Урок литературы «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
18.04.2017
Главная цель урока – нравственное воспитание – восприятие чужой боли, страдания через прозу, анализ рассказа «Кусака»; а также развитие устной и письменной речи через диалог; развитие творческих способностей; продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания; воспринимать альтернативные точки зрения.Урок построен с использованием приемов развития критического мышления учащихся и состоял из трех основных стадий: вызова, осмысление и рефлексии.
«Кусака» Л.Андреева — о....».doc
МКОУ « КОММУНАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Кусака» Л.Андреева — о....»
Урок литературы
7 класс
Учитель: Вайс С. В. ТЕМА: «Кусака» Л.Андреева — о. ...»
ЦЕЛЬ:
помочь учащимся понять основную мысль текста и выделить средства,
помогающие автору её выразить;
создать условия для развития у школьников умений формулировать
проблемы, предлагать пути их решения;
создать условия для развития умения формулировать собственную точку
зрения, высказывать и аргументировать ее;
содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся
осознать ценность совместной деятельности;
воспитывать бережное и внимательное отношение к животным, чувство
ответственности.
ОБОРУДОВАНИЕ: Тема урока (запись на доске)
Карточки с групповыми заданиями для анализа рассказа, таблица,
иллюстрации.
ХОД УРОКА:
Организация начала урока.
«Кусака» Л.Андреева — рассказ о...
1) собаке, преданной людьми?
2) добрых» людях?
3) том, что «все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними
и теми же страданиями»?
В начале урока предлагаю учащимся записать только первую часть названия
темы, так как в конце они сами выберут и обоснуют полный ее вариант.
Вспомним, кто из русских писателей создал в литературе образ
четвероногого друга.
— Чехов«Каштанка», Куприн «Белый пудель», Троепольский «Белый Бим
Черное ухо»...
В этих произведениях собака изображается как верный, добрый и ласковый
друг человека, надежный его защитник. Кроме того, животное радуется,
тоскует, переживает; собака словно очеловечена. Не является в этом
отношении исключением и Кусака.
ВОПРОСЫ НА ОБЩЕЕ ВОСПРИЯТИЕ.
Вспомним, всегда ли ее так звали. Что мы узнали о ней в самом
начале рассказа?
«Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не
мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную ночь и чем
кормилась». Как относились к ней дети, взрослые?
— «...ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали
и страшно, пронзительно свистали».
Найдите в тексте слова, которые вы считаете ключевыми для понимания
характера и дальнейшего поведения собаки.
— «. . .в одиночестве копила страх и злобу».
Какой случай заставил ее еще больше не доверять людям? Почему
«пропойцамужик» ударил ее?
— «Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал
скуку и тупую злобу...
Какие слова невольно хочется взять в кавычки, кажется, что они
употреблены в переносном значении? Почему?
— «добрые люди»
Разве добрые люди могут обижать?
Вспомнив обиды, человек озлобился и выместил свое чувство на ни в чем не
повинном существе. Стало ли ему легче? Нет. Потом он побрел домой, где
долго и больно бил жену и на кусочки изорвал новый платок, который на
прошлой неделе купил ей в подарок».
Можно ли считать его действия оправданными?
— Его поступки вызывают отвращение и негодование. В элобе мужик не
жалеет никого: ни дворнягу, ни близкого человека жену. Именно поэтому мы
сочувствуем не ему, а тем, кто страдает по его вине. Тем более жаль собаку,
которая не может ни потребовать объяснений, ни понять их, которая ничего
хорошего ни от кого не видела. В этот раз она вынесла тяжелый урок и больше
«не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала,
а иногда со злобой набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и
палкой не удавалось отогнать ее».
АНАЛИЗ ХУДОЖСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАССКАЗА
Чтобы создать определенное настроение, мнение читателя, каждый писатель
использует различные художественные средства и приемы. Давайте сегодня
попытаемся пойти вслед за автором и прежде всего проследить за
особенностями композиции и языка произведения.
Каждая группа получает с этой целью карточки задания
(тематические), которые помогут нам увидеть З мира рассказа:
1. Мир природы
2. Мир собаки
З. Мир людей
Ваша задача обсудить коллективно вопросы и раскрыть их перед классом
1. МИР ПРИРОДЫ: В какое время года происходит действие? Найдите в главах пейзажные
зарисовки. Каковы их функции? Какое настроение они создают? Какие
языковые средства помогают создать это настроение?
2. МИР СОБАКИ:
Почему она находит удовольствие в таком странном занятии сторожить
пустую дачу?
ЧЕЛОВЕКА:
Можно ли провести параллели между переменами во временах года и
переменами в жизни собак?
Проследите за изменениями в поведении, настроении, чувствах собаки от
главы к главе. Выделите цитаты, помогающие это сделать.
3. МИР
Каким представлен в рассказе мир людей?
