Конспект урока литературы в 7 классе
Оценка 4.7

Конспект урока литературы в 7 классе

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
13.04.2017
Конспект урока литературы в 7 классе
Конспект урока по теме "Противоречивость характера главного героя рассказа И.С.Тургенева "Бирюк" разработан в соответствии с календарно-тематическим планирование уроков литературы в 7 классе. Урок направлен на формирование навыков составления характеристики литературного героя, раскрытие основных черт его характера через портретное описание, интерьер, пейзаж.Использование личностно-ориентированной технологии и различных видов и форм работы способствует активизации учащихся, вдумчивому чтению, личностному сопереживанию герою.
Урок литературы в 7 классе.doc
Урок литературы в 7 классе Тема: Противоречивость характера главного героя рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» Цели: 1. Совершенствовать умение анализировать литературное произведение в его историко­   литературной обусловленности с использованием теоретико­литературных знаний.             2. Показать учащимся мастерство И.С. Тургенева в изображении главного героя, в                раскрытии основных черт его характера через портретное описание, интерьер, пейзаж.                          3.   Учить   вдумчивому   отношению   к   писательскому   слову;   вырабатывать   навыки аналитического разбора литературного произведения.            4. Воспитывать у учащихся гуманизм, протест против унижения человеческого достоинства.    Оборудование     портрет И.С. Тургенева; иллюстрации учащихся к рассказу «Бирюк»; рабочие тетради по литературе;     методические пособия и критические статьи по творчеству И.С. Тургенева;  «Толковый словарь русского языка» под редакцией Ожегова и Шведовой. Ход урока I. Организационный момент       ­   Добрый   день,   ребята!   Мне   очень   приятно   находиться   сегодня   в   окружении   настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и богатой душой и чутким сердцем. II. Целеполагание и мотивация      Сегодняшний урок литературы я бы хотела начать с небольшой притчи, рассказывающей о том, как когда­то давным­давно жил на свете человек и не знал, что существуют на Земле Добро и Зло. Отправился однажды этот Человек в дорогу и встретилась ему на пути гора, на вершине которой стояло два сосуда. Один сосуд был наполнен добром, а другой ­ злом. Заинтересовало Человека содержимое этих сосудов, и решил он заглянуть внутрь и узнать, что же такое Добро и что такое Зло. Разбил он кувшин, перемешалось всё их содержимое и наполнило душу Человека. И живёт человек с тех пор так и не зная, чего в его душе больше – добра или зла? ­ Ребята, а как можно узнать, чего в душе любого человека больше – добра или зла?     ( По добрым делам, благородным поступкам, по чуткому отношению к людям, природе, ко всему окружающему ).    Именно о доброте души человеческой мы будем говорить, продолжив изучение творчества одного из самых видных писателей 40­х годов XIX века Ивана Сергеевича Тургенева (Слайд 1),  а тема урока звучит  так: «Противоречивость  характера главного героя рассказа  И.С.Тургенева «Бирюк». Запишите тему в тетрадях.    Сегодня мне бы хотелось помочь вам увидеть, услышать, исследовать. Перед вами логическая цепочка. Даны ключевые слова. К каждой паре слов попробуйте поставить вопрос или вопросы, которые помогут нам определить задачи на урок.      Увидеть   (что? какой?)   мир                                Услышать( кого?)  в мире     Исследовать (как? с помощью чего?)  создан мир Таким образом, мы с вами попробуем увидеть удивительный мир рассказа Тургенева «Бирюк», услышать автора и героев в этом мире, исследовать, как, с помощью чего создан этот мир. Кроме того, попытаемся понять  душу русского человека, его характер. III. Изучение новой темы ­ Вспомните, в какой цикл рассказов входит произведение «Бирюк»? («Записки охотника»)  ­ Почему книга называется «Записки охотника»? Что объединяет целых 25 рассказов и очерков в одну книгу? (Во всех рассказах присутствует  один и тот же герой –Пётр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван «Записки охотника»). 