Урок литературы «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)
Оценка 4.6

Урок литературы «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
18.04.2017
Урок литературы  «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)
Главная цель урока – нравственное воспитание – восприятие чужой боли, страдания через прозу, анализ рассказа «Кусака»; а также развитие устной и письменной речи через диалог; развитие творческих способностей; продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания; воспринимать альтернативные точки зрения.Урок построен с использованием приемов развития критического мышления учащихся и состоял из трех основных стадий: вызова, осмысление и рефлексии.
«Кусака» Л.Андреева — о....».doc
МКОУ « КОММУНАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» «Кусака» Л.Андреева — о....»  Урок литературы  7 класс                                                                                       Учитель:  Вайс С. В. ТЕМА: «Кусака» Л.Андреева — о. ...»  ЦЕЛЬ:  ­помочь учащимся понять основную мысль текста и выделить средства,  помогающие автору её выразить;  ­создать условия для развития у школьников умений формулировать  проблемы, ­­предлагать пути их решения;                                                                ­создать условия для развития умения формулировать собственную точку  зрения, высказывать и аргументировать ее;  ­содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся  осознать ценность совместной деятельности; ­                                                        воспитывать бережное и внимательное отношение к животным, чувство  ответственности.  ОБОРУДОВАНИЕ: Тема урока (запись на доске)  Карточки с групповыми заданиями для анализа рассказа, таблица,  иллюстрации.                                                                       ХОД УРОКА:  Организация начала урока.  «Кусака» Л.Андреева — рассказ о...  1) собаке, преданной людьми?  2) добрых» людях?  3) том, что «все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними  и теми же страданиями»?      В начале урока предлагаю учащимся записать только первую часть названия темы, так как в конце они сами выберут и обоснуют полный ее вариант.    ­Вспомним, кто из русских писателей создал в литературе образ  четвероногого друга.     — Чехов«Каштанка», Куприн «Белый пудель», Троепольский «Белый Бим  Черное ухо»...      В этих произведениях собака изображается как верный, добрый и ласковый  друг человека, надежный его защитник. Кроме того, животное радуется,  тоскует, переживает; собака словно очеловечена. Не является в этом  отношении исключением и Кусака.  ВОПРОСЫ НА ОБЩЕЕ ВОСПРИЯТИЕ.  ­Вспомним, всегда ли ее так звали. Что мы узнали о ней в самом  начале рассказа?  «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не  мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную ночь и чем  кормилась». ­Как относились к ней дети, взрослые?  — «...ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали».  Найдите в тексте слова, которые вы считаете ключевыми для понимания  характера и дальнейшего поведения собаки.  — «. . .в одиночестве копила страх и злобу».  ­Какой случай заставил ее еще больше не доверять людям? Почему  «пропойца­мужик» ударил ее?  — «Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал  скуку и тупую злобу...  ­Какие слова невольно хочется взять в кавычки, кажется, что они  употреблены в переносном значении? Почему?  — «добрые люди»  ­ Разве добрые люди могут обижать?   Вспомнив обиды, человек озлобился и выместил свое чувство на ни в чем не  повинном существе. Стало ли ему легче? Нет. Потом он побрел домой, где  долго и больно бил жену и на кусочки изорвал новый платок, который на  прошлой неделе купил ей в подарок».  Можно ли считать его действия оправданными?  — Его поступки вызывают отвращение и негодование. В элобе мужик не  жалеет никого: ни дворнягу, ни близкого человека жену. Именно поэтому мы  сочувствуем не ему, а тем, кто страдает по его вине. Тем более жаль собаку,  которая не может ни потребовать объяснений, ни понять их, которая ничего  хорошего ни от кого не видела. В этот раз она вынесла тяжелый урок и больше «не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала,  а иногда со злобой набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и  палкой не удавалось отогнать ее».   АНАЛИЗ ХУДОЖСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАССКАЗА   Чтобы создать определенное настроение, мнение читателя, каждый писатель  использует различные художественные средства и приемы. Давайте сегодня  попытаемся пойти вслед за автором и прежде всего проследить за  особенностями композиции и языка произведения.   Каждая группа получает с этой целью карточки ­ задания   (тематические), которые помогут нам увидеть З мира рассказа:   1. Мир природы   2. Мир собаки   З. Мир людей   Ваша задача ­ обсудить коллективно вопросы и раскрыть их перед классом  1. МИР ПРИРОДЫ: В какое время года происходит действие? Найдите в главах пейзажные  зарисовки. Каковы их функции? Какое настроение они создают? Какие  языковые средства помогают создать это настроение?  2. МИР СОБАКИ:   Почему она находит удовольствие в таком странном занятии ­ сторожить  пустую дачу?      ЧЕЛОВЕКА:  Можно ли провести параллели между переменами во временах года и  переменами в жизни собак?  