Разработки уроков литературы в 7 классе
Оценка 5

Разработки уроков литературы в 7 классе

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
02.04.2017
Разработки уроков литературы в 7 классе
Представлена разработка урока-мастерской по поэме Н.А.Некрасов «Русские женщины»
Публикация является частью публикации:
Урок литературы в 7 классе 1.doc
Урок  литературы в 7 классе. Тема: Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины». Подвиг русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. (Работа над 2­й частью поэмы «Княгиня Трубецкая»). Цели:  Образовательные 1.Формировать   умения   анализировать   текст,   определять   тему   и   идею художественного произведения. 2.Повторить понятия: род литературы – драма; монолог, диалог, приёмы раскрытия характера литературного героя в драматическом произведении. Развивающие 1.Развивать устную монологическую речь, внимание, коммуникативные     навыки. Воспитательные       1.Воспитывать уважение к мужественным поступкам, героизму жен          декабристов, прививать любовь к поэтическому искусству. Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, 1)портреты жён декабристов, карта –   схема   «Декабристы   в   Сибири»   запись   вопросов   на   доске   или 2)компьютерная презентация (компьютер и т. д.  +диск с презентацией) Тип урока      анализ поэтического текста Методы       беседа,   выборочное   чтение,   самостоятельная   познавательная деятельность,     поисковые,     наглядные,   методы   проблемного   изложения, создание   нравственных ситуаций, творческий подход и др. УМК  Учебник Литература.7 класс. Часть 1. /Сост.В.Я.Коровина.­12 изд.­ М.: «Просвещение», 2009.­ 302с.  В.Я.Коровина   Пособие   к   учебнику­хрестоматии  7   класса.  «Издат­ школа» М.,2007 1 Оформление доски: (вариант 1) Н.А. Некрасов I   в. Вопрос. Выставка книг       «Русские Поэма Подвиг женщины». женщин, русских отправившихся   вслед   за осуждёнными   мужьями   в Сибирь. Портре т Н.А.Н. Портреты жён декабристо в II    в. Вопрос. Д/з.  Сочинение  «Княгиня Трубецкая в  поэме Н.А.Н. «Русские  женщины»+еще 3  задания (на выбор) Компьютерная презентация (вариант 2) Ход урока: I   Организационный момент:     (проверка готовности к уроку). II   . Повторение. ­   С   творчеством   какого   автора   мы   начали   знакомиться   на   прошлом уроке? (Н.А. Некрасова.) ­ Какое произведение рассматривали? (Поэму «Русские женщины»). 2 ­ Что такое поэма?  (один из видов лиро­эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.) ­ Когда написана поэма? (1872 – 1873гг.) ­ Кому автор посвятил поэму? (жёнам декабристов). ­ Из каких частей состоит? («Княгиня Трубецкая», «Княгиня Волконская») III   . Сообщение темы: ­   Мы   с   вами   начали   знакомиться   с   1­ой   частью   поэмы   «Княгиня Трубецкая». Сегодня  продолжаем  работу  над  этой  поэмой,  будем  учиться анализировать,   в   частности,   2­ую   главу.   Вы   должны   определить   идею произведения, авторское отношение к героям, кроме того, повторим теорию литературы. IV   . Подготовка к анализу произведения: ­   На   какие   исторические   события   автор   опирается   в   поэме   «Русские женщины»? ­ Понравилась ли вам поэма? ­ Какие чувства вызывает? ­   На   прошлом   уроке   мы   говорили   о   восстании   декабристов,   которое произошло в 1825 году в Петербурге на Сенатской площади, о подавлении этого восстания, о том, что участники декабристского восстания были ­ часть повешены,   а   большинство   сосланы   в   Сибирь   на   каторгу.   А   что   стало   с жёнами декабристов? (отправились за мужьями в Сибирь). ­ Я давала индивидуальные задания подготовить краткие биографические сведения о некоторых жёнах декабристов. Послушайте выступления ребят и ответьте на такой вопрос: что объединяет всех этих женщин? (Учащиеся рассказывают о жёнах декабристов): Фонвизина Н.Д., Ивашова К.П., Муравьева А.Г., Нарышкина Е.П., Юшневская М.К., Розен А.