Разработки уроков литературы в 7 классе
Оценка 5

Разработки уроков литературы в 7 классе

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
02.04.2017
Разработки уроков литературы в 7 классе
Публикация является частью публикации:
Урок литературы в 7 классе 2.doc
Урок   литературы в 7 классе. Часть 2. Тема: Урок развития речи. «Да будут незабвенны ваши имена». (Заочное путешествие по следам жён декабристов) (3­й урок) УРОК ­ МАСТЕРСКАЯ Цели урока: Образовательные  Продолжить   знакомство   с   фактами   биографии   жён   декабристов: Е.   И.   Трубецкой,   М.   Волконской,   П.   Анненковой).   Расширять кругозор учащихся.  Повторить     понятия:   «подвиг»;   «мужество»,   «героизм», «самопожертвование». Развивающие активность.  Развивать устную и письменную речь, познавательную и творческую  Формировать умения и навыки слушания (аудирования). Воспитательные  Воспитывать уважение к мужественным поступкам, героизму жен                 декабристов, прививать любовь к поэтическому искусству. Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, кодоскоп, плёнка с изображением жён   декабристов,   кассета   с   записью,   магнитофон,   выставка   книг   о   жёнах декабристов, запись на доске и др. Тип урока      урок развития речи, урок – педагогическая мастерская      беседа,   драматизация,   самостоятельная   познавательная Методы  деятельность,     поисковые,     наглядные,   методы   проблемного   изложения, создание   нравственных ситуаций, творческий подход и др. УМК  Учебник Литература.7 класс. Часть 1. /Сост.В.Я.Коровина.­12 изд.­ М.: «Просвещение», 2009.­ 302с.  В.Я.Коровина   Пособие   к   учебнику­хрестоматии  7   класса.  «Издат­ школа» М.,2007  Ганжина   Н.Ю.,   Назарова   Н.Ф.   Литературная   гостиная:   Сценарии литературных вечеров. Викторины.  Кроссворды. – М.: «АРКТИ». – 192с. 1 Оформление доски: «Да будут незабвенны ваши имена…» Портреты жён декабристов Эпиграф                                                     Вы стали поистине образцом мужества,                                                            твёрдости, при всей нежности и слабости   вашего пола.                                                      Да будут незабвенны ваши имена!        (Декабристы). Система уроков:  1 урок. Н.А.   Некрасов   «Русские   женщины»   (Княгиня   Трубецкая». Историческая основа поэмы, работа над 1 частью 2 урок. Н.А.   Некрасов.   Подвиг   русских   женщин,   отправившихся   вслед   за осуждёнными мужьями в Сибирь. Анализ 2 части поэмы. 3 урок. Данный. Ход урока: 2 1.Организационный момент: 2.Сообщение темы и цели урока: ­ Наше занятие сегодня не совсем обычное. Мы будем работать не просто в   учебном   классе,   а   в   настоящей   творческой   мастерской.   А   «творцами» станете   вы   сами.   Вам   предстоит   внимательно   слушать   и   смотреть, рассуждать, делать выводы. В течение урока вы будете выполнять задания на листочках,   работайте   в   произвольной   форме.   Каждый   может   получить   2 оценки: за работу на уроке и итоговую творческую работу, которая должна получиться   к   концу   урока.   А   наш   сегодняшний   разговор   я   хочу   начать словами одного из декабристов: (читаю запись на доске) «Вы стали поистине образцом мужества, твёрдости, при всей своей нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны ваши имена…» 3.Актуализация знаний ­ Вы, конечно, догадались, о ком идёт речь? (о жёнах декабристов). ­ Да, об их  поступке, который оценили потомки и назвали подвигом, мы и поведём речь на уроке. ­ Жёны декабристов – дворянки, светские дамы, блиставшие на балах дочери, сёстры и матери, из всего этого они выбрали одно – верные жёны, любящие супруги – и свою миссию выполнили до конца. Давайте вспомним их имена… (уч­ся называют имена жён декабристов: Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г. Муравьёва, П.