Проследите за изменениями в поведении, настроении, чувствах собаки от  главы к главе. Выделите цитаты, помогающие это сделать.  3. МИР   Каким представлен в рассказе мир людей?  1 глава ­ пьяный, дети и взрослые на улице  2 глава ­ дачники (Леля, дети, мать)  з глава ­ дачники (“—“­“­“­“­“­)  4 глава ­ Леля и мать, люди у трактира ­ Как Лелина мать сумела убедить  дочь оставить Кусаку?  5 глава ­ почему нет людей?  ВЫВОД: люди жестоки, равнодушны, эгоистичны, если и проявляют доброту,  то лишь пассивную. Даже Леля предает Кусаку  Т.о. наши выводы можно оформить в следующую таблицу:  Гла ва  1  2  Время  Мир природы  Мир собаки  Мир человека  З       И М  А  В  Е  с  н  а  Долгая,  морозная, окна  угрюмо  глядели на  обледеневший  сад.  Не помня себя от  страху, копила страх и злобу: некоторое  довольство и даже  гордость  Пьяный ткнул в бок  носком сапога; ребята  бросали камнями и  палками, взрослые  улюлюкали  Ясное небо,  горячее солнце  С каждым днем  уменьшала на шаг  расстояние,  отделявшее ее от  людей; страх и  беспомощность  отняли  непримиримую злобу Хорошенькая девушка  Леля; опьянение  воздухом, теплом и  светом; взрослые,  смех, добрые люди З  4  Л  Е  Т  о  О  С  е  н  ь  Зеленая  глубина сада  Загорелась  желтыми  огнями,  частыми  дождями,  заплакало небо  непрерывный  дождь, дачи,  как гаснувшие  свечи, желтый и анемичный  солнечный луч  Всею собачьей  душой расцвела  Кусака. Восторг,  благодарность,  любовь  Нарочно ласкали ее  Смутно  предчувствует беду  «Жалко» ­ повторила  Леля, но не заплакала.  Цинично ругался  Илюша, безвеселье,  хохот, люди, забыла  проститься с Кусакой  5  Позд  няя  осень  Мрак осенней  длинной ночи,  угрюмый шум  дождя  Выла ровно  настойчиво,   безнадежно,  спокойно ­ Можно ли сказать, что рассказ имеет кольцевую композицию?                          (да, каждая глава соответствует времени года)  ­ Что символизирует 5 глава? Ведь времен года ­ 4. Можно ли сказать, что  состояние собаки то же, что и вначале? Ей лучше? Хуже? Почему?  ( 5 глава ­ безвременье. Людей нет. Полное одиночество. Ночь. даже светлого  лучика надежда, как в 1 главе нет)  ­ Что можно сказать о людях? Искренни ли дачники по отношению к Кусаке?  ­ Как же понять выражение “Мы в ответе за тех, кого приручили”?  Дал ли рассказ что­ то новое в понимании этой цитаты?( они привязалась к  нам, отдали свою любовь, расставание принесло им страдание)  ­ Почему здесь употреблено местоимение “мы”?  ­ Посмотрите на следующие цитаты, плакаты. Можно ли их соотнести с  содержанием рассказа? Какие темы, исходя из этого соотношения, звучат в  рассказе, кроме темы взаимоотношения человека и животных?  Беседа  ­ Если бы собака жила в других условиях, была ли бы у неё та же кличка? Звучит песня в исполнении Т.и С. Никитиных « Собака бывает кусачей».  ­ Определите интонацию песенки и рассказа.  ­ Отличаются ли они? Если да, то чем?  ­ Сопоставьте слова песни и отрывка из рассказа( Первый и последний абзац  рассказа)  Итог урока.  В течение двух­трех минут выбрать вариант формулировки темы урока,  прокомментировать свое решение.  Каким бы ни был выбор учащихся, необходимо учитывать, что каждый из  предложенных вариантов по­своему справедлив.  Веским основанием в пользу первого варианта является то, что главным  героем рассказа является Кусака, о чем свидетельствует и название рассказа,  и весь ход повествования от начала («Она никому не принадлежала...) до  конца («Собака выла«). Кусака находится под постоянным пристальным  вниманием писателя.  Автор видит и причины злоключений собаки. Они кроются в поведении  людей. Поманить, вызвать доверие и любовь, а потом ударить или бросить на  произвол судьбы — только на это способны «добрые« люди. Именно человек  должен остановить зло. Но вместо того чтобы простить и забыть обиды,  пропойца­мужик вымещает их на собаке и жене. Жалость и доброта Лели  оборачиваются равнодушием к судьбе Кусаки. Люди, собравшиеся у  трактира, не находят лучшего развлечения, чем издеваться над дурачком.  Если они не имеют сострадания даже друг к другу, чего ждать бедной  Кусаке?  Выбор третьего варианта будет свидетельством более широкого понимания  произведения, так как именно здесь отражена позиция писателя. Л.Андреев  пояснял ее так: «...В рассказе героем является собака, ибо все живое имеет  одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в  великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами  жизни«  Домашнее задание

Урок литературы «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)

Урок литературы  «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)

Урок литературы «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)

Урок литературы  «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)

Урок литературы «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)

Урок литературы  «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)

Урок литературы «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)

Урок литературы  «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)

Урок литературы «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)

Урок литературы  «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)

Урок литературы «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)

Урок литературы  «Кусака» Л.Андреева — о....» (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2017