Урок литературы в 7 классе«А. Платонов «Прости нас, Юшка!»
Оценка 4.9

Урок литературы в 7 классе«А. Платонов «Прости нас, Юшка!»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
23.04.2017
Урок литературы в 7 классе«А. Платонов «Прости нас, Юшка!»
Так, напрасно ли прожил свою жизнь Юшка? Напрасно страдал? Конечно же, нет. Жизнь его продолжается жизнью приемной дочери, которая Лечит людей не только лекарствами, но и как Юшка способна сострадать, быть милосердной. И не случайно ее стали называть «дочерью доброго Юшки». Она – продолжатель его дела. Она, как и Юшка, гуманна.
А. Платонов «Прости нас, Юшка!»..doc
МКОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа» Урок литературы в 7 классе «А. Платонов «Прости нас, Юшка!»                                     Учитель: Вайс Светлана Владимировна МКОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа» Тема: «А. Платонов «Прости нас, Юшка!»   Цели: 1. Образовательные:  обеспечить повторение и закрепление таких понятий, как сострадание, милосердие,  гуманизм, нравственность;  продолжить работу по формированию навыков культуры речи, умения логически  формулировать свои мысли, связно и последовательно излагать материал, выделять  главное, вести диалог;  закреплять навыки работы со справочной литературой;  способствовать формированию навыков литературоведческого анализа  произведения, постижения авторской позиции, его мировоззрения через  характеристику героя. 2. Развивающие:  развивать психические процессы: памяти, мышления – выделять главное,  сравнивать, обобщать, делать выводы; воображения – путем создания проблемных  ситуаций, постановки проблемных вопросов, использования заданий творческого  характера; развивать и  обогащать эмоциональную сферу учащихся.  3. Воспитательные:  воспитывать нравственные качества личности: порядочность, доброту, милосердие,  сострадание;  воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения;  обеспечить гуманистический характер обучения, на первое место поставить  здоровье свободное развитие учащихся. Тип урока: урок – диалог Оборудование: толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова, портрет и выставка книг  А. Платонова, Библия.  Эпиграф к уроку:  Без меня народ неполный.                                                                     А. Платонов.                                                                                Ход урока:  I. Организация начала урока.    Эмоциональный настрой на урок. Пожелание друг другу успеха, хорошего настроения, плодотворной работы. II. Целеполагание.  ­Ребята, просмотрите на доску, прочитайте тему урока.   ­Как вы думаете, о ком и о чем пойдет речь на уроке?    (Ответы учащихся).  ­ Каковы цели нашего урока?    (Ответы учащихся).    Учитель (обобщая ответы учащихся): Наша цель: через характеристику героя, через его  отношение к миру, людям постичь авторскую позицию, его мировоззрение. Поразмышлять,  в чем смысл и ценность человеческой жизни. МКОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа» III. Работа в группах.  1 группа – работа с тестом (приложение № 1);  2 группа – выполняет следующее задание:  На доске записаны высказывания, выберете то, которое могло бы стать эпиграфом  рассказу «Юшка». Индивидуальное задание – Выписать из толкового словаря значение следующих слов:  нравственность, милосердие, гуманизм, сострадание. Задание выполняют два ученика.  Слова для эпиграфа:  Верю я, придет пора,  Силу подлости и злобы          Одолеет дух добра. (Б. Пастернак)  Провозглашать я стал любовь И правды чистые ученья В меня все ближние мои Бросали, бешено каменья. (М. Лермонтов)  Я счастлив счастием, мне чуждым, И грустен горечью чужой;      Чужим несчастиям и нуждам       Готов помочь я всей душой.  (И. Суриков)  А он, мятежный, просит бури,      Как будто в бурях есть покой.  (М. Лермонтов)    Какое высказывание вы выбрали? Почему?             Почему вы не выбрали последнее высказывание?    (Ответы учащихся). IV.