Е. Анненкова, К.П. Ивашёва, Е.П. Нарышкина, М.К. Юшневская, А.В. Розен и др.) (кодоскоп, портреты) ­А кто в своих произведениях воспел жён декабристов?  (Н.А. Некрасов в поэме «Русские женщины») 3 ­ Кому посвятил Некрасов поэму? (княгине Трубецкой и княгине Волконской) ­ О каком поступке женщин рассказывает автор? (автор рассказывает о том, как жёны декабристов отправились вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь, на каторгу) ­ Вы сказали «Сибирь», «Каторга»… А какие ассоциации у вас возникают в связи с этими словами? Напишите – 2мин.  (холод, голод, отсутствие  средств (денег, еды), болезни, оторванность от родных). ­ А кто может сказать, почему отправляли на каторгу в Сибирь?                                                                                (историческая справка) ­ «Далёк мой путь, тяжёл мой путь, страшна судьба моя…» ­ эти строки из поэмы Некрасова «Р.ж.» звучат из уст княгини Трубецкой. ­   А   каким   вы   представляете   себе   тяжкий   путь   жён   декабристов     в Сибирь?   Запишите   несколько   слов…  (путь   длинный,   дороги   тяжёлые,   нет транспорта, под конвоем, отреченье от всех прав). ­   Какими   качествами   (чертами   характера)   должна   была   обладать женщина, сумевшая сделать такой выбор, порвавшая со своим настоящим и отправившаяся за мужем в тяжёлый путь?.. Запишите – 1­2 мин.  (мужество, смелость,   одержимость,   сила   духа,   выносливость,   уверенность,   самопожертвование, героизм, отвага, храбрость) ­ Давайте поделимся своими рассуждениями – свои записи вы можете дополнить, слушая других… (отвечают поочереди). ­   Поколению   21   века   легко   рассуждать   и   делать   выводы,   а   давайте совершим заочное путешествие вслед за этими мужественными женщинами и попробуем   пережить   то,   что   пережили   они,   думаю,   что   после   этого   наш разговор будет более ярким и содержательным. Постарайтесь внимательно слушать и запоминать.  4.Заочное путешествие – 9 класс «Да будут незабвенны ваши имена…» Литературно­музыкальная композиция, посвященная женам декабристам 4 Звучит музыка Алябьева, Чайковского, Шопена, Глинки, романсы русских композиторов.) Под   звуки   приглушенно   звучащего   «Сентиментального   вальса» Чайковского выходят ведущие (на партах в старинных подсвечниках горят свечи, в центре класса два журнальных столика, за которыми будут сидеть ведущие.На   экране   –   сменяющие   друг   друга   кадры:   сибирские   пейзажи, зимняя дорога, Москва и Петербург того времени, портреты декабристов и их жен).Появляется титр «Заочное путешествие по следам жен декабристов». Затем крупным планом – карта Сибири. На ней флажками обозначен маршрут путешествия. 1­й ведущий  Их обжигала северная стужа,                        Тоска и смерть                        Стучала в их окно.                        Чтоб умереть за честь и дело мужа –                         Не всякой это женщине дано.                                 (А. Мишин) 2­й ведущий  (указывая   на   карту).  Итак,   маршрут   составлен.   Лошади готовы,   кибитка   погружена.   Сейчас   зазвенит   колокольчик.   До   Иркутска 5379,5 верст. 3­й ведущий. Мы отправляемся в путь вслед за Екатериной Трубецкой и Марией Волконской, Александрой Муравьевой и Полиной Анненковой. Они были первыми из тех, кого потом назовут декабристками. (На экране ­ портреты Трубецкой, Волконской, Муравьевой, Анненковой.  Стоп­кадр ­ на потрете  Трубецкой.) 4­й ведущий. Как молоды они были тогда, как обаятельно женственны, умны,   образованны,   какая   заманчивая   жизнь   открывалась   перед   ними   –   в роскоши, в любви, в поклонении окружающих. (Тихо звучит «Вальс» А. Грибоедова) 1­й   ведущий.   