В., Давыдова А.И., Анненкова П.Е.,  Волконская П.В. 3 ­ Что объединяет этих женщин?) (все они отправились за мужьями в Сибирь) ­ Рассмотрите карту­схему «Декабристы в Сибири». (Путь следования декабристов в Сибирь).                                                   * места отбывания декабристами каторжных работ; * основные места, где жили декабристы на поселении. ­ Сделайте вывод: какими чертами характера должны были обладать эти женщины? (мужеством, смелостью, одержимостью и т.д.) ­   Одной   из   таких   женщин   была   Княгиня   Трубецкая,   которой   и посвящена поэма. ­ Об этой женщине приготовила сообщение ………….. (сообщение).                                           ­ А теперь перейдём к тексту Некрасова. ­ Куда отправляется княгиня Трубецкая? ­ Почему княгиня, оставив родной дом, едет в далёкую Сибирь? ­ Какой «долг другой» зовёт её? 4 V   . Анализ главы   II   :                                  ­  На  прошлом уроке мы с  вами читали 1  главу, проследили  события, происходящие   с   главной   героиней,   выяснили,   что   много   испытаний   ей пришлось вынести на пути к месту назначения. Какое было самое последнее и тяжёлое   испытание   на   пути   к   поставленной   цели?  (встреча   Трубецкой   с губернатором) ­ Каковы особенности в написании 2 главы? ­ Какие художественные приёмы использует автор? (драматизация). ­   Основным   средством   воплощения   содержания   в   драматическом произведении является речь действующих лиц (монологи и диалоги). Записи в тетрадь               ­ Вспомним эти понятия: объясните… * монолог – речь одного человека * диалог – разговор двух людей 5 ­   Когда   мы   изучали   рассказ   «Бежин   луг»   Тургенева,   то   говорили   об одном из приёмов (способов) раскрытия характеров героя – пейзаже. ­ Некрасов использует другой приём:  Характер драматического персонажа раскрывается в его действии, обусловленном внутренним порывом. ­   О   чём   происходит   разговор   между   губернатором   и   княгиней? (губернатор отговаривает от дальней поездки). ­ Какие доводы против продолжения пути излагает губернатор, найдите в тексте?  (Губернатор Цейдлер хорошо знал лично графа Лаваля: «семь лет служил при нём»). ­ Каким отношением к княгине проникнут его первый монолог? (чтение отрывка)  (его   отношение   к   дочери   графа   полно   сочувствия,   оно   искренне   готов   ей помочь). ­   Следующий   вопрос   такой:   какую   помощь   он   хотел   бы   оказать Трубецкой и какую княгиня ждёт от друга своего отца? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выполним  задание по вариантам: I  в.     Проследить   по   тексту   и   отметить   карандашом,   как   губернатор наращивает   психологическое   давление   на   молодую   женщину   с   целью заставить её вернуться домой. II в.  Проследить по тексту, как укрепляется мужество женщины, как крепнет в её душе порыв к свершению героического деяния. (выборочное чтение) 6 ­   Каков   же   финал   этого   поединка?  (Беззащитная   женщина   одерживает нравственную победу над отражением государственного порядка). ­   Характер   Трубецкой   –  уже   сложившийся,   мужественный   и   сильный. сюжетом сцены движет психология зарождения подвига в душе человека. VI   . Итог урока: ­ Как автор относится к своей героине? (восхищается её мужеством). ­ Какова тема поэмы «Княгиня Трубецкая»? (трудный путь к мужу) ­ Идея поэмы?  (долг женщины разделить с мужем тяготы и невзгоды). Оценки за урок с комментарием. VII    . Д/З.: (на выбор)  Написать творческую работу на тему: Княгиня Трубецкая в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины».  Выучить отрывок из поэмы наизусть  Подготовить рассказ о княгине Трубецкой по поэме и  дополнительным источникам  Подготовить выразительное чтение по ролям 7 8

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе

Разработки уроков литературы в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017