конспект урока "Лоскутное шитье. чудеса из лоскутов" (6 класс, технология (обслуживающий труд)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по теме: Лоскутное шитье. Чудеса из лоскутов. Материалы для лоскутного шитья и раскрой ткани. Способы складывания лоскутов». На изучение этой темы в разделе отводится 2 часа Урок проводился в 6 – А классе (15 девочек) Место урока в теме: в соответствии с тематическим планированием Тип урока: комбинированный (изучение нового материала). Использовались информационно-¬коммуникативные технологии. Данный урок позволяет узнать о технике «лоскутное шитье» и способах складывания лоскутов.
Иконка файла материала Разработка урока 6 класс Лоскутное шитье. чудеса из лоскутов.doc
Разработка урока по технологии  (Обслуживающий труд) 6 класс «Лоскутное шитье. Чудеса из лоскутов» ФИО педагога: Скорнякова В. П. Место работы: МБОУ «СОШ №3» г. Красноперекопска Республики КрымРаздел VI: «Рукоделие» Тема.  «Лоскутное шитье. Чудеса из лоскутов. Материалы для лоскутного шитья  и раскрой ткани. Способы складывания лоскутов». Учитель: В. П.Скорнякова   высшая квалификационная категория Предмет: технология. Класс: 6  Учебник: 6  класс – Кожина О. А. «Технология. Обслуживающий труд» Тип урока: комбинированный (изучение нового материала). Ожидаемые   результаты:  учащиеся   научатся  обрабатывать   кусочки   ткани   лоскутной технике; развитие у учащихся эстетического вкуса. Оборудование:  мультимедийное оборудование, презентация «Лоскутное шитье»,    в утюг,  ножницы,  иголки,  нитки, булавки,  Методы обучения:  лекция, беседа, задания исследовательского характера (доклады  учениц), использование ИКТ.  как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:            Цели урока Знакомятся с историей происхождения техники лоскутного шитья,  различными техниками его исполнения, самостоятельно изготавливают шаблон для  создания изделия в данной технике. Предметные УУД: Овладение алгоритмами решения организационных задач и  технологических операций. Регулятивные УУД: освоить теоретические знания  лоскутной техники. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и  сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Познавательные УУД: познакомить с основными приемами лоскутной техники и  сочетанием цветов в изделии. Способствовать привитию интереса к урокам  технологии.  Личностные УУД: воспитывать эстетические чувства, прививать интерес к труду.     Этап урока, время этапа. Задачи этапа. Методы, приемы обучения. Формы учебного  взаимодействия. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Формируемые УУД и  предметные действия.                                                                                                                                                    Мотивационно­целевой этап I.  Организационный момент (2 мин.)     Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.      1. Приветствие учеников.      2. Проверка готовности к уроку. Личностные УУД: проявление эмоционального отношения в учебно­познавательной  деятельности.Коммуникативные УУД: Умение организовывать и планировать деятельность в  сотрудничестве. II.  Актуализация знаний (15 мин.)       1. После изготовления юбки, у нас с вами осталось много лоскутов ткани различного размера. Как вы думаете, можно ли из них, что­нибудь изготовить? Или они уже  непригодны?      2. Лоскутное шитьё или по другому «Печворк», что это за вид рукоделия?                  3. Почему люди его так любят, и в настоящее время он стал снова актуален?      Целеполагание и постановка задач. Организовать  подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению  нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения.  Подвожу учащихся к теме занятия и предлагаю детям поставить цели урока: Задачи урока: Обучающие – дать представление о многообразии использования и применения тканевых остатков; углубить знание о построении орнамента и подбор по цветам. Развивающие – передать сведения из истории создания изделий из лоскута, его применение в наше время. Воспитательные –   воспитывать   эстетический   вкус,   творческое   отношение   к выполняемой работе.  III. Изучение новой темы (30мин) Сегодня   мы   с   вами   начинаем   изучать   раздел   «Художественная   обработка материалов»  с темы «Лоскутное шитье».  Само название уже дает подсказку, о каком шитье пойдет речь. Откуда же появилось лоскутное шитье и как можно использовать изделия из кусочков ткани сейчас нам расскажут ваши одноклассницы, а вы запишите в тетради, где и когда возникла эта техника и какова причина ее появления. Доклады двух учениц. Для того, чтобы более наглядно представить себе процесс лоскутного шитья, предлагаю вам посмотреть презентацию и записывать основные понятия. Презентация: «Лоскутное шитье»       Итак, обобщим все сказанное, и запишем, что – Лоскутное  шитье (печворк – по  европейски, квилтинг – по американски) – это искусство соединения небольших  разноцветных кусочков ткани (лоскутов) в единое целое путем сшивания. Лоскутное   шитье   было   развито   у   многих   народов.   