Говорят,   что   полы   в   особняке   графа   Лаваля,   отца Екатерины   Трубецкой,   были   выстланы   мрамором,   по   которому   ступал римский император Нерон. В их доме висели картины Рубенса и Рембранта… Редчайшие   собрания   античной   скульптуры,   огромная,   в   пять   тысяч   книг, библиотека.   На   балах   у   Лавалей   собиралось   до   600   гостей,   и   среди   них известнейшие   люди   эпохи:   Пушкин,   Лермонтов,   Грибоедов,   Крылов, Жуковский… 2­й ведущий.  Да, и об этом тоже никак не мешает знать! Чтоб лучше понять характер Екатерины Трубецкой и представить, как много бесценного уходило из ее жизни. Навсегда и безвозвратно. 3­й ведущий     Бессменно день и ночь в пути                             На диво слаженный возок,                             А все конец пути далек! 5 Ее в Иркутске встретил сам                             Начальник городской.                     (Н. Некрасов) (Разыгрывается сценка из поэмы Некрасова «Русские женщины» ­ беседа княгини с губернатором.) 4­й ведущий. Ей разрешили видеться с мужем два раза в неделю. В тюрьме, в присутствии офицера и унтер­офицера. Они, конечно же, не могли передать друг другу и тысячной доли того, что они чувствовали. (приглушенно звучит «Вальс» Грибоедова.) 1­й ведущий. А в остальные дни княгиня брала скамеечку, поднималась с нею на склон сопки, откуда был виден тюремный двор – так ей удавалось хоть издали посмотреть на Сергея Николаевича. (Тихо звучит песня «Кавалергарды» из кинофильма  «Звезда пленительного счастья».) (На экран проецируется портрет Полины Анненковой.) 2­й   ведущий.  Полина   Анненкова.   Заключенных   всегда   окружали солдаты,   так   что   жены   могли   их   видеть   только   издали.   Князь   Трубецкой срывал   цветы   на   пути   своем,   делал   букет   и   оставлял   его   на   земле,   а несчастная жена подходила поднять букет только тогда, когда солдаты не могли этого видеть. 3­й ведущий О декабристах – горы книжек –                         Ввели пришельцы горевые От площади Сенатской до                                  Обычай разводить цветы. Сторожевых острожных вышек,­                      Сквозь каторжное лихолетье Как горечь канувших годов.                              Светил им 30 лет подряд, Но вот я узнаю впервые,                                     Как через тучи солнце светит, Как, может быть, узнаешь ты:                            Родного дома аромат… 4­й   ведущий.  Вечер.   Екатерина   Ивановна   Трубецкая   и   Мария Николаевна Волконская пишут прощение шефу жандармов Бенкендорфу. Они просят   разрешить   им   поселиться   вместе   с   мужьями   в   тюрьме.   В   кадре   – Мария Волконская. Она читает вслух письмо к матери: «Если позволишь, я опишу тебе наше тюремное помещение. Я живу в очень маленькой комнатке с 6 1­й ведущий. Мария Волконская – в девичестве Мария Раевская, дочь отважного генерала, героя войны с Наполеоном, праправнучка Ломоносова… Два ее брата – друзья Пушкина. (Чтец декламирует стихи Пушкина, посвященные Марии Раевской: «…Я помню море перед грозою».) (В это время на экране демонстрируются два портрета: Пушкина и Раевской. Приглушенно звучит музыка.) одним окном. Темь в моей комнате такая, что мы и в полдень не видим без свечей. В стенах так много щелей, отовсюду дует ветер, и сырость так велика, сто пронизывает до костей». (На экране – портрет Волконской и ее близких.) 2­й   ведущий.  Какой   же   силы   было   то   трепетное   чувство   великого поэта,   если   он   пронес   его   через   всю   жизнь!   Машенька   являлась   в   его сочинениях то в «Полтаве», то в «Кавказском пленнике», ее лицо возникало в легких росчерках пера на страницах рукописей. (Фонограмма) Мария Волконская. Я вышла замуж в 1825 году за князя Сергея Григорьевича Волконского… Он был старше меня на 20 лет… Первый год   супружества   еще   был   на   исходе,   когда   Сергей   сидел   за   затворами крепости в Алексеевском равелине. 