о того, чья это собака.
Уч. На площади волнительная обстановка, которая отражается на состоянии каждого
героя.
Посмотрите на график. Что это у нас как у врачей? ( Кардиограмма).Вот здесь отражается
состояние героев.
Что может означать такая кардиограмма? (перепады в настроении, состоянии).
Уч: А у кого такие перепады? (У надзирателя Очумелова)
Уч: Итак, что же происходит с нашим «больным» Очумеловым: Какие еще симптомы
проявляются? (чтение отрывков)
«Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед
дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня
подуло… Знобит…» Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед
его собачонкой.
Вывод:Итак, налицо первый симптом болезни: больного лихорадит, т.е бросает то в жар,
то в холод. Уч:Как меняется его взгляд на справедливость? Как меняется интонация Очумелова?
Очумелов меняет взгляд на справедливость в зависимости от того, чей «белый борзой
щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»!
Выразительное чтение отрывков
Если это просто собака, то «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать!
Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!
Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий
скот! Я покажу ему кузькину мать!»
Но если это генеральская собака, то «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь,
что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть,
дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить.
Собака – нежная тварь…»
Уч:Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?
( «заливается улыбкой умиления».)
Уч: Почему такое выражение лица у Очумелова?( для него не важна истина, важнее
преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера.)
Симптомы: (записываем в амбулаторную карту)
Бросает то в жар, то в холод.;
Смена интонаций голоса (от повелительного до трусливого).
Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав.
Двуличие.
Физминутка.
Учитель: В "Амбулаторной карте” вы заполнили графы: фамилия, профессия, симптомы
болезни. Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он?
По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор дает
подсказку.
Почему такое странное название – "Хамелеон”? Кто такой хамелеон? Мультфильм про
хамелеона
Запишем диагноз – хамелеонство. Дайте характеристику болезни – хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать человека,
готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо
противоположное)
Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов?
(Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит)
Постановка проблемного вопроса
А сколько раз меняет он свое мнение? (шесть)
С чем это связано? Ответы на эти вопросы мы найдём с вами в ходе нашего мини
исследования по тексту (чтение фрагмента подготовленными учениками)
Приём «Фишбоун»
Изображаем «рыбий скелет» : в голове помещаем проблемный вопрос «Чья собака?».
На верхних «косточках» скелета запишем, используя цветные ручки, мнения героев
произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть
краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.
Учитель: Итак, мы заполнили с вами карточку больного. Давайте посмотрим еще раз.
кто болен? какие симптомы? Каков диагноз?
А только ли у нас один «больной». Кто еще болен этой болезнью?
(Хрюкин, толпа, которые постоянно меняют свои мнения. Эта болезнь «заразная» Недаром
фамилия главного «больного» Очумелов. Чума – очень опасное заболевание, которое
уносило тысячи жизней)
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
А даёт ли Чехов рецепт прямо?(нет)
Попробуем это сделать сами. (Мы же с вами сегодня врачи!)
Мы начинали наш разговор с того, что такое болезнь?
Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?
(Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое "я”, он подстраивается под
обстоятельства)
Хамелеонство душевная или физическая болезнь? (Болезнь нравственная) Назовите, какие еще болезни души вы знаете?
Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней? (самовоспитанием,
осуждением пороков)
Вот вы сами прописали лечение и себе и героям Чехова.
Доктор Чехов советует всем нам: «выдавливать из себя по капле раба… и, проснувшись в
одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт уже не рабская кровь, а
настоящая, человеческая…»
5. Заключение.
Учитель: Однажды спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя
не хватает дыхания?»
«Нет, дыхание есть, просто у меня много песен и я хочу спеть их все!»
Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и
содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!
Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и
каждый раз открывать в них чтото новое и полезное!
6. Рефлексия
Синквейн
1. Очумелов
2.( 2 прилагательных или причастия, характеризующие главного героя)
3. (3 глагола, его действия)
4. (фраза из 4 слов о главном герое)
5. ( существительное) Кто Очумелов?
7. Домашнее задание:
Прочитать рассказ Чехова «Злоумышленник».
Письменно (на выбор)
на «3»: какого человека называют «хамелеоном».
На «4»: Случаи «хамелеонства» в нашей жизни.
На «5»: Какая нравственная болезнь пугает меня больше всего и почему? Список использованной литературы:
Уроки литературы в 7 классе, Пособие для учителя, Кутейникова Н.Е., 2009.
Уроки литературы в 7 классе. Книга для учителя, Коровина В.Я., Ерёмина О.А.,2010
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: "Смысл названия рассказа А.П. Чехова "Хамелеон"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.