Эта   техника   была   очень  актуальна во все времена, ведь она позволяла перерабатывать лоскутки  в необходимые для домашнего обихода вещи. В 70­е годы XX века, вновь возник интерес к лоскутному шитью.   И   в   наши   дни   стиль   пэчворк   не   забыт.   С   помощью   этой   техники   можно изготовить   практически   все   –   от   постельного   белья,   одеял,   диванных   подушек   до панно,   оригинальных   штор,   детских   игрушек,   неувядающих   цветов   и   модной дизайнерской одежды.  Лоскутная   техника   проста,   поэтому   доступна   каждому.   Для   этого   занятия необходимы   самые   обыкновенные инструменты   и   приспособления: ножницы, иглы, наперсток, портновский мел, линейка, булавки, шаблоны из картона, швейная машинка, утюг.кожа,   Но   вам,   кружево и даже   искусственный   мех. Какие же ткани необходимы для техники? В дело идут как новые, так и бывшие в употреблении ткани. Опытные мастерицы используют  разнообразные ткани, такие, как трикотаж,   как начинающим лучше использовать такие ткани, как ситец, сатин, бязь или лен. С ними легко работать, они не скользят, имеют самые разнообразные цвета и рисунки. Основное   требование   к   тканям   заключается   в   том,   что   они   должны   быть малорастяжимыми,   слабоосыпающимися   и   износостойкими,   желательно   одинаковой плотности и толщины. Еще пригодятся прокладочные материалы – синтепон и ватин (для   набивки   изделий),   отделочные   материалы   –   шнуры,   ленты,   кружева   (для декоративного оформления). При   создании   рисунка   обязательно   учитывается   цвет   кусочков,   композиция рисунка, ритм, симметрия, асимметрия. Узор в пэчворке создается из: квадратных, треугольных, ромбовидных кусочков. Вначале рисуется узор, а затем готовятся выкройки будущего изделия. Выделяют   4   техники   лоскутного   шитья: «полоска», «квадрат», «свободная техника».    «треугольник», Лоскутное   шитье   очень   увлекательно.   Это   занятие   развивает   воображение, позволяет   воплотить   свои   фантазии,   ведь   лоскутки   можно   складывать   в   тысячи рисунков и орнаментов. Важно и то, что ваши эксперименты не потребуют крупных денежных трат. Регулятивные УУД: Осуществляемые действия: восприятие, осмысление, запоминание учебного  материала; осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к  усвоению. Формируемые способы деятельности: формирование умения учиться высказывать  своё предположение на основе работы с материалом;формирование умения оценивать  учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения  слушать и понимать других;формирование умения формулировать свои мысли в  устной форме. Познавательные УУД: Осуществляемые действия: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно­ познавательной деятельности; развитие умения получать информацию из рисунка,  текста и строить сообщения в устной форме; развитие умения проводить сравнение  изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям; развитие умения  осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники  информации; развитие умения строить простые рассуждения. Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять  познавательную и личностную рефлексию. Динамическая пауза. IV.  Практическая работа: «Изготовление цветка в лоскутной технике» (60 мин) Учитель проводит инструктаж обучающихся по предстоящей работе «Изготовление  шаблонов для изделия в лоскутной технике». Повторение правил ТБ при работе с колющими, режущими инструментам.Самостоятельная работа. Выполнение в соответствии с инструкцией. Контроль  качества. Динамическая пауза. Познавательные УУД: самостоятельное решение учебной задачи. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений; коррекция в случае расхождения эталона. V. Рефлексивно­оценочный этап. Рефлексия. Подведение итогов урока. 3 мин. Проводит рефлексию. Комментирует работу обучающихся на уроке. ­ Что было основной причиной для создания изделий из лоскута? ­ Какие материалы используют для лоскутного шитья? ­ Как нужно подготовить ткань для пэчворка? ­ Какие виды техник используются в лоскутном шитье? Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке. Коммуникативные УУД: Осуществляемые действия: оценка и самооценка учебной деятельности; обобщение и систематизация знаний учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока. Формируемые способы деятельности: формирование умений полно и точно выражать свои мысли.          1) Вам было интересно на уроке?  2) Вы узнали что­то новое?  3) Где вы будете применять полученные знания?       Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции. Проговаривают  последовательность своих действий при выполнении цветка, отмечая возникшие  трудности при этом и их причины.         Демонстрируют свои изделия.   VI.  Итог урока        Выставление отметок. VII. Домашнее задание (2мин) Выучить   конспект.   Подготовиться   к   практической   работе:   принести   картон, линейку, лоскуты ткани (4 расцветки, декатированные), швейные принадлежности.Технологическая карта на изготовление цветка в лоскутной технике № п/п 1 Последователь ность и содержание операций Изготовить шаблоны Рисунок или графическое изображение 2 Обвести шаблоны и вырезать детали цветка