3­й ведущий. А было Марии Волконской в ту пору 20 лет. Совсем еще юная, она оказалась центром, вокруг которого скрестились интересы многих людей, и ей пришлось принять на свои хрупкие плечи ответственность и за себя, и за Сергея Григорьевича, и за только что рожденного Николино, и за родителей своих. 4­й ведущий.  Что придавало ей силы? Любовь? Но, по ее словам, тот первый год их совместной жизни принес им отчуждение. Что же тогда? 1­ведущий.  Из   «Записок»   Волконской:   «Если   даже   смотреть   на убеждения   декабристов   как   на   безумие   и   политический   бред,   все   же справедливость   требует   сказать,   что   тот,   кто   жертвует   жизнью   за   свои убеждения,   не   может   заслужить   уважения   соотечественников.   Кто   кладет голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит отечество» 2­й   ведущий.  Вдумаемся,   вслушаемся   в   эти   слова,   чтобы   понять   почувствовавшей душевный   порыв   той   далекой   юной   дворянки, необходимость в собственном поступке. 3­й ведущий. Поступком было и ее решение жить с мужем в тюрьме 15 лет! Но судьбе было мало тех кругов ада, что уже прошла молодая женщина, на плечи которой обрушилось столько горя, нравственных пыток, физических испытаний. В 1828 году Мария Николаевна получила известие о смерти сына – Николино. (На экране ­  портреты Раевской и ее отца, генерала Раевского.) 4­й ведущий.  Вскоре после смерти сына – еще одна потеря: смерть горячо любимого отца. Уходя из мира сего, Николай Николаевич Раевский обвел глазами  семью  свою, собравшуюся   в грустную  минуту, и, остановив 7 взгляд на портрете Машеньки, произнес: «Вот самая удивительная женщина, которую я когда­то знал!» (Разыгрывается сцена приезда Александры Муравьевой в Читу. Входит Муравьева, генерал жестом приглашает ее сесть, молча берет у нее из рук подорожную.) Генерал.  Я   сожалею,   мадам   Муравьева,   что   не   могу   вам   сейчас   же разрешить видеть мужа. Прежде вы должны будете подписать бумагу. Муравьева.  Как еще  одну? Я  ведь уже  подписывала  в Иркутске  эти суровые   параграфы.   Неужто   что­нибудь   еще   осталось,   от   чего   можно отказаться? (Генерал молча протягивает ей лист.) Княгиня (читает).  «Обязуюсь иметь свидание с мужем моим не иначе как в арестантской палате, где указано будет, в назначенное для того время и в   присутствии   дежурного   офицера;   не   говорить   с   ним   ничего   лишнего… вообще же иметь с ним дозволенный разговор на одном русском языке». Муравьева с негодованием обращается к генералу: Генерал, согласитесь, что это бесчеловечно. Зачем же я спешила в эту глухомань?» Генерал.  Не   нам   с   вами   обсуждать   установления,   данные   свыше, поверьте,   бумагу   сию   придумал   не   я.   Что   же   касается   ваших   слов энергических по поводу высочайшей воли, уговоримся, что я их не слышал. Ваш муж болен. Я разрешу вам свидание с ним сегодня. Муравьева. Под конвоем провели меня по пустому тюремному двору… дежурный отворил дверь, и я шагнула в полутьму. 1­й ведущий. Никита Михайлович рванулся к ней, звякнули цепи его. Муравьева. И звон охватил меня, ударил в сердце. Я целовала мужа, и слезы текли по его щекам. «Пора», ­ сказал офицер. Муравьев.  Я почувствовал, что жена ищет руку мою, и тут я понял, в чем дело, ощутив в руке туго свернутую бумагу. Едва жена ушла, я торопливо 8 развернул листок, уже ощущая, что это привет оттуда, из России, которую мне вряд ли суждено увидеть. 2­ведущий. Почерк был ему знаком: летящий, взвихренный метельным окончанием слов, строк. Ошибиться было невозможно. (Читает послание Пушкина декабристам «Во глубине сибирских руд».) Снова на экране портрет Муравьевой. 