1. История создания рассказа «Бирюк» ­Вот этот охотник расскажет нам сегодня небольшую историю написания рассказа. Охотник:  Рассказ   «Бирюк   был   написан   в   1847   году,   а   напечатан   во   втором   номере   журнала «Современник» в 1848 году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки  охотника», Тургенев опирался на собственные   впечатления о жизни крестьян Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору. В имении матери писателя был лесник Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне.           2. Словарная работа ­ Ребята, рассказ называется «Бирюк», а что обозначает это слово? Обратимся к словарю:               бирюк – 1. волк­одиночка; 2. (перен.) одинокий, нелюдимый человек. (Пояснение этому слову даёт и сам И.С. Тургенев: «Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый»).      Запишите определение этого слова в тетрадь. Кроме этого слова, есть в рассказе и другие незнакомые слова. Давайте выясним значение этих слов: Дрожки­ Верста­ Ракиты­ Вожжи­ Лозняк­ Рытвина­ Не видел ни зги­ Плетень­ 3.Актуализация знаний ­Ребята,   а   какое   впечатление   произвёл   на   вас   главный   герой?   (Бирюк­   настоящий   богатырь мужественный, смелый, но  нелюдимый и замкнутый) ­Что помогло вам сделать такие выводы? (Различные средства создания образа).  А какие вы знаете средства создания образа? В случае затруднения обратитесь к записям в тетради ( портрет, интерьер, пейзаж, авторскую характеристику, антитезу, поступки, художественную деталь, речь, характеристика, данная другими персонажами) ­ Как вы считаете, какие из них являются основными в нашем   рассказе? (Пейзаж, портрет, интерьер)           4.Работа в группах. Предлагаю поработать в группах с заданиями в течение 5 минут. Засов­ Покромкой­ Полати­ Лучина­ Люлька­ Как снег на голову­ Мещанин­ Кушак­ 1 группа­ пейзаж:  Что такое пейзаж?  Найдите описание грозы и приготовьте выразительное чтение.  Сколько частей можно выделить в этом отрывке?  Какую роль играет пейзаж в рассказе? 2 группа­ интерьер:  Что такое интерьер?  Найдите в тексте описание жилища Бирюка и приготовьте близкий к тексту пересказ.  Какая художественная деталь подчёркивает убогость жилища?  С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу? Докажите словами из текста. 3 группа­ портрет:  Что такое портрет?  Найдите портретное описание главного героя и зачитайте выразительно.  Чьими глазами мы видим Бирюка? Каково отношение автора к герою?  Найдите в тексте портрет мужика­порубщика. Какую роль играет он в рассказе?   5.Беседа по проделанной работе. Выступления групп. Итак, с описания  какого природного явления начинается рассказ? (С описания грозы, т.е  даётся пейзажная зарисовка). Слово предоставляется группе пейзажистов. 1 группа­ пейзаж: ­Что такое пейзаж? (Пейзаж­ изображение в художественной литературе картин природы). ­ Прочитаем строки первой пейзажной зарисовки.     Выразительное чтение  («Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из­за леса; надо мною   и   мне   навстречу   неслись   длинные   серые   облака;   ракиты   тревожно   шевелились   и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели…» «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали,   зашлёпали   по   листьям,   сверкнула   молния,   и   гроза   разразилась.   Дождь   полил ручьями») . ­ Сколько частей можно выделить в этом небольшом отрывке? Как бы вы их озаглавили?    I отрывок – «Гроза надвигалась». II отрывок – «Гроза разразилась». Если бы Тургенев был художником, он для создания образа грозы взял бы краски; если бы он был композитором, то передал бы нам свои впечатления звуками. Но Тургенев – писатель, а писатель пользуется   чем?   Правильно,   словом.   