Беседа по вопросам:  Какого человека мы называем нравственным?  Легко ли быть нравственным?  Можно ли Юшку назвать нравственным человеком?  Нравственный человек –  добрый, честный, справедливый, трудолюбивый,  терпеливый, любит близких, всем помогает. Все это есть и  у  Юшки. Юшка – божий  человек. Слово Божие учит делать нас добро. «Побеждай зло добром», ­ сказано в  Библии. Учитель: Посмотрим, как словарь толкует значение слова нравственность?     Ученик читает словарную статью.  Вывод: Юшка – высоконравственный человек.  Найдите описание Юшки. На что обращает наше внимание автор?  Почему автор особо выделяет глаза?   Глаза – ключевая деталь в описании портрета героя. У Юшки глаза наполнены влагой. Если глаза – зеркало души, то душа Юшки плачет. Ведь, именно, душою мы любим, страдаем.  А как проявляется герой через речь?  Речь героя простая, часто повторяет слова любовь, любить. Посмотрим на взаимоотношения Юшки с односельчанами: взрослыми и детьми.  Почему Юшка безропотно переносил издевательства односельчан?  Почему он испытывает к своим обидчикам не возмущение и злобу, а жалость? МКОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа» Юшка понимал, что люди порой не умеют радоваться жизни, не умеют быть добрыми,  жалел за душевную слепоту.  Какие у вас чувства вызывает отношение людей к Юшке?  Как вы считаете, были ли в трудной жизни Юшки счастливые моменты? Да, когда он был на природе. Герой очень любит свою родину, родную природу, все  живое.   А что еще помогало Юшке жить  и сохранять доброжелательность к людям?  Забота о девочке­сироте, которая стала для него родной. Уточнение по словарю значения слов сострадать и милосердие. Итак, обобщим, какой у Юшки характер? Юшка – добрый, вежливый, где – то даже робкий. Юшка не похож на своих односельчан.  Они чувствуют, что он живет иной, не такой жизнью, как они.  Обратимся к эпизоду, когда Юшка «осерчал». Почему он, именно,  «осерчал», а не разгневался?  Разгневаться он не мог, т.к. был очень добрый. Но в данном случае он не мог не  рассердиться. Все время терпеть нельзя. Он же тоже человек. И Юшка отстаивает свое право на жизнь. Вывод: Юшка слаб телом, но силен духом. Он отстаивает свое право на любовь, на  жизнь. Всю свою жизнь Юшка противопоставлял злу добро. И вот он умер.  Скажите, что произошло после его смерти? Почему людям стало «грустно»?   Зло стало жить среди людей. Некому стало безответно его терпеть. Только, когда Юшки  не стало, все поняли, кого не стало среди них.  Почему Юшка после смерти становится Ефимом Дмитриевичем? Появляется человек, который любил и ценил его.  Почему столяр говорит: «Прощай, Юшка, и всех нас прости». Люди поняли свою ошибку. Осознали свою вину перед ним.  Хоронить Юшку пришли всем селом. Для чего? Хотели искупить свою вину.  Так, напрасно ли прожил свою жизнь Юшка? Напрасно страдал? Конечно же, нет. Жизнь его продолжается жизнью приемной дочери, которая  Лечит людей не только лекарствами, но и как Юшка способна сострадать, быть  милосердной. И не случайно ее стали называть «дочерью доброго Юшки». Она –  продолжатель его дела. Она, как и Юшка, гуманна.  Уточнение по словарю значение слова «гуманизм».  Можем ли мы с вами сказать: «Прости нас, Юшка!»? Да, такие слова нужно уметь говорить всем, кому вольно или невольно сделал больно. Надо учиться просить прощения и прощать свои обиды.  Прочитайте эпиграф урока: «Без меня народ неполный». Это слова А. Платонова. Как вы их понимаете? Как они соотносятся с тем, о чем мы говорили? Каждый человек неповторим, а потому бесценен.  С какими героями, уже известных вам произведений, можно сравнить Юшку? М. Горький «Старуха Изергиль» ­ Данко, Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» ­ Тарас, Остап; Л.  