3­ведущий. Подруги по изгнанию дали ей шутливое прозвище Мурашка. Но каким же твердым и несгибаемым характером обладала эта хрупкая с виду,   золотоволосая   красавица,   дочь   несметно   богатых   родителей   – воспитанная, образованная, обладающая тонкостью вкуса и суждений! 4­й ведущий.  И   сколько   жизней   декабристов   было   спасено   ею  –   ее участием, помощью, добрым ее сердцем. (На экране портрет Пущина.) (Фонограмма)  Пущин.  В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу Муравьева и отдает листок бумаги, на котором неизвестной рукой выведено было: «Мой первый друг, мой друг бесценный!» (читает все стихотворение). Отрадно отозвался во мне голос Пушкина. Увы! Я не мог даже пожать руку той женщине, которая так радостно спешила утешить меня воспоминаниями друга. 1­й ведущий. Не имея возможности сразу же по прибытии в Сибирь передать   эти   стихи   Ивану   Пущину,   два   года   хранила   их   Александра Муравьева.   Она   будто   чувствовала,   сто   сберегает   частицу   духовного богатства России. 2­й ведущий. А все ли знают о том, что Александре Муравьевой мы во многом   обязаны   тем,   что   можем   сегодня   видеть   лица   декабристов, запечатленные талантливой кистью одного из них – Бестужева? 3­й   ведущий.  Бумагу   и   краски   для   Николая   Бестужева   и   весь необходимый инструмент – все это выписывала из Москвы и оплачивала через свекровь Александра Григорьевна. (Звучит музыка Шопена. На экране – портреты декабристов работы Бестужева.) 4­й   ведущий.  Какая   же     все­таки   это   была   удивительная   женщина! Всегда веселая и спокойная с виду, она разрывала свою жизнь и свое сердце между чувством любви к присутствующему мужу и к трем, оставленным там, в Москве, детям. 1­й ведущий. А печалиться было о чем: через год после отъезда умер их сын,  а   обе  дочери,  лишенные   материнской   ласки,   тяжело   заболевают.   Она умерла совсем юной, другая сошла с ума. Но никогда ни  единым словом не проговорилась   Александра   Григорьевна   мужу   о   своем   горе,   а   чтобы   чаще видеть его, сняла квартиру напротив тюрьмы. (Приглушенно звучит музыка Шопена) (На экране – портрет Муравьевой.) 9 2­й ведущий. Она умерла в конце ноября 1832 года. Дни в Забакайле стояли   студеные,   земля   закаменела,   и   не   надо   было   оттаивать   ее,   чтобы вырыть могилу. Вызвали каторжников, обещая им заплатить, чтобы сделали все быстро и хорошо. Каторжники возмутились: «Какие деньги? Мы же мать хороним,   понимаете?   –   мать!   Так   не   обижайте   нас,   разве   деньги   могут заменить ее доброту?» 3­й ведущий. После смерти родителей дети декабристов должны были отдаваться   в  казенные   учебные   заведения,  где   они   не   имели   права   носить фамилии родителей своих, а назывались по имени отца. Софья Никитина – под   такой   фамилией   была   записана   в   Екатерининский   институт   дочь Муравьевых, родившаяся в ссылке. Но на фамилию «Никитина» она ни разу не отозвалась… (Звучит музыка громка, затем – тихо). 4­й ведущий. В марте 1826 года Ивану Анненкову исполнилось 24 года. День рождения он встретил в камере Петропавловской крепости. О чем он думал,  сидя   на  жесткой   койке   своей   в   тот   день:   о   матери,  не   принявшей никаких мер для облегчения участи сына? О прошлой вольготной жизни? А может, о встречах с милой француженкой, напевающей пахнущую детством французскую песенку? (Фонограмма)  Полина Гебель.  Однажды, когда я сидела в кругу своих подруг, те шутили и выбирали себе женихов. Дошла очередь и до меня, и я ответила, что ни за кого не пойду, кроме русского. Я, конечно, говорила это тогда, не подумавши, ни странно, как иногда предчувствуешь свою судьбу. И однажды   как­то   неожиданно,   как   будто   помимо   моей   воли,   я   заключила контракт   с   домом   Демонси   и   согласно   контракту   должна   была   ехать   в Россию. 