И   под   пером   такого   удивительного   мастера   слова,   как Тургенев,   слово   позволяет   нам   и   увидеть,   и   услышать   одновременно   то,   о   чём   он   хотел   нам рассказать. ­ Какие части речи преобладают в первом фрагменте? ( Прилагательные­эпитеты) Назовите их. (Огромная лиловая туча, длинные серые облака, душный жар, влажный холод) ­Как называется такие художественно­изобразительные средства? (Эпитеты) Для чего они нужны? ( Они придают красочность, яркость). ­ Какие части речи преобладают во второй части описания? (Краски цвета исчезли, главное место занимают глаголы, передающие движение, динамичность этого явления. Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово «внезапно», подчеркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку) ­А какие художественно­изобразительные средства здесь использует автор? Метафора: тени густели; кусты, залитые мраком… Олицетворения: гроза надвигалась, ракиты лепетали, деревья забушевали, капли дождя зашептали Сравнение: дождь полил ручьями. ­Кому­нибудь из вас приходилось   пережидать грозу в поле, в лесу или убегать от грозы? Какие чувства вы испытывали? (Состояние тревожное, взгляд обычно уходит то вверх, то под ноги, в голове мысль: успею ли укрыться?) ­Как ведёт себя рассказчик­охотник, убегающий от грозы? (Вот он видит лиловую тучу, длинные серые облака, слышит шелест и лепетание ракит, слышит страшный удар грома, а затем всё исчезает   за   мутной   пеленой   дождя.   Он   чувствует   себя   неуютно:   «приютился   кое­как   к высокому кусту», «сгорбившись … ожидал конца ненастья», «не видно ни зги») ­Какую роль играет образ­символ грозы?  Во­первых, «гроза» произойдет в доме лесника. Во­вторых, Бирюк ­ гроза леса. В­третьих, он сам похож на грозовую тучу. Если рассказчик чувствует себя неуютно, то главный герой, наоборот. ­Как он чувствует себя в такую погоду? (Он чувствует себя в своей стихии: «словно привидение», при вспышке молнии появляется высокая грозовая фигура лесника, его фигура, «словно выросла из земли», из тьмы. Несмотря на усиление грозы («белая молния осветила его с головы до ног», «дождик хлынул с удвоенною силою»), он спокоен. Он так силен, что без труда  «сдернул с места» испуганную лошадь, которая, в отличие от этого могучего человека, «шлепала по грязи, скользила, спотыкалась», а он даже в конце этого сложного пути по грозовому лесу сохраняет спокойствие. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен).  Здесь используется особый тургеневский приём: человек у него приближен к природе, он как бы является её составляющей.     Вспомните другие рассказы из «Записок охотника»: Хорь живёт далеко от помещика, в лесу на болоте («Хорь и Калиныч»), детей из рассказа «Бежин луг» видим на фоне природы, в рассказе «Свидание»   из   голубых   теней   в   берёзовой   роще   возникает   трогательный   образ   крестьянской девушки Акулины. ­ Итак, какую роль играет пейзаж в рассказе?          Природа выступает в рассказе  средством изображения главного героя. Тургенев – мастер­ пейзажист,   сумел   «вписывать»   в   пейзажи   человеческие   фигуры,   органически   связывая   их   с природой. Главный герой слит с природой, он её часть. Через некоторое время вместе с автором войдём в избу лесника.  ­Как   называется   внутренне   убранство   какого­либо   помещения?  (Интерьер)   Что   же   предстаёт нашему взору?       Близкий к тексту пересказ Слово 2 группе­ исследователям интерьера. ­Какое   впечатление   производит   на   нас   и   на   рассказчика   описание   избы   лесника?   (Тягостное, грустное). ­Какие эпитеты помогают подчеркнуть бедность, убогость, неуютность жилища?    (Закоптелая, низкая и пустая комната; крошечная скамейка). ­Какую роль играет описание интерьера ? Помогает ли понять характер героя? (Вся   обстановка   говорит   о   том,   что   трудно,   безрадостно   живётся   обитателям   этого жилища. Бедность, нищета, неустроенность выглядывает из всех углов). ­Каково   отношение   рассказчика   к   увиденному?   Какими   словами   передаётся   оно   в   тексте? (Рассказчик передает свои впечатления, делится своими чувствами от увиденной картины. Он не остался равнодушен к увиденному: «Я посмотрел кругом ­ сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу». В этих словах звучит  горечь, душевная  боль за подневольного,  нищего мужика .