Андреев «Кусака», В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» и другие. Слово учителя: В сердце Юшки жила безответная вера в людей, самоотречение во имя людей. Идея  рассказа в том, что добро порождает добро, а зло не может породить ничего. Теперь  давайте подытожим все сказанное выше и выведем  жизненную формулу Юшки: МКОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа» Любовь ко всему живому Любовь к Родине Милосердие Трудолюбие            Юшка  Вывод: Поскольку Юшка ­ истинно платоновский герой, то эта жизненная формула  применима и к личности писателя.  V. Домашнее задание. 1. Прочесть «Неизвестный цветок», в тексте выделить слова, которые чаще других  встречаются в тексте. 2. Прочесть «Неизвестный цветок», нарисовать цветок и придумать ему название. 3. Прочесть «Неизвестный цветок», сформулировать идею произведения, сравнить с идеей   « Юшки». Учащиеся сами выбирают, какое задание будут выполнять. VI. Подведение итогов урока. Ребята, послушайте данное стихотворение. Сравните его с тем, о чем мы говорили сегодня. Как вы думаете, в чем сходство? Учитель читает стихотворение Д. Голубкова (приложение №2) VII Результативность урока.  Ребята, понравился вам урок?  Кто испытал радость сегодня на уроке?  Были ли у вас затруднения?  Чьи отчеты вам особенно понравились?  Что узнали нового?  Где вам пригодятся знания, полученные на данном уроке?  Что вы пожелаете друг другу, мне – вашему учителю? Оценивание работы учащихся учителем. VIII. Заключительное слово учителя. Ребята, благодарю вас за урок. Философ древности Платон говорил: «Стараясь о счастии  других, мы находим своё». Я желаю вам быть добрыми и отзывчивыми, и тогда наша       жизнь станет лучше. Приложение №1 по произведению А. Платонова «Юшка». Тест 1.Почему герои Платонова и взрослые, и дети называют по прозвищу (Юшкой)? а) Из­за пренебрежительного к нему отношения; б) относились к нему как ребенку; в) не знали его настоящего имени. 2. Каково авторское отношение к главному герою? а) пренебрежительное; б) сострадательное; в) восхищенное; г) уважительное. 3. Почему Юшка считал, что и дети, и взрослые его любят? а) не допускал мысли о жестокости людей; б) был религиозным человеком; в) расценивал людей, исходя из собственных убеждений. 4) Почему и дети, и взрослые были жестоки по отношении к Юшке? МКОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа» а) он не мог постоять за себя; б) им было легко вымещать свою злость и ожесточение на слабом, безответном, кротком  человеке; в) обижая Юшку, они, таким образом, самоутверждались, ощущая свою власть и силу. 5. Почему «без Юшки жить людям стало хуже»? а) им не на ком стало вымещать злобу и обиду; б) он был незаменим в кузнице; в) он был сельским праведником. 6. Почему жизнь Юшки нельзя назвать бесполезной? а) он учил доброте и терпимости; б) он поставил на ноги девочку­ сироту; в) он помогал в кузнице; г) его дочь стала помогать тяжелобольным. 7. Почему Юшка никогда не пил чаю и не покупал себе новую одежду? А) не имел денег; б) считал возможным обходиться без этого; в) был скупым; г) копил деньги на то доброе дело, которому посвятил жизнь. Приложение № 2 Стихотворение Дмитрия Голубкова Человек, как звезда, рождается Сквозь неясной, Туманной млечности, В бесконечности начинается И кончается в бесконечности. Поколениями созидается Век за веком Земля нетленная. Человек, как звезда, рождается Чтоб светлее стала вселенная.

Урок литературы в 7 классе«А. Платонов «Прости нас, Юшка!»

Урок литературы в 7 классе«А. Платонов «Прости нас, Юшка!»

Урок литературы в 7 классе«А. Платонов «Прости нас, Юшка!»

Урок литературы в 7 классе«А. Платонов «Прости нас, Юшка!»

Урок литературы в 7 классе«А. Платонов «Прости нас, Юшка!»

Урок литературы в 7 классе«А. Платонов «Прости нас, Юшка!»

Урок литературы в 7 классе«А. Платонов «Прости нас, Юшка!»

Урок литературы в 7 классе«А. Платонов «Прости нас, Юшка!»

Урок литературы в 7 классе«А. Платонов «Прости нас, Юшка!»

Урок литературы в 7 классе«А. Платонов «Прости нас, Юшка!»

Урок литературы в 7 классе«А. Платонов «Прости нас, Юшка!»

Урок литературы в 7 классе«А. Платонов «Прости нас, Юшка!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017