1 глава пьяный, дети и взрослые на улице
2 глава дачники (Леля, дети, мать)
з глава дачники (“—“““““)
4 глава Леля и мать, люди у трактира Как Лелина мать сумела убедить
дочь оставить Кусаку?
5 глава почему нет людей?
ВЫВОД: люди жестоки, равнодушны, эгоистичны, если и проявляют доброту,
то лишь пассивную. Даже Леля предает Кусаку
Т.о. наши выводы можно оформить в следующую таблицу:
Гла
ва
1
2
Время Мир природы Мир собаки
Мир человека
З И
М
А
В
Е
с
н
а
Долгая,
морозная, окна
угрюмо
глядели на
обледеневший
сад.
Не помня себя от
страху, копила страх
и злобу: некоторое
довольство и даже
гордость
Пьяный ткнул в бок
носком сапога; ребята
бросали камнями и
палками, взрослые
улюлюкали
Ясное небо,
горячее солнце
С каждым днем
уменьшала на шаг
расстояние,
отделявшее ее от
людей; страх и
беспомощность
отняли
непримиримую злобу
Хорошенькая девушка
Леля; опьянение
воздухом, теплом и
светом; взрослые,
смех, добрые люди З
4
Л
Е
Т
о
О
С
е
н
ь
Зеленая
глубина сада
Загорелась
желтыми
огнями,
частыми
дождями,
заплакало небо
непрерывный
дождь, дачи,
как гаснувшие
свечи, желтый и
анемичный
солнечный луч
Всею собачьей
душой расцвела
Кусака. Восторг,
благодарность,
любовь
Нарочно ласкали ее
Смутно
предчувствует беду
«Жалко» повторила
Леля, но не заплакала.
Цинично ругался
Илюша, безвеселье,
хохот, люди, забыла
проститься с Кусакой
5
Позд
няя
осень
Мрак осенней
длинной ночи,
угрюмый шум
дождя
Выла ровно
настойчиво,
безнадежно,
спокойно
Можно ли сказать, что рассказ имеет кольцевую композицию?
(да, каждая глава соответствует времени года)
Что символизирует 5 глава? Ведь времен года 4. Можно ли сказать, что
состояние собаки то же, что и вначале? Ей лучше? Хуже? Почему?
( 5 глава безвременье. Людей нет. Полное одиночество. Ночь. даже светлого
лучика надежда, как в 1 главе нет)
Что можно сказать о людях? Искренни ли дачники по отношению к Кусаке?
Как же понять выражение “Мы в ответе за тех, кого приручили”?
Дал ли рассказ что то новое в понимании этой цитаты?( они привязалась к
нам, отдали свою любовь, расставание принесло им страдание)
Почему здесь употреблено местоимение “мы”?
Посмотрите на следующие цитаты, плакаты. Можно ли их соотнести с
содержанием рассказа? Какие темы, исходя из этого соотношения, звучат в
рассказе, кроме темы взаимоотношения человека и животных?
Беседа
Если бы собака жила в других условиях, была ли бы у неё та же кличка? Звучит песня в исполнении Т.и С. Никитиных « Собака бывает кусачей».
Определите интонацию песенки и рассказа.
Отличаются ли они? Если да, то чем?
Сопоставьте слова песни и отрывка из рассказа( Первый и последний абзац
рассказа)
Итог урока.
В течение двухтрех минут выбрать вариант формулировки темы урока,
прокомментировать свое решение.
Каким бы ни был выбор учащихся, необходимо учитывать, что каждый из
предложенных вариантов посвоему справедлив.
Веским основанием в пользу первого варианта является то, что главным
героем рассказа является Кусака, о чем свидетельствует и название рассказа,
и весь ход повествования от начала («Она никому не принадлежала...) до
конца («Собака выла«). Кусака находится под постоянным пристальным
вниманием писателя.
Автор видит и причины злоключений собаки. Они кроются в поведении
людей. Поманить, вызвать доверие и любовь, а потом ударить или бросить на
произвол судьбы — только на это способны «добрые« люди. Именно человек
должен остановить зло. Но вместо того чтобы простить и забыть обиды,
пропойцамужик вымещает их на собаке и жене. Жалость и доброта Лели
оборачиваются равнодушием к судьбе Кусаки. Люди, собравшиеся у
трактира, не находят лучшего развлечения, чем издеваться над дурачком.
Если они не имеют сострадания даже друг к другу, чего ждать бедной
Кусаке?
Выбор третьего варианта будет свидетельством более широкого понимания
произведения, так как именно здесь отражена позиция писателя. Л.Андреев
пояснял ее так: «...В рассказе героем является собака, ибо все живое имеет
одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в
великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами
жизни«
Домашнее задание
Урок литературы «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)
Урок литературы «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)
Урок литературы «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)
Урок литературы «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)
Урок литературы «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)
Урок литературы «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.