Конспект урока "М. Пришвин «Моя Родина»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока литературного чтения для учащихся 3 класса начальной школы по УМК "Школа России", учебник 3 класса Л.Ф.Климановой «Литературное чтение». Урок разработан по ФГОС второго поколения для начальной школы. Данная разработка знакомит детей с некоторыми автобиографическими сведениями из жизни М.Пришвина, способствует формированию навыка правильного, сознательного, беглого, выразительного чтения.
Иконка файла материала Урок.doc
М. Пришвин «Моя Родина» Задачи: Образовательные: знакомство с рассказом «Моя Родина»; знакомство с некоторыми автобиографическими сведениями из жизни  М.Пришвина; формирование навыка правильного, сознательного, беглого,  выразительного чтения; формирование читательской самостоятельности; формирование и развитие читательских интересов. Развивающие: Формирование УУД: ­ личностного действия смыслообразования на этапе постановки проблемы перед чтением данного рассказа; ­ регулятивного действия самоконтроля и коррекции при чтении рассказа; на  этапе осознания цели чтения рассказа; рефлексивной оценки результатов  деятельности на уроке чтения; планирования – при организации ответов; ­познавательных УУД (анализ – при анализе рассказа, при ответе на вопросы,  выборочном чтении, словарной работе, выразительном чтении; синтез – при  формулировке вывода; обобщение – на этапе обобщающей беседы); ­коммуникативных УУД (умение выразить свою точку зрения, обсудить  проблему, выразить впечатление о прочитанном); развитие памяти, внимания, речи; Воспитательные: воспитание любви и уважения к Родине, матери; воспитание прилежности; воспитание эстетических чувств; Воспитание правильного отношения к природе. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 1. 2. 3. 4.Оборудование: для учителя: презентация к уроку, учебник 3 класса Л.Ф.Климановой «Литературное чтение»;  выставка книг Пришвина; диск с песней «Гляжу в озера синие». для учащихся: кроссворды индивидуальные; учебник 3 класса Л.Ф.Климановой «Литературное  чтение»; сообщение о жизни и творчестве М.Пришвина (1 ученик). Структура урока: 1. Организационный момент. ­ Здравствуйте, ребята. Меня зовут….. Я проведу сегодня у вас  урок литературного чтения. 2. Мотивация к учебной деятельности, речевая разминка. ­  Начнём мы наш урок с разминки. Ребята, перед вами находится текст стихотворения, но в этом тексте пропущено одно слово, определите  его. Если … дома нет, Очень, очень грустно. Если … долго нет, То обед невкусный. Если … рядом нет Холодно в квартире, Если … близко нет, Плохо в целом мире. Если … далеко, Очень детям нелегко. Я скажу вам прямо: – Берегите …! (Е. Раннева) (Слайд 1)­ Какое слово вы вставили? Конечно же – это слово МАМА! Слово вывешивается на доске ­Давайте потренируемся и почитаем это стихотворение вместе с вами я читаю  первую строчку, а вы вторую и т.д. (слайд 2) 3. Актуализация знаний.  ­ Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем, который  с необыкновенной теплотой и нежностью относился к своей маме Марии Ивановне. И это не случайно, после   смерти   мужа,   она   одна   воспитывала   пятерых   детей   и   смогла   им   сполна подарить   свою   любовь   и   дать   хорошее   образование.   Решимость   и   нежность, практичность   и   мечтательность   до   глубокой   старости   сочетались   в  её  характере. Именно от мамы он узнал о том, что все люди на земле должны иметь одинаковые права,   поэтому   он   с   раннего   детства   беспрепятственно   дружил   с   деревенскими ребятишками, хотя сам был из обеспеченной семьи. Близость с людьми из народа открывала   перед   ним   тайны   природы,   правду   народной   жизни:   он   учился распознавать звуки ночи, повадки птиц, животных и наблюдал за жизнью растений. Позже он напишет много рассказов­очерков по своим наблюдениям.  О своей маме он писал: «В этом человеке, кажется столь простом для других, я вижу, как в чистом зеркале, ту свою родину­мать, для которой стоит пожить на земле и постоять за нее». ­ Хотите узнать, о каком писателе я вам сейчас рассказала? ­ Для этого вам необходимо расшифровать слово. Поможет вам алфавит, который лежит у вас на парте: 17  18  10  26  3  10  15  ­ Работа в парах. Проверка результатов. Ответ: Михаил Михайлович Пришвин (слайд 3) 4. Открытие новых знаний. ­ Ребята, давайте вспомним, с чем сравнивает Пришвин свою маму? ­ Правильно, с Родиной.  ­ Как вы думаете, о чём будет произведение, которое открывает новый раздел  в нашем учебнике. Прочитайте название раздела. («Люби живое»). – Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей) Это природа Слово природа вывешивается на доске.­ Почему раздел называется Люби живое, а рассказ мы будем читать о Родине. (Предположения детей) Скажите, как назывались рассказы у Пришвина? Очерки. А что такое очерк? Где мы это сможем узнать? ­ Откройте учебник стр. 58. ­ Прочитайте название. Тема выводится на слайде (слайд 4) ­ Как вы понимаете, что такое Родина? ­ Родина – это место, где человек родился. ­ Какими ещё словами мы сможем заменить слово Родина: отчизна, отечество,  родная сторона, родной край, родная земля. Слово родина вывешивается на доске. 