Представлена разработка урока-мастерской по поэме Н.А.Некрасов «Русские женщины»
Урок литературы в 7 классе.
Тема: Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины».
Подвиг русских женщин, отправившихся вслед
за осуждёнными мужьями в Сибирь.
(Работа над 2й частью поэмы «Княгиня Трубецкая»).
Цели:
Образовательные
1.Формировать умения анализировать текст, определять тему и идею
художественного произведения.
2.Повторить понятия: род литературы – драма; монолог, диалог, приёмы
раскрытия характера литературного героя в драматическом произведении.
Развивающие
1.Развивать устную монологическую речь, внимание, коммуникативные
навыки.
Воспитательные
1.Воспитывать уважение к мужественным поступкам, героизму жен
декабристов, прививать любовь к поэтическому искусству.
Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, 1)портреты жён декабристов, карта
– схема «Декабристы в Сибири» запись вопросов на доске или
2)компьютерная презентация (компьютер и т. д. +диск с презентацией)
Тип урока анализ поэтического текста
Методы беседа, выборочное чтение, самостоятельная познавательная
деятельность, поисковые, наглядные, методы проблемного изложения,
создание нравственных ситуаций, творческий подход и др.
УМК
Учебник Литература.7 класс. Часть 1. /Сост.В.Я.Коровина.12 изд.
М.: «Просвещение», 2009. 302с.
В.Я.Коровина Пособие к учебникухрестоматии 7 класса. «Издат
школа» М.,2007
1Оформление доски: (вариант 1)
Н.А. Некрасов
I в.
Вопрос.
Выставка книг
«Русские
Поэма
Подвиг
женщины».
женщин,
русских
отправившихся вслед за
осуждёнными мужьями в
Сибирь.
Портре
т
Н.А.Н.
Портреты
жён
декабристо
в
II в.
Вопрос.
Д/з. Сочинение
«Княгиня Трубецкая в
поэме Н.А.Н. «Русские
женщины»+еще 3
задания
(на выбор)
Компьютерная презентация (вариант 2)
Ход урока:
I Организационный момент:
(проверка готовности к уроку).
II . Повторение.
С творчеством какого автора мы начали знакомиться на прошлом
уроке? (Н.А. Некрасова.)
Какое произведение рассматривали? (Поэму «Русские женщины»).
2 Что такое поэма? (один из видов лироэпических произведений, для которых
характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих
чувств.)
Когда написана поэма? (1872 – 1873гг.)
Кому автор посвятил поэму? (жёнам декабристов).
Из каких частей состоит? («Княгиня Трубецкая», «Княгиня Волконская»)
III
. Сообщение темы:
Мы с вами начали знакомиться с 1ой частью поэмы «Княгиня
Трубецкая». Сегодня продолжаем работу над этой поэмой, будем учиться
анализировать, в частности, 2ую главу. Вы должны определить идею
произведения, авторское отношение к героям, кроме того, повторим теорию
литературы.
IV
. Подготовка к анализу произведения:
На какие исторические события автор опирается в поэме «Русские
женщины»?
Понравилась ли вам поэма?
Какие чувства вызывает?
На прошлом уроке мы говорили о восстании декабристов, которое
произошло в 1825 году в Петербурге на Сенатской площади, о подавлении
этого восстания, о том, что участники декабристского восстания были часть
повешены, а большинство сосланы в Сибирь на каторгу. А что стало с
жёнами декабристов? (отправились за мужьями в Сибирь).
Я давала индивидуальные задания подготовить краткие биографические
сведения о некоторых жёнах декабристов. Послушайте выступления ребят и
ответьте на такой вопрос: что объединяет всех этих женщин?
(Учащиеся рассказывают о жёнах декабристов):
Фонвизина Н.Д., Ивашова К.П., Муравьева А.Г., Нарышкина Е.П.,
Юшневская М.К., Розен А.В., Давыдова А.И., Анненкова П.Е.,
Волконская П.В.
3 Что объединяет этих женщин?) (все они отправились за мужьями в Сибирь)
Рассмотрите картусхему «Декабристы в Сибири». (Путь следования
декабристов в Сибирь).
* места отбывания декабристами каторжных работ;
* основные места, где жили декабристы на поселении.
Сделайте вывод: какими чертами характера должны были обладать эти
женщины? (мужеством, смелостью, одержимостью и т.д.)
Одной из таких женщин была Княгиня Трубецкая, которой и
посвящена поэма.
Об этой женщине приготовила сообщение ………….. (сообщение).
А теперь перейдём к тексту Некрасова.
Куда отправляется княгиня Трубецкая?
Почему княгиня, оставив родной дом, едет в далёкую Сибирь?
Какой «долг другой» зовёт её?
4V . Анализ главы
II :
На прошлом уроке мы с вами читали 1 главу, проследили события,
происходящие с главной героиней, выяснили, что много испытаний ей
пришлось вынести на пути к месту назначения. Какое было самое последнее и
тяжёлое испытание на пути к поставленной цели? (встреча Трубецкой с
губернатором)
Каковы особенности в написании 2 главы?
Какие художественные приёмы использует автор? (драматизация).
Основным средством воплощения содержания в драматическом
произведении является речь действующих лиц (монологи и диалоги).
Записи в тетрадь
Вспомним эти понятия: объясните…
* монолог – речь одного человека
* диалог – разговор двух людей
5 Когда мы изучали рассказ «Бежин луг» Тургенева, то говорили об
одном из приёмов (способов) раскрытия характеров героя – пейзаже.
Некрасов использует другой приём:
Характер драматического персонажа раскрывается в его действии,
обусловленном внутренним порывом.
О чём происходит разговор между губернатором и княгиней?
(губернатор отговаривает от дальней поездки).
Какие доводы против продолжения пути излагает губернатор, найдите в
тексте? (Губернатор Цейдлер хорошо знал лично графа Лаваля: «семь лет служил при
нём»).
Каким отношением к княгине проникнут его первый монолог? (чтение
отрывка) (его отношение к дочери графа полно сочувствия, оно искренне готов ей
помочь).
Следующий вопрос такой: какую помощь он хотел бы оказать
Трубецкой и какую княгиня ждёт от друга своего отца?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выполним задание по вариантам:
I в. Проследить по тексту и отметить карандашом, как губернатор
наращивает психологическое давление на молодую женщину с целью
заставить её вернуться домой.
II в. Проследить по тексту, как укрепляется мужество женщины, как крепнет
в её душе порыв к свершению героического деяния.
(выборочное чтение)
6 Каков же финал этого поединка? (Беззащитная женщина одерживает
нравственную победу над отражением государственного порядка).
Характер Трубецкой – уже сложившийся, мужественный и сильный.
сюжетом сцены движет психология зарождения подвига в душе человека.
VI
. Итог урока:
Как автор относится к своей героине? (восхищается её мужеством).
Какова тема поэмы «Княгиня Трубецкая»? (трудный путь к мужу)
Идея поэмы? (долг женщины разделить с мужем тяготы и невзгоды).
Оценки за урок с комментарием.
VII
. Д/З.: (на выбор)
Написать творческую работу на тему: Княгиня Трубецкая в поэме Н.А.
Некрасова «Русские женщины».
Выучить отрывок из поэмы наизусть
Подготовить рассказ о княгине Трубецкой по поэме и дополнительным
источникам
Подготовить выразительное чтение по ролям
78