Узнав чуть больше о жизни лесника (кроме хлеба, в доме ничего нет, чаю нет, ушла жена, бросив двоих детей), изба показалась писателю «ещё печальнее прежнего»: «Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание».) ­Итак, какую роль играет интерьер в рассказе?      Интерьер выступает средством раскрытия образа, помогает представить бедную, убогую жизнь Бирюка и вызывает чувство сострадания к его судьбе. 3 группа­ портрет:          И среди этой убогости контрастно смотрится сам лесник Фома Кузьмич. Давайте зачитаем портрет лесника. ­А что такое портрет? ( Портрет­ это изображение внешности персонажа). ­Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? ( Внешность Фомы богатырская) ­Какие изобразительные средства помогают нарисовать богатырскую внешность Фомы?    (Автор подчёркивает это с помощью эпитетов: «высокого росту, плечист», у него «могучие мышцы», «суровое мужественное лицо», «глаза глядели смело») ­Соответствует ли Бирюк своему прозвищу? (Да, действительно он нелюдимый и замкнутый).   – Но что его сделало нелюдимым, одиноким?  (Таким его сделала жизнь: положение лесника, ненависть мужиков, одиночество) ­ Какое впечатление произвёл Бирюк на рассказчика?  (Портрет вызывает симпатию.  Лесник поразил рассказчика своим сказочным, каким­то богатырским видом, Бирюк представляется человеком   сильным,   смелым,   мужественным,   суровым,   уверенным   в   себе.   Охотник   много наслышан о леснике, поэтому смотрит на него с «удвоенным любопытством» и «выискивает» в его портрете то, что подчёркивало бы в герое «редкого молодца».) ­ Как характеризуют Бирюка окрестные мужики? За что они его ненавидят? «…окрестные мужики боялись как огня». «Вязанки хвороста не даст утащить", «Ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет».  В вину ставится его честность. ­Как его называет пойманный на воровстве леса мужик? ( «душегубцем окаянным», «зверем», грозит местью. Несмотря на то, что по их же словам, «не бывало на свете такого мастера своего дела», но и мастерство ставится ему в вину. Парадокс.            Бирюк ­ поистине мастер своего дела.  Темная грозовая ночь подарила  автору возможность увидеть лесника в деле. Слышит ли охотник какие­нибудь звуки, в отличие от Бирюка? Бирюк же обладает тонким слухом и безошибочно находит дорогу в ночном лесу. Скоро будет пойман и жалкий порубщик. («Среди темного леса загремел вдруг железный голос Бирюка»). ­Зачитайте портрет крестьянина­порубщика. Сравните с портретом Бирюка.                           Порубщик                                                   Бирюк      ­ длинная растрёпанная борода                             ­чёрная, курчавая борода     ­ испитое, морщинистое лицо                                 ­мужественное лицо     ­ нависшие брови                                                      ­ сросшиеся брови     ­ беспокойные глаза                                                 ­ небольшие глаза     ­Какую роль играет в рассказе портрет этого мужика­порубщика? (Это совершенно противоположный портрет. Ярко видно, как красив и могуч Фома, когда сопоставляем   его   портрет   с   потретом   крестьянина­порубщика.   Автор   не   любуется   этим героем, только жалеет его) ­Итак, какую роль играет портрет в данном произведении? Отличается ли Бирюк от других мужиков?        Тургенев ­ замечательный мастер портретных зарисовок. Портрет, изображенный в рассказе, помог   увидеть   нам   сильного,   мужественного   человека,   сурового,   добросовестного,   честного, гостеприимного, спокойного, неозлобившегося, не лишенного чувства собственного достоинства. Бирюк   отличается   от   других,   прежде   всего,   нравственными   качествами.   Откуда   это? Вспомните тургеневский прием: Бирюк связан с природой множеством нитей, он человек леса, а поэтому нравственно здоровее. Общение с миром природы дает человеку больше, чем сообщество людей с уродливыми отношениями. В портрете, созданном писателем, четко выражена авторская оценка. Бирюк вызвал восхищение, симпатию у охотника.  , какой можно сделать общий вывод? Для чего автор использует портрет, интерьер, Таким образом   пейзаж? Вывод:  все эти средства помогают раскрыть образ главного героя. У нас сложилось первое впечатление о Бирюке. Но мы знаем, что более полно характер человека раскрывается через поступки. Давайте обратимся к сцене разговора Фомы с мужиком­порубщиком. ­Что происходит в данной сцене? (Столкновение) ­Кто подскажет, как называется в теории литературы столкновение героев, взглядов? (Конфликт) То есть между   Бирюком и порубщиком происходит  внешний конфликт.  Давайте прочитаем в лицах диалог между ними и постараемся проследить, как ведут себя герои в этой сцене.     Чтение в лицах ­Меняется ли тон Бирюка? (Да, он начинает оправдываться перед мужиком, говоря6 «Говорят нельзя. Я тоже человек подневольный. Не видишь, что ли,  барина?») ­Можно сказать, что внутри Бирюка тоже   происходит борьба?  (Да, он не знает, что делать, отпустить мужика или нет, в нём борются два противоположных чувства: сострадание к несчастному мужику и сознание нравственного долга) Это внутренний конфликт. ­Трудная ситуация. Что препятствует выйти из трудной ситуации? Что мешает отпустить мужика?  Долг  Честность  Непонимание ­Какое решение принимает Фома Кузьмич? (Отпускает порубщика) ­Какие качества помогли леснику выйти из трудной ситуации?  Доброта  Жалость  Сила воли ­А как бы вы поступили на месте Бирюка?      Итак, ребята, мы увидели, что Бирюк– фигура противоречивая, с одной стороны – угрюмый, жестокий, с другой­ добрый, великодушный, благородный.  Мы уже не на одном примере художественной литературы убедились, что часто перед человеком встаёт выбор: долг или совесть, любовь к родине или любовь к женщине и т.д. И человек как весы: на одной чаше ­ зло, жестокость, равнодушие, а на другой – доброта, великодушие, милосердие, отзывчивость, внимательность. И важно очень, что перевесит в человеке.  ­Проведём   эксперимент,   положив   на   весы   карточки   с   положительными   и   отрицательными качествами. Что перевесит? Запишите на имеющихся у вас на партах листочках положительные качества Бирюка и отрицательные.         Итак, сделаем вывод:        Человек как сосуд. Чем мы его наполним, тем и будет он богат. Но очень бы хотелось, чтобы наша душа излучала только  свет,  добро, радость, ведь хороший человек, говорят, светится   изнутри,   и   надо   учиться   замечать   красоту   души,   пусть   даже   в   глубине,   как   у Бирюка. ­Какова же основная идея этого произведения? Что хотел автор сказать своим произведением? Что является   главной   причиной   того,   что   человек,   одарённый   от   природы   недюжинными способностями,   не   может   реализовать   их   на   благо   себе   и   своим   собратьям­крестьянам? (Крепостное право, мужик должен быть освобождён от крепостного права) IX. Рефлексия ­Итак, ребята, давайте ответим на вопросы, которые вы сформулировали в начале урока  ­Увидели какой мир?   (Добрый, светлый, яркий) ­Услышали кого в мире?   (Героев рассказа «Бирюк» и автора, самих себя) Исследовали, как с помощью пейзажа, портрета, интерьера, художественно­изобразительных средств создан этот мир. ­А сейчас я попрошу вас продолжить начатые фразы: Сегодня на уроке я понял, что … Люди могут быть … Для меня стало открытием то, что … X. Задание на дом  Написать письмо главному герою рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»  Нарисовать иллюстрацию «Любимые страницы рассказа»

Конспект урока литературы в 7 классе

Конспект урока литературы в 7 классе

Конспект урока литературы в 7 классе

Конспект урока литературы в 7 классе

Конспект урока литературы в 7 классе

Конспект урока литературы в 7 классе

Конспект урока литературы в 7 классе

Конспект урока литературы в 7 классе

Конспект урока литературы в 7 классе

Конспект урока литературы в 7 классе

Конспект урока литературы в 7 классе

Конспект урока литературы в 7 классе

Конспект урока литературы в 7 классе

Конспект урока литературы в 7 классе

Конспект урока литературы в 7 классе

Конспект урока литературы в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2017