5. Физминутка для глаз 6. Формулирование целей урока. ­ Тему урока мы определили. Какие задачи мы перед собой поставим? Вам  помогут опорные слова 1. Познакомимся…( произведением) 2. Будем учиться …(читать), 3. Высказывать … (своё отношение). 7. Изучение новой темы ­ Словарная работа.       Отработка навыков чтения. ­Нам встретятся непонятные и сложные слова. Чтобы их безошибочно  прочитать, давайте потренируемся.   Читай плавно, по слогам, затем ­ целыми словами. (Слайд 5) Со­кро­ви­ща­ сокровища                               Кла­до­вА­я­кладовАя                                       Встре­чал­ся­встречался                                 Про­буж­да­ет­ся­пробуждается По­кры­ва­лось – покрывалось  Ки­пя­ти­лось – кипятилось Вста­ва­ни­ю – вставанию Как вы думаете, почему я выделила одну букву? Что такое  кладовая? Давайте проверим по словарю, какой словарик нам в этом поможет? 8. Чтение учащимися. Анализ произведения. ­ Начнем знакомство. Ваша задача: прочитать самостоятельно этот очерк,  представить картину, которую описывает в произведении писатель.Самостоятельное чтение текста. ­Понравилось ли вам произведение? ­Да. ­ О ком написал этот рассказ Пришвин? ­ Какую картину вы представили? ­Пришвин с детства привык вставать рано, чтобы сделать новые открытия  в природе. 9. Повторное  чтение произведения по абзацам. ­ Сейчас мы ещё раз перечитаем текст.  ­ 1 абзац читает 1 человек ­ О чём мы узнали из первого абзаца? ­ какое угощение попробовал Пришвин?Прочитайте. ­ Чтение 2­3 абзаца. ­ Какую привычку выработал у себя автор? ­ Он привык вставать с восходом солнца. Вставая рано, он находил в природе  такое, чего еще никогда не видел. ­ Чтение 4 абзаца 1 человеком, чтение хором. ­ Какой вывод сделал для себя автор? ­Чтение 5 абзаца На какую охоту ходил автор? Физминутка ­ Сейчас мы с вами отправимся в лес и понаблюдаем за животными, изобразим их движения: Первой на пути нам встретилась – лиса­ она хитрая, ловкая, грациозная; Зайчик – быстрый, ловкий; Медведь – медленный, спокойный, размеренный; Ёжик – юркий, подвижный; Белка – стремительная, быстрая, непоседливая. ­ возвращаемся в класс. ­ К кому Пришвин обращается в этой части? ­Он обращается к нам. ­ Кем вы являетесь по отношению к нашей природе? ­ Мы ­ хозяева природы.­ Какие сокровища мы должны с вами охранять? ­ Правильно, эти сокровища ­ животные, растения, моря, воздух и т.д. К чему  Пришвин нас призывает? ­ Чтение 7 абзаца ­ Почему, охранять природу, ­ значит охранять Родину? ­ Природа – часть Родины – Для Пришвина Природа и Родина неразделимы!  Проверка Д/3  10. Проверка домашнего задания. Вам было дано задание : найти в газетах, журналах, в интернете...  рассказавают о мерах охраны природы в нашей местности. ­Какие мероприятия проводятся у нас в стране, в области, в районе по  охране окружающей среды. 11.Работа в парах. ­ Но, к сожалению, на нашей планете ещё раздаются тревожные голоса  и просьбы о помощи…  12.Но, к сожалению, на нашей планете раздаются тревожные сигналы, мы них. Составьте экологический знак и правило поведения в 15.природе. бабочки. Помогите! (Не ловите насекомых) деревья. Они поломаны. Помогите! деревьев) осталось совсем мало. Помогите! цветы) городе. Помогите! воздух) Помогите! 24.(Не сорите) друзьями природы! нашей планете раздаются тревожные сигналы, мы них. Составьте экологический знак и правило поведения в 29.природе. бабочки. Помогите! (Не ловите насекомых) деревья. Они поломаны. Помогите! деревьев) осталось совсем мало. Помогите! цветы) городе. Помогите! воздух) Помогите! 38.(Не сорите) друзьями природы! ­ Нарисуйте  на обратной стороне вашего листка запрещающий  экологический знак, чего нельзя делать и запишите правило поведения  в природе одним предложением. Задания: 1.В реке пропадает рыба. Помогите! 2. В роще не слышно пения птиц. Помогите! 3. Заяц хромает. Помогите! 4. Над лесом поднимается столб чёрного дыма. Помогите! 5. На лугу нас осталось мало. Помогите! Но, к сожалению, на нашей планете раздаются тревожные сигналы, мы них. Составьте экологический знак и правило поведения в природе. бабочки. Помогите! (Не ловите насекомых) деревья. Они поломаны. Помогите! деревьев) совсем мало. Помогите! цветы) городе. Помогите! ( Не загрязняйте воздух) Помогите! (Не сорите) природы! 13.Обобщающая беседа. ­ Почему слова мама, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе? ­Потому что это самые главные и важные слова в нашей жизни. – Какие строки этой статьи самые главные? ­ Охранять природу ­ значит охранять Родину. – Согласны ли вы с призывом автора? ­ Да.– Прочитайте еще раз выразительно эти строки. ­Какую пользу для себя вы получили от этого урока? Какие знания с  урока вам могут пригодиться в дальнейшем? 14. Домашнее задание Выучить последний абзац. Выставление отметок Рефлексия 15. 16. Антуан де Сент­Экзюпери заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля». И пересесть из него просто некуда. Наша жизнь и наше будущее зависит от каждого из нас. Спасибо за урок

Посмотрите также