1­й ведущий. Так началось путешествие француженки Полины Гебль к сибирячки Прасковье Анненковой. 2­ведущий.  Ему   было   23  года,  ей   – 25.  Они   горячо   полюбили   друг друга,  но   обвенчаться   не   могли,  а,   зная   нрав  его   матери,  Анны   Ивановны Анненковой, на тайный брак не решались. 3­й ведущий. После восстания на Сенатской площади император лично обещал   поручику   Анненкову   сгноить   его   в   тюрьме,   что   и   выполнялось   с неукоснительной точностью. 4­й   ведущий.  А   это   время,   в   апреле   1826   года,   у   Полины   Гебель родилась дочь. От Полины отвернулись друзья. Лишенная работы, больная, она,   тем   не   менее,   предпринимает   отчаянные   попытки   узнать   что­либо   о судьбе Анненкова. 1­й ведущий.  Однажды холодным декабрьским утром 1826 года она узнала, что ночью Анненкова с товарищами увезли в Сибирь. Один из солдат крепости   передал   ей   записку,   в   которой   была   только   одна   фраза   на французском: «Встретиться или умереть!» 10 (На экране виды Парижа и Петербурга того времени. Звучит песня «Кавалергарды» из кинофильма «Звезда пленительного счастья») 2­й   ведущий.  Как­то   Александр   Бестужев   в   знак   уважения   к   этой удивительной женщине надел ей на руку браслет с тем, чтобы она с ним не расставалась   до   самой   смерти.   Браслет   и   крест,   на   нем   висевший,   были окованы железным кольцом из цепей, которые носил ее муж. (Звучит «Сентиментальный вальс» Чайковского.  На экране сменяются портреты декабристок.) 3­й   ведущий.Вот   и   подошло   к   концу   наше   заочное   путешествие. Прощаясь с нашими героями, скажем им словами одного из декабристов: «Вы стали поистине образцом мужества, твердости, при всей своей нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны ваши имена». ­ Какие испытания пришлось пережить жёнам декабристов? ­   Итак,   возвращаясь   из   прошлого   в   настоящее,   я   прошу   поделиться новыми впечатлениями.  (Ещё раз вернуться к качествам.,  дополнение (табличка). ­   Все   ли   женщины   –   дворянки   могли   решиться   на   такой   поступок: отправиться за мужьями? Почему? ­   Какие   качества   вы   считаете   самыми   главными   для   этого?   Из   всего записанного выделите самые важные слова. Обоснуйте ответ. Докажите это каким – либо фактом из заочного путешествия.  (Обсуждение). ­ Я считаю одним из важных качеств – самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других. ­ В поэме Некрасова есть строки «Но долг другой... меня зовёт. И выше и трудней…» Какой «долг другой» заставил всех женщин – жён декабристов ехать в Сибирь. ­ А как вы относитесь к жёнам декабристов? (восхищение мужеством, смелостью и т.д.) ­ Согласны ли вы со словами декабриста… (вернуться к эпиграфу) 11 5. Творческая работа. ­ В процессе нашего разговора у вас возникли различные мысли, чувства. Я предлагаю вам каждому высказать своё отношение в небольшой творческой работе. Тему вы можете выбрать сами или использовать тему урока. Форма работы ­ свободная – рассуждение, эссе, тезисы, стихотворения, путешествие, фразы и  т. д.  Творите! (5 минут) 6.Подведение итогов. (Чтение миниатюр , обсуждение) 7. Домашнее задание.          Закончите   работу   дома,   оформите   в   тетрадях   для   творческих   работ, обратите   внимание   на   орфографию   и   пунктуацию.   Сегодня   вы   проделали большую работу…    (комментирование ответов, оценки за работу). МОУ «Староладожская средняя общеобразовательная школа» ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ 12 Выполнила: Курочкина Анастасия   ученица  7 класса 2015 13

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017